Приложение 1
методическая разработка по рисованию на тему

Ерохина Ольга Ивановна

Программа саморазвития педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_erohina.docx58.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1»

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

по теме:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

на занятиях по изобразительной деятельности»

Автор программы: 

Ерохина О.И.  – воспитатель

срок реализации программы 2 года

КГСХА - 2015 г.

Паспорт программы

Тема программы по саморазвитию

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»

Составитель программы

Ерохина Ольга Ивановна,

 воспитатель  по изобразительной деятельности, первая квалификационная категория.

Основание для реализации программы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. ФГОС ДО согласно приказуМинобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;
  4. Устав МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1».

Цель и задачи программы

Цель программы создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

Воспитательные:

1.        Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

2.        Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.        Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

1.        Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2.        Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.        Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные:

1.        Научить детей владеть графическими навыками письма

2.        Формировать навыки исполнительского мастерства.

3.        Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Содержание программы

  • Паспорт программы;
  • Пояснительная записка;
  • Цели и задачи программы;
  • Предполагаемый результат;
  • Перспективный план работы;
  • Механизм реализации программы;
  •  Формы и методы работы;
  • Литература;
  • Приложения.

Механизм реализации программы

Реализация воспитательных мероприятий осуществляется через использование педагогических технологий:

  • Проектно – исследовательская деятельность;
  • Коллективно - творческое дело;
  • Индивидуальный подход в воспитании;
  • Педагогика сотрудничества;
  • ИКТ;

Участники реализации программы

  • воспитанники;
  • воспитатель по изобразительной деятельности;
  • воспитатели;
  • родители.

Предполагаемый результат

В ходе реализации программы дети должны научиться:

  • правильно держать ручку, карандаш;
  • выполнять различные виды штриховки (вертикальные, горизонтальные, по диагонали);
  • работать с трафаретами;
  • уверенно пользоваться ножницами;
  • выполнять поделки в техниках “аппликация”, “оригами”, «пластилинография», «плетение из бумаги»;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

Срок реализации программы

2 года

I.Пояснительная записка

Программа по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей  старшего возраста (5-7 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

1.1. Актуальность программы

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

1.2. Новизна программы

•        обучение детей проводится с пятилетнего  возраста;

•        подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;

•        занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:

1 блок. Специально организованная НОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).

2 блок. Совместная деятельность воспитателя по изобразительной деятельности с детьми, которая осуществляется в рамках студии «Разноцветные фантазии». Сюда входят задачи по развитию изобразительных навыков, освоение разных видов деятельности (пластилинография, работа с бумагой, нетрадиционные техники, пальчиковые и дидактические игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

3 блок. Самостоятельная и совместная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

1.3.        Отличительные особенности данной программы

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа составлена с учетом возрастных особеностей детей, отличается индивидуальным подходом, занятия направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами.

Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

Проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.

В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.  

II. Цель и задачи Программы

Цель программы создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

Воспитательные:

1.        Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

2.        Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.        Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

1.        Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2.        Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.        Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные:

1.        Научить детей владеть графическими навыками письма

2.        Формировать навыки исполнительского мастерства.

3.        Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

III. Предполагаемый результат

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети

должны знать:

  • виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • понятие “оригами”, “шаблон”;
  • виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
  • основные правила склеивания;

должны уметь:

  • применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стекой;
  • работать с трафаретами;
  • изготавливать детали по шаблону;
  • уметь делать поделки в разнообразных нетрадиционных техниках;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

К концу второго года обучения дети

должны знать:

  •  виды аппликации (обрыванием, фито-дизайн, с использованием природного и бросового материала);
  • виды штриховки (простая и комбинированная);
  • понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
  • понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

должны уметь:

  • изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
  • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
  • вырезать симметричные детали;
  • выполнять поделки в технике «пластилинография»;
  • освоить плетение из бумаги

IV.  Содержание программы

Работа с детьми

Перспективный план работы

по развитию мелкой моторики рук

старшая группа

Октябрь         

  1. Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук.

Цель: Познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе.

  1. Обследование руки детей        

Цель: Выявить отклонения для дальнейшей работы.

