Нетрадиционная техника рисования
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа) на тему

ВАСИЛИСКИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

Нетрадиционная техника рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционная техника рисования

Воспитатель: Василискина Н.И.

«ПАЛЬЧИКИ-ПАЛИТРА» Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнём в красную краску, другой – в синюю, третий – в жёлтую… Чем не палитра!..

Какие темы для рисования в этой технике можно предложить детям? Младшая группа «Рассыпались мамины бусы» или «Посыпался весёлый горох». Падают горошины, подпрыгивают… Вот так, высоко и весело! И остаются на альбомных листах. (Знакомим с цветом, формой, Ритмом и положением в пространстве).

«Разноцветный дождь». Один «цветной» палец рисует свою тучу и свой дождь, другой – свою… Выбирайте, пальцы, любую краску! От цветного дождя на душе становится весело. (Даём возможность порадоваться разным цветам и их сочетаниям, не бояться краски).

«Подарим маме ткань на платье». Выбирай розетку с любой краской и рисуй что хочешь: ягоды, горошины, бусины… Маме обязательно понравится!

«Падает пушистый снег». «Белый» палец рисует снег на розовой бумаге (раннее утро), голубой (яркий солнечный день), фиолетовый (тёмная ночь)…

 «Украсим ёлку к Новому году». Посмотрите, какая ёлка (на большом листе нарисована ёлка). Давайте все вместе нарядим её к празднику: повесим бусы, шары…

 «Солнечный зайчик» или «Расцвели одуванчики». (У каждого ребёнка лист бумаги, на котором нарисована зелёная лужайка). А теперь представьте, что по Лужайке прыгают весёлые солнечные зайчики, а навстречу солнцу тянут свои золотые головки одуванчики. (Даём возможность детям почувствовать теплоту жёлтого цвета, полюбоваться яркими и радостными цветовыми пятнами).

«Соберём ягоды». (У каждого ребёнка лист бумаги с нарисованными на нём большой и маленькой банкой). Вот одна ягода упала в банку, другая… А вот эти собираем в маленькую банку. Соберём и угостим маму и папу.

Средняя группа «Дорожка для дымковской барыни». Вот она, красавица! На юбке у неё круги и точки разных цветов. Давайте нарисуем дорожку, по которой она отправится на гуляние, и украсим дорожку таким же, как на юбке, узором. (Знакомим с одним из самых известных народных промыслов, учим располагать узор на полосе).

«Вспомним лето». Вспомните всех, кто радовал вас летом (солнце, цветы, бабочки…), и подарите свою радость другим!

«Весёлые цыплята». У наседки появилось много пушистых, весёлых, озорных цыплят. Приложим большой палец – это туловище, а теперь указательный – это голова. Возьмём кисточку и изобразим ею глаза, лапки, клювы… Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши!..

Старшая группа «Забавная игрушка». (Её можно нарисовать, многократно прикладывая к листу бумаги «разноцветные» пальцы). Фантазируй! Что у тебя получилось?

«Дымковская фантазия». Выбери любую игрушку (заранее нарисованное контурное изображение) и раскрась её так, чтобы и тебе самому, и всем, кто её увидит, стало весело.

«Подари маме цветы». Давай нарисуем лепестки так: приложим к бумаге «жёлтый» палец, а чуть ниже – «красный». Что за чудо! Прямо на глазах появился волшебный цветок необычного цвета. А теперь пробуй то же самое любыми другими красками! «Гроздья спелой рябины». Их можно рисовать сразу тремя пальцами: раз, чуть ниже ещё раз, чуть ниже ещё. Тонкой кистью пририсуем веточки и чёрные точки… Зимнее угощение снегирям готово! «Волшебные облака». Приглядись к ним! И увидишь… пушистого зайчонка, забавного котёнка, а может быть, и себя самого. Подготовительная к школе группа

В этом возрасте дети уже свободно владеют «пальчиковой» техникой и сами придумывают темы для рисования. Если они всё же испытывают затруднения, можно предложить им подумать над такими замыслами, как «Космический сон», «День смеха», «Весёлые звери Фокуса-Покуса», «В гостях у облака», «Когда я плачу…» и т.д.

«ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ»

Обмакнём всю ладонь или её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, потом всё смелей и смелей… Предложите детям представить: «Потеряли котятки на дороге перчатки…» Приложим руку к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (учимся рисовать левой) и приложим её рядом с отпечатком правой. Вот и обе перчатки обнаружились.

