Главные вкладки

    Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
    статья на тему

    В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного возраста в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx6.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Создание экологической образовательной среды

    на территории детского сада

    (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65

    Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

    Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных -  соответствующая экологическая образовательная среда.

    Экологическая образовательная среда должна быть доступной, предоставлять ребенку свободу деятельности, информативной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

    Цель данной работы – осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

    Экологическая образовательная среда нашего дошкольного учреждения включает в себя следующие компоненты:

    • уголки природы;
    • центры экспериментирования;
    • библиотека
    • электронные образовательные ресурсы (аудио и видеоматериалы)
    • галерея (тематические выставки)
    • территория детского сада (экологическая тропа, участки групп, огород)

    Организации экологического пространства на территории детского сада уделяется особое внимание. Зеленый щит создает благоприятную среду, защищает  от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха.

    Прямо на участке детского сада дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду в природе, применить свои знания на практике.

    Идея создания экологической тропы в нашем детском саду родилась, исходя из особенностей территории: наличия разнообразных видов растений, объектов живой природы.

    Рабочая группа педагогов исследовала территорию, выбрала те объекты, которые будет в дальнейшем удобно рассматривать, которые предусмотрены программой, а главное, интересны детям. Специально была задействована вся территория детского сада, чтобы можно было совершать целевые прогулки, не выходя за ворота.

    Были подготовлены информационные материалы для бесед с детьми, художественные произведения, иллюстративный материал, изготовлены таблички с надписями объектов, разработана схема тропы.

    Таким образом можно было провести цикличные наблюдения, прогулки, посвященные, например, только деревьям или кустарникам, необычным объектам природы таким как пень, муравейник, уголок леса, зеленая аптека.

    Наша тропа разрастается, меняется, пополняется новыми «зелеными друзьями». Огород был сперва маленьким, располагался на трех грядках из покрышек, а теперь это целое фермерское пространство. Наши городские дети с удовольствием участвуют в проращивании побегов из семян, выхаживании росточков, посадках, уходе и сборе урожая. Весь урожай достается нашим друзьям – зверятам живого уголка юннатской станции.

    На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом.  В цветниках  представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения. Каждая группа заботится о своих цветниках, устраиваются смотры-конкурсы.

    Главные аспекты работы педагогов  с детьми  - разнообразие видов деятельности, интегрированный деятельностный подход, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства, экологической образовательной среды.

     

    Формы организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

    Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое.

    Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение, наблюдение и практическая деятельность, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

    Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой.

    Основными видами деятельности дошкольников являются игра, познавательная и исследовательская деятельность. ФГОС ДО требует от  педагогов реализацию образовательной программы именно через организацию именно этих форм деятельности детей.

    В уголках природы, на огороде, игровых площадках организуются  длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание.

    На экологической тропе  организуются различные дидактические и подвижные игры, задания. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях.

    Формы организации практической экологически ориентированной деятельности:

    -наблюдения

    -экскурсии, целевые прогулки

    -проблемные ситуации

    -проектная деятельность

    -проращивание семян, высаживание растений

    -экспериментальная деятельность (объекты живой и неживой природы)

    -зарисовки, ведение дневников наблюдений

    -ведение календаря природы

    -трудовая деятельность в уголке и на участке (на цветниках, в огороде, посадка деревьев, кустарников)

    -организация выставок

    -собирание коллекций

    -продуктивная деятельность из природного материала

    -чтение природоведческой литературы

    -просмотр видео и прослушивание аудиометериалов

    -рассматривание иллюстративного материала

    -игры (дидактические, настольно-печатные природоведческого содержания)

    -праздники

    -походы

    -викторины

    -природоохранные акции (рисование плакатов, организация посадок, акция «покорми птиц»)

    Благодаря разнообразию форм работы удается развивать и поддерживать познавательный интерес у детей. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга

    Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга по воспитанию здорового ребенка через содружество детского сада и семьи. «Предупреждать развитие болезни, уменьшить чи...

    Практическая деятельность детей, педагогов и родителей, как средство интеграции предметно - развивающей среды дома и детского сада. ( Из опыта работы).

    Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования - сотрудничество родителей воспитанников с педагогами. Одним из способов привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграци...

    презентация проекта в старшей группе на тему "Создание экологической развивающей среды в группе детского сада"

    Здравствуйте, я работаю в новом детском саду ( принимаем детей всего 11 месяцев), в презентации использован материал личного опыта  в организации развивающей экологической среды в старшей г...

    СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

    В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

    СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

    В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

    Экологический проект в младшей группе детского сада (из опыта работы).

    Вашему вниманию  предлагается практические наработки по реализации экологического проекта для детей 3-4 лет в детском саду....

    участие в создании образовательной среды на территории детского сада

    Я, как педагог, занимаю активную жизненную гражданскую позицию,  являюсь участником творческой группы по созданию образовательной среды на  территории детского сада. («В деревне «...