  1. Игры с мелким строительным материалом        

Цель: Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение.

  1. Дидактические игры: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

  1. Пальчиковые игры: «Человечки», «Мои веселые пальчики», «Цветок», «Лодочка».

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

        Литература:Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка

Ноябрь

  1. Знакомство с карандашом.

Цель: Учить детей правильно держать карандаш.

  1. Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», « Домашние и дикие животные».        

Цель: Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур.

  1. Игры: «Лепка из твердого материала», « Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

  1. Пальчиковые игры: «Зарядка для пальчиков», «Зайки», « Речка и рыбка».

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

        Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Декабрь

  1. Знакомство с элементами дымковской росписи        

Цель: Учить выкладывать орнамент  из полосок, кружочков, палочек - закрепить цвета.

  1. Шнуровка: «Платье», «Сапожок», «Сумка»

Цель: Развивать ручную умелость, фантазию

  1. Рисование пальчиками, ладошками «Снежок»,  «Следы невиданных зверей»

Цель: Развивать тактильную чувствительность.

  1. Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...»,  «Гармошка».

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений

        Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Январь

  1. Дорисовка до образа, работа с трафаретом.

Цель: Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами.

  1. Выкладывание фигур из счетных палочек        

Цель: Развивать воображение, сообразительность.

  1. Игры: «Дом и ворота», «Елочка», «Качели», «Засолка овощей».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

  1. Пальчиковые игры: «Замок», « Собака», « Кошка».

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

        Литература:Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Февраль         

  1. Трафареты геометрические и предметные.

Цель: учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию.

  1. Работа с ножницами (ленточки, дорожки)

Цель: Развивать конструктивные  способности, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук.

  1. Пальчиковые игры: «Мышка», «Зайка»

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

  1. Изготовление праздничной открытки к 23 февраля (аппликация из салфеток, бумажная пластика).

Цель: Развивать умение вырезать на глаз мелкие детали.

Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Март

  1. Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник», «Цветок».

Цель:         Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности.

  1. Творческая работа с бумагой  «Мимоза», «Цыпленок», «Облако».        

Цель: Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу (доведение до образа), развивать творческие способности.

  1. Пальчиковые игры: «Дом с трубой»,  «Бабочка», «Одуванчик»

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

  1. Подарок для мамы к празднику в технике тычкование.

Цель: Познакомить с техникой тычкование, закреплять представление о симметрии, развиваьб координацию обеих рук.

        Литература:Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги

Апрель

  1. Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек», «Кто нарисует больше».        

Цель: Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер.

  1. Ручной труд «Робот из спичечных коробков».

Цель: Развивать планирующую функцию сознания.

  1. Рисование в нетрадиционной технике (трафарет - набрызг) «Звездное небо»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, упражнять в сочетании различных техник.

  1. Пальчиковые игры: «Зеркальце», «Лягушка», «Сороконожка».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие.

        Литература: Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Май

  1. Знакомство с силуэтами        

Цель: Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру.

  1. Рассказывание сказки пальцами «Заюшкина избушка»

Цель: Развивать работу обеих рук, сообразительность.

  1. Пальчиковые игры: «Влез опенок на пенек», «Птички в гнезде».

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

  1. Обследование руки        

Цель: Выявление изменений.

Литература:Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Перспективный план работы

по развитию мелкой моторики рук

подготовительная группа

Октябрь         

  1. Обследование руки        

Цель: Выявить отклонения для дальнейшей работы.

  1. Раскраски.        

Цель: Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении.

  1. Пластилинография «Осеннее дерево» (изготовление панно).

Цель: Развитие мелкой моторики.

  1. Пальчиковые игры « Встреча», «Спит на льдинке целый день».        

Цель: Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма.

        Литература: Никитин Б.П.  Ступени  творчества или развивающие игры. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Ноябрь

  1. Художественный труд «Волшебное фруктовое дерево».

Цель: Учить работать по шаблонам.

  1. Нетрадиционные техники, отпечатки осенними листьями «Осенний пейзаж».

Цель: Развивать изобразительных навыков.

