Методическая разработка Ознакомление старших дошкольников с пейзажной живописью
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Егорова Мария Викторовна

 

Искусство дарит человеку радость  общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Необходимо учить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Богатую почву для развития изобразительного творчества получают дети дошкольного возраста, знакомясь с пейзажной живописью. Она понятна ребенку – дошкольнику, так как содержит знакомые с раннего детства ребенку картины природы.  Прежде всего, это радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Через зримые красочные образы произведения пейзажной живописи помогают ребёнку познать красоту, истину, добро. Произведения художников – пейзажистов учат детей фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё. У них возникает желание самим создать нечто подобное.  Это стимулирует возникновение собственных картин природы  у ребенка, помогает ему в подборе  известных средств выразительности.

Значение пейзажной живописи для  развития личности ребёнка подчёркивают отечественные педагоги и психологи: Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Т.Н.Доронова, и др.  В исследованиях Н.А.Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, что художественное восприятие картины формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетическое суждение о нем.  Они считают что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено.

Цель: организовать   и проанализировать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью.

 Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить понятие и виды пейзажа, особенности восприятия пейзажной живописи  детьми старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть формы, методы и приемы ознакомления детей с пейзажной живописью.

3.Организовать диагностическое исследование и определить результативность проведенной  работы.

Практическая значимость данной разработки  заключается в возможности использования предложенного содержания НОД педагогами  дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования для  ознакомления старших дошкольников с пейзажной живописью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.razr_.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

Методическая разработка

Ознакомление старших дошкольников с пейзажной живописью 

          Егорова Марии Викторовны,

Воспитатель  МДОУ №11 «Колокольчик»

г.Тутаев

Научный  руководитель:

Хантова  Мария Викторовна,

преподаватель  ГОАУ СПО ЯО Рыбинского

педколледжа

Тутаев

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

3

Глава I.

ТеоТеоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с пейзажной живописью

1.1.

Пейзаж – как жанр живописи…………………………………..

5

1.2.

Особенности восприятия пейзажной живописи детьми старшего дошкольного возраста……………………………….

7

1.3.

Формы, методы и приемы  ознакомления детей  с пейзажной живописью…………………………………………………………..

10

Глава II.

Методические подходы к ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью

2.1.

Условия организации работы по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью в  МДОУ №11 г.Тутаева……………………………………………………………

16

2.2.

Анализ   организованной работы по ознакомлению старших  дошкольников с пейзажной живописью…………………………

18

2.3

Обсуждение результатов педагогической деятельности……….

25

Заключение………………………………………………………………………

31

Литература………………………………………………………………………

33

Приложение……………………………………………………………………..

36

Введение

Искусство дарит человеку радость  общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Необходимо учить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Богатую почву для развития изобразительного творчества получают дети дошкольного возраста, знакомясь с пейзажной живописью. Она понятна ребенку – дошкольнику, так как содержит знакомые с раннего детства ребенку картины природы.  Прежде всего, это радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Через зримые красочные образы произведения пейзажной живописи помогают ребёнку познать красоту, истину, добро. Произведения художников – пейзажистов учат детей фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё. У них возникает желание самим создать нечто подобное.  Это стимулирует возникновение собственных картин природы  у ребенка, помогает ему в подборе  известных средств выразительности.

Значение пейзажной живописи для  развития личности ребёнка подчёркивают отечественные педагоги и психологи: Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Т.Н.Доронова, и др.  В исследованиях Н.А.Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, что художественное восприятие картины формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетическое суждение о нем.  Они считают что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено.

Данная тематика широко представлена в различных комплексных и парциальных программах современного дошкольного  образования, но, к сожалению,  методических разработок, где бы синтезировались два этих направления работы недостаточно. Поэтому мы предположили, что для успешного создания детьми  выразительного образа природы, работа по ознакомлению с пейзажной живописью должна вестись в двух взаимосвязанных направлениях – знакомство старших дошкольников  с творчеством художников  и рисование пейзажей в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД) в области «Художественное творчество».

Опытной площадкой для проведения работы по  ознакомлению детей старшего дошкольного возраста  с пейзажной живописью выбрано МДОУ № 11            г. Тутаева.

Цель: организовать   и проанализировать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью.

 Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить понятие и виды пейзажа, особенности восприятия пейзажной живописи  детьми старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть формы, методы и приемы ознакомления детей с пейзажной живописью.

3.Организовать диагностическое исследование и определить результативность проведенной  работы.

Практическая значимость данной разработки  заключается в возможности использования предложенного содержания НОД педагогами  дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования для  ознакомления старших дошкольников с пейзажной живописью.


Глава I. Теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с пейзажной живописью

  1. Пейзаж – как жанр живописи.  Особенности восприятия пейзажной живописи детьми старшего дошкольного возраста

     

Пейзаж (от фр. paysage — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. land — земля и schaft — вид) — общий вид, панорама какой-либо местности. [23]

Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. В становление  пейзажного жанра внесли вклад многие поколения художников разных стран и эпох. Каждый век приобретает новое видение, вдохновляется  новыми идеями. В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в XVIII в. Сначала художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях. На рубеже XVIII—XIX вв. появились произведения, в которых правдиво передавалась натура. Большим мастерством отличаются пейзажи М.Н.Михеева, Ф.Я.Алексеева, изображающие выдающиеся памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска. Новатором в области пейзажа стал А. А. Иванов. Он первый передал в своих картинах великолепную воздушную перспективу средствами тона и цвета при различном состоянии дня. [21]

Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А. Г. Венецианова и его учеников, которые изображали крестьянскую жизнь на фоне  поэтических картин средней полосы России с ее лугами и полями спелой ржи.

В творчестве А. К. Саврасова появляется новый мотив — камерный лирический пейзаж, любовно и детально повествующий о красоте скромных уголков родной природы, утверждающий русскую национальную тему. Современники увидели в пейзажах А. К. Саврасова настоящую Россию с её, проникающей в сердце красотой. Поиски средств передачи национального пейзажа определили пути художников — певца средней полосы России Ф. А. Васильева, морских просторов — И. К.Айвазовского, создателя эпических полотен, посвященных русскому лесу — И.И. Шишкина. [28]

Расцвет русской пейзажной живописи связан с именами И. И. Левитана, И. С. Остроухова, В. Д. Поленова, В. А. Серова, А. М. Васнецова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. Э. Борисова-Мусатова, П. В. Кузнецова, Н. Н. Рериха, утверждавших в русском искусстве  «пейзаж настроения», проникновенный лиризм мировосприятия и острое чувство современности.

Конец XIX — начало XX в. считают золотым веком русского пейзажа. Творчество художников XX в. очень разнообразно. Вспомним поэтические северные пейзажи А. А. Борисова, пейзажи Урала, Сибири Н. М. Ромадина, Б. Я. Ряузова; монументально-эпические пейзажи В. В. Мешкова, Б. В. Щербакова; индустриальные пейзажи А.А.Дейнеки, В.Н.Яковлева, Г.Г.Нисского. Полны света, лирики, чистоты и ясности пейзажи средней полосы России художников Н. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, С. В. Герасимова, мастера элегического настроения В. К. Бялыницкого-Бируля и др. [28]

Существует множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален. В зависимости от того, что является объектом изображения, различают следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный, сельский, городской, парковый, архитектурный, космический, индустриальный, фантастический, исторический.

Природа на полотнах художников, создающих разные виды пейзажей, предстает еще в разное время года, суток, в разную погоду:

Лирический пейзаж (обычно небольшой по размеру) экспрессивен по настроению и отражает определенные чувства человека – восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой поэтического уголка природы (И.Остроухов «Золотая осень», А.Саврасов «Грачи прилетели»).

Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Реальная природа переосмысливается в нем в соответствии с определенной мечтой. Это – буйство ветра, грозовые тучи, клубящиеся облака, тревожные закаты        (И.Айвазовский «Волна»).

Эпический  пейзаж передает величественные картины природы, полной внутренней силы, особой значимости и монументальности, бесстрастного, повествовательного спокойствия (И.Шишкин «Лесные дали», А.Васнецов «Родина», Б.Щербаков «Проглянет день, как будто поневоле)

Героический пейзаж – здесь природа предстает величественной, торжественной, часто недоступной человеку (высокие горы, могучие деревья, необозримая гладь океана). Иногда на фоне этого пейзажа изображаются герои и боги.

Драматический пейзаж – в этих картинах все предвещает бурю, грозу, вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства (И.Айвазовский «Девятый вал», Ф.Васильев «Болото»).[21]

Основным средством выразительности живописного пейзажа является цвет, точнее — колорит (от лат. color) — гармоничная живописная согласованность в картине, ее цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому.[17]

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это - высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая её красоту.

  1. Особенности восприятия пейзажной живописи детьми старшего дошкольного возраста

                

С. И. Ожегов в своем толковом словаре определяет понятие «восприятие» как форму чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.[26] Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно. [11]

Правильное, адекватное восприятие живописи является частью эстетического восприятия ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов живописи, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.[17]

Как показывают психолого-педагогические исследования (П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флёрина, П.М. Якобсон и др.), эстетическое  художественное восприятие следует начинать развивать как можно раньше, еще в дошкольном детстве.

        Эстетическое восприятие дошкольников художественных произведений, также имеет свои особенности:

- Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.

- Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом.

- Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют.

- В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.

        Психологи (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.) и педагоги (В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, П.М. Якобсон и др.) рассматривают эстетическое восприятие живописных картин детьми дошкольного возраста как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку. [29]

А.А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделяя позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц людей. [20]

С.Л Рубинштейн, Г.Т Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок.[31]

Сопоставляя жизненные и природные явления с их воспроизведением в картине, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает картину не только созерцая, но и действенно, оказывая предпочтение одним явлениям и объектам перед другими. [10]

Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. В работе с детьми целесообразно использовать произведения с различной трактовкой художественного образа: очень подробной (А. Лактионов, И. Шишкин, И. Хруцкий), более обобщённой (А. Рылов, А. Куинджи, И. Левитан), условно плоскостной, близкой к народному искусству (А. Ведерников, Б. Кустодиев). В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций разных видов пейзажа. [21][23]

        Таким образом, восприятие имеет большое значение в приобретении художественно опыта детьми дошкольного возраста. Именно процесс восприятия произведений искусства поможет ребенку в освоении образа природы не только в реальной жизни, но и в отображении картин природы в собственном художественном творчестве.

  1. Формы, методы и приемы  ознакомления детей  с пейзажной живописью

Методические рекомендации  по организации работы в рамках данного направления  имеются в ряде дошкольных образовательных программ. Знакомить детей с пейзажной живописью можно, используя методический материал к разделам    «Изобразительная деятельность» комплексных программ: «Развитие» (авторы - Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.Ф.Астаськова и др.), «Истоки» (авторы Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, К.В.Тарасова и др.),  программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой).[4]

Положительные стороны материала в этих программах заключаются в том, что он расположен по возрастам, учитываются принципы научности, непрерывности, гуманности; после каждого занятия по ознакомлению детей с пейзажной живописью, предусматриваются занятия по развитию детского изобразительного творчества.

Но проблема состоит в том, что материал, собранный в этих программах разрознен и имеется в небольшом объёме. Это затрудняет целенаправленную работу педагога по ознакомлению детей с пейзажной живописью. Так же можно использовать материал, представленный в парциальных программах: «Красота. Радость, Творчество» (авторы - Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина), «Природа и художник» (автор - Т.А.Копцева), «Синтез искусств» (автор -  О.А.Куревина), «Живой мир образов» (авторы - Р.Г.Казакова, Л.М.Данилова, Н.С.Щербакова).

Материал по ознакомлению детей с пейзажной живописью, соответствующий программе развития и воспитания «Детство» (авторы - В.И Логинова, Т.И.Бабаева и др.), представлен в пособии Н.А.Курочкиной «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту» На примере этой программы рассмотрим методику ознакомления детей с пейзажной живописью  в старшей группе. [17]

Детей старшего дошкольного возраста продолжают знакомить с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально- целостный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Педагог продолжает учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают художники, поэты, писатели и композиторы; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы.

Предстоит и дальнейшее развитие воображения и ассоциативного мышления ребёнка, формировать эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и её изображения в произведениях искусства, способствовать  развитию  сопереживания художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.[5]

Также у детей развивается потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего великолепный пейзаж. Учить не только пониманию замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать время года, суток, состояние природы, настроение и отношение к увиденному; особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование  линейной  перспективы  для  построения  планов, линии горизонта и выделения главного в картине; техника наложения цветового пятна для создания более выразительного образа). [9]

В дальнейшей работе расширяются представления детей о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и с промежуточными, межсезонными её состояниями (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, туман, гроза и т.д.). Закрепляются представления детей  о таких видах пейзажей, как сельский И.И. Шишкин «Полдень в окрестностях Москвы», городской В.Д. Поленов «Московский дворик», морской И.Айвазовский «Волна», горный, исторический, индустриальный, первозданный природный И.Шишкин «Лесные дали». Дети узнают о художниках - пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведения, получат представление о значении произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Уделяется внимание расширению и активизации словаря детей, наличию в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые они смогут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Способствуют тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём изобразительном искусстве.[21]

Формы, методы и приемы для ознакомления детей  с пейзажной живописью

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует определённых материальных условий и особой, творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Для того чтобы дети усвоили основные компоненты изобразительной грамоты, важно осуществить комплексный и системный подход к организации данного вида деятельности. Комплексность состоит в том, чтобы методы и приемы ознакомительной работы использовать в комплексе. Системность заключается в том, что ознакомление осуществляется на основе обеспечения преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях с опорой на имеющийся опыт детей.

 Материальные условия - это подготовка необходимого для данной работы оборудования, организация изостудий, зала с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, магнитофонов, наборов записей соответствующих музыкальных произведений.

Но одних материальных условий не достаточно, требуется ещё атмосфера увлечённости, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребёнка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства - закон художественного уподобления. Восприятие художественной информации не возможно без эмоционального уподобления; воспринимающий как бы должен «заразится» чувствами передающего, пережить их как собственные. [10]

Важнейший принцип развития эстетического воспитания - это принцип целостного и неспешного эмоционального освоения.

Другим важным принципом в приобщении детей к искусству является соблюдение единства восприятия и собственной творческой деятельности детей.

По мнению Б.М. Неменского, особая роль  при  ознакомлении с произведениями искусства принадлежит методам эмоционального настроя, «педагогической драматургии», поэтапных открытий, широких ассоциаций, воображаемым экскурсиям и путешествиям, поиску собственных решений, художественно-развивающим играм, праздникам, а при анализе результатов изобразительной деятельности детей - положительной оценке каждой детской работы.[25]

При проведении занятий, Н.А.Курочкина предлагает использовать следующие формы для ознакомления детей с пейзажной живописью:

-  экскурсия — одна из распространенных форм ознакомления с искусством, однако она не всегда включается в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Во-первых, в ходе экскурсии дети имеют возможность непосредственно воспринимать произведения живописи или графики. Это оказывает на них большое эмоциональное воздействие. Во-вторых, на выставке можно увидеть такие произведения, репродукции которых не всегда имеются в арсенале дошкольного учреждения. В-третьих, сама атмосфера музея ни с чем несравнима, здесь дети учатся не только прочтению произведений, но и осваивают особые правила поведения в общественных учреждениях.

