Конспекты занятий по нетрадиционному рисованию для саршей группы
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Романова Татьяна Анатольевна

Представленно серия занятий по нетрадиционному рисованию для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Бабочки, которых я видел летом.

Нетрадиционные техники: «знакомая форма – знакомый образ» (обведение кулака, ножниц, кисти руки или печать ею), монотипия.

Цель: совершенствовать детей в различных изобразительных техниках; развивать пространственное мышление; знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

Оборудование: вырезанные из плотной бумаги силуэты различных симметричных и несимметричных предметов (гриб, чайник, чашка, цветок, человек и др.), белая бумага (20 / 20 см), гуашь, кисть, ножницы, простой карандаш, иллюстрации, фото бабочек, эскизы с изображением бабочек различных видов, цвета, формы, выполненные в разных техниках.

Ход занятия:

Педагог спрашивает детей, каких насекомых они наблюдали летом. Рассматриваются изображения бабочки вырезанное из бумаги. Определяются, что одна из половинок очень похожа на другую. Педагог рассказывает о том, что существует много предметов, животных и растений, у которых половинки одинаковые. Они считаются симметричными, те же, у которых разные половинки, - асимметричные. В игровом упражнении «Половинки одинаковы?» ребята называют различные предметы, а взрослый проверяет, симметричны ли они (складывает изображения пополам).

Дети рассматривают иллюстрации, фото бабочек, эскизы, указывают понравившиеся и непонравившиеся, придумывают свои изображения, выбирают технику. Воспитатель объясняет, что от техники зависит цветосочетания, например, при монотипии цвета смешиваются, при печати ладошкой получается нечеткое изображение и т. д. При  затруднениях он показывает способ создания изображения индивидуально.

Просмотр детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных образов: самая яркая бабочка, самая необычная, ночная и т. д.

На следующем занятии можно вырезать изображения бабочек и наклеивать на картинку цветущего луга, придумать название пейзажу с бабочками.

Мое любимое дерево в разные времена года.

Нетрадиционные техники: оттиск печатками, рисование пальчиками; монотипия, набрызг, кляксография с трубочкой.

Цель: совершенствовать умения детей в различных техниках; закрепить знания о сезонных изменениях в живой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее изобразительно; развивать чувство композиции.

Оборудование: эскизы и иллюстрации с изображением деревьев в разные времена года, бумага, тонированная бледно – голубым цветом, гуашь, жесткие и мягкие кисти, кусочек картона для набрызга, трубочка для кляксографии.

Ход занятия:

Загадывается загадка: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (дерево).

Дети рассматривают иллюстрации с изображение деревьев зимой, летом, весной и осенью и определяют, чем отличаются эти картинки. Предлагается оформить календарь природы для группы, на нем нарисовать дерево. Обсуждается, на сколько точно деревья будут отображать изменения в живой природе. Определяется, сколько рисунков нужно для календаря. Обращается внимание на то, что изображения неживой природы должно соответствовать сезону, в котором изображается дерево. Для выбора техники дети рассматривают эскизы, выполненные в различных изобразительных техниках, подбирают их по сезонам, затем выбирают, что им нравится, а что не нравится.

Изображения деревьев в выбранной техники, дополнения такими подходящими деталями, как трава, люди, грибы, листопад, снег, сопровождается придумыванием образного названия своей работе. Рисунки выставляются в рамки, развешиваются на стенд в виде галереи. Все это выполняется с участием детей. По ходу обсуждается, какая техника помогла изобразить время года, а в каком случае лучше было выбрать другой материал. Рисунки группируются по сезонам, юным художникам предлагается выбрать по три работы на сезон и сделать календарь для группы.

Я шагаю по ковру из осенних листьев.

Нетрадиционные техники: печать листьями, набрызг, восковые мелки + акварель.

Цель: развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа; выбирать необходимую технику, способ, материал, цветовые решения.

Оборудование: осенние листья с различных деревьев, педагогические эскизы с цветовыми композициями, материал для печати (гуашь, листья, кисти, мисочки или палитра для смешивания красок, черная бумага формата А3), материалы для набрызга (жесткие кисти, картон, трафареты с изображением различных листьев, черная бумага формата А3), восковые мелки, акварель, белая бумага формата А3, кисти.

