Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему "Рисование портрета мамы"(подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Калинина Инна Станиславовна

Это занятие можно провести ко Дню матери или к Международному женскому дню. Дети продолжают знакомится с жанром живописи"портрет" и  учатся изображать с помощью красок и кисти особенности характера  и  внешности своей мамочки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рисование "Портрет мамы"140.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 127»

Города Дзержинска Нижегородской области

Конспект НОД

по художественно-эстетическому

развитию

в подготовительной группе на тему:

«Рисование портрета мамы»

Выполнила:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 127»

Калинина Инна Станиславовна

г. Дзержинск 2014г.

 Цель:  нарисовать портрет своей мамы

Задачи:

  1. Образовательные:

Закрепить знания детей о жанре живописи  «портрет» и его понятии и значении, а также вспомнить на какие виды по форме делятся портреты.

 Познакомить детей с поджанрами портрета - портрет, автопортрет, групповой портрет и портрет прогулка.

2. Развивающие:

- развивать мышление, воображение, внимание, умение анализировать, мелкую моторику.

3. Технические:

- рисовать простым карандашом набросок

- соблюдать пропорции, симметрию

- смешивать краски

- рисовать всем ворсом и кончиком кисти, штрихи, волнистые линии.

4. Воспитательные.

 Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства.

Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос).

Словарная работа:

Портрет,  автопортрет,  семейный портрет, портрет-прогулка,  миниатюра, профиль, анфас, фас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т.д.

Методическое обеспечение:

Репродукции картин: «Портрет Пушкина» Карл Мазер,  Брюллов « Портрет Натальи», Гончаровой», Валентин Серов «Девочка с персиками», Леонардо Да Винчи «Мона Лиза», групповой портрет Рембрандт «Семейный портрет», ( портрет - прогулка) «Екатерина вторая на прогулке в Царскосельском парке Боровиковский,  автопортрет Пушкина, портрет Матери И.Е. Репина.

Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ac/Catherine_II_walking_by_V.Borovikovskiy_%281794%2C_Tretyakov_gallery%29.jpg/81px-Catherine_II_walking_by_V.Borovikovskiy_%281794%2C_Tretyakov_gallery%29.jpgОписание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/Mona_Lisa-restored.jpg/79px-Mona_Lisa-restored.jpgОписание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/A.Pushkin_by_Mazer.jpg/94px-A.Pushkin_by_Mazer.jpgОписание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8d/Natalia_Pushkina.jpg/96px-Natalia_Pushkina.jpg Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/Rembrandt_-_Family_Group_-_WGA19144.jpg/120px-Rembrandt_-_Family_Group_-_WGA19144.jpgОписание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/64/Walentin_Alexandrowitsch_Serow_Girl_with_Peaches.jpg/250px-Walentin_Alexandrowitsch_Serow_Girl_with_Peaches.jpgОписание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/38/Pushkin_Alexander_self_portret%2C_1829.jpg/220px-Pushkin_Alexander_self_portret%2C_1829.jpg

Описание: Портрет матери, Репин, 1867

Образцы лиц, нарисованных воспитателем с разной мимикой, образцы вырезанных разных причесок.

У детей лист бумаги (формат А-4), акварельные краски, кисти №4,и №2, простой карандаш.

Предварительная работа:  Занятие по формированию целостной картины мира  «Знакомство с жанром живописи « портрет»  и его видами.

Д/и «Определи портрет по форме»: головной, погрудный, поясной, по бедра, поколенные, во весь рост.

Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела». Рисование простым карандашом портретов.

Дидактическая игра  «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» и т.д.

Методические приемы: показ иллюстраций, беседа, индивидуальна помощь, художественное слово, показ воспитателя, дидактические игры, оценка работ самими детьми.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом. Звучит  запись «Песенка Мамонтенка».

«Простое слово»

На свете добрых слов

Живёт не мало,

Но всех добрее и важней – одно:

Из двух слогов

Простое слово «мама»,

И нету слов роднее, чем оно!

Воспитатель.

- Ребята, скоро у нас с вами замечательный праздник «День матери».  И  сегодня, я вам предлагаю нарисовать портрет самой дорогой  и любимой для всех мамочки. Хотите?

- Да!

Воспитатель.

- Хорошо. Но сначала послушайте загадку.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется …(портрет).

- Вспомните, пожалуйста, что означает слово портрет? ( Это изображение какого-либо человека или группы людей.)

Воспитатель.

- Правильно. А какие по форме бывают портреты? Портреты бывают: головные, погрудные, поясные, по бедра, поколенные, во весь рост.  Молодцы. А еще ребята я вас хочу познакомить с такими жанрами портретов, как  портрет – прогулка (показывает образец), семейный  портрет (показывает образец) ,портрет-прогулка (показывает образец) и автопортрет (показывает автопортрет Пушкина).( Дети рассматривают)

- Ребята, посмотрите на эти картины и скажите , почему они так называются? (Дети высказываются)

Воспитатель обобщает:

- Портрет-прогулка - это когда художник фигуру человека делает частью пейзажа, семейный портрет - это портрет, на котором изображена семья и художники подчеркивают нежные отношения между  изображенными, автопортрет – это когда художник изображает сам себя, в нашем случае художник - это поэт Александр Сергеевич Пушкин, он  нарисовал сам себя .

- А теперь я вам покажу портрет матери известного художника  Ильи Репина. Он нарисовал свою маму.  Вот посмотрите. (Показывает)  Его мама прожила очень тяжелую жизнь. Она была женой солдата, и так ка ее муж  был  постоянно на службе,  она сама воспитывала детей и вела хозяйство. Она была грамотной женщиной, учила детей читать и любить искусство. Посмотрите ,  какой доброй, заботливой, немножко грустной изобразил ее художник.

(Дети рассматривают портрет)

- И еще мне Вам хочется показать два портрета - это портрет жены А.С. Пушкина Натальи Гончаровой и портрет  Моны  Лизы. Давайте рассмотрим их. На этих портретах изображены женщины. Как вы думаете,   к какому виду по форме относятся эти портреты?

- Погрудный. (Дети отвечают).

Воспитатель.

- Правильно. Вот и мы сегодня с вами будем рисовать погрудный портрет мамы. Присаживайтесь, пожалуйста,  за свои столы.

 Какой формы голова у человека?

- Овальной.  ( Дети отвечают).

- Да, в основном овальной.  Но голова у всех может быть разная. У кого к низу заостренная, больше напоминает треугольную форму,  у кого больше круглая, чем овальная, у кого- то выделяются скулы и голова становится похожа на прямоугольник.  Посмотрите друг на друга и вы увидите , что головки у вас у всех разной  формы.  Полижите лист бумаги вертикально. Возьмите простой карандаш нарисуйте рамочку для портрета:  отступите от каждого края листа приблизительно одинаковое расстояние и проведите линии. (Воспитатель показывает). Ну а теперь, не нажимая на карандаш,  рисуем лицо овальной формы, потом шею и плечи. Дальше давайте  разбираться , из каких частей состоит наше лицо. Танечка,  иди мы на тебя посмотрим и определим. ( воспитатель приглашает ребенка) Посмотрите, что сверху на голове находится ?  (волосы) А ниже? (лоб), А потом? (глаза, нос, уши), ниже (губы и подбородок) Молодцы! На сколько частей можно разделить лицо?  (на три) Правильно! Делим. Воспитатель показывает. А еще, чтобы  парные части лица были расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, т.е.  симметрично, мы разделим лицо пополам по вертикали. Ну вот, набросок  портрета у нас готов.  

- А теперь, ребята, скажите, пожалуйста, чем Ваши мамы отличаются друг от друга? (Дети говорят цветом глаз, прическами, цветом волос).  Женя , у твоей мамы какого цвета глаза?

- Коричневые.

- Значит. Она кареглазая.

- А у твоей,  Саша?

- Голубые.

- Значит она голубоглазая. У кого серые глаза? Зеленые? И т.д.

А  какой формы бывают глаза? (круглые, овальные, миндалевидные). А по размеру ? (узкие и широкие, маленькие , большие. (Воспитатель вывешивает образцы разных форм глаз и бровей.) Не забывайте, что у глаз есть реснички нижние  и верхние. Верхние  - длиннее, чем нижние. Посмотрите друг другу в глаза. Видите черную точку- это зрачок.