 Занятие — виртуальная экскурсия. Специфика заключается в том, что дети посещают не реальную выставку, а виртуальную, подготовленную с помощью технических средств обучения (слайд-шоу, видеофильма, слайдов). Разрабатывая виртуальные экскурсии, педагог подбирает произведения искусства, которые наилучшим образом раскрывают запланированную тему. Они позволяют включить репродукции полотен разных авторов, размещенных в музеях мира и частных коллекциях.

-  занятие-беседа с использованием репродукций. Дети имеют возможность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать, чего нельзя сделать в других условиях. Репродукцию можно на какое-то время оставить в группе, чтобы дошкольники могли самостоятельно рассматривать произведение, открывая для себя какие-то новые стороны, а потом делиться своими наблюдениями с другими детьми и педагогом. [17][18]

Занятие-беседа может быть:

  • самостоятельной формой педагогического процесса, когда педагог продумывает ход беседы, вопросы и предполагаемые ответы, проблемные ситуации, активизирующие детей;
  • составной частью другого занятия, например, по ознакомлению с окружающим миром или развитию речи. В этом случае происходит интеграция нескольких видов деятельности (педагог, используя для раскрытия одной темы знания из разных областей, показывает детям, насколько эта тема многозвучна и многогранна);
  • формой организации свободной деятельности детей, и тогда понятие «занятие» становится условным.

Использование технических средств обучения для демонстрации живописного полотна нельзя приравнивать к целостной экскурсии, так как в данном случае решаются другие задачи.

-  занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать с специфику художественно-изобразительных образов живописи. Это лучше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений. Развлечение характеризуется непринужденностью обстановки, не требующей большой концентрации внимания детей. Для изучения специфики произведений живописи или графики требуется несколько иная атмосфера, не исключающая игровых приемов, но не превращающая занятие в шоу.

- дидактические игры самые разнообразные и многофункциональные, поскольку благодаря ним происходит не только закрепление материала,  но и первое знакомство дошкольников с живописью.  Н.А.Курочкина не ставит задачу раскрыть методику обучения детей способам рисования карандашами, красками и с помощью других изобразительных материалов, но даёт некоторые советы, помогающие развить творческие способности детей через пейзажную живопись. [17][18]

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание. [26]

Одним из часто встречающихся методов работы - это образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.

При обучении детей созданию пейзажных картин важно использовать следующие приемы обучения:  показ и обсуждение вариантов расположения объектов на плоскости листа, работа над цветовой гаммой на дополнительных листах или палитрах,  использование демонстрационного материала в виде схем, образцов, технологических карт. Большое значение имеют вопросы к детям о технике работы с различными изобразительными материалами, обсуждение приемов создания объекта (например, кроны деревьев), использование поэтического и художественного слова при  создании пейзажной композиции.[13]

Помогают в работе над художественным образом творческие задания и упражнения.[27]

Таким образом, знакомство детей с пейзажной живописью и освоение способов и приемов создания выразительных художественных образов способствуют их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывают доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждают искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Глава II. Методические подходы к ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью

2.1. Условия организации работы по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью в  МДОУ №11 г. Тутаева

Ознакомление с теоретическими подходами к проблеме ознакомления дошкольников  с пейзажной живописью позволили нам перейти в организации практической деятельности с детьми.

Исследование проводилось  в старшей группе МДОУ №11 г. Тутаева Ярославской области с  15 детьми 5-6 лет. Дети склонны к занятиям изобразительной деятельностью, у многих есть любимая тематика (куклы- принцессы, машины, стройка и т.д.) К сожалению, не всем детям нравится рисовать пейзажи. Часто пейзаж является фоном в сюжетной  композиции, иллюстрации, но дети не обращают на него пристального внимания. Дети очень любят рисовать как традиционными (обычными и восковыми карандашами, фломастерами, гуашью, акварелью),  так и нетрадиционными материалами (поролоном, ватными палочками, клеевой жёсткой кистью, пробками). Дошкольники не только с гордостью показывают результаты своего труда, но и делятся навыками изобразительной деятельности.

Дошкольное учреждение работает по Основной образовательной программе разработанной коллективом муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №11 «Колокольчик» разработанной на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой). В программе содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей – рисование;
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству;
  • закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут

по-разному располагаться на плоскости.

        Недостатком в образовательной области «Художественное творчество» является отсутствие задач по пейзажной живописи, поэтому этот раздел программы был усилен парциальной программой Курочкиной Н.А., т.к. в ней хорошо раскрыт раздел пейзажной живописи.

В группе созданы условия, для реализации образовательной области «Художественное творчество», специально оборудованный уголок продуктивной деятельности, где имеется весь необходимый материал для художественного творчества детей.  В   наличии дидактические игры: на развитие чувства цвета («Волшебный цветок», «Подбери по цвету», «Одень гнома»), чувства формы («Забавные человечки», «На что похоже?»), чувства композиции («Составь узор»), ознакомлению детей с искусством, видами народных промыслов  игры-лото («Чудо узоры», «Хохлома», «Дымка»), серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках».

В методическом кабинете имеются наборы репродукций художников-пейзажистов Айвазовского И.К., Васнецова А.М., Куинджи А.И., Левитана  И.И., Поленова В.Д., Саврасова А.К., Шишкина И.И.

Организация работы в рамках выбранной темы осуществлялась  по двум направлениям – ознакомление с творчеством художником – пейзажистов  и  формирование навыков пейзажного рисования  в рамках непосредственной образовательной деятельности.

Работа была организована поэтапно:

1 этап (сентябрь 2012г)  – начальная диагностика  уровня знаний детей о пейзажной живописи в форме индивидуальной беседы с ребенком, анализ продуктов детской деятельности (рисунков) с целью выявления умений детей в области рисования пейзажей, анкетирование родителей.

2 этап (сентябрь- февраль 2013г)

Цель: составить содержание и организовать непосредственную образовательную деятельность по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста  с  пейзажной живописью.

3 этап  (февраль 2013г)

Цель:   повторная диагностика знаний детей о пейзажной живописи, а также анализ продуктов детской деятельности с целью выявления умений детей в области рисования пейзажей.

Проведенная начальная диагностика  (результаты будут приведены ниже) показала, что необходимо организовать работу по ознакомлению детей старшей группы с пейзажной живописью, что поможет стимулировать мыслительную деятельность детей по замысливанию и созданию выразительного образа природы.

Мы составили содержание непосредственной образовательной деятельности в области «Художественное творчество» по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью, опираясь на методические разработки и рекомендации Н.А.Курочкиной,Р.М.Чумичевой,А.А.Грибовской,Т.В.Королёвой.Т.А.Копцевой.[14]

[36]

Составлен перспективный план (Приложение 4), по которому и осуществлялась  наша дальнейшая работа

2.2. Анализ   организованной работы по ознакомлению старших  дошкольников с пейзажной живописью

        Для ознакомления детей с пейзажной живописью нами  были поставлены следующие задачи:

  • вызывать отклик на художественный образ пейзажа, ассоциировать с собственным опытом восприятия зимней природы;
  • развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания природы, вызывающие соответствующие им настроения; рисунок, передающий им характер образов; композиционное построение картин;
  • формировать умение давать эстетические суждения, оценки, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии, прозы;
  • формировать  у детей навыки  изображения пейзажных композиций;
  • обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами;
  • вызвать у детей интерес к изображению картин  природы, развивать фантазию и творческие способности, совершенствовать изобразительные навыки детей.

  Для реализации поставленных задач, кроме организации НОД, требовалась предварительная работа - проведение наблюдений за явлениями природы. Это  значительно облегчало восприятие произведений художников. Дети легче усваивали, что в своих произведениях художник отражает впечатления об окружающей действительности, стремится показать её красоту, используя язык живописи.  

Сделаем анализ содержания непосредственной образовательной деятельности, организованной  с детьми старшей группы в рамках данного направления работы (Приложение 5).

«Знакомство с творчеством художника И.И.Левитана».

В ходе искусствоведческой беседы мы знакомили детей с творчеством художника И.И.Левитана, с терминами «художник-пейзажист», «пейзаж». Картины художника вызвали у детей эмоциональный отклик. На вопрос, какая картина вам понравилась Настя В. и Алена Н. ответили, картина «Золотая осень», потому что художник нарисовал ее теплыми и холодными красками. Эстетическое удовольствие получили большинство детей от изображенной художником красоты. После чтения нескольких стихотворений дети старались подобрать свое название к картинам. Детям была предложена дидактическая игра «Собери пейзаж», на что они с удовольствием откликнулись. В процессе игры дети больше узнали о сельском, городском, природном и космическом пейзаже. В конце занятия дети еще раз полюбовались пейзажами. Своими впечатлениями об увиденной выставке они делились с родителями.  

«Рассматривание и сравнение репродукций картин художников И.И.Левитана «Золотая осень» и И.С.Остроухова «Золотая осень»».

Мы прочитали детям произведение А. Твардовского «Лес осенью», вместе с детьми вспомнили, какое изменение в природе происходит в это время года. На занятии по развитию речи составляли описательный рассказ по картине «Золотая осень». Подобрали иллюстрации с изображением осеннего пейзажа. Побеседовали с детьми о том, как художники изобразили осень. Какие цвета красок использовали в своих картинах. Прочитали стихотворение И. Бунина «Листопад»

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...

Сравнивая картины «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова дети находили отличия и сходства в них. Рома Г. ответил, что на картинах нарисована золотая осень, Олег Д. нашел различие в цвете: на одной картине яркие цвета, а на другой тусклые. Дети высказывали свое мнение, чья картина им понравилась больше. Настя К.: «Мне понравилась эта картина тем, что здесь красивая осень, тишина и спокойствие». В речи детей присутствовали различные эпитеты, сравнения.

 После рассматривания картин  мы предложили детям нарисовать золотую осень. В процессе работы детей побуждали использовать разные краски для изображения осенней листвы. Напоминали о разнообразных приемах изображения деревьев. Дети правильно показали в рисунках пространственное отношение предметов: листья нарисованы по всему листу бумаги, деревья вдали (вверху) листа маленькие, вблизи (внизу) большие. После занятия была устроена выставка детских рисунков. Наиболее удачной была работа Димы К., он сумел передать всю красоту осенних листьев: « Осенью листья не зеленые, как летом, а яркие, разноцветные. Листья на деревьях, кустах, опавшие и лежащие на дорогах, на тропинках, на траве. Желтые, красные, оранжевые». Обсуждая работы, дети не только подчеркивали выразительность образов, но и отмечали соответствие рисунка некоторым строчкам произведения.

«Сравнение содержания  картин "Зима" И.Шишкина, "Февральская лазурь" И.Грабаря, "Волшебница-зима" К.Юона»

 В качестве предварительной работы мы с детьми  наблюдали за изменениями в природе: радовались плавно опускающимся на землю снежинкам, обращали внимание на то,  как день ото дня вырастали снежные сугробы.  Рассматривали цвет неба в разные дни: солнечные, пасмурные. В последующем  в процессе НОД дети познакомились с картинами И. И. Шишкина «Зима», «Февральская глазурь» И. Р. Грабаря, "Волшебница-зима" К. Ф. Юона. Прочитали стихотворение  Григора  Витеза «Зима»:

Еще не скоро быть весне.

Зима мазками смелыми

Все, точно в сказке иль во сне,

Цветами кроет белыми.

Цветет фонарь и провода,

Забор – как алебастровый!

И дряхлый столб, как никогда,

Сегодня убран астрами…

Впечатления от предыдущих наблюдений помогали детям воспринимать образ художественного пейзажа, ассоциировать его с собственным опытом восприятия зимней природы. В последующем, дети отразили впечатление не только от наблюдений за природой, но и от знакомства с замечательными картинами художников – пейзажистов.

Анализируя ответы детей, можно заметить, что каждый ребенок увидел картину по-своему. Картины вызвали у детей чувства света, покоя, радость. Дети радовались, что наступила зима – тихие, светлые дни. Максим В., Дима К., Рома Г. назвали характерные признаки зимы: кругом много пушистого снега, замерзший пруд, дети катаются на коньках. Даша Ш. сравнила холодные цвета в картине с холодным дремучим лесом. В речи детей присутствовала эмоционально - окрашенная лексика. Дети использовали искусствоведческую терминологию – пейзаж, полотно. В дальнейшем дети составляли разнообразные рассказы о зиме. Рассказ Насти К. получился похожим на зимнюю сказку, необычный рассказ составила Эля Р., красивые слова использовал Андрей Р. В своем рассказе.

Детям было предложено нарисовать пейзаж: «Какая она зимушка-зима?» Анализируя детские работы, было отмечено использование различных фонов: белый, синий, серый; рисование различных пород деревьев. Рисунки были интересны и по композиции, и по передаче зимнего колорита. Интересной по колориту и композиции была работа Насти К.. Она сравнила  мазки белой краски с лепестками белых цветов. «Зимние» лепесточки лежат на земле, поэтому Настя К. нарисовала их горизонтально ,с различными оттенками синего цвета. При помощи кисти Рамзан Д. устроил на рисунке самый настоящий снегопад. Особенно красиво это смотрелось на сером фоне.

Дети с охотой комментировали свои рисунки: старый, дремучий, не проходимый лес, деревья с огромными толстыми стволами. Снег необыкновенного цвета: голубой, серый, синий.

Во время рисования у детей был создан  эмоциональный  настрой, работой  они были увлечены. Ребята использовали композицию как средство передачи выразительности пейзажа: на переднем плане дети изображали большие деревья и сугробы. В конце занятия прошла выставка работ, дети смогли сравнить свою работу с работой товарища.  Диму К., Дашу Ш. похвалили за то, что они внесли в рисунки дополнения. После этого с детьми снова рассмотрели репродукции с картин художников, использованные ими выразительные средства для передачи образа зимы и сравнили, что интересного использовали их товарищи в своих работах.

«Волшебные краски зимнего пейзажа»

Произведения художников помогали детям увидеть цветовой колорит зимней природы, разнообразие художественных способов её изображения, закрепляли представление о способах передачи отдельных предметов. Так, картина К.А.Коровина «Зимой» давала детям представление о то, что художники изображают зиму не только яркую, снежную, но и неброскую, скромную, тихую, серую.  Дети увидели тонкий цветовой колорит картины (бело-серые, серовато-сиреневые тона снега и неба, серовато-коричневые избы и стволы деревьев).  Познакомиться с   разнообразием  способов изображения снега художниками помогли детям не только картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», И.И.Шишкина «Зима», К.А.Коровина «Зимой», но и дидактические игры по цветоведению, которые проводились с дошкольниками «Радуга-дуга» ,«Угости гномов фруктами и овощами», «Кто в каком вагоне едет?»

К занятию «Почему художники по-разному пишут цвет снега» была подобрана игра, в ходе  которой дети смогли  убедиться, что на цвет снега влияет освещённость, погода, окружающие предметы. Художники пишут не предметным цветом, а используют цветовые отношения. С детьми перед занятиями  продолжали проводиться  наблюдения за зимней природой. Территория детского сада расположена так, что детям чётко видна линия горизонта, и они часто  могли наблюдать колорит неба в разную погоду. Так же ясно дошкольники видели цветовые пятна на снегу.