  1. Аппликация из мятой и фактурной бумаги, бумажная пластика «Тихо ночь ложиться на вершины гор».

Цель: Развивать мелкую моторику, координировать работу обеих рук.

  1. Пальчиковые игры: «В гости к пальчику  большому»,  «Веточки на яблоньках»

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

  1. Оригами «Цветы в подарок маме».

Цель: Учить делать поделку по образцу с опорой на схему.

        Литература: Щербина  С.В. Развиваем руки, чтоб  учиться и писать и красиво рисовать.

Декабрь

  1. Рисование пальцами, ладошкой «Забавные зверушки», «Снежинки».

Цель: Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность.

  1. Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц.

Цель: Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер

  1. Ручной труд «Зверушки и человечки из природного материала».

Цель: Совершенствовать навыки работы с природным материалом.

  1. Аппликация обрыванием «Снеговики».

Цель: Развитие мелкой моторики.

  1. Пальчиковые игры: «Заводные машинки», «Утречко», «Ножки идут по дорожке».

Цель: Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

        Литература: Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка

Январь        

  1. Бумажные фантазии «Зимние цветочки».

Цель: Совершенствовать разные приемы бумажной пластики, продолжать развивать сенсомоторику.

  1. Учимся лепить птиц по мотивам народной игрушки.

Цель: Побуждать к самостоятельному поиску приемов декоративного украшения изделия.

  1. Пальчиковые игры: «Цветные ниточки», « В огороде за забором», «Колокольчик».

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

        Литература: Гаврилова С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать.  

Февраль

  1. Оригами «Пингвины на льдине».        

Цель: Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

  1. Аппликация «Плывет, плывет кораблик» (бумажная пластика + обрывание + оригами)

Цель: Учить сочетать различные изобразительные техники.

  1. Рисование в нетрадиционной технике «Иней покрыл деревья».

Цель: Учить сочетать различные изобразительные техники (с манной крупой).

  1. Художественный труд «Плетение коврика из бумаги».

Цель: Учить детей оплетающему движению, развивать зрительную моторную координацию.

  1. Пальчиковые игры: «Цепочка», «Пекарь», «Скакалка»        

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

        Литература: Дошкольное воспитание №9,11.1998.

Март

  1. Подарок маме (тестопластика) «Красивые кулоны».

Цель: Совершенствование приемов лепки.

  1. Изготовление панно «Сердечко»  (фитодизайн).

Цель: знакомство со способами работы в технике фитодизайна, развитие осязания.

  1. Игры: «Цветок», «Составные картинки», « Нанизывание пуговиц», «Шнуровка».

Цель: Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер

  1. Пальчиковые игры: «Четыре братца», « Волчок», « Где живет сапожник?».

Цель: Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

        Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Апрель

  1. Закладки способом плетения из бумаги.

Цель: Учить детей оплетающему движению, развивать зрительную моторную координацию.

  1. Занятие в нетрадиционной технике (набрызг +трафарет) «Лети ракета к звездам».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, упражнять в сочетании различных техник.

  1. Пришивание петелек и пуговиц к поясу (работа с иголкой).

Цель: Развивать внимание и мелкую моторику.

  1. Оригами «Птицы»

Цель: Учить делать птиц по образцу, по схеме, путем сгибания квадрата бумаги, развивать ручную умелость.

  1. Пальчиковые игры: «Зайчики и волк», « Строим дом», «Мальчик-пальчик, где ты был?»

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

        Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Май        

  1. Составление книжки раскраски «Фотоателье для игрушек»

Цель: Закрепить умение штриховать различными способами и видами штриховки.

  1. Работа с ножницами        

Цель: Закрепить умение  работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части

  1. Пальчиковые игры: «Вера Веревочка», « Часы», «Лакомка»

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

  1. Обследование руки.

Цель: Выявление изменений.

Литература:Цвынтарный  В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Работа с педагогами

Этапы

Сроки реализации

Содержание деятельности

Формы представления

I

сентябрь-октябрь

«Развиваем руки, чтобы красиво писать и рисовать»

консультация

II

ноябрь-декабрь

Работа с педагогами по оснащению полочек красоты, центров изобразительной деятельности)

рекомендации

III

в  течение года

Ведение тетрадей по взаимодействию.