А отпечаток от одной ладони (без пальцев) похож на чьё-то лицо. Может быть, к нам в гости пришёл домовёнок Кузька? Или гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

И ещё. Отпечаток руки может превратиться в утку (четыре пальца и ладонь – туловище; отставленный в сторону большой палец – шея), важного индюка, задиристого петуха, Гадкого утёнка, на глазах превращающегося в прекрасного лебедя… Фантазируй, твори! Угадай, что бы это могло быть: кактус в цветочном горшке? злой волк? индеец с раскрашенным лицом? Правда, Интересно?

«ПЕЧАТКА»

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. «Печатки» несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова! Теперь прижмём её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Детям младшей группы предложите нарисовать цветы для пчёлки Майи, бабочек, порхающих над лугом, грибную полянку.

В средних группах можно использовать «печатки» с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник) и меняться ими.

Старшие дошкольники способны составлять более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали («Закладки для книги», «Праздничный платок для бабушки»).

ТАМПОНИРОВАНИЕ

Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и, лёгкими прикосновениями к бумаге, будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. И не беда, что цветными станут не только ваши герои, но и руки: они легко отмоются!

В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, весёлых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали).

А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях (ап-пликация и рисование) сочетать эту технику с техникой

«ТРАФАРЕТ». Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет… Чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! Всё то же самое можно повторить другим цветом и в другом месте.

А вот задание чуть посложнее. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу бумаги и с помощью тампона «закрасим» силуэт. Интересно! Многие художники работают в этой технике.

«НАБРЫЗГ»

Непростая техника. Её суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят зубная щётка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на неё… Вот и всё. Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно. Но это со временем, поэтому лучше начинать осваивать эту технику летом на прогулке.

А теперь за работу. «Салфетка для мамы». Сделаем «набрызг» разными красками и полюбуемся полученным эффектом. «Снегопад». По разному цветному фону белый «набрызг». Кружатся в танце белые снежинки, сплетаются в хоровод. «Закружилась осень золотая». Золотой краской набрызгать кружащуюся листву. Кисточкой прорисовать стволы.

МОНОТИПИЯ

Нам понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, левую сторону прижмём к правой и разгладим. Откроем лист… Что получилось? Мяч? А может быть, солнце? Тогда пририсуем лучи. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.

Нанесём яркие пятна на одну половину листа, прижмём к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернём… Угадай, что получилось? - Зайчонок! - А у меня цветы. - Нет, бабочки, бабочки!.. А теперь предложите детям такие задания. «В стране Двуляндия». Необычная страна. В ней ничего не бывает по одному. Смотрите, я нарисую рожицу, сложу лист пополам, разверну – их две. А что есть в вашей Двуляндии? «Каких я видел бабочек». А вы знаете, что бумагу можно сгибать в разных местах и направлениях? Тогда полюбуйтесь нарядными бабочками! «Осенний парк». Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали вверху и внизу. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья. «Маски для колядования».

Маску нарисуем в рассматриваемой технике, вырежем её, сделаем отверстия для глаз и носа, приклеим резинку. Маска готова! «Я и мой портрет» или «Близнецы». Нарисуем себя и все вместе посмеёмся. «Город на реке». Нарисуем город, согнём бумагу по горизонтали – город отразился в воде.

«КЛЯКСОГРАФИЯ»

(по определению О. Белобрыкиной)

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте!

РИСОВАНИЕ ПО СЫРОЙ БУМАГЕ

Для рисования в этой технике нам понадобятся влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмём акварельный мелок и нарисуем всё, что душе угодно. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе. А детям других возрастов предложите следующие темы.

Средняя группа «И поплыли по небу облака». Проведи плавную линию – и она волшебным образом превратится в… Например, пушистого зверька. А на что ещё похожи ваши облака? «Аквариумные рыбки». Встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии – в воде заколыхались водоросли. «Зайцы на поляне». Провёл линию, а увидел серенькую пушистую шубку непоседы.

Старшая группа «Летний дождик». Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей-то зонтик. И я бы побежал под дождём, да так, чтобы брызги в разные стороны. «Воробушки зимой». Холодно птахам, нахохлились они, распушили пёрышки. Ничего, скоро весна! «Когда меня обижают». Каким тогда мне кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится серым. Нарисуй так, чтобы мы погрустили вместе. И тогда станет не так одиноко. «Мой добрый маленький друг». Я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижиматься к его пушистой мордочке!

Подготовительная к школе группа «На дне морском» или «В гостях у Нептуна». Покажи, как меняется море в зависимости от погоды. «Последний лист». Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. И только один лист ещё трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист… «В метель». Порыв ветра, ещё один, ещё… Снег колет лицо. Он то вьётся змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешеном хороводе, превращая тебя в невидимку. «В батискафе». Что ты видишь сквозь толщу воды? Водоросли, солнечные лучи, стайки разноцветных рыбок… Удивительно красиво! «Радуга-дуга». Только что прошёл дождь, по небу ещё несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга. Цвета расположены в ней в строго определённом порядке. Смотри, не перепутай!

 «ЦВЕТНЫЕ НИТОЧКИ»

Возьмите нитки длиной 25-30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите – как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдёргивайте одну нитку за другой. Разверните лист… А нитки-то волшебные!.. Давайте попробуем. «Морозные узоры». Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на бумагу разных цветов. «Страна цветных снов». Нитки окрашены в краски тёплых и холодных тонов. «Вологодские кружева». Выложим нитки на вырезанных из бумаги воротнике или кокошнике. Правда, красиво?

ГРАТТАЖ

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, в процарапывании. Итак, за дело! Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов. А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Имейте в виду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

«В рождественскую ночь». Чуть поцарапали – и на небе зажглись яркие звёзды, тонкий месяц выглянул из-за туч. «Что за звёздочки резные на пальто и на платке!» Ни одна снежинка на другую не похожа. «Ночной мотылёк». Яркий фонарь показался любопытному мотыльку солнцем. Нет, малыш, это всего лишь фонарь. «Салфетка для мамы». Она может быть круглой, квадратной, треугольной. И узор придумай, какой хочешь. «Дворец для Снегурочки». Нарисуй сказочный дворец Берендея, в котором живёт Снегурочка. «Волшебная поляна». Кто-то недобрый закрасил лесную поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот появилась нарядная бабочка, а вот и цветок поднял головку. «Полёт в космос». Космонавтов приветствуют холодные звёзды, не-знакомые планеты, звёздные корабли. «Вечерний город». Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой. «У семи гномов». Гномы – добрый и трудолюбивый народец! Пред-ставьте, что вы пришли к ним в гости. «Ветер по морю гуляет…» Летит кораблик на всех парусах по безбреж-ной водной глади.

РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нару-шается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, тёмной – это называют эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети СА-ми могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работы поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело!

РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ ИЛИ СВЕЧОЙ

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берём флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведём по листу – на цветном фоне появляется рисунок. Итак, нам понадобятся розетки с разной краской, флейцевые кисти или тампоны, восковые мелки.

Младшая группа «Солнце согревает травку». Проведём голубой, розовой, жёлтой краской по верхней части листа, а зелёной – по нижней. «Дождевые капли». Капают капли одна за другой. Вот и лужи появились. Как хочется побегать по ним босиком! Проведём по листу розовой, жёлтой, голубой краской… «Ёлочки в лесу». Пошёл снег и спрятал лесных красавиц от детских глаз. А мы их всё равно найдём. Проведём по листу краской любого цвета. Вот они, стройные и пушистые.

Средняя группа «Весёлые зайчата». Мама-зайчиха сидит под ёлочкой и наблюдает за своими шалунами. «Рыбки в аквариуме». Весёлая стайка шустрых рыбок то всплывёт вверх, то опять нырнёт на дно. «Смешной снеговик». Зимой мы лепили его из снега, а теперь нарисуем.

Старшая группа «Утренняя зарядка». Нарисуй, как мы выполняем упражнения под музыку: голова похожа на круг, футболка – на прямоугольник, шорты как два квадрата. А теперь раскрась. Вот и ожил рисунок. «Заиндевелое дерево». Стоит, не шелохнётся. И в утренние часы (голубой фон), и солнечным днём (жёлтый), и таинственной ночью (фиолетовый). «Что мы видели в лесу?» Нарисуем веточку с ягодами, гриб под листочком, пугливого ёжика, пушистую белочку. А потом, закрашивая рисунок, все вместе посмотрим, кто что увидел в лесу.

Подготовительная к школе группа «Пушки с пристани палят…» Нарисуй остров с высокими маковками дворца, кораблик в море. Выбери любую краску и раскрась. «Царевна есть, что не можно глаз отвесть…» А какой ты её себе представляешь? «Нарисуем весёлую картину для малышей». Вы уже много умеете. Давайте порадуем малышей, пригласим их в гости, нарисуем всё, что они захотят, а потом покажем, как картина оживает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...