Предварительная работа: на прогулке дети рассматривают, как лежат листья на асфальте, в лужах. Обращают внимание на свободное, беспорядочное пространственное расположение листьев, на многоцветье ковра из опавших листьев.

Ход занятия:

На занятии дошкольники вместе с педагогом вспоминают о том, как на прогулке они шагали по ковру из шуршащих осенних листьев. Знания о лиственных коврах проверяются в игре «Угадай, с какого дерева лист». В ходе игры воспитатель упражняет детей в названии различных листьев и соотнесении их с деревьями, развивает цветовое восприятие: называет дерево, ребенок ищет лист от него, а затем показывает, какими красками и какой техникой можно нарисовать. Поясняет, что осенние листья можно изобразить по – разному, и показывает педагогические эскизы, выполненные в разных изобразительных техниках. Обсуждаются возможности каждой техники в создании не только лиственного ковра, но и собственной фигуры, шагающей по ковру, повторяются основные приемы работы. При затруднениях педагог объясняет технологию тем, кто ее выбрал, дает установку на свободное расположение листьев по пространству всего листа.

По ходу и окончания занятия рисунки рассматриваются с каждым ребенком, обсуждаются, какие и для чего он подобрал краски, материалы и техники. Особое внимание обращается на работы, в которых дети сумели вписать в пейзаж свой образ.

Ветка рябины.

Нетрадиционные техники: рисование с помощью растительных элементов.

Цель: развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, расширять умения и навыки изображения, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: ветка рябины, клеенка на стол, лист белой бумаги для рисования, гуашь красная, коричневая и зеленая, подставка для печати, небольшие тонкие листы бумаги для печати, палочка, широкая кисть или губка с зажимом, живые листья рябины для печати, емкость с водой, салфетки или тряпочка для вытирания рук.

Ход занятия:

Палочкой в середине листа нарисовать веточку. Взять лист рябины и на подставке промазать его густо гуашью с помощью губки с зажимом или широкой кистью, затем прокрашенной стороной приложить листик к веточке на бумаге, положить сверху тонкую бумагу, чтобы прикрывала полностью листик рябины, и прогладить или прижать ладонью, затем убираем бумагу и листик за черенком. Если краски достаточно, можно еще раз отпечатать этот же листик. Пропечатав 2 -3 листика, приступаем к рисованию ягод рябины: макнуть кончик пальца в красную гуашь и пальцем нарисовать (напечатать) ягоды в виде грозди рябины.

Хмурая поздняя осень.

Нетрадиционные техники: восковые мелки +акварель, монотипия, оттиск печатками.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже; учить отображать состояние погоды в рисунках цветом, линиями, оттисками, составлять композиции с использованием разных способов; упражнять цветовосприятие отбором тонких оттенков холодного, печального и экспрессивного колорита поздней осени.

Оборудование: репродукции картин, детские рисунки за прошлые годы, бумага формата А3, восковые мелки, гуашь, кисти, печатки, губка для смачивания листа.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям послушать стихотворение Н. Заблоцкого и определить, какое это время года.

Суровой осени печален поздней вид,

Уныло спят безмолвные растенья.

Над крышами пустынного селенья

Заря небес болезненно горит.

Закрылись двери маленьких избушек,

Сад опустел, безжизненны поля,

Вокруг деревьев мерзлая земля

Покрыта ворохом блестящих завитушек,

И небо хмурится, и мчится ветер к нам,

Рубаху дерева сгибая пополам!

Дети рассматривают репродукции картин и рисунки своих сверстников за прошлые годы, определяют гамму красок. Колорит поздней осени сравнивается с колоритом золотой осени. Вспоминаются народные названия месяцев осени, пословицы и поговорки.

Детям предлагается подобрать художественные техники для изображения осеннего пейзажа, состояние ненастной погоды. Если дошкольники не знают основные приемы работы по печатанию, оттиску, восковым мелкам, им на помощь приходит воспитатель.

