Программа по работе с одаренными детьми "Юный художник"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме

Каплина Елена Николаевна

Программа по работе с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti_kaplina.docx110.23 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:

Педагогический совет

Протокол  № ____                                                                                          от ____________________  

                  Утверждаю:

Приказ от ____________№ ____

Заведующий МБДОУ  «Детский сад №14

г. Красноармейска»  Дорофеева Н.А.

(печать) ____________

 

             

Программа  с одаренными детьми

по художественно-эстетическому направлению

«Юный художник»

для детей от 5 до 6 лет

МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска Саратовской области»

воспитателя I квалификационной категории

Каплина Е. Н.

г. Красноармейск, Саратовская область 2015 – 2016 учебный год

 Характеристика проблемы

Реформы, произошедшие к отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические личностно-ориентированные развивающие образовательные технологии, компетентный подход изменил отношения к воспитанникам,  проявляющим неординарные способности. В педагогике довольно часто по отношению к этим детям употребляется термин «одаренные». Требуют внимания и дети, имеющие высокую мотивацию к постижению знаний. Все это явилось весомым основанием для создания в России федеральной целевой программы «Дети России», одной из подпрограмм которой является проект «Одаренные дети». Целью его является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления развития и адресной  поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

 Организация работы по обучению и развитию одаренных детей, учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, потребовала от нас предварительного ответа на следующие вопросы:

-С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

-В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

-Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.


Пояснительная записка.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В современном мире приоритетным считается  формирование общей человеческой ценности. Дети должны знать, любить и понимать историю, природу, культуру своей страны и своей малой родины –Поволжья. В этом большую роль играет эстетическое воспитание детей.

В эстетическом воспитании центральной задачей является формирование у детей способности самовыражения чувств через рисунок, лепку, изготовление аппликаций. Когда ребенок самостоятельно, но под руководством старшего, что-то делает сам, то он превращается в маленького художника, который пытается выражать свои чувства – восхищение, уважение, любовь к тому, что видит, с чем соприкасается. А видит ребенок свою семью, свой город, свой детский сад, своих друзей, он учится быть добрым, внимательным, заботливым. Актуальность  программы заключается в формировании развитии творческих и созидательных способностей детей. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания своего образа понимания мира. Дети любят все красивое, они на чувственной основе воспринимают мир. Занятия в кружке способствуют  этому развитию, рождению в каждом ребенке художника. Ребенок - художник от природы, ему нужно только помочь, подтолкнуть к созданию образа.

Познание мира у ребенка начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образа восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного движения.

Через рисунок, лепку, аппликацию ребенок не только выражает свои чувства к внешнему миру, но и познает его, таким образом, учится любить мир, в котором живет.

Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Одаренные дети:

-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Для работы по программе «Юный художник» мы  отобрали   одаренных детей по категории:

-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли дополнительного образования;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;

Формы работы с одаренными детьми:

-групповые занятия с одаренными детьми;

-конкурсы, викторины , интеллектуальные игры, спортивные игры;

-работа по индивидуальным планам;

-исследовательская деятельность.

Цель программы:

-создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи:

Научить детей видеть красоту окружающего мира.

Научить детей выражать свои чувства через творчество.

Научить детей рисовать, изготавливать предметы путем лепки, изготовления  аппликации.

Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.

Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета.

Развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с основным сочетанием предметов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.

Формирование элементов самостоятельной деятельности

Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности

Формирование положительного отношения к себе, человеку

Основные направления реализации программы

-Выявление одаренных детей;

-Создание банка данных «Одаренные дети»;

-Разработка индивидуальных форм работы;

-Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;

-Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

-Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.

-Включение детей в проектную деятельность .

Организация воспитательной работы в рамках программы:

-Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

-Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

-Формирование высокой речевой культуры;

-Пропаганда здорового образа жизни;

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

Принцип возрастания роли дополнительного образования;

-Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

-Принцип гуманизма и демократизма.

Предполагаемые результаты:

-увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

-повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

-положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня

Реализация программы предусматривает 1 учебный  год: подготовительная группы детского сада. В календарно-тематическом планировании представлены 36 занятий в год, которые проводятся  1 раз в неделю, продолжительность занятий 30 мин.

        

Календарно-тематическое планирование к программе

«Юный художник»

Тема

Содержание

Итоговое мероприятие

Срок

1

«Букет цветов»

цвет в рисунке, цветовой спектр, колорит, упражнение по смешиванию красок, классификация цветов и оттенков, теплая и холодная гамма цветов, хроматические и ахроматические цвета.

Составление декоративного панно (коллективная работа)

сентябрь

2

«Золотая осень»

 Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, путешествие в мир искусства: осенний пейзаж, рисование гуашью веток с осенними листьями, осеннего парка, леса.

Составление декоративного панно «Золотая осень» (коллективная работа)

сентябрь

3

«Орнамент»

 Ритм и композиция рисунка, упражнение по составлению орнамента, упражнения на ритмические сочетания, колорит орнамента, упражнения на применение элементов ритма в орнаменте и росписи.

Украшение рамки для рисунка или коробочки для занятий, тарелочки.

сентябрь

4

«Мамочка»

Знакомство с жанрами живописи: портрет, передача характера человека, физиологических особенностей, профессии, закрепление навыков при передаче пропорций лица, форме глаз, носа, губ, ушей, прически.

Выставка детских работ «Мамочка» (ко Дню Матери)

сентябрь

5

«Подарки для друзей»

Свободное творчество

Составление подарочных альбомов ко Дню рождения.

