План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию вокальных навыков с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Соколова Людмила Владимировна

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребёнка.

Пение - путь к здоровью. Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста - важная и сложная задача, которая включает разнообразные игровые методы  и приемы развития голоса ребенка. «Голос является частью той энергии, жизненной силы, которая  дарована каждому ребенку. Голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. Голос-это «озвученная душа», звучит он  по-разному: задорно, робко, восторженно, величаво».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazochnyy_les.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                           План-конспект

непосредственно - образовательной деятельности  по развитию вокальных навыков  с воспитанниками  подготовительной к школе  группы  на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

«Художественно – эстетическое развитие»:

- закреплять знания детей о правилах пения;

- формировать певческий голос, дикцию и артикуляцию, точность  интонирования мелодической линии;

- упражнять детей в исполнении различных ритмических рисунков.  

- развивать у детей чувство ритма и слух;

- развивать творческие способности: фантазию, воображение; - развивать память, внимание, мышление.

- воспитывать любовь и интерес к музыке, нотной грамоте.

 «Познавательное развитие»:

- формировать знания о названиях нот, их длительностях, ритмическом рисунке;

- закреплять основные правила  исполнения мелодической линии произведения;  

- развивать память детей путем разучивания наизусть стихотворного текста.  

 

  «Социально – коммуникативное развитие»:

- развивать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и

сверстниками.

- формировать основы безопасного поведения в пространстве музыкального зала;

-  активизировать  диалогическую речь.

 «Речевое развитие»:

 - активизировать словарь детей: гамма, нотный стан, ритмический рисунок.

- развивать мелкую моторику кистей рук (прохлопывание ритмических рисунков по показу взрослого);

- развивать дикцию, артикуляцию при исполнении артикуляционных упражнений.  

- воспитывать навыки осознанного отношения к правильности произношения текстов песен, упражнений, попевок и т.д.

«Физическое развитие»:

 - развивать двигательную активность детей, умение действовать по

показу;

- упражнять в ходьбе маршем, в полуприседе, в движении легким бегом.

 Методы и приемы:

1.Словесные: вопросы, словесное объяснение, чтение стихов.

2.Наглядные: показ иллюстраций.

3.Практические:  выполнение музыкально-ритмических движений, работа над ритмическим рисунком, дыхательные упражнения, восприятие музыки, пение)

 

Оборудование: мольберт, музыкальный центр, аудиозапись «Вальс цветов» П.И.Чайковского,  фигурки гномов, бабочек,   нотный стан, нотки, вырезанные из картона, письмо Феи Музыки.

Музыкальный материал:

1. Приветствие «Здравствуйте, ребята!»

2. Музыкально-игровая гимнастика «По дорожке»

3. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

4. Дыхательное упражнение «Бабочки»

5. Артикуляционное упражнение «Путешествие  язычка» (автор О.Кацер)

6. Упражнение на дикцию: скороговорка

7. Распевка «Медведи и пчелы» (автор А. Евтодьева)

8. Песня «Волшебный друг» (автор сл. и муз. Т Левцова)  

9. «Вальс цветов» ( П.И.Чайковский.)

               Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

            Формы и методы организации  

                 совместной деятельности

Двигательная

Двигательное упражнение: «По дорожке»

Цель: развивать двигательную активность,

координацию движений, умение сочетать слово с

движением.

Игровая

1. Драматизация распевки «Медведи и пчелы»

Цель: формировать умение детей передавать средствами музыки различные образы.

2.Музыкально – дидактическая игра «Попугайчики»

Цель: в игровой форме закрепить ритмические рисунки.

Музыкально - художественная

 Пение:

1. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!», распевка «Медведи и пчелы»

Цель: подготовить голосовой аппарат к пению.

2. Песня «Волшебный друг» (автор сл. и муз. Т Левцова)   

Цель: познакомить со строением песни (вступление, запев, припев), петь слаженно,

 закреплять навыки выразительного пения.

 Музыкально-ритмические движения

1. Двигательное упражнение: «По дорожке»

 Цель: способствовать формированию умения

передавать в движении характер музыки

Коммуникативная

 Речевые ситуации, словесные игры, вопросы.

Цель: формировать умение слушать стихотворный текст, вовлекать детей в разговор, развивать связную речь, активизировать словарный запас детей.   