По ходу и окончании рисунка дети рассматривают работы, дают им названия, поясняют, какой месяц и какая погода нарисованы, какими способами и материалами пользовались, как удалось изобразить наиболее выразительно дождливую, ветреную погоду, неприятное состояние поздней осени в красивом пейзаже, сравнивают их с изображениями золотой осени.

Я слепил снеговика.

Нетрадиционные техники: обрывание и скатывание бумаги.

Цель: упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговиков.

Оборудование: плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, мягкие белые салфетки для скатывания их в комок либо обрывания, кусочки цветных салфеток для глаз и пуговиц, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками.

Ход занятия:

Педагог обращает внимание на первый снег, спрашивает, что можно из него слепить. Читает стихотворение Е. Седовой:

Первый снег идет кругом – снегом землю занесло.

Из пушистого снежка я слеплю снеговика

С длинным-длинным носом, назову Морозом.

Сделал я огромный ком и еще один потом,

Глазки – уголечки, беленькие щечки,

А потом морковку прикреплю неловко –

Это будет красный нос, вот и вышел мой Мороз.

В руки дам ему метлу, не замерзнет на ветру.

Мой хороший снеговик сразу же к зиме привык.

Интересуется у детей, из чего можно сделать пушистого снеговика, затем предлагает выполнить снеговика из салфеток. Рассматриваются педагогические эскизы с разными техниками, выясняется, на какие по размеру кусочки рвется салфетка. Педагог показывает способ получения изображения: клеем рисуется круг, на него накладываются кусочки рваной салфетки, затем рисуется еще один круг, поменьше и т. д. Рассказывает о другом способе получения изображения: из салфеток разного размера скатываются шарики, окунаются в блюдца с клеем и приклеиваются на бумагу. Дети решают, из двух или трех кругов будет снеговик, вспоминают как из кусочка салфетки скатать глазки, пуговички для снеговика, куда приклеить нос. Те из них, кто выполнил задание, приклеивают снеговику шапочку из бумаги, метлу, елочку, снежинки и другие украшения.

Заканчивается занятие просмотром работ, дети дают имена снеговикам, находят больших и маленьких, самых веселых, толстых, смешных, неуклюжих, не похожих на другие.

Моя любимая погода зимой.

Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояние погоды в рисунках; развивать чувство композиции, колорита.

Оборудование: иллюстрации или репродукции картин, рисунки детей за прошлые годы, бумага голубого и темно-серого цвета, уголь, белая и зеленая гуашь, мисочки для краски, тампоны поролоновые, жесткие кисти, трафарет, кусочки картона для набрызга, салфетки.

Ход занятия:

Педагог показывает детям две иллюстрации зимней погоды – ясно и морозно; метель метет. Читает стихотворение А. Пушкина:

1)        … Вот север, тучи нагоняя

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима…

2)        … Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Предлагается выбрать подходящие иллюстрации, определить, чем они отличаются и чем похожи, выделить основные признаки ненастной и ясной погоды зимой, решить, какие из них лучше изобразить. Дети рассказывают, какой зимний день им запомнился именно из-за погоды, описывают, как выглядели небо, деревья, земля.

Обсуждаются различные техники и способы изображения: снег изображается пальчиками, набрызгом; деревья – углем, печатью по трафарету (ели); небо голубым и серым; ветер обозначается склоненными деревьями. рассматриваются детские работы за прошлые годы, определяются, какие техники использованы наиболее удачно. При затруднениях напоминаются или показываются приемы работы в выбранных техниках.

Выполненные рисунки группируются по темам : «Ясно и морозно», «Снегопад», «Сильная метель». Далее они оформляются: вставляются в рамки или паспарту. Получается подобие выставки. Дети выбирают понравившиеся и непонравившиеся работы, дают им названия.

Снег

Цель: побуждать детей интерес к аппликации, учить располагать изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: вата или салфетки, листы цветного картона, клеенка для работы с клеем, баночка с клеем, кисточка для клея, подставка для кисточки, салфетка или тряпочка для вытирания рук.