Детям было предложено нарисовать свой город в разное время суток. Большинство детей нарисовали свой двор вечером. Дети использовали  светло-голубой, розоватый, нежно сиреневый цвет, чтобы изобразить разноцветный снег. Дети вносили дополнения в свои рисунки: лавочка около дома, снеговик с ведром, качели. В процессе рисования у детей был эмоциональный настрой, работой были очень увлечены. В последующем у детей получились замечательные рисунки. Работы Алины К. и Даши Ш. Были выставлены в холле детского сада. После занятия дети рассматривали свои работы, отмечали их разнообразие и эстетические качества: цветовое решение и композицию.

«О чем может рассказать линия горизонта в пейзажной картине?»

        Анализируя ответы детей  в ходе беседы «О чем может рассказать линия горизонта в пейзажной картине?», можно заметить, что не все дети смогли показать на репродукциях с картин линию горизонта. Правильно показали, где небо сходится с землей Рома Г. и Даша Ш. , Рамзан Д. рассказал, что нарисовано на картине - травка, земля; Дима К. - березка, яблонька, кусты и старый забор, они очень яркие по цвету. Олег Д. рассказал, что художник использовал различные сочетания цветов. Большинство детей усвоило, что линия горизонта может помочь художнику выстроить картину, показать пространство, и то, что расположено близко, он рисует ярко, крупно, а чем дальше предметы, тем меньше по размеру и менее ярко, бледнее по цвету они на картине. Линия горизонта помогает изобразить много планов — близко, дальше, далеко.

В конце занятия было предложено поиграть, на что дети с радостью откликнулись. Детям предлагалось несколько картин, где линия горизонта расположена по-разному. Как только указка касалась линии горизонта, дети должны были хлопнуть в ладошки. После занятия всех детей похвалили и еще раз закрепили понятие «линия горизонта».

Детям предложили создать рисунки на тему: «Линия горизонта. Закат», при помощи техники «монотипия». Во время рисования у детей был эмоциональный настрой, работой были увлечены. Дети фантазировали с полученными рисунками, придавали завершающий штрих. Многие дети всматривались в полученный оттиск и пытались увидеть линию горизонта. Рисунки получились у всех, и этим отличается нетрадиционный способ от привычной техники рисования. Когда рисунки были выставлены на стенд, дети были в восхищении от полученного результата и делились своими впечатлениями. Родителям очень понравились работы детей. На одном из родительских собраний им было предложено побыть художниками  и  вместе с детьми при помощи техники «монотипия» создать свой шедевр.

Знакомство с произведениями художников - пейзажистов вызывало у детей желание творить, выразить в своём рисунке впечатления от окружающей природы. Таким образом, можно сделать вывод, что пейзажная живопись явилась эффективным средством для развития детского изобразительного творчества.

Но для реализации задач по развитию детского изобразительного творчества необходимо было совершенствовать технику рисования у детей. Практически после каждого занятия по ознакомлению детей с пейзажной живописью проводилась работа по рисованию, где педагог знакомила детей с той или иной техникой работы.

Для родителей была проведена консультации «Приобщение детей к живописи», «Польза рисования» (Приложение 6), материалы помещены в родительский уголок. Родителям очень понравились работы детей ,в ходе всего учебного года они отмечали именно эти работы. Родители внесли предложение сходить вместе с детьми  на выставку  художников.

Таким образом, по нашим наблюдениям – уже в ходе организации работы можно увидеть положительную тенденцию в изменении уровня знаний и умений детей в области пейзажной живописи.

2.3. Обсуждение результатов педагогической деятельности

Уже по ходу организации работы по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью мы могли наблюдать позитивные изменения в знания и умения детей. Необходимо сравнить результаты начальной и повторной диагностик, и определить результативность работы. Представим процедуру начальной и повторной диагностик и сравним результаты.

Начальная диагностика организована по методике Н.А. Курочкиной

Беседа

Цель: выявить уровень представлений и знаний детей в области   пейзажной живописи.

Беседа  проводилась индивидуально.

Ребенку предлагалось рассмотреть картину И.И.Левитана «Золотая осень» и ответить на ряд вопросов:

1. Сюжетно композиционный центр, выделение главного в пейзажах:

а) Про что художник хотел рассказать в этой картине? Что здесь самое главное?

б) Как он выделил главное?

в) Почему именно это художник выделил в картине?

2. Линия горизонта:

a) Покажи, где на картине небо сходится с землей?

б) Чего в картине больше: земли или неба?

в) Почему художник в этой картине написал больше неба (земли)?

3. Многоплановость:

а) Какие предметы в картине написаны далеко?

б) Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это?

в) Какие предметы написаны в картине ближе, чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие?

4. Формат:

a) Как художник расположил лист бумаги, чтобы написать эту картину?

б) Почему именно так художник положил лист?

В ходе беседы мы  побуждали ребенка отвечать более полно, и развернуто (Приложение 1). 

Основываясь на ответах детей, нами  выведено три уровня:

  • Высокий уровень (70%-100%) - отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину;
  • Средний уровень (35%-70%) - отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения;
  • Низкий уровень (0%-35%) - затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.

Результаты беседы   с детьми старшей группы на начальном и заключительном этапах работы

Начальная диагностика

Конечная диагностика

Уровень

развития

Количество

детей

%

Количество

детей

%

высокий

7

46,7

8

53,3

средний

2

13,3

3

21,1

низкий

6

40

4

26,6

Обработка данных диагностического обследования показала, что уровень представлений о пейзажной живописи большинства детей в начальной диагностике на низком и среднем уровне 53,3%, а на высоком 46,7%. На конечной диагностике высокий уровень повысился на 6.3%.

Далее нами был проведен анализ продуктов деятельности дошкольников

Цель: выявить у детей уровень навыков пейзажного рисования у детей группы.

Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

В ходе работы  детям предлагалось нарисовать пейзаж на тему «Осенний лес».Затем мы рассматривали рисунки и оценивали по следующим критериям:

1. Зарисовывает всю поверхность листа, составляет композицию ;

2. Прорисовывает линию горизонта;

3. Изображает деревья разные по размеру.

На основании выше перечисленных показателей выявила следующие уровни (Приложение 2):

  • Высокий уровень (70%-100%)  - зарисовывает всю поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья разные по размеру и на разном уровне;
  • Средний уровень(35%-70%)  - частично зарисовывает поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья одинаковые по размеру на разном уровне;
  • Низкий уровень(0%-35%)  - недостаточно зарисовывает поверхность листа, не прорисовывает линию горизонта, деревья изображает на одном уровне.

Для выявления приобретенного в ходе организованной работы  уровня развития  навыков пейзажного рисования детям предлагалось рисование по замыслу на тему: «Зимний вечер».  На этом этапе работы использовалась та же диагностическая методика, что и перед  началом  работы, чтобы сопоставить результаты уровня развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста. На основе сравнения данных начальной и конечной диагностики можно судить об эффективности  проведённых занятий.  

Результаты анализа продуктов детской деятельности в начале и по окончании работы по ознакомлению детей старшей группы с пейзажной живописью

Начальная диагностика

Конечная диагностика

Уровень

развития

количество

детей

%

Количество

детей

%

высокий

6

40

8

53,3

средний

5

33,3

7

46,6

низкий

4

26,6

-

-

Таким образом, исходя из полученных результатов обследования детей в целом, можно сделать вывод, что развитие навыков пейзажного рисования находится на среднем и низком уровне - 60%, на высоком – 40%. На конечной диагностике высокий уровень повысился на 13.3%, с низким уровнем ни одного ребенка.

Затем перед началом организованной работы мы провели анкетирование  родителей.

