Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
материал по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Кучерова Татьяна Петровна

Обобщение опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики Мордовия

Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Автор опыта: Кучерова Татьяна Петровна

воспитатель высшей квалификационной категории

 

Содержание:

1 Информация об опыте

2 Актуальность опыта

3 Ведущая педагогическая идея

4 Новизна опыта

5 Технология опыта

6 Результативность опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_kucherova_t.p.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики Мордовия

Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Автор опыта: Кучерова Татьяна Петровна

воспитатель высшей квалификационной категории

Содержание:

1 Информация об опыте

2 Актуальность опыта

3 Ведущая педагогическая идея

4 Новизна опыта

5 Технология опыта

6 Результативность опыта

Информация об опыте

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Актуальность

               Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии,  поэтому задача педагога расширить этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.

В наш век – век небывалого роста научно – технических знаний –     роль  эстетического и художественного развития через  искусство не уменьшается, а возрастает. Искусство учит ценить уникальность человеческой личности, оно учит состраданию

Основная цель занятий изобразительным искусством в детском дошкольном учреждении – духовное и творческое развитие личности.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития дошкольников.

В процессе изобразительной деятельности развиваются все психические процессы и свойства личности: ощущения и восприятия, внимание и память, мышление и речь, наблюдательность, способность анализировать предметы.

          Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребенка, тем он одареннее (острота слуха влияет на музыкальный слух, острота зрения – на  цветовое восприятие, восприятие формы и т.д.). Вот почему особое внимание уделяется чувственному познанию мира ребенком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности. Игре с изобразительными материалами.

          В своей работе я использую разнообразные занимательные творческие игры-эксперименты, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей.

          В искусстве и в детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого может возникнуть некая модель реальности, созданная воображением ребенка и художника и преломленная через их индивидуальность. Но есть еще один немаловажный эмоциональный фактор, который роднит детскую игру и искусство: это то, что и то и другое доставляет удовольствие.

              Используя в своей работе игру, я пришла к выводу, что именно игра совмещает в себе различные методы и приемы, способствует более активному восприятию искусства дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить к основе художественного творчества.       Синтез игры и изобразительной деятельности способствует углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению их творчества. Взаимосвязь изобразительной деятельности, изобразительного искусства и дидактических игр осуществляется в русле развития у детей художественно-творческих способностей в разнообразных художественных действиях, в основе которых лежат эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического свойства.

В процессе изобразительной деятельности воспитываются лучшие черты характера: трудолюбие, усидчивость, умение довести дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о своих и их работах. Воспитываются нравственные качества личности: умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.

В процессе изобразительной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетический и художественный вкус. Дети знакомятся с произведениями искусства и со средствами художественной выразительности. Развиваются чувства цвета и ритма, умение высказывать оценочные суждения по поводу того, что красиво, а что – некрасиво. Воспитывается образное восприятие и отражение мира в изо. деятельности. Для физического воспитания изобразительная деятельность имеет значение в смысле развития остроты зрения, мелкой моторики, координации движений левой и правой руки.

Кроме всего, изобразительная деятельность имеет психотерапевтическое значение. Анализ изобразительного творчества детей дошкольников представляет один из важнейших приёмов психодиагностики, диагностики отклонений в их развитии и поведении. В рисунках отражаются  настроение ребёнка, его переживания, фантазии, и влечения, которые он не всегда сам осознаёт и ещё реже высказывает. Рисунки помогают установить контакт с замкнутым ребёнком, реабилитировать его.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных методик по развитию художественно – эстетической  деятельности посредством использования игрового искусствоведческого  материала, искусствоведческих бесед и художественной деятельности.

Для этого были созданы:

• перспективное планирование занятий и развлечений;

• цикл консультаций с родителями;

• праздники, досуги, развлечения;

• составление перечня дидактических игр для формирования искусствоведческих и художественных представлений.

Основой работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы:

-учёт возрастных особенностей при отборе художественных произведений, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному, эстетическому становлению детской личности;

-обеспечение эмоционально- психологического комфорта детей;

-уважение к личности каждого ребёнка;

-принцип сочетания привычных и непривычных элементов в эстетически -организованной среде;

-принцип открытости – закрытости;

-принцип регионального компонента;

-принцип научности и доступности понятий.

              В моей работе по художественно-эстетическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребёнка позволило значительно повысить его эффективность. Участие родителей в экскурсиях, составлении альбомов по искусству, участие в художественных конкурсах вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже сопереживать, любить свою Родину.

Ведущая педагогическая идея

Педагогическая идея «художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности»          это - развитие творчески активной личности, которое предполагает воспитание особых качеств каждого, как творческого лица, находящегося в определённых связях  с культурным наследием. Поэтому при знакомстве с искусством дети должны последовательно и сознательно овладевать приёмами художественной деятельности на основе понимания создания художественных образов, мотивов, сюжетов изобразительного искусства, его основных принципов – повтора, вариации, импровизации. Овладение необходимыми навыками в различных техниках, изучение различных типов школ народного творчества, различных стилей художественного творчества, и умению выразить своё собственное отношение к искусству, к действительности.

