Развития детского изобразительного творчества.
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Понятие детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_po_izo.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развития детского изобразительного творчества.

  1. Сущность творчества и его проявлений в детском возрасте.

Понятие детского творчества.

Творчество детей дошкольного возраста понимается как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, то есть умение не только копировать, но и преобразовывать, реконструировать. Такое определение впервые дала Е.А. Флерина.

Детское творчество  — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др. Ддетское творчество в социалистических условиях помогает решать одну из главных задач воспитания и образования — развить творческий потенциал будущих строителей коммунистического общества. Детское творчество даёт также материал для изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности.

                  Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть, важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.

Критерии показателей детского изобразительного творчества.

Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А. Ветлугина. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей, способы творческих действий, качество детской продукции.

Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей.

1. Развитие творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

2. Увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.

4. Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

5. Изменение мотивов деятельности, доставляющий детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).

6. Возникновение потребности в творчестве.

Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий.

1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создания новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).

2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.

3. Нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

4. Быстрота реакций, находчивость в действиях.

Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Показатели творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности.

1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно - выразительных средств для воплощения образа.

2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.

Алгоритм развития творчества в процессе развивающего обучения.

По своему характеру творчество и обучение своеобразны, но между ними устанавливаются тонкие и взаимовлияющие связи. Обучение и творчество имеют свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения в рисунке, проявляя при этом инициативу, самостоятельность действий. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов. Обучение отвечает своему назначению, если носит воспитывающий и развивающий характер.

Пути формирования и развития художественного творчества в процессе развивающего обучения своеобразны. Конечно, творчество развивается не так последовательно и постепенно, как обучение.

 Важнейшее педагогическое условие - организация наблюдений детей за окружающей жизнью, нахождение того, что может быть отражено в рисунках. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски природного и предметного мира - путь, по которому развивается творчество ребенка.

Особую роль при этом играет искусство. Известно, что произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительно-изобразительных средств. Вместе с тем во многих произведениях отчетливо выступают средства, которые особенно ярко выражают замысел художника. Возможность применения произведений искусства для обогащения творческого опыта детей имеет огромное значение. Отобрав несколько произведений, в которых преобладает то или иное средство (допустим, колорит в живописи), можно привлечь к нему внимание ребенка. Повторные встречи с подобным явлением помогают присмотреться, сравнить, отразить его в своих рисунках.

Важны этапы формирования детского творчества с постановкой разнообразных заданий.  Задания названы творческими, так как дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, т.е. самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, так как предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, который организует обстановку, условия, материалы, побуждает детей к творческим действиям Творческие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению

Можно выделить три этапа в усложнении заданий.

1. Задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

2. Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа ребенок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребенок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

3. Задания, предлагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребенка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков и т.д.).

Необходимо отметить, что при развитии творчества отмечаются лишь примерные этапы, которые могут варьироваться. Способные дети преодолевают эти этапы в более короткие сроки. Отчетливее выступает индивидуальное, своеобразие детской продукции. Особую роль играет атмосфера увлеченности, возможности совместного творчества взрослого и ребенка. Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Однако между ними имеются существенные связи. Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное развитие творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения - это тот необходимый опыт, при котором, их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретет истинно эстетический характер.

Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения, развивается способность к самообучению и саморазвитию.

Этапы творческого акта и основная методика руководства.

В творческой деятельности ребенка, исходя из методики Комаровой, следует выделять три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый этап — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же решение должен принимать только малыш). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер носит его замысел. Исследования показывают, что первоначально дети трех лет только в 30—40% случаев могут создать задуманное ими изображение. Остальные малыши меняют замысел и, называя в начале занятия то, что они хотят нарисовать, затем рисуют совсем другое. Лишь к концу года при условии систематических занятий у 70—80% детей замысел и его воплощение совпадают. Причина такого явления, с одной стороны, в ситуативности мышления малыша. Сначала ему хочется нарисовать одно, затем в поле зрения попадает иной объект, который представляется более интересным. С другой стороны, называя предмет будущего изображения, малыш, обладающий еще небольшим опытом деятельности, далеко не всегда может соотнести задуманное со своими возможностями. Осознав свое неумение, он отказывается от первоначальной задумки. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает замысел.

На этом этапе, для возникновения замысла можно выделить ряд основных методов и приемов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей:

  • наблюдения окружающего,
  • использование произведений изобразительно искусства разных видов и жанров,
  • эстетическое восприятие художественного образа с целью установления   взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике.