Цель: выяснить, какое внимание уделяется пейзажному рисованию в кругу семьи.

Родителям были предложены  восемь вопросов:

1. Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством?

2. Разговариваете ли Вы с ребенком о красоте природы?

3. Рисуете ли Вы вместе с ребенком природу?

4. Знакомите ли Вы ребенка с различными художниками и репродукциями?

5. Ходите ли Вы с ребенком на выставки?

6. Обсуждаете ли Вы с ребенком, увиденное после выставки?

7. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду больше внимания уделялось изобразительному искусству?

8. Как Вы считаете, нужны ли знания о изобразительном искусстве для развития вашего ребенка?

На них предлагалось ответить родителям «да» или «нет» (Приложение 3).

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что родители желают, чтобы изобразительной деятельности уделялось больше внимания, что знания об изобразительном искусстве для развития ребенка нужны. Но сами не в достаточной степени уделяют должного внимания, не интересуются изобразительным искусством, не знакомят детей с художниками и репродукциями, не посещают  выставок.

  В ходе работы  у детей продолжало развиваться умение переводить реальные объекты в графические образы при помощи выразительных средств. В рисунках мы видим не только простые формы, но и более сложные. Вызывало затруднение у дошкольников построение многоуровневой композиции на листе. Не было целостности, изображение получалось фризовое (на полосе листа). Но некоторым детям  в процессе обучающих занятий удалось овладеть данным художественно-изобразительным умением. Появилось композиционное равновесие деталей рисунка на площади листа.

У всех детей цветовое решение в рисунке соответствовало поставленной изобразительной задаче. Дошкольники старались  передавать цветовые соотношения близкие к реальным , использовали в работе различные оттенки цвета.

Самостоятельность в работе проявлялась не у всех. Такие дети как Денис Т., Рамзан Д., Никита М., Настя В., Алина К., Максим И. испытывали трудности в выборе замысла. Оригинальностью отличаются работы: Даши Ш., Максим В., Насти К. Замысел основан на наблюдении, содержит художественные обобщения, возникал до начала рисования, в процессе работы почти не менялся. Уровень воображения у этих детей достаточно  высокий. Девочки способны экспериментировать со штрихами и пятнами, дорисовывать их до художественного образа. Анализируя работы остальных детей, мы можем наблюдать средний и низкий уровень воображения (Приложение8).

     Стоит отметить высокие данные по художественно – образному восприятию произведений искусства. Дети эмоционально реагировали на произведения художников – пейзажистов, целенаправленно рассматривали их. Имела место художественная оценка действительности в процессе восприятия изобразительного искусства.

Дошкольникам понравились репродукции картин И.И.Шишкина «Зима», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», И.И.Левитана «Весна. Большая вода». Уже к концу работы такие дети как Рома Г., Эля Р., Алена Н., Андрей Р., свободно могли выразить свои впечатления об увиденном. О своих впечатлениях они рассказывали не только детям группы, но и родителям. Практически все дети имеют достаточно  чёткое представление о пейзаже как жанре живописи.

 Дошкольники практически всегда увлечены темой, с удовольствием рисовали. Проявляли эстетическую отзывчивость, эмоционально реагировали на  произведения искусства, демонстрировали коммуникативность, терпимость к мнению других. Иногда испытывали страх перед трудностями, который приходилось преодолевать при помощи таких приёмов как  дополнительное объяснение, подбадривание, поощрение.

 Реализация намеченного содержания НОД по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью положительно повлияла на уровень сформированности их художественного творчества. Об этом свидетельствуют данные повторной диагностики. Сравнительные диаграммы  результатов работы можно увидеть в (Приложении 7). 

   Эти данные говорят о том, что проведённая нами работа и апробированная НОД по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью положительно повлияла на развитие у детей художественного творчества, создание выразительного образа природы. Развивающийся  у детей интерес к пейзажной живописи, желание её рассматривать, эмоциональный отклик на настроение картины,   её   красоту,    умение    понимать    и    воспринимать   содержание произведения, выделять средства выразительности – итог проделанной работы (Приложение 9). 

 

Заключение

В процессе занятий рисованием у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, развивается воображение,  желание создать красивое изображение, интересно придумать его и как можно лучше выполнить. Отсюда вытекает необходимость занятий изобразительным искусством.

Способность создавать полноценные художественные образы потенциально присуща любому нормально развивающемуся ребёнку и представляет собой одну из общечеловеческих способностей. Искусство играет огромную роль для формирования духовно развитой личности, совершенствования человеческих чувств, осмысления явлений природы и жизни.

Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный объект наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие. Через приобщение к искусству в ребёнке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его приобщение к художественным ценностям мировой культуры.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является пейзажная живопись, с помощью которой дошкольников учат понимать гармонию природы, закладывают первоначальную основу формирования ценностных ориентаций.

  Предлагаемая  НОД является значимой для воспитательно-образовательной работы с детьми, так как её проведение способствовало развитию художественного творчества  у дошкольников. Наши наблюдения позволили утверждать, что дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к ознакомлению с изобразительным искусством (в том числе с пейзажной живописью), поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность, яркость воображения. Однако без определённой системы работы уровень знаний и умений детей в пейзажной живописи оставляет желать лучшего.

 Результаты диагностики старших дошкольников в ходе работы подтверждают результативность работы, так как у детей повысился не только уровень владения специальными художественно – изобразительными навыками и умениями, но и уровень знаний и восприятия в области пейзажной живописи.

Таким образом, цель методической разработки достигнута, задачи полностью решены.

    Мы открываем перед детьми дверь в бесконечный и прекрасный мир искусства. И, чтобы состоялся серьёзный разговор, чтобы дети смогли острее видеть и глубже чувствовать, а их души наполнились восторгом и любовью к природе, искусству, Родине, надо отдать им своё сердце, зрение, слух, своё отношение к прекрасному и высокую любовь к жизни.

Литература

  1. Баранова Е.В.Савельева А.М.От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое псобие.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009.
  2. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994.  
  3. Белкина Н.В. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие – Я.: ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, 1998.
  4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Астаськова Я. Ф. и др., ПРОГРАММА «РА3ВИТИЕ»-М.: «НОВАЯ ШКОЛА» 1994.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., ТООТК»Петрополис», 1997.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2001.
  7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.:Издательский дом «Академия» , 1998.
  8. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.:Просвещение ,2003.
  9. Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997.
  10.  Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М.: ИФ РАН, 1998, с. 30.
  11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.:Прсвещение, 1990. 
  12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.:Просвещение,  2005.
  13. Комарова Т.С.

Изобразительнаядеятельность в детском саду.Программа и методические рекомендации.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

  1. Копцева Т.А. Природа и художник. – М.: Творческий центр, 2001. 
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.Пособие для воспитателей – М.:Просвещение,1985.
  3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. – М.: Просвещение, 1996.
  4.  Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить и создавать красоту. – СПб.:  Детство-Пресс,  2003.
  5. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – С.-П.:Детство-пресс,2000.
  6. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А., и др. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». – С.-П., 1996
  7. Люблинская А. А. "Детская психология"Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971 г.
  8. Маркова Н. К. Пейзаж в русской живописи : от классицизма до символизма   - М. : АРТ-РОДНИК, 1999.
  9. Миронова Л.Н. Цветоведение. – Минск: Высшая школа, 2004
  10. Моисеева Т. В..Русский пейзаж  - Москва : Искусство, 2000.
  11. Некрасова-Каратаева О.О. О природе детского рисования. – Обруч, 2005, №5, с. 9-12.
  12. Неменский Б.И. Изобразительное искусство. – М.:Просвещение,2010.
  13. Ожегов С.И. Толковый словарь. - М.Издательство«Азъ» 1992.
  14. Озерова О.Е Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения./О.Е.Озерова.-Ростов н/Д Феникс,2005.
  15. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи.-М.:Изобразительное искусство,1987.
  16. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.; Академия, 2011. 
  17. Пономарёв Я.Л. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
  18. Рубейнштейн С.Л.Основы общей психологии .СПб.: Питер,2002.
  19. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. – М.:Просвещение 1965.
  20. Сакулина Н.П. Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду. – М.:Просвещение,1971. 
  21. Субботина Л.Ю. Развивайте воображение у детей. – Я.: Академия развития, 1996. 
  22. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.:Учпедгиз, 1956.
  23.  Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение 1992.

