Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности
план-конспект занятия по рисованию на тему

Алексеева Юлия Сергеевна

 

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию и разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehniki_vypolneniya_rabot_po_teme.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ»

Рисование с помощью растительных элементов «Ветка рябины»

Цель: развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, расширять умения и навыки изображения, развивать мелкую моторику рук.

Материал: ветка рябины, клеенка на стол, лист белой бумаги для рисования, гуашь красная, коричневая и зеленая, подставка для печати, небольшие тонкие листы бумаги для печати, палочка, широкая кисть или губка с зажимом, живые (не сухие) листья рябины для печати, емкость с водой, салфетки или тряпочка для вытирания рук.

Предварительная работа. Рассматривание рябины (дерево, веточка, листья, ягоды).

Выполнение работы. Палочкой в середине листа нарисовать веточку. Взять лист рябины и на подставке промазать его густо гуашью с помощью губки с зажимом или широкой кисти, затем прокрашенной стороной приложить листик к веточке на бумаге, положить сверху тонкую бумагу, чтобы прикрывала полностью листик рябины, и прогладить или прижать ладонью, затем убираем бумагу и листик за черенок. Если краски достаточно, можно еще раз отпечатать этот же листик. Пропечатав 2-3 листика, приступаем к рисованию ягод рябины: макнуть кончик пальца в красную гуашь и пальцем нарисовать (напечатать) ягоды в виде грозди рябины.

Рисование с помощью растительных элементов «Разноцветные листочки»

Цель: развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, умение располагать изображения на листе, развивать зрительный контроль за движениями рук, мелкую моторику рук, расширять умения и навыки изображения.

Материал: большой лист белой бумаги, клеенка на стол, подставка для печати, небольшие тонкие листы бумаги для печати, широкая кисть или губка с зажимом, живые (не сухие) листья от разных деревьев, гуашь (зеленая, желтая, красная, оранжевая), салфетки или тряпочка для вытирания рук.

Предварительная работа. Рассматривание осенних деревьев, разных листьев, чтение художественной литературы, заучивание коротких стихотворений по теме, дидактическая игра «Парочки» (найти такой же листик), подвижная игра «Кто быстрее соберет» (собрать листья, одинаковые по цвету или форме).

Выполнение работы. Промазываем на подставке лист от любого дерева гуашью с помощью губки с зажимом или широкой кисти и прикладываем на большой лист бумаги прокрашенной стороной, сверху кладем кусочек тонкой бумаги (он должен закрывать листик от дерева полностью) и проглаживаем. Убираем бумагу и листик за черенок. То же делаем с другими листьями, так, чтобы между ними оставались расстояния.

Рисование с помощью растительных элементов «Осенний букет»

Цель: развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, расширять умения и навыки изображения, развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.

Материал: лист белой или светлой тонированной бумаги с изображением вазы, клеенка на стол, подставка для печати, небольшие тонкие листы бумаги для печати, широкая кисть или губка с зажимом, живые (не сухие) листья от разных деревьев и различные травы, гуашь (зеленая, желтая, красная, оранжевая, коричневая), салфетки или тряпочка для вытирания рук.

Предварительная работа. Составление осеннего букета. Подготовить изображение вазы на листе (рисунок или аппликация, можно с использованием природного материала или круп).

Выполнение работы. Надо выбрать нужные растения и приложить их к вазе так, чтобы получившийся букет помещался на листе, затем убрать в сторону. Промазать на подставке растение гуашью с помощью губки с зажимом или широкой кисти и приложить к вазе прокрашенной стороной, сверху положить кусочек тонкой бумаги (он должен закрывать растение полностью) и прогладить. Убрать бумагу и листик за черенок. То же делаем с другими растениями.

Рисование двумя инструментами. «Дождь»

Цель: упражнять детей в рисовании вертикальных прямых линий, развивать моторику рук, зрительный контроль за движениями руки.

Материал: листы бумаги (можно использовать светло- синие, прозрачные, тонированные акварелью или очень светлую, не глянцевую цветную бумагу), два фломастера или мягких цветных карандаша двух цветов (синий и голубой, синий и фиолетовый, фиолетовый и голубой), плотно соединенные между собой скотчем на одном уровне.

Предварительная работа. Наблюдение за дождем, заучивание коротких стихотворений о дожде. Можно на листе нарисовать или наклеить тучку.

Выполнение работы. Рисование прямых вертикальных или наклонных линий двумя соединенными вместе карандашами или фломастерами.

Рисование с использованием рельефной ткани «Тучка и дождик»

Цель: развивать внимание, память, умение правильно располагать изображение на листе, расширять и развивать изобразительные умения и навыки, знакомить детей с техникой печати, различать и называть цвета и формы, развивать мелкую и общую моторику рук.

Материал: тонированные листы бумаги, клеенка на стол, подставка для печати, небольшие тонкие листы бумаги для печати, широкая кисть для печати и тонкая или средняя для рисования, подставка для кисточек, емкость с водой, силуэт тучки из рельефной ткани, синяя гуашь, салфетки или тряпочка для вытирания рук, промакивания кисти.

Предварительная работа. Тонирование бумаги вместе с детьми. Наблюдение за тучками, капельками дождя. Чтение стихотворения о дожде. Рассматривание иллюстраций по теме.

