«Роспись пасхального яйца по дереву»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rospis_pashalnogo_yaytsa.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Роспись пасхального яйца по дереву»
Цель: Формировать представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Продолжать знакомить детей с такими видами росписи как Хохлома, Городец, закрепить некоторые приемы росписи по дереву. Развивать познавательный, эмоциональный опыт дошкольников, формировать у детей интерес к изучению росписи по дереву. Совершенствовать умение декоративно оформлять с детьми деревянное изделие с использованием традиционных элементов знакомых росписей.
Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение их к истории народа, родного края.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа к культурным традициям народа через практическое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства.
«Речевое развитие»
Продолжать знакомить с лексикой народных сказок, легенд. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным собеседником; воспитывать культуру речевого общения.
«Художественно-эстетическое развитие»
Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства
Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на объемных поверхностях.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.
Закрепить технические приемы рисования кистью и красками, смешивания краски на палитре.
Упражнять в умении использовать в работе нетрадиционную технику рисования(рисование ватными палочками, «тычками»,перышком).
Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.
Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.
Оборудование:
Слайдовые презентации «Золотая Хохлома», «Веселый Городец», «Пасхальные яйца»; изделия, расписанные хохломской, городецкой росписью; плакаты по видам росписи по дереву; эскиз пасхального яйца. яйцо (белье для росписи), кисть (колонок №1,2), баночка для воды, гуашь, ватные палочки.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов «Золотая хохлома», «Городецкая роспись» Дорожина Ю.Г., рассказ воспитателя об истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда, подмалёвка; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», отгадывание загадок о промысла , разучивание песен, частушек, стихов данной тематики.
.
Ход НОД
Воспитатель:
-Человек всегда стремится к красоте. Мы стараемся выглядеть красиво и чтобы нас окружали красивые вещи: посуда, мебель, сувениры и т.д.
Многие предметы, необходимые человеку в его повседневной жизни, издревле в богатой лесами России изготавливались из древесины. И причиной развития искусства росписи по дереву было прежде всего желание мастера обогатить предмет, сделать его наглядным, красивым. И в то же время такая посуда долго сохранялась. Существует немало художественных промыслов, которые славятся росписью деревянных изделий. Мы с вами рассмотрим два из них: Хохлома, Городец.
Всемирную известность приобрело родившееся в Заволжье искусство Хохломской росписи.
-Дети, расскажите, что вы знаете о хохломской росписи.(показ презентации «Золотая Хохлома»)
-Названо оно так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы и других необходимых в хозяйстве продуктов. Искусство Хохломской росписи становится уникальным промыслом благодаря применению при отделке деревянных изделий технике получения золотого цвета без использования драгоценного металла.
-Правильно, колорит Хохломских изделий – сочетание золота с красным и черным цветом. Строгое, классическое сочетание трех основных цветов изделий мастера умело и тактично дополняют введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого, сохраняя при этом, однако, гармоническую целостность цветовой гаммы.
- Ребята, расскажите сказку о Хохломской росписи.
- Много лет назад жил-был царь Михаил Романов. Жил он и правил Нижегородской землёй. В его государстве была небольшая деревушка, названная Хохломой. Вот приехал как-то царь в Хохлому. Его стали потчевать разными блюдами. А еду – то приносили всю в деревянной посуде. Посуда была вся чёрная, но цветы, ягоды, разные листочки были такими красивыми, что царь никак не мог наглядеться на эту посуду, ведь он никогда в своей жизни не видел такой удивительно-красивой посуды. Когда царь пообедал, он встал из-за стола и сказал:
- «Что за умельцы делают такую красивую посуду». Вышел купец, поклонился и ответил царю:
- «Есть в нашем селе умельцы и умелицы, которые эту посуду сделали и расписали».
Царь, недолго думая, приказал
- «Прислать мне этих умельцев».
Придя к царю, умельцы поклонились и спросили: «Вызывал ли ты нас батюшка-царь?»
На что царь ответил: «Не выли те люди, которые делают такую посуду». Показывая посуду, стал заглядывать им в глаза. - «Мы. « - «А не согласитесь ли вы поехать со мной в Нижний Новгород и делать посуду мне такую?»
На что умельцы ему ответили: «Ехать – не поедем. А вот посуду для батюшки – царя нам сделать будет честью».
И когда посуда была готова, царь Михаил Романович собрал свою свиту и уехал к себе во дворец. Приехав, он ещё долго не мог налюбоваться своей посудой и росписью на ней. И когда его спрашивали: «Что это?». Он только отвечал: «Хохлома».
- Дети, спойте нам частушки о Хохломе.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Хохлома, да Хохлома –
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха, да курицу.
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать –
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
Надою я молока
И налью котёнку,
Разрисую Хохломой
Милую Бурёнку!
Я все небо разрисую,
Разрисую Хохломой.
Пусть все летчики летают
Под такою красотой.
Наши ложки хохломские
Самый лучший сувенир.
С позолотой – не простые
Прогремели на весь мир.
Золотая Хохлома,
Ей не налюбуются:
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
-А сейчас расскажите о Городце.(показ презентации «Веселый Городец»)
-Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы. Птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
Городецкая роспись – яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко – желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все разнообразие русского орнамента.
-Расскажите нам стихотворение о Городце.
-В Городце у нас все двери,
В Городце весь детский сад.
Городец у нас все любят.
Все в саду: и стар, и млад.
Листья, горницы и кони,
Петухи, скворцы, цветы,
Городецкие узоры,
Небывалой красоты.
О. Хренова
-А знаете ли вы народные праздники?
1. Ритуальная еда на празднике проводов зимы. ( блины).
2. Праздник, символ которого ёлка ( Новый год)
3. Праздник, в который все друг друга обливают водой ( Купала)
4. День рождения какого младенца празднуют уже более 2000 лет ( Рождество Христово).
5. Праздник праздников, символ которого являются куличи и крашеные яйца ( Пасха).
6. Праздник, во время которого девицы водили хоровод вокруг берёзы ( Троица).
7 .Дерево, которое первым встречает весну и с которым связан один из весенних праздников ( Вербное воскресенье).
8. Праздник, в который ряженые ходили по домам, пели колядки, девушки гадали ( Рождество).
9. Праздник, во время которого искали клады. ( Купала)
10.Святочная песня. ( колядки).
-А сейчас посмотрим, знаете ли вы народные промыслы.
1. Из чего сделаны Дымковские игрушки, из белой , синей или красной ?
глины. (красная)
2. Вот поставленные в ряд сёстры – куколки стоят:
- Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы – восемь! ( матрёшки).
3. Какие цвета использовали мастера при росписи Гжели? ( белый,
голубой, синий).
4.Из каких элементов состоят узоры Городецкой росписи? (цветы, птицы, лошади…)
5.В какой росписи используются элементы « Завиток» ( Хохлома).
6.Роспись на металлических подносах ( Жостовская).
7.Игрушки, очень похожие на Дымковские. ( Филимоновские)
8. Какие игрушки помогли создать праздник « Свистунья» ?
( Дымковские, филимоновские).
-Сейчас мы попробуем расписать с вами сувенир – пасхальное яйцо городецкой или хохломской росписью.
Во многих странах весной отмечают Пасху. Пасхальные традиции и обряды различаются у отдельных народов, но всем известен обычай дарить друг другу крашенные яйца. Яйцо в этом древнейшем обычае – не случайный предмет. Ведь пасха – это праздник торжества жизни, поборовший смерть, а яйцо есть символ вечно возрождающейся жизни. «Все начинается с яйца» - говорили древние римляне». «Христос воскрес» -говорят христиане. И хотя теперь этот праздник выглядит по-новому, красивые расписные яйца остаются его главным символом. У многих народов крашение яиц превратилось в художественный промысел. В нем используют обычно не настоящие яйца, а сделанные из различного материала. По специальным заказам искуснейшими мастерами создавались настоящие произведения искусства.
(Показ слайдов.)
Сейчас на доске на рисунке я вам буду показывать как превратить наше яйцо в красивое изделие – сувенир. Для этого нам понадобятся кисть и гуашь. Давайте вспомним, как правильно работать с кисточками и красками: никаких лишних и резких движений кисточкой, с красками работать аккуратно, можно использовать и ватные палочки, «тычки», перышки.
(Во время работы делаем небольшой перерыв для выполнения динамической паузы)
«Конь»
Конь меня в дорогу ждёт
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой
Пышной, сказочной красивой.
Быстро я в седло вскочу.
Не поеду - полечу
Цок-цок-цок, цок-цок-цок
Там, за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
-Теперь посмотрите, какое преображение произошло с нашим сувениром при помощи кисточки, красок и главное наших рук. Какой чудесный подарок мы приготовили своим друзьям к замечательному празднику Пасхи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роспись пасхального яйца.
Занятие по рисованию в средней группе....
Конспект по рисованию 2 младшая группа на тему: "Роспись пасхального яйца"
Конспект по рисованию "Роспись пасхального яйца"...
Роспись пасхального яйца
Занятие по изо-деятельности "Роспись пасхального яйца" (нетрадиционные техники рисования)...
«Роспись пасхального яйца»
Мастер- класс для родителей и детей...
Конспект НОД по рисованию во 2 младшей группе на тему: «Роспись пасхального яйца»
Конспект занятия по рисованию во 2 младшей группе «Роспись пасхального яйца»...
Конспект ООД художественно-эстетическое развитие тема: «Роспись пасхального яйца» в подготовительной группе
Конспекторганизованно-образовательной деятельностиобразовательная область:художественно-эстетическое развитиетема: «Роспись пасхального яйца»в подготовительной группе...