  1. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. -  М.: Логос, 1996.
  2. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. – М.:Гуманит. Изд.ЦентрВЛАДОС, 2003.
  3. Шорохов Е.В. Композиция. – М.:Просвещение, 1986.

Приложение 1

Протокол беседы  с детьми на начальном и заключительном этапах работы

Имя ребенка

Беседа 1

Беседа 2

Настя В.

1.Не смогла ответить.

2.Не смогла показать  и обосновать ответ.

3.Не смогла ответить.

4.Не смогла объяснить, почему именно так художник положил лист.

1.Не смогла ответить.

2.Показала , где на картине небо сходиться с землёй. Больше неба. Не объяснила.

3.Не смогла ответить.

4.Показала, как художник расположил лист бумаги(горизонтально).Не объяснила.

Максим В.

1.Художник хотел рассказать про осеннюю природу .как течёт река. Главное в картине выделил жёлтые листья. Художник выделил листья жёлтой краской, потому что осенью все литья жёлтые.

2..Не смог ответить. Художник нарисовал больше земли, потому что хотел показать какая длинная река.

3.Далеко нарисованы дома, лес, поля, но не смог обосновать почему. На картине нарисованы ближе трава ,река, берёзы, поляны. Ответ не обосновал.

4.Художник расположил лист бумаги горизонтально (показал), потому что хотел показать всю реку.

1.Художник хотел рассказать о красоте зимнего вечера. Выделил цветом небо, каким оно может быть красивым.

2.Показал, где небо сходиться с землёй. Больше на картине неба. Не объяснил.

3.Далеко нарисованы дома и церковь, потому что они нарисованы маленькими. Близко нарисована замёршая речка, она заметена снегом.

4. Художник расположил лист бумаги горизонтально (показал),но не смог объяснить.

Рома Г.

1.Художник хотел рассказать о природе, деревьях, воде. Самое главное здесь осенние деревья, потому что художник выделил их яркими красками.

2.Показал правильно, где небо сходиться с землёй. Небо больше на картине, потому что небо может быть везде.

3.Далеко нарисованы дома и  коровы. Художник показал это, нарисовав дома маленькими, а коров чёрными точками. Ближе на картине нарисованы река и деревья, чтобы было хорошо видно.

4.Художник расположил лист бумаги горизонтально, чтобы было много места.

1.Художник рассказал о деревне зимой, как там трудно пройти. Художник выделил зелёной  краской небо. Как красиво, когда небо такого цвета.

2. Показал правильно, где небо сходиться с землёй. Неба больше на картине. Не объяснил.

3.Вдалеке нарисованы дома, лошади, церковь. Художник изобразил их маленькими. Близко нарисованы сугробы и кусты. Их можно рассмотреть. Художник стоял рядом.

4. Художник расположил лист бумаги горизонтально (показал). Не объяснил.

Олег Д.

1.Художник хотел рассказать про осень. Самым главным отметил жёлтые листья. Художник взял жёлтый цвет, чтобы рассказать, что пришла золотая осень.

2.Не смог ответить. На картине больше земли, потому что для неба мало места.

3.На картине далеко нарисованы дома, деревья. Не объяснил. Близко нарисованы вода, трава, деревья. Не объяснил.

4.Художник расположил лист бумаги горизонтально (показал), потому что хотел показать красивую природу.

1.Художник показал всю красоту природы, использовал краски разных цветов.

2.Смог показать ,где небо сходиться с землёй. Больше изображено земли(снега).

3.Далеко художник изобразил деревенские дома и церковь. Художник их изобразил маленькими. На картине ближе изображены большие сугробы, подальше идут люди по узкой тропинке. Можно разглядеть людей. Художник стоял к ним ближе.

4.Художник расположил лист бумаги горизонтально (показал), потому что хотел нарисовать и лошадей с повозками сена, и людей идущих по тропинке

Максим И.

1.Не ответил.

2.Не показал, где небо сходиться с землёй. Земли на картине изображено больше. Не обосновал свой ответ.

3.Не ответил.

4.Показал правильно (горизонтально), не обосновал свой ответ.

1.Не ответил.

2.Не показал, где  небо сходиться с землёй. Больше на картине неба. Не объяснил.

3.Дома, деревья, церковь написаны на картине далеко, потому что художник изобразил их маленькими. Близко изображены кусты ,они крупные.  Может,   художник стоял на горке.

 4.  Художник расположил лист бумаги горизонтально (показал). Не объяснил.

Настя К.

1.Художник хотел рассказать о красивых деревьях осенью, про тёмную реку. Главная на картине речка, потому что художник нарисовал её через всю картину.

2.Не показала . На картине больше неба, потому что небо находиться далеко.

3.На картине далеко нарисованы деревья. Ответ не обосновала. Близко в картине написаны деревья, речка ,трава . Ответ не обосновала.

4.Художник расположил лист бумаги горизонтально (показала), потому что художник хотел нарисовать большую картину.

  1. Художник хотел рассказать о зиме , какая она может быть красивая. Главное что он здесь выделил это цвет неба. Он  зелёный .Он захотел рассказать об этом.

2.Показала на картине, где сходиться небо с землёй. На картине больше неба. Не обосновала свой ответ.

3.На картине далеко нарисованы деревья и дома. Художник нарисовал их маленькими. Художник стоял на горке, поэтому ближе к нему оказались кусты. Он их нарисовал ближе.

4. .Художник расположил лист бумаги горизонтально (показала). Не объяснила.

Дима К.

1.Худжник хотел показать приход золотой осени. Художник выделил  жёлтые деревья. Художник взял жёлтую краску и нарисовал листья  этим цветом, потому что хотел показать красоту листьев.

2.Не показал. На картине неба больше , чем земли, потому что оно больше.

3.Далеко расположены дома, деревья. Не объяснил. Близко художник изобразил берёзы и реку. Не объяснил.

4.Художник расположил лист бумаги горизонтально (показал). Не объяснил.

1.Художник хотел изобразить вечер  в деревне. Главное  он показал как в деревне тихо. Нет машин, а только лошади.

2.Показал, где на картине сходиться небо с землёй. На картине изображено больше неба. Не объяснил.

3На картине далеко нарисована церковь. Она маленькая, потому что художник стоит от неё далеко. Близко нарисованы кусты, люди, дети катающиеся с горки. Он стоит почти рядом с ними.

4.Художник расположил лист бумаги горизонтально(показал.Не объяснил.

Денис Т.

1.Не смог ответить.

2.Больше земли.  Не обосновал ответ.

3.Не смог ответить.

4.Не смог объяснить, почему именно так художник положил лист. Показал горизонтально.

1.Не смог ответить.

2.Показал , где небо  сходиться с землёй. В картине больше земли (снега). Не обосновал ответ.

3.Не смог ответить.

4. 4.Не смог объяснить, почему именно так художник положил лист бумаги. Показал горизонтально.

Алёна Н.

1.Художник хотел рассказать о природе, о красивых деревьях, о последних лучах солнца. Главное на картине не выделила.

2.Не показала. Больше  неба, потому что небо больше, чем земля.

3.Далеко на картине нарисованы деревья и лес. Не объяснила. Ближе художник нарисовал речку, траву, деревья .Не объяснила.