Выполнение работы. Промазать силуэт тучки из рельефной ткани гуашью, и приложить прокрашенной стороной на лист бумаги, сверху положить тонкий лист бумаги и прогладить рукой, убрать тонкий лист и силуэт тучки, на листе отпечатывается изображение тучки. Капельки дождя нарисовать штрихами концом кисти или примакиванием (мазками).

Аппликация объемная из готовых форм «Осенний лес»

Цель: продолжать учить детей изображать осеннее дерево, замечать красоту осенней природы, располагать изображение на листе, упражнять в различении и назывании цветов, совершенствовать навык работы с клеем, развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

Материал: подготовленный фон — аппликация из цветной бумаги, заготовки картинок разных деревьев (1 ствол и 2-3 кроны лиственных деревьев или ели на каждое изображение), клеенка для работы с клеем, кисточка для клея, подставка для кисточки, баночка с клеем, тряпочка для прижимания аппликации.

Предварительная работа. Подготовить фон для аппликации: трава, земля, небо — аппликация из готовых форм. Наблюдения за осенней природой. Чтение художественной литературы. Складывание бумаги пополам.

Выполнение работы. Выбрать нужные заготовки (кроны лиственных деревьев и ели по 2-3 одинаковые детали для одного изображения), сложить их пополам по вертикали и разложить на цветном фоне. Сначала надо приклеить ствол — промазать полностью или только сгиб, затем листву (крону ели) — первую заготовку промазать клеем полностью и приклеить, на остальных промазать только сгиб и приклеить их друг на друга. Края готового изображения приподнять, отогнуть около сгиба — получится объемная фигурка.

Аппликация из природного материала «Осенние ветки в вазе»

Цель: развивать у детей интерес к аппликации, умение располагать (составлять) изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем, развивать мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию.

Материал: листы цветного картона с изображением вазы, различные засушенные под прессом травы и листья растений, клеенка для работы с клеем, клей ПВА, баночка для клея, кисточка для клея, подставка для кисточки, тряпочка для прижимания аппликации, пресс.

Предварительная работа. На цветном картоне делается аппликация вазы из цветной бумаги. Составление осеннего букета.

Выполнение работы. На листе цветного картона с готовым изображением вазы выложить букет из засушенных трав и листьев, затем приклеить травы и листья с помощью клея ПВА и положить под пресс до высыхания.

Аппликация из природного материала «Листопад»

Цель: развивать у детей интерес к аппликации, умение располагать изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем, развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

Материал: различные засушенные под прессом листья деревьев, клеенка для работы с клеем, клей ПВА, баночка для клея, кисточка для клея, подставка для кисточки, тряпочка для прижимания аппликации, пресс.

Предварительная работа. Рассматривание осенних деревьев, разных листьев, чтение художественной литературы, заучивание коротких стихотворений по теме, дидактическая игра «Парочки» (с листьями).

Выполнение работы. На большом листе картона выложить засушенные листья разных деревьев, чтобы между ними оставались расстояния, затем приклеить на клей ПВА и положить под пресс до высыхания.

Сюжетное конструирование из пенопласта и кусочков ткани. «Осенний пейзаж», «Осенняя ветка», «Осенний букет», «Листопад» и др.

Цель: развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, знакомить с новыми техниками выполнения изображения, развивать мелкую и общую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Материал: плоский кусок пенопласта прямоугольной формы, клеенка на стол, гуашь, смешанная с клеем ПВА нужных цветов на подставке, подставка для кисточки, кисточка для рисования, емкость с водой, тряпочка или салфетки для вытирания кисти, кусочки шелковой или другой тонкой ткани, размером около 2 см разного цвета (по цвету осенних листьев), фломастер, тонкая пластмассовая палочка (можно использовать противоположный конец тонкой кисточки).

Предварительная работа. Рисование на пенопласте контурного изображения по выбранной теме с помощью фломастера или гуаши, смешанной с клеем ПВА. Рассматривание осенних деревьев, разных листьев, чтение художественной литературы, заучивание коротких стихотворений по теме.

Выполнение работы. Часть работы (ствол, ветки, вазу) раскрасить гуашью, смешанной с клеем ПВА. Подождать, пока высохнет гуашь, а затем делать листья. Листья выполнить из кусочков ткани — наметить на пенопласте точки в контуре листика (можно фломастером), положить на точку кусочек ткани, подбирая нужные цвета, и воткнуть ткань в пенопласт с помощью палочки так, чтобы середина ткани ушла вглубь, а края остались снаружи. Делать так до тех пор, пока не раскрасится кусочками ткани все контурное изображение листка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельностию.Рисование ватной палочкой." Красивый цветок"

Рисование ватной палочкой.Цель:знакомить детей со способом рисования ватными палочками с помощью метода тычка;расширять представление детей о цвете, размере и цвета частей цветка;разширять знания дете...

Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР через нетрадиционную изобразительную деятельность пластилинографию

Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Эти способы дают предпосылки к созданию сложных композици...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста»

Нетрадиционные изобразительные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции,  дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах....

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

Развитие детского творчества средствами нетрадиционной изобразительной деятельности....

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

Развитие детского творчества средствами нетрадиционной изобразительной деятельности....

Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР через нетрадиционную изобразительную деятельность пластилинографию

Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Эти способы дают предпосылки к созданию сложных композици...

«Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционной изобразительной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорно...