Экологический проект в младшей группе детского сада (из опыта работы).
статья по окружающему миру (младшая группа)

Вашему вниманию  предлагается практические наработки по реализации экологического проекта для детей 3-4 лет в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_iro.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества «наш дом в опасности» Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна. Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».

Проект-это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять что город, село, лес, река которые он видит каждый день, это и есть его Родина. Поэтому перед педагогом стоит непростая задача: организовать педагогический процесс, способствующий усвоению необходимых знаний о родном крае и воспитанию патриотических чувств. Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, преодолевают их.

Одним из главных принципов экологического образования признается принцип непрерывности, т. е. взаимосвязанный процесс обучения и развития человека на протяжении всей его жизни.

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры т. е. правильное отношение ребенка к природе его окружающей, к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Дошкольное детство-это период игры. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Организация такой деятельности возможна посредством современных технологий: игровых; метода проектов.

Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических качеств личности. Важной является мысль Л. Венгера о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, т. е. игра является мощным средством успешной его социализации.

Упражняясь в навыках общения, дети не замечают того, что учатся, т. к. здесь они решают игровую задачу, поставленную взрослым.

Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Для решения любого проекта требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке взрослого); совместная деятельность детей и взрослых; развитие коммуникативных способностей; познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности.

Проект состоит из нескольких этапов.

На первом этапе определяется тема, вид проекта, ставятся цели и задачи.

Второй этап - предварительная работа. Она включает в себя: беседы; наблюдения; экскурсии; чтение художественной литературы.

Третий этап - практическая часть: эксперименты; художественно-продуктивная часть; игры (подвижные, дидактические); создание коллекций макетов оформление альбомов.

Четвертый этап-работа с родителями, которая предполагает: совместные экскурсии в природу; участие в праздниках, развлечениях; помощь в оформлении различных коллекций, создание альбомов; участие в конкурсах, выставках; помощь в сборе природного материала; изготовление поделок из природного и бросового материала.

Главная задача родителей - поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки.

Заключительный этап-результат проектной деятельности-это: выставки, конкурсы; презентация альбомов, макетов; развлечения, праздники, спектакли.

Итак, проект-это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цели развивающей личность программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация творческого проекта «Театр » в подготовительной группе детского сада. Из опыта работы воспитателя.

Статья будет интересна всем работающим с детьми воспитателям. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт ...

Экологический проект для старшей группы детского сада "Зеленый мир детского сада"

Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой, раскрывает ценность деревьев ...

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"

Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...

Экологический проект в младшей группе детского сада "Сказки с грядки"

Данный проект будет интересен воспитателям младшей  группы детского сада. Особенностью проекта является использование сказочно-игровой ситуации для ознакомления детей с жизнью растений, освоения ...

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе детского сада. Из опыта работы.

Представлен опыт работы с младшими дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности. разработана картотека по теме....

Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада. Из опыта работы.

Опыт работы воспитателя младшей группы по проведению с детьми театрализованных игр, драматизаций с детьми младшей группы....