Ход занятия:

Наблюдаем за падающим снегом, читаем короткие стихотворения о снеге. Затем садимся за столы, каждому раздается материал. Скатать из кусочков ваты или салфеток небольшие плотные шарики и приклеить их на лист цветного картона. Обратить внимание детей на то, чтобы между шариками были расстояния.

Я люблю пушистое, я люблю колючее.

Нетрадиционные техники: тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передачи фактуры, цвета, характера животного, зверя.

Оборудование: тонированная бумага бледно-зеленого и голубого цвета, жесткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон, тарелочки для печати, эскизы, фото, иллюстрации с изображением разных животных.

Ход занятия:

Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Про все на свете»:

Все-все, все на свете, на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд!

Кто делает мед, и кто делает яд!

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Все-все, все на свете, на свете нужны.

И это все дети запомнить должны!

Дети высказывают свои впечатления от стихотворения, рассматривают фото, иллюстрации, сравнивают таких разных пушистых и колючих зверей: котенка и ежика, птиц: цыпленка и филина. Отмечают не только их различия, но и сходства. Предлагается придумать сказочных, необычных пушистых и колючих зверей, дать им соответствующие названия. Ребята выбирают художественные техники, наиболее подходящие для изображения пушистого (оттиск поролоном) и колючего (тычок жесткой кистью, скомканной бумагой). Рисуют понравившееся реальное или придуманное фантастическое животное, стараясь передать несложный сюжет. Рисунок дополняется изображением травы, цветов, грибов, веток, деревьев и превращается в пейзаж.

Дети рассматривают рисунки, выбирают самое пушистое, самое колючее животное, то, которое нравится, и наоборот. Всем животным придумываются названия.

Мои игрушки.

Нетрадиционные техники: оттиск печатками, оттиск пробкой, рисование пальчиками.

Цель: формировать эстетическое отношение к игрушкам средствами их изображения в рисунках; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции, ритма.

Оборудование: листы бумаги формата А3, гуашь, гуашь в мисочках для печати, печатки разной формы, пробка, мышка, мячики, два игрушечных медвежонка, педагогические эскизы.

Ход занятия:

Разыгрывается сценка, в которой два медвежонка пытаются играть одной неваляшкой и мячиком, а у них ничего не получается: каждому для игры нужно и то и другое. Медвежата расстраиваются. Воспитатель просит детей помочь: дать мишкам поиграть своими игрушками. Они рассказывают, какие игрушки у них имеются, оказывается, что есть неваляшка и др. Тут медвежата говорят, что они догадались, как нужно сделать: нарисовать для них эти игрушки. Педагог обращает внимание детей на игрушки, расставленные в композиции, они рассматриваются в сочетании с мячиками: как украшены, какой формы, велечины. Акцентируется внимание на композиции рисунка: неваляшка и рядом мячики, мячики вокруг неваляшки и т. д.

Педагог показывает, как нарисовать неваляшку, мышку и вокруг много разных мячиков: больших и маленьких. Двое детей их украшают: делают пуговки у неваляшки, разные украшения на мячиках.

Просмотр детских рисунков в игровой форме: медвежата выбирают себе и своим друзьям игрушки: самую веселую неваляшку, самые украшенные мячики, самую необычную композицию и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе: "Весеннее дерево".

Цели: продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием нетрадиционных методов рисования, Познакомить с методом рисования при помощи трубочки, развивать воображение.Материал:  альбомн...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы Тема: «Анютины глазки» Рисование воздушными шарами

Конспект занятия по  нетрадиционному рисованию для подготовительной группы Тема: «Анютины глазки»Рисование воздушными шарами...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для средней группы, тема: «Краски Осени»

Конспект занятия  по нетрадиционному рисованию для  средней группы, тема: «Краски Осени»...

конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе

Учить детей рисовать нетрадиционным способом “по мокрому” листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними. Учить передавать композицию в сюжетном рисунк...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы Тема: «Анютины глазки». Рисование воздушными шарами.

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой –рисование воздушными шариками. Развивать воображение, мышление, память. Вызвать у детей творческий интерес, эмоциональную отзывчивость, жела...