Второй этап — процесс создания детьми изображения, т. е., реализация замысла. Даже если тему называет воспитатель, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение (если педагог не регламентирует изобразительное решение). Значительно большие возможности появляются, когда рисунок создается по замыслу ребенка. Педагог задает лишь направление выбора темы, содержание будущего «шедевра». На этом этапе ребенок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.

На этом этапе, во время создания художественного образа используют следующие методы и приемы:

  • выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека;
  • синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для создания атмосферы творчества, эмоционально обогащения образа;
  • создание поисковых ситуаций;
  • использование игровых приемов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребенка.

Третий этап — анализ результатов — связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных детьми работ должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности. По окончании занятия все рисунки, поделки выставляются на специальном стенде. Каждый ребенок сможет посмотреть работы товарищей, понять разнообразие решений, увидеть свое произведение среди других, сравнить. Дети смогут выбрать изображения, которые им больше всего понравились, и обосновать свой выбор.

На этом этапе можно выделить следующие методы и приемы:

  • восприятие детьми результатов творчества;
  • анализ и оценка работ с учетом мнений каждого «автора»;
  • доброжелательное отношение к замыслам детей.

Условия развития детского творчества (выделенных в современных программах «Развитие, «Одаренный ребенок»)

Программы «Развитие» и «Одаренный ребенок» разработаны одним и тем же авторским коллективом под научным руководством Л.А. Венгера и построены на общих теоретических позициях. Основными целями программ стали развитие умственных и художественных способностей ребенка. Л.А.Венгером выделяются сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие способности, которые позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях. Основной акцент в работе по любой из этих программ направлен не на то, КАКОЙ фактический материал дается детям, а на то, КАК он дается. Для этого необходимо создать условия для развития способностей детей.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творчеством, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важное условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Единство педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

Основания художественно - творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно - выразительные средства и их подчинимое значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Другим условием развития детского творчества является обучение, как организованный взрослым процесс передачи (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующий ее), обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творчества.

Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым важное условие творческой активности ребенка на занятии. Б.М. Теплов говорил о важности и трудности обеспечения эффективной мотивации. Он особое внимание обращал на искренность, как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии и в самостоятельной художественной деятельности детей царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, веры в силы ребенка, поддержания его при неудачах.

Еще одно условие развития творчества детей - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовы средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Важно учесть и характер, и темперамент, и особенности некоторых психических процессов.

Важным условием развития творчества ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Чрезвычайно важное, условие эффективного развития творчества вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). Например, у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Следующее условие успешного развития творчества заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть еще одно условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творчества детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

     

             Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством.

Восприятие – основа ознакомления с изобразительным искусством.

В своих рисунках, лепке, аппликациях дети отражают впечатления, полученные от окружающего мира. Значит, у них сложились разнообразные впечатления об этом мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшее условие творчества - развивать восприятие у детей , формировать разнообразный сенсорный опыт.

 Чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен представлять все его основные свойства и передавать их так, чтобы изображение было узнаваемо. Для маленького художника это весьма существенно. Знания и представления об окружающем педагог формирует целенаправленно. Это и специальные наблюдения, и рассматривание предмета в ходе дидактических игр, а так же ознакомление детей с искусством. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни.

Приобщая детей к изобразительному искусству, тем самым у них формируется способность воспринимать произведения. Развивая эстетическое восприятие, необходимо направлять внимание детей не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. учатся эстетически осваивать жизнь.

Для эстетического восприятия характерно переживание того, что воспринимается, заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение  находит выражение  в словах, в оценке происходящего в картине, переданного в скульптуре. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения – что хорошо и что плохо. Художник помогает выработке такого суждения благодаря выразительности образа, подчеркиванию в нем положительного и отрицательного. Он пользуется для этого средствами выразительности своего искусства.

Характеристика основных типов понимания искусства.

Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познать действительность.

Основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Живопись. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздается реальный мир с постранственной глубиной,  объемом, цветом, светом, воздухом. Цвет – главное средство живописи. Живопись характеризуется богатством жанров. Основные, с которыми знакомят детей -  пейзаж, портрет, натюрморт.

Графика.  К графическим произведениям относятся: рисунок, выполненный карандашом, пером, углем, акварелью, а также различные виды его воспроизведения в печати. Графика включает разные типы изображения. Это могут быть наброски, а также законченные и крупные композиции. Большое место в графическом искусстве занимает оформление книг. Книжная графика переросла в наше время в самостоятельный вид искусства. Книжная иллюстрация призвана раскрывать в образах замыслы писателя.

Скульптура. Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Выразительность художественного образа определяется его пластической характеристикой – позой, движением. Чаще всего предметом скульптурного изображения является фигура человека, реже, животное, неодушевленные предметы.

Декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство включает художественную обработку предметов обихода, их художественную отделку, внутреннее убранство помещения. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса. Большой популярностью пользуется Дымковская игрушка, изделия Хохломской, Городецкой  Гжельской росписи, Семеновская матрешка, ручная вышивка, плетеное кружево, резьба по дереву, металлу и т.д.

Современный подход в методике ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление ребенка более свободно и независимо, оно еще не задавлено шаблонами и стереотипами, которые присущи взрослым. Любой ребенок может быть творческой личностью, т. к. от рождения является потенциально талантливым. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать творческое  мышление, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов, стереотипов, снятием ограничений, большой свободой в решении проблем. Оно направлено на порождение новых идей и самовыражений ребенка в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной, художественно-продуктивной деятельности, которая является одним из важнейших средств познания мира и самореализации.

Для развития творческих способностей детей нужна иная методика общения с ними, отличная от привычного всем нам показа, рассказа, объяснения, т. е.  необходимо менять формы, методы и подходы к работе. В настоящее время приоритетное направление в методике ознакомления с изобразительным искусством – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. необходимо внедрять в практику работы более эффективные приемы развития творческого воображения детей и ознакомления дошкольников с изобразительным искусством:

-экспериментирование – практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явление с целью их познания и освоения, характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и сведений и выступает как основной мотив деятельности;

- художественно-творческие задания, являющиеся мотивом к выполнению практической творческой деятельности;

-элементы ТРИЗ-РТВ технологий, направленные на развитие творческого потенциала каждого ребенка  через формирование творческого мышления, воображения, поисковой деятельности по выбору выразительных художественных средств в своей продуктивной деятельности для выражения своего отношения к миру;

-занятия интегрированного типа;

-необходимо формировать у дошкольников знания и умения в гибкой, подвижной, вариативной форме.

Такой подход способствует созданию положительного, эмоционального тонуса, дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок в рисунке, лепке, аппликации.  

Характеристика особенностей восприятия дошкольниками художественного произведения.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик - стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их. При этом снова возникает эстетическое чувство.

 Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение. При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде имеется и эстетическое чувство. Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей. Дети испытывают их, воспринимая более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовых сочетаний.  Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений. Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Таким образом, восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Оценочные суждения детей дошкольного возраста еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить. При восприятии художественных произведений имеет значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев. Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Дети старшего дошкольного способными воспринять в художественном произведении не только внешний, но и внутренний комизм, юмор, иронию.

Детский рисунок как продукт детского творчества.

Краткая характеристика особенностей детского рисунка и возрастных направлений его развития.

Рисуя, ребенок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

 Детский рисунок отражает уровень  зрелости ребенка. Существуют некоторые возрастные закономерности рисунка человека в дошкольном возрасте. Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта. Их рисунки воспроизводят определенные схемы или графические шаблоны.

 Первая форма изображения человека (дяди, тети) – это «головоног», представляющий собой округлую голову и отходящие от нее черточки – руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы.

 Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища. Человек составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины.

 На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, то теперь  он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующие развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны.

 К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы.

 Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей. К последним относятся шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда.

Причина угасания интереса к детскому рисунку.

Можно выделить следующие причины угасания интереса и детского творчества в целом.

1)Многим родителям становится непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол, или еще что-нибудь, что является более удобным для детского самовыражения. Тем самым начинается борьба за аккуратность с развивающимися художественными способностями.
2) Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки во время занятий. Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции ребенка превышает все остальные виды детской деятельности.
3) Многие взрослые проявляют невнимательность к детским творениям, мало интересуются, чем живет ребенок, что его интересует, не умеют радоваться вместе с ребенком нго достижениями или же начинают сравнивать работы ребенка с работами других детей. Тем самым у ребенка появляется неуверенность в своих силах, заниженная самооценка, нежелание заниматься этой деятельностью.  
4) И, наконец, самой важной причиной «затухания» детского творчества является традиционная форма обучения, основанная на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость). Многие родители задаются вопросом, каким же образом организовать обучение ребенка, чтобы хорошо подготовить его к школе, а затем - к высшему учебному заведению, чтобы ребенок обладал необходимой суммой знаний и в то же время не утратил творческих способностей. Прежде всего, необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство - это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин "дошкольное детство" создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка. Большинство детей каждый день живут с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, воспитателей, свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.

Актуальное значение рисунка: для развития интереса, создания индивидуального, выразительного образа.

Много достоинства рисунка заметила Е. А. Флерина.