Познавательно-

Исследовательская

Путешествие в волшебный лес в поисках нот.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе разучивания названий нот и правил пения.

                   Логика образовательной деятельности

         Деятельность

        музыкального

         руководителя

Деятельность воспитанников

 Ожидаемые результаты

1

Приветствие.

Музыкальный руководитель приветствует детей пением: звучит музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!»

Дети отвечают пением.

Наличие умения петь интонационно чисто мелодическую линию приветствия (движение вниз  по звукам тонического трезвучия)

2

Введение в игровую ситуацию. 

Ребята, сегодня в музыкальный зал пришло письмо. Интересно, кто же прислал его? Хотите узнать? Давайте его  прочитаем. «Здравствуйте, дети. Я – Фея Музыки. В моей стране случилась  беда – налетел сердитый ветер, и мои нотки-бусинки разлетелись и попали к семи волшебным гномам.  Ребята, помогите мне собрать нотки-бусинки, без них жители моей сказочной страны не смогут спеть свои любимые песни! Чтобы получить нотки, вы должны вспомнить  правила пения. Фея Музыки.» 
Ну, что, ребята, поможем Фее, постараемся найти нотки?

Но прежде давайте вспомним названия  нот.

Дети отвечают на вопросы

педагога, участвуют в беседе.

 

Дети называют ноты

Созданы условия

для совместной

деятельности.

Внимание детей  активно, они поддерживают диалог.

Сопереживают Фее Музыки. Отзываются на просьбу о помощи

Дети демонстрируют знание нотной грамоты

3

Музыкальный руководитель   предлагает детям отправиться в путешествие в сказочный лес к семи Гномам по музыкальной дорожке.

Музыкально - игровая гимнастика « По дорожке»

1.По извилистой дорожке

Предлагаю вам пройти.

Может, сможете, ребята,

В сказочный вы лес войти.

2.Идем спокойно, не спеша,                  

Прямо голову держа,                        

У всех осанка хороша.

3.Как солдаты мы шагаем,                      

Выше ноги поднимаем.                    

Спину прямо всем держать,

Чтобы было видно стать.

4.Вот пещера перед нами,                     

Чтоб пройти, присядем с вами.          

Полуприседом пойдем,

Чтоб не стукнуться нам лбом.

5.Побежим мы как лисички                   

Очень хитрые сестрички,                  

Будем хвостиком вилять,

Будем след свой заметать.

6.Так красиво мы бежали

Но немного мы устали.

Дети исполняют музыкально-ритмическое упражнение «По дорожке» (движение по кругу)

Дети внимательно слушают.

Дети идут спокойным шагом под музыку

Дети маршируют

Дети идут полуприседом

Легкий бег

Дети присаживаются на стульчики около мольберта, где изображён нотный стан и сказочный лес.

Наличие умения взаимодействовать со сверстниками, ориентироваться в пространстве музыкального зала, четко выполнять движения: марш, ходьба полуприседом, легкий бег.

4

Певческая установка.

Вот и волшебный лес, ребята, и нас встречает Гномик по имени До.   Давайте  поздороваемся с ним  вот такой песенкой: «Здравствуй, здравствуй, Гномик, мы пришли. И к тебе дорожку мы нашли»:
музыкальный  руководитель исполняет песенку  по звукам гаммы до мажор в восходящем и нисходящем движении.

Этот Гномик хочет вам рассказать, как надо правильно стоять или сидеть при пении. А может, вы сами знаете?

Молодцы, дали правильный ответ. Надо вернуть нотку на  место, на нотный стан: музыкальный руководитель  закрепляет с детьми понятие «нотный стан»

По просьбе педагога дети прикрепляют  изображение первого Гномика с ноткой

Дети повторяют мелодическую линию приветствия

Дети отвечают в стихотворной форме:

1.Если хочешь сидя петь,

Не сутулься, как медведь,  

Спинку выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

2. Если хочешь стоя петь,

Головою не вертеть.
Плечи вверх не поднимай,

Глаза в пол не опускай. 

Дети разогревают голосовой аппарат, чисто интонируют мелодическую линию по звукам  гаммы до мажор  вверх и вниз  

5

Работа над дыханием.