тетради по взаимодействию

IV

февраль

«Расскажи стихи руками».

консультация

V

апрель

«Талантливые  умельцы, вековые традиции».

консультация

Работа с родителями

Этапы

Сроки реализации

Содержание деятельности

Формы представления

I

сентябрь-ноябрь

Проект «Тактильная картина» подготовительные группы.

 реализация проекта

II

октябрь

«Как поддержать интерес ребенка к изобразительному творчеству».

информация на стенде

III

ноябрь

«Загадки страны аппликации».

информация на стенде

IV

январь

«От скуки на все руки».

рекомендации

V

февраль

«Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных видов изобразительной деятельности, как средство подготовки руки к письму» старшие группы.

консультация

VI

март

«Подготовка руки к письму»

подготовительная группа.

консультация

VII

октябрь

«Осенние деревца».

выставка

VIII

декабрь

«Лучшая рукавичка Деда Мороза».

выставка

IX

март

«Изобретаем бусы».

выставка

X

апрель-май

Выставка «Пасхальных яиц».

выставка

V. Механизм реализации Программы

Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста проводится в рамках  непрерывной образовательной деятельности, на занятиях  студии «Разноцветные фантазии» и в свободной самостоятельной деятельности детей. 

         Реализация воспитательных мероприятий осуществляется через использование педагогических технологий:

  • Проектно – исследовательская деятельность;
  • Коллективно - творческое дело;
  • Индивидуальный подход в воспитании;
  • Педагогика сотрудничества;
  • ИКТ.

Направленность программы:

Программа направлена на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму и включает в себя следующие разделы:

- пальчиковая гимнастика

- оригами

- графические упражнения

- игры и действия с предметами

- лепка

- аппликация.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделах «Оригами»дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе «Игры и действия с предметами»для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Лепка» (пластилинография). Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.Занимаясь пластилинографией, дети получают знания, умения, навыки, так же происходит закрепление информации полученной в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, коммуникации, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. В ходе создания лепных картин у детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер.

        Формы подведения итогов реализации программы:

        В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

        самостоятельные работы,

        выставки работ,

        участие в конкурсах.

     Нормативно-правовые документы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»№ 273 от 29.12.2012;

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ);

3. ФГОС ДО согласно приказуМинобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;

4. Устав МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1».

Литература

  1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2010.207с.
  2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.
  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.
  4. Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013. 48 с.
  5. Богатырёва З. Н. «Чудесные поделки из бумаги». - М., Педагогика, 1987.
  6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание», 2005 г., №3, №5, №6, статьи Е. Плутаевой и П. Лосева «Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет».
  8. Журнал «Дошкольное воспитание», 2006 г., №11, статья О. Жуковой «Развитие руки: просто, интересно, эффективно».
  9. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у  дошкольников.- М., 1990.
  10. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.
  11. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
  12. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.
  13. Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду"Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
  14. Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.
  15. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.
  16. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
  17. Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.
  18. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.
  19. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.

Интернет-ресурсы

1.      Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html

2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. –

3. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej

4. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei

5. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...

Приложение 2. Анализ результатов освоения детьми практических действий завязывания шнурка на узел и бант

Здесь отражены основные сравнительные данные, подтверждающие эффективность предлагаемой мною технологии:  http://docme.ru/Oa9 ...

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

Приложения к годовому плану

В этом разделе вы найдете примерные названия кружков, время проведения кружковой работы (по программе "Детство"), работа со школой и перечень педсоветов на год....

приложение № 3

Зрительная гимнастика  обязательна на занятиях с применением ИКТ....

Интересные факты о клене. Приложение к проекту"Наше деревце-Кленок"

Приложение к проекту "Наше деревце - Кленок"...

Приложение к проекту "Это все моя Сибирь-моя родинамой мир!"

В приложении составлено несколько конспектов занятий и театрилизованного представления,иллюстрирующих каждый блок  проекта "Это все моя Сибирь- моя родина,мой мир!"...