Для достижения этой цели мною были поставлены задачи:

1. Формирование эстетического вкуса и отношение к предметам окружающей среды и явлениям, стремление активно вносить прекрасное в жизнь.

2. Формирование знаний по художественной грамоте, по видам изобразительного искусства, получить представление о взаимодействии и синтезе искусств, о роли искусства в жизни человека, о простейших средствах художественной выразительности, о разнообразии форм работ художников в изображении, о творческой стилизации, о создании художественного образа, об украшении.

3. Формирование знаний у детей об особенностях работы в различных техниках изобразительного искусства, о работе с различными материалами.

4. Формирование практических умений и навыков в работе с различными материалами и в различных художественных техниках, умение творчески   реализовать полученные знания и умения.

5. Формирование умения грамотно творчески использовать средства художественной выразительности и художественные техники и материалы.

6. Воспитание оценочного отношения и увлечённости искусством, умения анализировать произведения изобразительного искусства, воспитание художественного восприятия и созидания.

В процессе работы по данной теме были разработаны перспективные планы, методические пособия, дидактические игры, проводились открытые занятия, мастер-классы. 

Оптимальность и эффективность средств. 

В группе создана материальная база, для работы с детьми в данном направлении в соответствии с ФГОС. Оборудован центр по изобразительной деятельности, где дети приобщаются к искусству и занимаются художественным творчеством. Ознакомление родителей по художественно-эстетическому воспитанию детей проводится через консультации, мастер-классы, тематические выставки, куда помещаются материалы по искусству, творческие работы детей. Основой событийно-содержательной линии цикла занятий является календарь: природный, гражданский, в соответствии с которыми проживаются события, планируется и строится воспитательно - образовательная работа.

Я осуществляю личностно-дифференцированный подход в работе с воспитанниками группы с учетом их интересов, способностей и возможностей.

Методика работы строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности у ребят сформировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижалась напряженность, скованность, закомплексованность, чтобы поведение принимало характер открытости, естественности, детской непосредственности. В своей работе организую детей на поисковую деятельность, так как именно детское творчество появляется в процессе поиска. Поэтому так важно постоянно создавать разные ситуации, в которых,  ребенку приходится производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного. Только так развивается природная любознательность ребят, формируется активное отношение к окружающему, обогащается их жизненный опыт.

Детям очень нравятся эти занятия, они с удовольствием знакомятся с произведениями искусства, рассматривают иллюстрации в детских и искусствоведческих книгах, репродукции картин, принимают активное участие в художественно-продуктивной деятельности. Работа проводится в тесном контакте с семьей. Организуются семейные вечера досуга, посещение художественных выставок, музеев, составление альбомов по искусству, выставок совместных работ. Вся проводимая работа помогает детям научиться видеть и понимать окружающую их красоту природы, различных предметов, непреходящую ценность традиций, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доверии, понимании и творчестве.

Результативность опыта.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала художественно-продуктивной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.

Работа по программе Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б.Зацепиной «Красота. Радость. Творчество.», Л.Г. Селезневой «Синтез искусств» в старших группах дает положительные результаты.

Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 92% детей имеют высокий и средний уровень освоения программ.

У воспитанников сформировались хорошие знания видов искусств, средств выразительности каждого из видов, материалов, оборудования, необходимого каждому виду искусства; дети знают произведения и авторов разных видов искусства (художников-графиков и живописцев). Хорошо ориентируются в различных видах художественной, творческой деятельности. Дети умеют действовать с различными материалами, самостоятельно подбирать средства выразительности, использовать их для создания образа, выражать эмоции и чувства в различных видах изо. деятельности, в речи, языком пластики, в играх. А так же, такая работа помогла мне наладить контакт с родителями, семьями воспитанников.

Возможность тиражирования

Опыт по «Художественно – эстетическому воспитанию дошкольников»  перенимается педагогами МДОУ «Детский сад №43 комбинированного вида» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города.

 Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками

-Долгосрочный проект «Синтез искусств»;

-Методические рекомендации «Нетрадиционное рисование»;

- Методические рекомендации «Дидактические игры для изо. деятельности»;

-Библиотека «Народное искусство»;

-Программа кружка «Веселое рисование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА (проект) по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ в соответствии с ФГОС

Пояснительная запискаАктуальность. Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представ...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

   На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребен...

Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства»

Содержание:Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников.Цель развития детей художественно-эстетическими средствами.Задачи  художественно-эстетического развития дошкольников.Сист...

АУКЦИОН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Конспект данного мероприятия с педагогами может быть полезен заведующим ДОУ, старшим воспитателям....

Программа дополнительного образования на тему Художественно- эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам нетрадиционного рисования "Цветные ладошки"

Пояснительная записка.….Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне….Э.Успенский.  Программа составлена ...

«Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства»

Выступление на семинаре «Художественно-эстетическое развитие детей  средствами изобразительного искусства»...