А вот явился  Гном по имени Ре, он напомнит вам, как правильно дышать во время пения.  И об этом  Гномик приготовил для вас небольшой стишок:

Это очень интересно –

Научиться песни петь,

Но не каждому известно,

Как дыханием владеть.

Делать мягким вдох старайся,

Дыши носом, а не ртом,

Да смотри, не отвлекайся,

Сделал вдох, - замри потом,

Выдох делай тихим, плавным,

Как кружение листа.

Вот и выйдет песня славной

И свободна и чиста.

Нам нужно показать, как правильно дышать во время пения. Для этого пройдём в центр зала и выполним упражнения.

По просьбе педагога  дети прикрепляют  изображение второго Гномика с ноткой

Активизировать слуховое внимание

6

 Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»


Гномик увидел, как вы правильно берёте дыхание и постепенно выпускаете воздух, и предлагает вам поиграть с бабочками.

Дыхательное упражнение «Бабочки»

(раздать детям маленьких бабочек на ниточках. Включить  музыку «Вальса цветов» П.И.Чайковского)

Наши бабочки хорошо потанцевали, покружились в вальсе, а я предлагаю вернуть нотку на свое место, на нотный стан.

Дети встают врассыпную: по показу педагога делают правильный вдох носом, не поднимая плеч, затем постепенно выпускают воздух, произнося согласные звуки Ф(«сдувается шарик»)  Ш («Кипит каша»), Ж («летят жуки»)

Дети дуют на бабочек, стараясь соблюдать правила дыхания

Дети садятся на стульчики

Совершенствование  умений сделать вдох активным, а выдох долгим и плавным.

Соотносить движения с музыкой

7

 Артикуляционная гимнастика.

  Пока наши бабочки резвились, прибежали   Гномики  Ми и Фа.  Они говорят, что мы должны разбудить  (разогреть) мышцы языка, губ и щёк. Для чего это нужно?

  Совершенно верно,  чтобы песенка понятной была, работай язычком и губками всегда!  И не забудем разбудить наши зубки.

Садитесь на колени.

 

По просьбе педагога  дети прикрепляют  изображение третьего и четвертого  Гномиков с нотками.

Дети отвечают на вопрос.

 

8

Артикуляционное упражнение «Путешествие язычка» (О. Кацер)

Влево – вправо, 
Раз, два. 

Вверх — вниз, 
Вверх – вниз, 
Язычок, не ленись! 

Губы, просыпайтесь! 
Ротик, открывайся! 
Язычок, покажись
И зубов не страшись! 

А зубы-то, а зубы
Кусают даже губы. 
Кусаются, кусаются
И не унимаются. 
А губы-то хохочут. 
То сильно обижаются. 
То весело хохочут, 
То снова обижаются. 

Зубам надоело кусать –
Стали язычок жевать. 
Язычок – не лист капустный, 
Он совсем, совсем не вкусный! 
Зубки, зубки, успокойтесь, 
Хорошенечко помойтесь, 
Не сердитесь, не кусайтесь, 
А вместе с нами улыбайтесь! 

Дети садятся на колени и выполняют гимнастику для артикуляционного аппарата:

— проткнуть язычком левую щеку, проткнуть язычком правую щеку
—проткнуть языком верхнюю губу, затем нижнюю

— «вибрато» губами
— широко открыть рот
— покусать кончик языка
— покусывать всю поверхность языка
— покусать верхнюю губу по всей поверхности
— покусать нижнюю губу по всей поверхности
— в улыбке открыть верхние зубы
— вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение
— пожевать язык боковыми зубами
— провести языком между верхней (затем нижней) губой и зубами

— улыбнуться

Подвижность органов артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть), отработка определенных движений

9

Работа над дикцией.

Язычок и губки готовы поболтать,

А вы, как попугайчики, должны всё повторять.

 Гномик Фа  ужасный болтун, он быстрее всех может протараторить любую скороговорку:

«У речушки, у речонки собрались одни девчонки, а мальчишки, как мартышки, собирают всюду шишки!  

 Вот еще две нотки мы вернули  на нотный стан.

Дети садятся на стульчики

Дети повторяют:  сначала мальчики, а затем девочки, как бы передразнивая друг друга.