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственное выражение ребенка своих мыслей и чувств. Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма, и способы, а умение, использовать минимум средств, передать свое состояние.

Во-вторых содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле. На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников -- все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

Еще одно ценное качество детского рисунка - смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Для маленького ребенка нет нечего невозможного. А ведь, риск, способность к риску, смелость - непременное условие и характеристика творческой личности.

Гуманизм, оптимизм содержательность детских рисунков - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятия, ожидание добра, от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в тоже время немного печалит осознание того, как трудно почти невозможно сберечь такое восприятие мира.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Образ всегда индивидуален, нов и неповторим, а потому и должен быть выразителен. Цвет, форма, композиция является средствами выразительности образа в детском рисунке. Поэтому, детский рисунок ценят за его выразительность. Способность к образному творчеству у детей прежде всего проявляются в выборе содержания, в отборе предметов для воспроизведения, умении остановить внимание на характерном, особенном, выделяющемся в кругу остальных , в рисунке они передают свое отношения к изображаемому. Творческий процесс предполагает у детей дошкольного возраста образное видение мира, действительности. Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка - умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное впечатление от объекта, явления. Большое значение в процессе сознания образов приобретают индивидуальные особенности детей. Они проявляются не только в своеобразном видении предмета или явления, но и в сохранении индивидуальной манеры исполнения. Таким образом, в рисунках детей дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора - ребенка. Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Взаимосвязь обучения и игры в развитии детского творчества.

Место игры в современном процессе  развивающего обучения.

Игра занимает очень важное место в жизни ребенка. Она захватывает малыша, овладевает всеми его мыслями и чувствами. Игра очень важна для всестороннего развития растущей личности. Передавая в игре впечатления об окружающей действительности. Дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Чувства, эмоции ребенка углубляются и уточняются. Игра имеет  много общего с изобразительной деятельностью, что способствует углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни  и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересно, привлекательной  для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив

То, что дети легко обучаются “играючи”, заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать “…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка” (И.Л. Божович).

Необходимо продумывать возможность создания игровых ситуаций, применения игровых приемов на занятиях, таких как:

-обыгрывание предметов, игрушек, картин;

-обыгрывание выполненного изображения;

- обыгрывание незаконченного изображения;

-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых и т. д.

Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.

Значение мотива для деятельности дошкольника.

Изобразительную деятельность дошкольника направляет комплекс мотивов: интерес к материалу, особенно если он обновляется, подражание сверстникам и взрослым и др. Все эти мотивы побуждают изобразительную деятельность у дошкольника. Каждый из них актуализируется в тех или иных ситуациях, занимая иногда ведущее место, например, введение новых материалов или способов изображения (рисование свечой и акварелью, «монотипия» и т.п.), стимулирует интерес к материалу. Стремление ребенка реализовать потребность общения с кем-то из детей актуализирует у него желание заниматься той же деятельностью, которой занят значимый для него ребенок. Поэтому возникает изобразительная деятельность по подражанию и т. п.

 Однако ведущим, главным мотивом постепенно становится интерес к предметам, явлениям, событиям, которые ребенок и пытается изображать. В этот период ведущий мотив изобразительной деятельности и игры один и тот же — потребность «пережить значимые для него стороны действительности», потребность еще раз вернуться к тем предметам, явлениям, событиям, которые удивили, заинтересовали, поразили, порадовали малыша в обычной жизни. Наиболее ярко это проявляется не столько в объективных результатах деятельности, сколько в заявленных им темах рисунков. В процессе их выполнения малыш, используя дополнительные средства (речь, игра и др.), легко и эмоционально передает это содержание. По существу, этот мотив остается одним из ведущих на протяжении всего дошкольного возраста. Меняется только, его конкретное содержание: или это мир предметов и действия с ними; или это человек, его действия и взаимодействия, взаимоотношения с другими людьми; или это событие, волнующее ребенка, развитие которого он представляет в рисунке и лепке

         Система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изодеятельности. К ним относятся:

- стремление отразить волнующее явление;

- выразить свое отношение к нему;

-стремление быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и другими детьми;

-вкус к художественному творчеству, преобразованию своих впечатлений и выражению их в продуктивной форме.

 Такие мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребенка, в то же время стимулируют его образное видение, воображение, направленность его деятельности на результат. Следовательно, происходит личностное развитие ребенка, формируется его мотивационно-потребностая сфера, в частности общественно направленные мотивы деятельности; развиваются интеллектуальные, нравственные и эстетические чувства, целеустремленность и ответственность ребенка за конечные результаты деятельности.