октябрь

6

«Картина»

Работа с цветными карандашами, восковыми карандашами, правила работы карандашом,передача формы и цвета предметов штриховкой.

Раскрашивание картины.

октябрь

7

«Коврик из опавших листьев».

Закрепить умение пользоваться техникой штамповки

Работа на выставку

октябрь

8

«Натюрморт»

Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта,рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта.

Коллективная работа «Скатерть-самобранка».

октябрь

9

«Зимняя улица», «Первый снег»

2 занятия

Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев, кустарников, неба и т. д.

«Зимняя улица», «Первый снег».

коллаж

ноябрь

10

«Волшебный мир ночи»

2занятия

Использование смешанной техники живописи: акварель, гуашь, фломастер, изображение фантастических персонажей, выразительная передача светящихся предметов (окна домов, фонари, фары автомобилей, передача цветового контраста.

Выставка работ

ноябрь

11

 «Новогодние игрушки»

 «Маскарад»

2занятия

Использование живописи, аппликации в техническом творчестве, украшаем новогодние фонарики, готовимся к новогоднему карнавалу.

Изготовление новогодних украшений, новогодних карнавальных масок

декабрь

12

«Чудесные картинки»

Знакомство с техникой живописи – монотипия, знакомство с понятием симметрия, развитие образного мышления.

Выставка

13

«Весёлый праздник – Новый год»

Знакомство с техникой живописи: мокрое и сухое письмо.выполнение работы «Весёлый праздник – Новый год», закрепление понятий: колорит, ритм, композиция, цветовая гамма.

Выставка коллективной работы

январь

14

 «Рождество в рисунках детей»

Использование смешанной техники живописи: рисунок и лепка.передача настроения картины, передача сюжетной линии.

Выставка работ «Рождество в рисунках детей».

январь

15

«Сказка всегда разноцветная»

Изображение сказочных, фантастических персонажей, передача сюжетной линии сказки, закрепление понятий: центр композиции, цветовая гамма.

Создание панно «Герои сказок живут с нами»

февраль

16

«Чудеса»

Знакомство с техникой рисунка: шаблон, напыление, набрызг, закрепление понятия – композиция рисунка, изготовление шаблонов, выбор цветовых сочетаний.

Выполнение работ на свободную тему в технике набрызга через шаблон

февраль

17

«На арене цирка»

Закрепление понятий: колорит, цветовые сочетания, передача настроения посредством цвета.

Выполнение декоративного панно «На арене цирка».

февраль

18

«23 февраля – День защитников Отечества»

Изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы

Выполнение творческой работы «Галерея защитников Отечества».

февраль

19

 «Край родной, край любимый»

Работа в жанре пейзажа или портрета.

Выполнение творческих работ: «Любимый уголок города, страны», «Дорогой сердцу человек», «Мой домашний любимец».

март

20

 «8 Марта»

2 занятия

Выполнение портрета мамы, бабушки, сестренки; сюжетной бытовой картины.изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы.

Выставка работ детей, посвященных Дню 8 Марта.

март

21

 «Натюрморт»

Выполнение объемного рисунка: лепка + живопись.закрепление понятий: натюрморт, пейзаж, передача объёма и формы за счет использования лепки, передача настроения посредством цвета.

Выполнение сюжетной картины на доске в технике рисунка и лепки.

март

22

«Весёлый хоровод»

Выполнение объемных работ – кукол (пластиковая бутылка, пластилин, гуашь),знакомство с народной игрушкой, выполнение из пластилина одежды для кукол,выполнение наряда для куклы.

Выставка кукол с прорисованными деталями костюма «Весёлый хоровод».

апрель

23

«Город мастеров»

2 занятия

Знакомство с декоративно-прикладными видами искусства, виды декоративного искусства, композиция, колорит, цвет.

Создание музея в городе «Город мастеров».

апрель

24

 Роспись платка, косынки

Орнамент, центр композиции,рисование отдельных элементов

Выставка

апрель

25

Волшебный мир искусства «Музеи мира»

Знакомство с профессиями: художник, скульптор, архитектор, оформитель, дизайнер, реставратор.

май

26

«Праздничная улица»

Закрепление жанра пейзаж, закрепление техник набрызг, коллаж, использование смешанной техники: рисунок + лепка.

Выставка работ ко Дню Победы.

май

27

«Рисуем, творим, фантазируем»

Совместное творчество родителей и детей

Открытое мероприятие

май

28

Участие в выставках и конкурсах на уровне ДОУ

В течении года

29

Участие в городских, районных, российских конкурсах и выставках

В течении года

http://ds46.centerstart.ru/sites/ds46.centerstart.ru/files/3928359_kraski_main-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"

Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...

Конспект Воспитатель Юдина А.Г. МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Наша надежда» старшая группа.Тема: «Осенний пейзаж»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. З...

Программа по работе с одаренными детьми "Солнечные, Inter, дарики!"

Программа по работе с одаренными детьми "Солнечные, Inter, дарики!" разработана мною с целью  выявления и поддержки одаренных воспитанников МБДОУ "Детский сад "Солнышко" города Тамбова по информа...

Программа по работе с одаренными детьми

Цель программы: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми, совершенствование их способностей через проектно-исследовательскую деятельность....

Рабочая программа для работы с одаренными детьми в физическом развитии

Рабочая программа с одаренными детьми в физическом развитии. Акктуальность данной программы. Перспективный план на 2018-2019уч.гг.....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ “Уйный-уйный өйрәнәбез”

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С  ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ“Уйный-уйный өйрәнәбез&rdquo...