Наличие умений четкого и быстрого проговаривания текста.

10

 Работа над ритмом.

Музыкально – дидактическая игра «Попугайчики»

  А чем же нас удивит  Гном Соль? Всё понятно, он любит загадывать музыкальные загадки.

Ребята, а что мы прохлопываем в песне?  

 Этот Гном простучит   вам ритм песенки, а вы должны его повторить:  музыкальный  руководитель прохлопывает ритмический рисунок несколько раз.

По просьбе педагога  дети прикрепляют  изображение пятого  Гномика с ноткой.

Дети отвечают: ритмический рисунок

Дети повторяют.  

Наличие умения четко прохлопывать заданный ритмический рисунок

11

Распевание.

 На нотный стан мы возвращаем пятую нотку. А к нам пожаловал Гном Ля. Он предлагает нам  разбудить голос. Или по-другому  - надо распеться.  

Посмотрите на картинку, на ней изображены пчелы – они  наверху лестницы и медведи – они внизу. Они о чём- то разговаривают, и каждый говорит своим голосом. Я знаю, что вы любите загадки и приготовила вам музыку, вы её послушаете и определите, кто говорит: если пчелы – покачайте головками, а если медведи - подвигайте плечами

Распевка А Евтодьевой «Медведи и пчелы»   

По просьбе педагога  дети прикрепляют  изображение шестого Гномика с ноткой.

Рассматривают картинку

Дети слушают, отвечают на вопросы, а затем исполняют распевку  по ролям.

Развитие зрительного внимания сообразительности.

Совершенствование умения воспроизводить средние и высокие звуки в партии медведей и пчел.

12

 Пение.

К нам спешит Гном Си.

Чтобы песня не мычала, не мямлила и не кричала,  Гном Си научит умению – выразительному пению.
Посмотрите, все гномики встали в ряд, их много - целый отряд. Все их обожают, а когда они запоют – хором называют. Мы с вами тоже споём хором, очень выразительно, правильно, красиво

 

По просьбе педагога  дети прикрепляют  изображение  седьмого  Гномика с ноткой.

Дети исполняют песню «Волшебный друг». Сл. и муз. Т Левцовой, используя полученные навыки.

 

Дети умеют петь хором. Хорошо знают текст, владеют артикуляционным аппаратом, при пении используют средства

выразительности: темповые,

динамические.

13

Рефлексия.

  Путешествие наше подошло к концу. Мы вернули все нотки - бусинки на место-на нотный стан. Думаю, Фея Музыки будет нам благодарна.

Ребята, чему же вас научили гномы?  

Скажем спасибо  Гномам за музыкальную науку. А с Гномиками пора прощаться и в садик возвращаться.  

Звучит весёлый марш.

Ответы детей:

правильной осанке, дыханию, правильно пропевать звуки, открывать рот, чётко проговаривать слова, определять ритм песенки, тембр голоса, петь песню выразительно.

Дети шагают друг за другом в группу.

Закрепление представлений о правилах пения и названиях нот. Закрепления навыка, умения высказывать свои мысли, чувства,

впечатления.

Делятся о том, что нового узнали в процессе образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

План-конспект проведения непосредственно организованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие по городу Донецку».

План-конспект проведения непосредственно организованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие по городу Донецку»....

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в старшей группе

Данный конспектпоможет вам научить детей различать инструменты и соотносить из названия с изображением, называть действия с ними, подбирать эпитеты по смыслу, а так же развивать умения изменять сущест...

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в I-ой младшей группе "Встречаем гостей"

Данный конспект поможет вам научить детей называть отдельные предметы посуды, формировать представления об их функциях, а так же познакомить с производными словами «сахар – сахарница»...

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в подготовительной группе ( обучение грамоте) "Звуки [к-кь], буква К к "

Данный конспект поможет вам познакомить  детейс графическим образом буквы К,  научить определять место звуков [к-кь]  в слове, а так же прожолжать  развивать внимание, память, мышл...

Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в сказочный лес"

Дети побывают в сказочном лесу с помощью мультимедийной презентации, помогут Феи, изготовят волшебную палочку....

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в 1 младшей группе Тема: «Путешествие с Колобком».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  в 1 младшей группеТема: «Путешествие с Колобком»....