На основе действенных мотивов ребенок учится ставить соответствующую цель деятельности — изображение конкретного предмета, явления. При этом важно, чтобы он действовал самостоятельно. Постановка цели конкретизируется в определении темы изображения. Постепенно ребенок научается удерживать поставленную цель и получать соответствующий результат (рисунок, лепку, апплмкацию). Деятельность дошкольника становится все более целенаправленной. Развитие целеполагания в изодеятельности обусловлено совершенствованием ее мотивов и действий, ее составляющих.

Роль индивидуального чувственного опыта детей в развитии творчества.

Процесс восприятия - основа создания информационной базы развития творчества.

Действие восприятия — одно из основных, реализующих изобразительную деятельность. Для создания наглядного образа важно уметь выделять в предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Только на основе восприятия своеобразия предметов и явлений окружающего мира возможно возникновение образов представления о них, последующее комбинирование этих образов на уровне воображения. Изобразительная деятельность детей опирается на определенный уровень сенсорного развития, сформированный в дидактических играх и разных видах деятельности. В изобразительной деятельности и формируется действие восприятия.

В соответствии с общими закономерностями развития детского восприятия и усложнением изобразительных задач, определяющих требования к восприятию, можно определить усложнение содержания и способов восприятия в изобразительной деятельности.

 Восприятие становится:

-более полным: ребенок выделяет большее количество изобразительных признаков (форм, цветов, величин, ребенок видит основное и детали);

-более точным: от выделения обобщенной, близкой к сенсорному эталону формы дошкольник постепенно подходит к выделению характерной (отличной от геометрической), а затем и индивидуальной формы предмета; от выделения основного тона цвета к различению его оттенков; от освоения отношений по величине между одним-двумя предметами (частями предмета) к освоению отношений многих предметов или частей;

-более расчлененным, аналитическим: от целостного восприятия ребенок переходит к умению разбираться в сочетаниях цветов, расчленять основную целостную форму предмета на составляю­щие, выделять в величине предметов различные измерения: высоту, ширину, длину;

-более обобщенным: ребенок «переносит» усвоенный способ обследования на другие подобные предметы.

Развитие восприятий, предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели:

 во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью;

 во-вторых, уточнение представлений о различных предметах.

 Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей воспитательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях, при восприятии радио- и телепередач. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно, чтобы воспитатель учитывал их на занятиях лепкой, рисованием и т. п. Накопление впечатлений об окружающем является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности. Роль полученных таким образом представлений особенно велика в старших группах. По утверждению Н.Н.Поддьякова, творчество носит глубоко личностный характер – оно определяется неповторимостью личности ребенка, неповторимостью накопленного им опыта.

Структуа обследования -  метод сбора информации

Обследование – это целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. То есть – это рассматривание какого-либо объекта с целью получения о нем информации.

Первый этап обследования – целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то признак. Например, пушистый, маленький котенок (игрушка). Такой прием позволяет вычленить самый характерный признак предмета и связать его с назначением. Нужно вызвать познавательный интерес ребенка к предмету, удивление, любопытство. Это соответственно настраивает ребенка и приводит к желанию изобразить такой же предмет.

Второй этап обследования – аналитическое восприятие предмета, т. е. последовательное выделение изобразительных признаков. Частей и свойств предмета. Порядок такого выделения и определения соответствует последовательности изображения:

1.выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее назначение;

2.определяют форму этой части и выясняют зависимость формы от назначения или условий жизни;

3.определяют положение этой части в пространстве;

4.затем выделяют другую часть и  выясняют положение, форму, величину ее по отношению к основной;

5. выделяют цвет.

6. затем обращается внимание на детали.

Третий этап обследования – опять предполагает целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.

Роль чувственного опыта в создании индивидуального образа.  

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования»

В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка. Поэтому, необходимо знать особенности эстетического воспитания детей:

- рассказывая о прекрасном, нужно акцентировать внимание на чувствах, а не на содержании.

- эстетическое чувство связывать с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.

- ребенок подражателен, поэтому нужно давать только положительные примеры для подражания.

Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Объекты для наблюдений в целях расширения, обогащения чувственного опыта, представлений детей о мире, его изменчивости и красоте найдутся всегда: это и летающие над лугом бабочки, и сидящий на цветке пушистый шмель, и плавно опускающиеся на землю снежинки, и подгоняемые ветром опавшие листья. Все это способствует созданию в детских рисунках неповторимых, индивидуальных образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

В презентации рассматриваются педагогические условия организации изобразительной деятельности детей от 2-7 лет.  Раскрыта методика работы по руководству изобразительной деятельностью и предс...

Условия развития детского изобразительного творчества

Роль детского изобразительного творчества в становлении личности....

«Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.

Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...