Практико - значимый проект "Волшебные краски"
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

Меркулова Наталья Владимировна

Проект направлен на развите творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью техник нетрадиционного рисования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                        – детский сад №44 «Колокольчик»

 

Практико-значимый проект

Тема: «Волшебные краски»
 

Выполнила:
Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель
МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик» г. Серпухов

                                                 

 

                                                       Введение

 Актуальность: На рубеже двух тысячелетий  происходит изменение традиционной модели дошкольного образования. В наши дни гуманистическая направленность дошкольного образования проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творческого потенциала.

Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.

По мнению Л.С. Выготского, ведущим свойством творческих способностей является воображение. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.

Для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках и пластилиновых скульптурах должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; с детьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать новые интересные для них темы. О.М. Дьяченко призывает приучать ребенка реализовывать задуманное, выражать свои образы, «и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании».

Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей.

Цель:

Развитие у дошкольников художественного творчества  и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования

Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.

2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

3. Развивать чувство композиции  и зрительно-двигательную координацию.

4. Развивать творческое мышление.

5. Формировать практические навыки работы с бумагой и разнообразным, нетрадиционным художественным материалом

 6. Привлекать  родителей и педагогов к сотрудничеству в развитии творчества детей.

 7.  Обеспечить  участие  воспитанников в конкурсном движении    города по развитию детского творчества.

Сроки реализации:   1 год       

Объект:  Дети старшей и подготовительной к школе групп

Предмет: Процесс формирования у детей художественно-творческих способностей
Тип проекта: познавательно-творческий
Практическая значимость: данный проект направлен на развитие у старших дошкольников воображения и творческой активности, формирование познавательных интересов и познавательных действий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с помощью нетрадиционных техник рисования. А также на сотрудничество взрослого и ребёнка в процессе знакомства дошкольника с этими техниками. Содержание работы может быть использовано педагогами  дошкольных образовательных учреждений.







Основная часть
Теоретическое обоснование необходимости развития творческих способностей у старших дошкольников средствами нетрадиционных   техник рисования

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.

 Дошкольный возраст-это тот период, когда  изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей. Каждый ребёнок-это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Для развития творческого воображения, необходимо особая организация изобразительной деятельности. Существует множество видов нетрадиционных техник рисования, позволяющих развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.
 
 
Для младших дошкольников
: рисование пальчикам, рисование ладошками

Для детей среднего дошкольного возраста: тычок жёсткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, рисование восковыми мелками + акварель, рисование свечой +акварель, отпечатки листьев, рисование ватными палочками

В старшем дошкольном возрасте: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, граттаж, кляксография, монотопия и т.д.
                      Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования

 Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях,  привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

 На мой взгляд, изобразительная деятельность позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире.  Я работаю в детском саду более  20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я сама тогда не понимая, ограничивала проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки <<образца>> и  <<показа>> приёмов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и интересные программы и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им, возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических навыков и умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

 Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.


                                                     Практическая часть

                                              Этапы реализации проекта:

                 1 этап – организационный (август – 1-2 неделя сентября):

  1. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование),  
  2.  Создание развивающей среды с использованием различных видов искусства, предметного окружения.  
  3. Разработка перспективного планирования занятий   на основе книг: «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г. Казаковой и «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.Н. Давыдовой.  
  4. Разработка цикла мероприятий с родителями и с воспитателями в рамках проекта
  5. Составление перечня творческих игр и упражнений на развитие творческого      воображения
  1. этап – содержательный (сентябрь – май):

 1. Организация работы по реализации проекта: познакомить детей с           нетрадиционными техниками рисования, подготовить и провести цикл  ООД соответственно разработанному перспективному планированию.

2. Совместная художественная  деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов творческих работ, организация и проведение их.

  1. этап – результативный (май):

1.  Выставка детских рисунков «В мире Фантазии»

  1. Проведение анкетирования или мониторинга удовлетворенности     родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей




                                                     Реализация Проекта

1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

Занятия разнообразными видами художественно-продуктивной деятельности лучше проводить в специально оборудованном помещении. Называться оно может по-разному: студия изобразительного искусства, художественная студия.

Занятия может проводить педагог дополнительного образования в содружестве с воспитателями старших и подготовительных групп.

Специальное оборудование и мебель: столы-мольберты, переносные доски, полки, стеллажи должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию (выполнены из экологически чистого материала, легкие и удобные в обращении). Столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

В студии рекомендуется иметь: музыкальный центр, магнитофон с кассетами, видеомагнитофон с видеоматериалами, мультимедийный экран с набором слайдов, открытки, альбомы, таблицы, демонстрационный материал, атрибуты к играм, музыкально-дидактические игры, подлинные образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства, книги и методические пособия, компьютер, снабженный  программой по рисованию.

Украсить интерьер студии  можно репродукциями картин, произведениями народного искусства, игрушками,   выставкой   авторских   работ   сотрудников   ДОУ   и   родителей предметами детского творчества.

Для рисования необходимы разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.



2. Реализация проекта через проведение занятий

Перспективное планирование занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

Старшая группа

 Месяц

     Тема

Программные     задачи

Оборудование

Сентябрь

«Бабочки, которых я  видел летом»

Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – «монотипией». Познакомить детей с симметрией (на примере рисунков). Учить рисовать в технике «монотипия» бабочку. Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Альбомный лист, акварельные краски, кисти с широким и узким ворсом, баночки с водой, салфетки.

Октябрь

«Медвежонок» (по мотивам иллюстраций Е. Чарушина)

Познакомить детей с творчеством художника. Формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства, движения животных, фактуру шерсти, выражение глаз, настроение. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «сухая кисть». Развивать творческое воображение. Воспитывать доброе отношение к животным

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, кисти для клея с жестким ворсом, баночки с водой.

Ноябрь

«Нарисуй свою  любимую   игрушку»

Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных с помощью кусочков поролоновой губки, примакивая им краску по поверхности листа. Закрепить технические навыки и умения в рисовании. Учить  детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, кусочки поролоновой губки, баночки с водой, салфетки.

Декабрь

«Сказочный дворец для Снегурочки и Деда Мороза»

Упражнять в различении теплых и холодных тонов. Отрабатывать умение использовать холодные оттенки в рисовании. Познакомить с некоторыми видами архитектурных сооружений. Научить детей новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Развивать чувство ритма, цветовое восприятие, фантазию

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, стаканчики с солью, баночки с водой.

Январь

«Ветка ели в вазе»

Учить детей рисовать с натуры ветку ели, передавая  характерные особенности, строение и расположение веток (маленькие веточки расположены попарно), цвет. Упражнять в рисовании в технике «сухая кисть» (хвоя). Развивать образное восприятие. Воспитывать умение работать над композицией, интерес к русской природе.

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, кисти для клея с жестким ворсом, баночки с водой.

Февраль

«По сказке «Колобок»

Формировать умение самостоятельно выбирать эпизод из сказки. Учить передавать в рисунке образы сказочных героев, их характерные особенности, позу, жесты. Познакомить детей с новым способом изображения – оттиск скомканой бумагой (кроны деревьев). Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность, интерес к сказкам.

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, 1\4 альбомного листа для создания комочка, баночки с водой, салфетки.

Март

«Пасха в моей  семье. Пасхальное яичко»

Развивать у детей чувство цвета. Учить составлять простой узор на силуэте яйца, подбирать цвета в соответствии с фоном, использовать навыки и умения в рисовании концом кисти (проводить наклонные, дугообразные, волнистые линии). Познакомить детей с рисованием в технике «пуантелизм» (кончиком ватной палочки). Воспитывать интерес и уважение к народным традициям

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, ватные палочки, баночки с водой.

Апрель

«Ракета летит на Луну»

Учить детей передавать в рисунке знания и впечатления, полученные из беседы о космосе. Закрепить умение передавать свой замысел, располагая изображение на всем листе бумаги. Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – рисование восковой свечой, с ее свойством отталкивать воду, рисуя космос, звезды, планеты, летящую ракету. Развивать воображение, творчество. Воспитывать самостоятельность.

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, кусочки восковой свечи, баночки с водой.

Май

« Цветущие сады за нашим окном»

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Учить изображать цветущие деревья (яблони, вишни), располагая их на всем листе бумаги. Продолжать учить пользоваться нетрадиционным изобразительным материалом (ватными палочками). Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, ватные палочки, баночки с водой.

                      Итог: Выставка детских рисунков «В мире Фантазии»

Подготовительная к школе группа

  Месяц

        Тема

Программные     задачи

Оборудование

Сентябрь

«День Города. Салют над   городом»

Учить детей отражать в рисунке впечатления от Дня Города. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, а вверху салют. Продолжать учить детей работать в технике «пуантелизм» (концом ватной палочки) Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закрепить умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Воспитывать патриотические чувства

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, ватные палочки, баночки с водой.

Октябрь

«Ветка рябины»
(с натуры)

Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму и цвет вазы, строение и веток и листа, их цвет. Закрепить умение красиво располагать изображение на листе бумаги. Упражнять в умении делать предварительный набросок простым карандашом, в рисовании всем ворсом и концом кисти. Учить технике пальчикового рисования
(примакивание пальцев руки к поверхности бумаги). Учить сопоставлять рисунок с натурой.

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, баночки с водой, салфетки для рук.

Ноябрь

«Ваза с красивыми цветами для мамы»

Учить передавать красоту цветов и форму листьев. Учить рисовать короткие дугообразные штрихи от центра резкими движениями кисти. Совершенствовать навык смешивания красок на палитре для получения оттенков (светло-розового, темно-сиреневого). Продолжать учить детей работать в технике «монотипия». Развивать композиционные умения, цветовосприятие. Воспитывать любовь и уважение к маме

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, баночки с водой, салфетки.

Декабрь

«Дед Мороз»

Закрепить умение рисовать фигуру человек, передавая форму, пропорции и расположение частей; простые движения рук и ног. Самостоятельно выбирать изобразительные средства для передачи выразительности образа. Закрепить прием оформления изображения – присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Развивать воображение, творчество. Создать у детей праздничное настроение.

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, баночки с водой, стаканчики с солью.

Январь

«Зима в лесу»

Закрепить умение передавать в рисунке лесной пейзаж, характерные особенности зимы. Совершенствовать умение рисовать лиственные и хвойные деревья в зимнее время года, животных, птиц. Продолжать развивать умение продумывать композицию своей работы, рисовать крупно, заполняя все пространство листа. Закрепить  нетрадиционную технику рисования – оттиск смятой бумагой (заснеженные кроны деревьев). Воспитывать творческую активность, интерес к окружающему.

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, ¼ альбомного листа для создания комочка, баночки с водой, салфетки.

Февраль

«Ветка тополя в вазе»

Учить детей рисовать с натуры ветку тополя с распустившимися листочками, передавая  характерные особенности, строение и расположение веток и листьев. Продолжать знакомить детей с изобразительными свойствами разных материалов, познакомить детей с техникой рисования пластилином. Упражнять в умении делать предварительный набросок простым карандашом. Развивать образное восприятие. Воспитывать умение работать над композицией, интерес к русской природе.

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, кусочки пластилина, баночки с водой.

Март

«Пасха в моей семье. Пасхальное яичко»

Развивать у детей чувство цвета. Учить составлять простой узор на силуэте яйца, подбирать цвета в соответствии с фоном, использовать навыки и умения в рисовании концом кисти (проводить наклонные, дугообразные, волнистые линии), закрепить прием примакивания. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения (клеем ПВА наносится контур будущего  рисунка). Воспитывать интерес и уважение к народным традициям.

Лист бумаги в форме яйца, гуашевые краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, клей ПВА, баночки с водой.

Апрель

«Лети, ракета, к звездам»

Учить детей передавать в рисунке знания и впечатления, полученные из беседы о космосе. Закрепить умение передавать свой замысел, располагая изображение на всем листе бумаги, подбирая соответствующую гамму красок, рисуя космос, звезды, планеты, летящую ракету. Познакомить детей с новым способом изображения  – набрызгом (мелкие звездочки в космическом пространстве).  Развивать воображение, творчество. Воспитывать интерес к окружающему

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, зубные щетки, баночки с водой, салфетки.

Май

«День Победы. Салют над городом»

Учить детей отражать в рисунке впечатления от Праздника Победы. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, деревья, людей, а вверху салют. Продолжать знакомить детей со свойствами разных изобразительных материалов (восковые мелки). Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закрепить умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Воспитывать патриотические чувства

Альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, кисти с широким и узким ворсом, восковые мелки, баночки с водой.

                       Итог: Выставка детских рисунков «В мире Фантазии»

                       






3. Реализации проекта через взаимодействие с педагогами и с семьями  воспитанников

Работа с педагогами

Работа с родителями

1. Консультации

Темы: 

 1. «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве»

 2. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

2. Мастер - класс для воспитателей в рамках ГМО (середина проекта)
 «Мастерская педагогических талантов»

 3. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

1. Консультации

Темы:

1. «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей»

2. «Развивайте творчество детей»,

 

2. Конкурсы-выставки совместных творческих работ детей и родителей  внутри ДОУ

Темы:

1. «Серпухов-частица Родины моей»
2. «Здравствуй, Пасха!»
3. «День Победы»

3. Городские Конкурсы - выставки работ семейного творчества
                         Темы:
1. «Осенняя палитра»
2. «Мир детства» (ко Дню защиты детей)
3. «День Победы»

4. Выставка детских работ «В мире Фантазии»

5. Анкетирование родителей



                






                                         Целевые ориентиры:
- Ребенок использует  в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы  рисования, проявляет самостоятельность в творческой деятельности

  - Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками в      процессе овладения нетрадиционными техниками рисования

 - Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в создании творческих продуктов в нетрадиционной технике рисования

 - У ребенка развита  крупная и мелкая моторика через овладение им различными техниками нетрадиционного рисования

 - Ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в создании творческих продуктов







                                                         Заключение
Я считаю, что практическая ценность данного проекта в том, что он понятен, удобен в использовании: практический материал скомпонован таким образом, что педагогу нет необходимости искать какие – либо другие источники для реализации поставленной цели.

Работа в проекте позволяет конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее направленность на решение поставленных задач. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

 Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника в творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Научились использовать разного вида нетрадиционные техники рисования в создании рисунка. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей и родителей в конкурсах, выставках различного уровня.

Итак, нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.   

                       

                                                    Список литературы:

  1. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. [Текст]/ Г.Н. Давыдова. 1-2 часть.- М., 2007 г.
  2. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. [Текст]/ В.И. Ефремов. - Пенза, 2006 г.
  3. Казакова,Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. [Текст]/ Т.Г. Казакова.-М., 2004 г.

4. Румянцева, Е.А. Необычное рисование. [Текст]/Е.А. Румянцева. М., - 2006г.
5. Соломенникова, О.А. Радость творчества. [Текст]/ О.А. Соломенникова.- М., 2006г.

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект

Осенью 2011 года я была на КПК. Меня заинтересовала данная тема, т.к. она актуальна в период модернизации и качества образования. Дети совместно с родителями были активны в составлении своей род...

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Практико-значимый проэкт

комплексное занятие по развитию речи и рисованию...

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Практико-значимый проект "Дорога добра"

В проекте указана актуальность темы духовно-нравственного содержания. Проект разработан для практической работы воспитателей ДОУ, указаны цель и задачи, а также представлен подробный конспект занятия,...

Разработка практико – значимого конспекта занятия (интегрированного, с областью «Познание») с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Моя Родина».

Задачи: расширять  представление детей о родной стране, как стране православной , знакомить детей с красотой родного края, воспитывать нравственные чувства: любовь к Родине, к природе; ввести пон...

Социально значимый проект «Краски природы» для детей старшего дошкольного возраста

Кажущаяся простота и привычность окружения окружающей нас природы, даёт возможность показать ребёнку, как много интересного, примечательного и полезного можно узнать, стоит лишь приглядеться, к тому, ...