4.Художник расположил лист бумаги горизонтально (показала),чтобы хорошо было видно природу.

1.Художник хотел рассказать о вечернем зимнем небе. Какое оно красивое. Поэтому он его нарисовал зелёной краской, чтобы все увидели.

2.Не смогла ответить  ,  где небо сходиться с землёй.

Больше земли (снега), потому что очень далеко нарисованы деревья и церковь.

3.На картине далеко нарисованы церковь, дома, деревья. Не объяснила. Не смогла ответить, какие предметы нарисованы ближе.

4.Не ответила.

Никита М.

1.Не смог ответить.

2.Больше земли.  Не обосновал ответ.

3.Не смог ответить.

4.Не смог объяснить, почему именно так художник положил лист бумаги. Показал горизонтально.

1.Не смог ответить.

2.Не смог ответить, где небо сходиться с землёй .В картине больше земли(снега).Не объяснил.

3.Не ответил.

4.Показал горизонтально. Не объяснил

Андрей Р.

1.Не смог ответить.

2.Больше земли.  Не обосновал ответ.

3.Далеко нарисованы дома, огород. Не обосновал ответ.

4..Показал горизонтально. Художнику удобно так рисовать.

1.Самое главное в картине небо, художник показал это, нарисовав его светло-зелёной краской. Художник хотел показать как хорошо в деревне вечером.

2 Показал ,где небо сходиться с землёй. На картине изображено больше неба, потому что художник хотел изобразить большие облака и красивое зелёное небо.

3.Вдалеке художник нарисовал дома и деревья ,он изобразил их маленькими потому что стоял далеко.   Близко художник изобразил кусты и горку. Они больше, чем люди. Люди нарисованы посередине. Они идут по тропке.

4.Показал, как художник расположил лист бумаги. Художник хотел нарисовать всё, что увидел.

Эля Р.

1.Не смогла ответить.

2.Не смогла показать  и обосновать ответ.

3.Далеко находятся дома. Они маленькие ,потому что далеко находятся. Ближе нарисованы цветы, трава. Ответ не обосновала.

4. Художник расположил лист бумаги горизонтально (показала)  ,чтобы  показать всю природу.

2.На картине изображено больше неба, потому что художник хотел показать высоту деревьев, как широко они раскинули свои ветви.

Рамзан Д.

1.Не смог ответить.

2.Больше земли.  Не обосновал ответ.

3.Не смог ответить.

4.Не смог объяснить, почему именно так художник положил лист. Показал горизонтально.

1.Не смог ответить.

2.Показал,где небо сходится с землёй. Больше земли(снега).  Не обосновал ответ.

3.Не смог ответить.

4.Не смог объяснить, почему именно так художник положил лист. Показал горизонтально

Алина К.

1.Не смогла ответить.

2. Больше земли . Не обосновала ответ.

3.Не смогла ответить.

4.Не смогла объяснить, почему именно так художник положил лист. Показала горизонтально.

1.Не смогла ответить.

2.Показала, где небо сходиться с землёй. Больше земли (снега). Не обосновала ответ.

3. На картине далеко нарисованы деревья и дома, церковь. Они нарисованы  маленькими. Художник стоял на горке, поэтому ближе к нему оказались кусты и трава. Он их нарисовал ближе.

4.Не смогла объяснить, почему именно так художник положил лист. Показала горизонтально.

Даша Ш.

1.Художник хотел рассказать про осень, как течёт ручей. Главное в картине не выделила.

2.Показала, где небо сходиться с землёй. Больше земли.  Не обосновала ответ.

3.Далеко находятся дома, потому что они стоят вдалеке, на горке и их видно..Близко художник нарисовал большие деревья и ручей. Ответ не обосновала.

4. Художник расположил лист бумаги горизонтально (показала), потому что художник хотел,  чтобы все запомнили его картину.

1Художник нарисовал небольшую деревушку зимой.

Картина спокойная, нет ярких красок. Ей можно любоваться.

2.Показала ,где небо сходиться с землёй. Художник нарисовал небо и землю поровну, потому что он хотел показать, какое бывает вечером зеленоватое небо ,и как много сугробов намело.

3.Лошади с санями и люди нарисованы посередине. Далеко нарисована церковь, её видно чуть-чуть. Потому что художник стоит на горке. Ближе нарисованы кусты и трава. Они ближе к художнику.

 4. Художник расположил лист бумаги горизонтально (показала), потому что художник хотел,  чтобы все увидели эту красоту зимнего вечера..

Приложение 2

Таблица 1. Результаты анализа детских рисунков  за период организованной работы


Приложение 3

Анкетирование родителей

Уважаемые родители! Просим Вас познакомиться с вопросами и ответить на них:

1. Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством?

2. Разговариваете ли Вы с ребенком о красоте природы?

3. Рисуете ли Вы вместе с ребенком природу?

4. Знакомите ли Вы ребенка с различными художниками и репродукциями?

5. Ходите ли Вы с ребенком на выставки?

6. Обсуждаете ли Вы с ребенком увиденное, после выставки?

7. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду больше внимания уделялось изобразительному искусству?

8. Как Вы считаете, нужны ли знания об изобразительном искусстве для развития вашего ребенка?

Благодарим за работу, приглашаем к сотрудничеству!

Приложение 4

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей старшей группы с пейзажной живописью

1.Знакомство с творчеством художника И.И. ЛЕВИТАНА .

2. Сравнительное рассматривание картин  «Золотая осень» художников И.И. Левитана и И.С. Остроухова.

 (рассматривание картин и последующим рисованием).

3.Дидактическая игра «Подбери по цвету».

4. Сравнивание картин "Зима" И.Шишкина, "Февральская лазурь" И.Грабаря,     "Волшебница-зима" К.Юона(беседа с последующим рисование «Какая она зимушка-зима?»)

5.Дидактическая игра« Времена года».

6. Волшебные краски зимнего пейзажа? (рассматривание картин И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», И.И.Шишкина «Зима», К.А.Коровина «Зимой», с последующим рисованием « Почему художники по -разному пишут цвет снега?»)

7.Дидактическая игра «Найди картину на палитре».

8.О чём нам может рассказать линия горизонта в пейзажной картине?

 (рисование «Линия горизонта. Закат»- техника \ монотипия \, дидактическая игра «Составь пейзаж»)

9.Дидактическая игра «Радуга дуга».


Приложение 5

Конспекты по организации  непосредственной образовательной деятельности в области «Художественное творчество» по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью

Приложение 6

Консультация для родителей

Приложение 7

Гистограммы  уровня знаний и умений детей в области пейзажной живописи за период работы

Приложение 8

Рисунки детей старшей группы, выполненные в ходе организованной деятельности

Приложение 9

Фотографии детей в ходе НОД и игровой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью

В статье представлены рекомендации для педагогов детских садов по организации работы по развитию художественно-эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с пейзажной жи...

конспект занятия: "Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, графикой, скульптурой как часть патриотического воспитания".

         Знание живописи необходимо для воспитания любви к родной земле, русской природе, к «малой» Родине и Отечеству, для формирования гражданской позиции растущего ч...

консультация "Методика ознакомления дошкольников с пейзажной живописью"

теоритические основы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством...

Ознакомление детей старшей группы с пейзажной живописью

Ознакомление  детей  старшей группы с  пейзажной живописью...

Методы ознакомления дошкольников с пейзажной живописью на примере работ Ивана Ивановича Шишкина

План:1. Пейзаж как жанр живописи;2. Биография художника;3. Методы ознакомления детей с живописью;4. Описание работ....

Презентация "Методы ознакомления дошкольников с пейзажной живописью на примере работ Ивана Ивановича Шишкина"

Наглядный материал к методической разработке по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью....