Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР через нетрадиционную изобразительную деятельность пластилинографию
статья по аппликации, лепке на тему

Караваева Светлана Альфредовна

Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Эти способы дают предпосылки к созданию сложных композиций и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия», - создавать, изображать, а первая половина подразумевает материал, при помощи которого осуществляется выполнение замысла.

Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка.

Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сложно. Среди них повсеместно встречаются отклонения в интеллектуальной, двигательной, нервно – психической и эмоциональной сферах, а также имеются дети с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Кроме того, достаточно много плохо говорящих детей.

Поэтому чрезвычайно важна та деятельность, в которой ребенок может выразить себя не только словами, но и другими способами.

Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего. Огромное значение приобретает цвет пластилина,  как средство выразительности. Дети  учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Каждое занятие содержит не только практические задачи (сплющивание, смазывание, катание колобком и т.д.), но и воспитательно-образовательные.

Лепка (пластилинография) представляет для детей определённые трудности. Для не оформившихся и неразвитых костно – мышечных тканей рук, предлагаем детям упражнения, направленные на управление своими пальцами. Например: «Сожми-открой», «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-пальчик, где ты был?».

Не все дети правильно могут передать в лепке, что они хотят слепить. Детям необходимо развить эти навыки, т.е. умение  владеть рукой и пальцами,  подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться  пластилином и стеком. У многих детей наблюдается значительное нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кистей рук.

В связи с этим моя работа направлена на решение следующих задач:

·        дать детям возможность  через лепку выплеснуть отрицательные эмоции

·        помочь детям почувствовать себя свободным, дать возможность удивляться, радоваться

·        доставить детям радость от тесного общения с пластилином, глиной, тестом

·        развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.

Использование приемов и материалов нетрадиционной техники (наряду с традиционной лепкой) позволяет добиться следующих результатов:

1) дети увереннее работают с пластилином, у детей в итоге нет одинаковых работ;

2) дети стали более внимательны, научились видеть красоту природы;

3) лепка становится для детей более интересной, увлекательной.

Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием  выполнения любых действий. В процессе работы по лепке улучшается речевое развитие детей, формируется положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает повышенный тон (весёлое настроение) у детей. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируется элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно), развивается общая и мелкая моторика.

Даже ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.

А работа с пластилином с использованием нетрадиционных материалов развивает моторику рук ребенка, тактильное восприятие, так идет работа различными по качеству материалов, использование разных материалов требует ловкости в обращении с мелкими предметами, способствует координации движений рук, учат детей владеть руками.

Занятия по пластилинографии помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.

Такая деятельность интересна, разнообразна и в большинстве случаев не требует от детей высокого уровня развития навыков. Поэтому дети с удовольствием выполняют задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Эти способы дают предпосылки к созданию сложных композиций и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия», - создавать, изображать, а первая половина подразумевает материал, при помощи которого осуществляется выполнение замысла.

Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка.

Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сложно. Среди них повсеместно встречаются отклонения в интеллектуальной, двигательной, нервно – психической и эмоциональной сферах, а также имеются дети с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Кроме того, достаточно много плохо говорящих детей.

Поэтому чрезвычайно важна та деятельность, в которой ребенок может выразить себя не только словами, но и другими способами.

Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего. Огромное значение приобретает цвет пластилина,  как средство выразительности. Дети  учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Каждое занятие содержит не только практические задачи (сплющивание, смазывание, катание колобком и т.д.), но и воспитательно-образовательные.

Лепка (пластилинография) представляет для детей определённые трудности. Для не оформившихся и неразвитых костно – мышечных тканей рук, предлагаем детям упражнения, направленные на управление своими пальцами. Например: «Сожми-открой», «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-пальчик, где ты был?».

Не все дети правильно могут передать в лепке, что они хотят слепить. Детям необходимо развить эти навыки, т.е. умение  владеть рукой и пальцами,  подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться  пластилином и стеком. У многих детей наблюдается значительное нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кистей рук.

В связи с этим моя работа направлена на решение следующих задач:

  • дать детям возможность  через лепку выплеснуть отрицательные эмоции
  • помочь детям почувствовать себя свободным, дать возможность удивляться, радоваться
  • доставить детям радость от тесного общения с пластилином, глиной, тестом
  • развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.

Использование приемов и материалов нетрадиционной техники (наряду с традиционной лепкой) позволяет добиться следующих результатов:

1) дети увереннее работают с пластилином, у детей в итоге нет одинаковых работ;

2) дети стали более внимательны, научились видеть красоту природы;

3) лепка становится для детей более интересной, увлекательной.

Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием  выполнения любых действий. В процессе работы по лепке улучшается речевое развитие детей, формируется положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает повышенный тон (весёлое настроение) у детей. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируется элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно), развивается общая и мелкая моторика.

Даже ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.

А работа с пластилином с использованием нетрадиционных материалов развивает моторику рук ребенка, тактильное восприятие, так идет работа различными по качеству материалов, использование разных материалов требует ловкости в обращении с мелкими предметами, способствует координации движений рук, учат детей владеть руками.

Занятия по пластилинографии помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.

Такая деятельность интересна, разнообразна и в большинстве случаев не требует от детей высокого уровня развития навыков. Поэтому дети с удовольствием выполняют задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

В данной рекомендациях рассмотрены основные задачи, особенности и преимущества нетрадиционной техники рисования....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Данная презентация знакомит с некоторыми видами нетрадиционного рисования  для творчества детей в детском садуи   для рисования дома....

Собственная методическая разработка для детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу...

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу...

Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР через нетрадиционную изобразительную деятельность пластилинографию

Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Эти способы дают предпосылки к созданию сложных композици...

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности: пластелинография салфеточная аппликация оригами

Для успешного освоения дошкольниками подготовки руки к письму необходимо:•формировать представления детей о новых способах изображения пластелинографией, работы с салфеткой, оригами•Уметь ан...