"Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетики и художественного восприятия"
консультация

Лутфиева  Ильмира Талиповна

Консультация для родителей (законных представителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_17.02.docx746.44 КБ

Предварительный просмотр:

"Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетики и художественного восприятия"

«Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы,

должно возвыситься на ступень эстетического вкуса,

приобретаемого воспитанием и развитием»

В.Г.Белинский 

«.... Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».

Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.

Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней. Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами (совершенством формы, разнообразным изменчивым колоритом) природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Учитывая значимость пейзажа в развитии дошкольников, нужно:

1) Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности:

            создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы;

            показывать детям красоту всех периодов суток, отдельных явлений и состояний природы: ветра, дождя, неба в разных погодных и сезонных явлениях.

2) Учить ребёнка самостоятельно определять замысел в пейзажном рисунке и сохранять его на протяжении всей работы:

            развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины.

3) Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей .

На прогулках обращать внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки.

C:\Users\Ильмира\Desktop\vesenniy-peyzazh-s-reki-narev-reka-vesna.jpg   C:\Users\Ильмира\Desktop\10912170834026932.jpg

C:\Users\Ильмира\Desktop\ef744a7cb8920c87b56147dd42d7412e.jpg   C:\Users\Ильмира\Desktop\image050-1.jpg

Придавать большое значение художественному слову в эстетическом воспитании детей, так как литература развивает эстетический вкус дошкольников, эстетическое восприятие, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Учитывая сформированные у детей представления, заостряю их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт. Знакомлю детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или несложная картина природы, то одновременно демонстрировать яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов помогает более качественно достичь поставленной цели, изучение пейзажа.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Важным условием развития творческой деятельности дошкольников является наличие материалов, используемых для рисования. Для ребят старшей и подготовительной к школе групп рекомендуется иметь дома следующие материалы для рисования:Хочу такой сайт

-листы бумаги разного цвета и формата;

-цветные карандаши;

-краски акварельные; краски гуашь;

-кисти (белка, пони) - №2, №3, №4, №5;

-цветные восковые мелки;

-палитра;

-банка для воды;

-салфетка для высушивания кисточки;

-пастель;

-сангина;

-угольный карандаш.

Хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: 

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению детей с пейзажной живописью "Роль цвета в пейзажной картине"

Пейзажная живопись доступна для понимания детям, начиная со среднего дошкольного возраста. Знакомя детей с живописью, мы знакомим их непосредственно с искусством....

Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью

В статье представлены рекомендации для педагогов детских садов по организации работы по развитию художественно-эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с пейзажной жи...

Методическая разработка Ознакомление старших дошкольников с пейзажной живописью

Искусство дарит человеку радость  общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчив...

конспект занятия: "Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, графикой, скульптурой как часть патриотического воспитания".

         Знание живописи необходимо для воспитания любви к родной земле, русской природе, к «малой» Родине и Отечеству, для формирования гражданской позиции растущего ч...

консультация "Методика ознакомления дошкольников с пейзажной живописью"

теоритические основы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством...

Методы ознакомления дошкольников с пейзажной живописью на примере работ Ивана Ивановича Шишкина

План:1. Пейзаж как жанр живописи;2. Биография художника;3. Методы ознакомления детей с живописью;4. Описание работ....

Презентация "Методы ознакомления дошкольников с пейзажной живописью на примере работ Ивана Ивановича Шишкина"

Наглядный материал к методической разработке по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью....