Применение нетрадиционных техник рисования в контексте формирования личности ребенка
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чтобы ребенок рос многогранной личностью, необходимо уделять внимание развитию как интеллектуальных, так и творческих способностей. Нетрадиционные техники рисования могут считаться универсальным методом, применимым в ходе занятий на различные темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение нетрадиционных техник рисования в контексте формирования личности ребенка.

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. 

 В. А. Сухомлинский.

Для того, чтобы ребенок рос многогранной личностью, необходимо уделять внимание  развитию как интеллектуальных, так и творческих способностей. Процесс обучения детей должен иметь системный и комплексный характер. Системность и комплексность обеспечиваются, прежде всего, тем, что одна и та же задача позволяет выполнять несколько целей. И важнейшим условием успеха является выбор метода, который будет соответствовать заданным критериям. Именно таким методом может стать рисование.

Рисование играет неоспоримую роль в формировании личности ребенка. В процессе рисования в работу включаются зрительные и двигательные анализаторы, что способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие высших свойств сознания: внимание, мышление, координацию, воображение, наблюдательность, память и речь.

Многие дети к ясельному возрасту уже умеют держать карандаш, но, несмотря на то, что ребенок оставляет им штрихи и  точки, говорить о процессе рисования еще рано. Такие, традиционные, способы рисования, хоть и привлекают малышей, но, тем не менее, быстро утомляют их, а если ребенок испытывает трудности, он теряет веру в свои силы.  

Поэтому на помощь приходят нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционное рисование основано на применении в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и красок, но также огромного количества подручных средств – ватных тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного материала (травинок, листьев), на экспериментировании с текстурой красок, создании рисунков на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью, или при помощи так называемых «воздушных красок».

Итак, основной целью воспитательного процесса является формирование личности, творчески и интеллектуально развитой. Для выполнения этой цели перед воспитателем (педагогом, родителем) ставятся определенные задачи. Каким образом применение метода нетрадиционных техник рисования позволяет нам выполнить эти задачи и, соответственно, достичь цели?

1. Развитие мышления, памяти и внимания.

Нетрадиционное рисование, так же, как и классическое, способствует развитию детской памяти, мелкой моторики, а также обучает ребенка понятиям форм, цветов, оттенков, размеров и их соотношений.

2. Развитие речи и формирование словарного запаса

В процессе рисования ребенок активно формирует словарный запас, необходимый ему для описания переносимых на бумагу образов.

3. Развитие фантазии и воображения.

За счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает в детях фантазию: непонятные пятна и линии нужно дорабатывать до тех пор, пока рисунок не становится узнаваемым и законченным.

4. Преодоление чувства страха и неуверенности в себе и своих силах.

У нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции, позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. В рисунках, выполненных с помощью нетрадиционных  техник, на первый план выходит интерпретация: рисунок красив настолько, насколько богато воображение того, кто на него смотрит. Поэтому ребенок может спокойно творить и радоваться непредсказуемым результатам своего творчества.

5. Возможность самовыражения.

Рисунок способен повествовать. Рисование дает возможность выразить то, что не всегда можно выразить словами. При отсутствии четких границ и правил у ребенка появляется простор для полета фантазии: исчезают запреты и ограничения, ребенок в этот момент абсолютно свободен. По тому, какие формы и цвета выбирает ребенок, можно судить о его внутреннем состоянии.  

В процессе рисования можно научить детей отличать цвета, геометрические фигуры и даже объяснять правила дорожного движения. Например, рисуя ватным тампоном круги красного, желтого и зеленого цвета, можно рассказать о светофоре и его сигналах. Рисуя пальцем черные и белые полоски, познакомить детей с понятием «зебра» или «пешеходный переход».

Таким образом, нетрадиционные техники рисования могут считаться универсальным методом, применимым в контексте занятий на различные темы.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования (печать листьев) на тему: "Осенний карнавал""

Детям нравится все необычное. Рисунки созданные с помощью простых листьев приносят им много радости и удовольствия....

«Нетрадиционные техники рисования как способ формирования личности ребенка».

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным видам искусс...

Конспект ООД по рисованию (коллективная композиция) с применением нетрадиционных техник рисования (рисования ладошками) во 2 младшей группе «Дерево дружбы».

Задачи:познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладошками) и пальчиковыми красками;учить рисовать ладошками.Формировать дружеские отношения в коллективе.Воспитыв...

Рисование с применением нетрадиционной техники рисования- "рисование ногами"в средней группе.

Конспект образовательной деятельности включает в себя здоровьеберегающие технологии....