- Что находится над глазами? (брови).

Это дугообразные полосы.

В этой же части лица мы нарисуем с боку ушки, в виде одинаковых дуг.(Воспитатель показывает.)

- Нос находится по середине.  Его можно нарисовать в виде крючочка или просто небольшой дуги.

-В третьей части лица рисуем губы и подбородок. Если ваша мама улыбается , то губы вытянут в стороны, рот может быть открыт или сомкнут, могут быть видны зубы. (воспитатель показывает образцы губ. Губы могут быть толстыми, средними и тонкими.

-  Что еще нам осталось нарисовать?  (волосы, прическу). Что бы Ваша мама себя узнала,  конечно,  важно нарисовать прическу какую она носит, какие по длине волосы, какие по цвету. (Воспитатель берет нарисованные, вырезанные прически и прикладывает к образцу) Видите как из-за прически меняется образ мамы?

-Да.

- Ребята, а теперь положить карандаши, и давайте с вами начнем раскрашивать портрет нашей мамы. Возьмите  толстую кисть , наберите любой яркий цвет и раскрасьте рамку портрета. Прикладываем весь ворс кисть к одному краю листа  и ведем кисть, не отрывая от бумаги до другого края по горизонтали и также по вертикали.  Помните,  я вам говорила, что цвет кожи у нас бежевый или может слегка розовый? Как можно получить такие цвета?  (в белый  цвет добавить чуть-чуть коричневого или красного). Делаем и закрашиваем. Все закрасили? А теперь надо подождать, что бы все высохло.

Пока сохнет, Давайте поиграем. 

Дидактическая игра «Какая?».

Слова – определения:  добрая, ласковая, заботливая, хорошая, молодая, красивая, стройная, модная, весёлая, здоровая, строгая, крепкая, спортивная, воспитанная, культурная, нарядная, довольная, счастливая и т.д.

- Словообразование:

Воспитатель: 

Если радуется жизни? Жизнерадостная

Если желает добра? Доброжелательная

Если исполняет всё? Исполнительная

Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая

Если у мамы белое лицо? Белолицая

Если у мамы круглое лицо? Круглолицая

Если у мамы чёрные брови? Чернобровая

Если у мамы большие глаза? Большеглазая

Если мама занята хозяйством? Домохозяйка

Дидактическая игра «Мамочка, какая?»

Мама улыбается – улыбчивая

Мама грустит – грустная

Мама смеётся – веселая

Мама плачет – плаксивая

Мама злится – злая

Мама задумалась – задумчивая и т.д.

Физкультминутка «Зарядка»

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам все

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

         Руки поднимать,

         Руки опускать,

        Приседать и вставать ,

        Приседать и вставать,

        Прыгать и скакать,

        Прыгать и скакать.                

А теперь представьте свою мамочку, возьмите тонкую кисть и продолжайте раскрашивать портрет. Помните, если вы хотите нарисовать одним цветом на другом, нужно обязательно подождать , чтобы краски высохли. Вспомните, какие украшения носит мама, а если не носит, то можете ей их придумать и нарисовать.

Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь.

В конце занятия выставляет детские работы на стенде.

- Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?

Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах.

Воспитатель.

- Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы.

Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.

Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.

        Вы так все  потрудились и постарались, молодцы! А сейчас я Вам предлагаю послушать и спеть песню «Косолапый дождь»  вместе с группой  «Барбарики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Загрязнение воды» для детей подготовительной к школе группы

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  «Загрязнение воды»  для детей подготовительной к школе группы...

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе

Конспектоткрытого показа совместной деятельности педагога с детьми  по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета»  в подготовительной к школе груп...

План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию вокальных навыков с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребёнка.Пение - путь к здоровью. Развитие вокально-певческих навыков у детей дош...

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета»  в подготовительной к школе группе...

Конспект игровой образовательной деятельности по развитию математических представлений для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Гео и Квадрат спешат на помощь»

Процесс развития  математических представлений (РМП) у дошкольников занимает одно из главных мест в подготовке ребенка к школе. Овладение математическими представлениями будут эффективными и резу...