"Игры с красками": из опыта работы в детском саду
опыты и эксперименты по рисованию на тему

В докладе я рассказываю о нетрадиционных техниках изодеятельности, которые использую в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_kraskami.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

               Доклад  «Игры с красками»(из опыта работы)

Подготовила: Воспитатель Галочкина Наталия Ивановна

  Основные тезисы доклада из опыта работы.

1. Главная задача педагога – умение развивать творческие способности ребенка.

2. Нетрадиционные техники рисования – отличный способ развития творческих способностей детей.

3. Техника рисования свечой и жидко разведенной гуашью позволяют снять напряжение и обрести уверенность в своих силах.

4. Техника рисования способом печатания прекрасно развивает мелкую моторику руки.

5. Кляксография развивает образное мышление детей, повышает мотивацию к изодеятелньости.

6. Ниткография позволяет добиться восприятия речевой инструкции педагога.

 

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость. В процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию я выделила для себя основные проблемы этих детей: страх начать или испортить работу, неумение воспринимать речевую инструкцию взрослого, слабые изобразительные навыки.

Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, можно сказать, позволяют маленькому художнику выразить свои чувства, эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в свои силы. Поэтому я стала применять нетрадиционные техники рисования в кружковой деятельности и на индивидуальных занятиях с детьми.

Детям, неуверенным в своих силах, боящимся начать рисовать, постоянно повторяющим «не могу», «не умею», я предлагаю затонировать (загрунтовать) несколько листов бумаги, предварительно нарисовав свечой или восковыми мелками какой-то рисунок. Например, я рисую свечой букет цветов в вазе или ночное небо. Когда дети начинают покрывать рисунок красками (акварельными или жидко разведенной гуашью), картинки становятся видимыми – появляется чудо, настроение у ребенка поднимается, появляется желание вновь взяться за кисть. Вместе с тем, выполняя это задание, ребенок учиться держать кисть, набирать на нее краску, свободно водить кистью по всей поверхности листа, не боясь выйти за пределы контура изображения. Затем я работу усложняю, например, использую восковые мелки оранжевого или желтого цвета, показываю детям разные изображения солнечного диска и его лучей (точками, штрихами, волнистыми линиями и т.д.). Затем покрываем это изображение акварелью голубого цвета в технике «по сырому» и чуть добавляем розовой акварели, и в результате мы получим закатное солнышко. Таким образом, повышаю мотивацию к изодеятельности, начинает работать фантазия детей, появляется опыт. Дошкольникам, делающим не то, что требуется по словесной инструкции или выполняющим задания медленно, я предлагаю упражнения, связанные с поэтапным изображением того или иного предмета. Например, использую прием печатания рукой, пальцами, кулачком. В этих случаях я показываю несколько картинок с изображением разных животных, и говорю: «Этих животных мы можем нарисовать. Вам нравится сова? Давайте ее нарисуем». Рисуя, я комментирую свои действия, а дети повторяют мои действия.

Очень нравится детям прием печатания. Для выполнения работ этим способом я использую печатки из катушек от  ниток, колпачков фломастеров, печатать можно, как было сказано ранее, пальчиками или всей ладошкой, кулачком, старыми сандалиями, кирпичиками строительного конструктора. Штампы я изготавливаю из сырого картофеля (но они недолговечны), из ластика,  а также приобретаю готовые в магазине.  Выполнение упражнений с использованием штампов способствует развитию кисти руки, ее мелкой моторики, быстрой смене тонуса мускулатуры руки.

Самое увлекательное в процессе рисования – волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На лист бумаги нужно капнуть немного туши или гуаши, потанцевать немного под спокойную музыку – краска разбежится по листу. Спросить у  детей, что у них получилось, на что похоже. Таким образом, у детей развивается образное мышление. Далее этот прием можно усложнить: капнуть капельку краски на лист бумаги, подуть в трубочку для коктейлей, гоняя капельку по листочку. Первые  работы, как правило, бывают непродуманны, случайны, но дети с удовольствием фантазируют,  крутят лист с рисунком, пытаясь понять, на что похожи кляксы, затем ребята уже сознательно наносят пятна, добиваясь создания определенного силуэта – раздувают его контуры, складывают лист бумаги пополам, т.е. создают образ из пятна.

Я хочу предложить вам еще один из способов рисования – ниткографию. Используя его на занятиях, я учу детей получать ажурные, удивительным образом переплетенные линии, создающие порой самые неожиданные пейзажи, букеты цветов, необычные изображения животных и людей.

Для этого нам понадобится листы бумаги формата А4, хлопковые нити длиной 30-40 см, краски, разведенные до консистенции сметаны гуашь или тушь, жесткие кисти. Техника выполнения такова: лист бумаги складывается пополам, 2/3 длины нити опускается в краску, затем нить протягивается через жесткую кисть, чтобы снять лишнюю краску. После этого нить раскладывается на одной половине развернутого листа (нить выкладывается произвольно – петлями, волнистыми линиями, зигзагами) и накрывается второй половиной листа, чистый же кончик должен выходить за нижнюю сторону сложенного листа бумаги. Бумага ладонью прижимается к столу, а нить вытягивается. Данный прием можно повторить несколько раз. След от нити создает на бумаге симметричное изображение, которое можно дополнить деталями, нарисованными тушью, акварелью, гуашью и т.д.

На этом я заканчиваю свои рекомендации и желаю вам уважаемые коллеги творческих успехов в работе с детьми!

Используемая литература:

1. «Дошкольное воспитание» -  № 6 - 2001;

2. «Дошкольное воспитание» - № 1 – 2009;

3. «Дошкольное воспитание» - № 3 – 2009;

4. «Дошкольное воспитание» - № 8 – 2009;

5. «Дошкольное воспитание» - № 9 – 2009;

6. «Воспитатель» - № 3 – 2009;

7. «Ребенок в детском саду» - № 4 – 2002;

8. «Ребенок в детском саду» - № 5 – 2002;

9. «Ребенок в детском саду» - № 6 – 2002.

Проверено заведующая МДОУ _____________ Л.В.Кудрявцева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы логопункта детского сада 2079

Основные проблемы в развитии речи старших дошкольников...

Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга

Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга по воспитанию здорового ребенка через содружество детского сада и семьи. «Предупреждать развитие болезни, уменьшить чи...

сообщение из опыта работы воспитателя детского сада № 408 " О роли фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста"

  Знакомство с детским фольклором развивает и интерес  и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому у...

"Игры с красками!" Нетрадиционные техники рисования в детском саду (родительское собрание во второй младшей группе)

Показать родителям, что рисование нетрадиционными методами формирует интерес к творчеству, совершенствует наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус. Научить родителей методам и пр...

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Мастер-класс для родителей детей младшей группы Тема: «Игры с красками! Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Показать родителям, что рисование нетрадиционными методами формирует интерес к творчеству, совершенствует наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус....

Родительское собрание «Игры с красками! Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Показать родителям, что рисование нетрадиционными методами формирует интерес к творчеству, совершенствует наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус. Научить родителей...