«Организация художественно-продуктивной деятельности, уровень изобразительных умений и навыков» в подготовительных группах. тематический контроль
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Тематический контроль.«Организация  художественно-продуктивной деятельности, уровень изобразительных умений и навыков»  в подготовительных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_izo_2016.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

План тематического контроля

«Организация  художественно-продуктивной деятельности, уровень изобразительных умений и навыков»  в подготовительных группах.

Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной работы по теме, выявить уровень сформированности у детей умений и  навыков в процессе рисования.

Срок проведения  с  18.03-24.03.2015года  

Члены комиссии: Чумченко Н.Ю., Педосенко И.С.– воспитатели   1кв. категории

                              Ст. воспитатель Прапро Е.А., заведующий Крамарь Е.А.              

вопросы контроля

содержание контроля

Методы контроля

Оценка уровня развития детей

умение самостоятельно проявлять творчество, планировать работу

наблюдение и анализ НОД

пе6редача образа в рисунке, использование средств выразительности, различных изобразительных материалов

наблюдение и анализ во второй половине дня

творческая самореализация в центре изодеятельности

анализ детских работ по рисованию

Планирование работы с детьми

связь НОД по рисованию с другими видами деятельности – работа по формированию творческих способностей на НОД и в свободной деятельности

анализ планов воспитателей

Создание условий:

в группе

Умение воспитателя создать РППС среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам (дидактический, наглядно-демонстрационный материал по развитию изобразительной  деятельности).

наличие оборудования для рисования различными материалами

изучение РППС

Оценка профессионального мастерства воспитателя

знание теоретических основ развития творческих способностей, владение приемами, направленными на их развитие.

наблюдение НОД, беседа

Работа с родителями

взаимодействие в работе педагогов и  родителей

анализ документации, наглядной пропаганды

Ст.воспитатель ________Прапро Е.А.

Анализ детских работ

Проверку проводил____________________________________________________

Дата проведения_____________ группа №

самостоятельность в выборе изобразительных материалов

создание новых комбинаций из основных элементов

оригинальность выполнения замысла

наличие собственной манеры изображения

передача своего отношения к изображаемому

соответствие детской работы основным художественным требованиям

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Создание условий

Проверку проводил ______________ дата проведения __________

        вопросы контроля

группы

№ 9

№ 10

№11

предметная среда

наличие материалов в соответствии с требованиями

наличие иллюстративного материала и предметов по разным видам и жанрам изобразительного искусства

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Оценка профессионального мастерства воспитателя        

Ф.И.О. воспитателя __________________________________________________

Проверку проводил ___________________________________________________

Дата проведения______________________________

                                            Наблюдения и анализ работы

подготовка к НОД, создание атмосферы творчества

приемы, направленные на создание эмоционального настроения

продуманность и целесообразность приемов, направленных на развитие творчества

руководство процессом работы (речь, стиль общения с детьми)

руководство анализом детских работ

руководство воспитателя самостоятельной изобразительной деятельностью

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Справка по результатам тематического контроля

«Организация  художественно-продуктивной деятельности, уровень изобразительных умений и навыков»  в подготовительных группах

      Во исполнения плана контрольно-аналитической деятельности в период с  18.03-24.03.2015года в составе заведующего  Крамарь Е.А., старшего воспитателя Прапро Е.А., воспитателями     Чумченко Н.Ю., Педосенко И.С.

Целью проверки было  оценить состояние  воспитательно-образовательной работы по теме, выявить уровень сформированности у детей умений и  навыков в процессе рисования. Членами комиссии были изучены следующие направления работы:

-  Создание условий в группе;

-  Оценка уровня развития детей;

- Планирование работы с детьми;

- Оценка профессионального мастерства воспитателя;

- Работа с родителями, социумом по художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Создание условий.

    В подготовительных группах № 9,10,11 созданы благоприятные условия для развития художественно-эстетического развития. В группах оборудованы  центры художественно-творческих способностей детей, которые наполнены изобразительным материалом: краски, мелки, гуашь, тушь,  раскраски, пластилин для лепки,  глина, есть развивающие игры, предметы искусства, шаблоны, бумага разного качества и формата, лекала. Представленные центры по изодеятельности  соответствуют уровню развития творческих способностей, наиболее разнообразнее  центры в группах № 9, 10 (насыщенность наглядно-дидактическим и наглядно-демонстрационными материалами по развитию изобразительной деятельности), однако необходимо пополнить центр художественно-эстетического развития в подготовительной группе № 10.  

-  Оценка уровня развития детей.

Почти все дети подготовительных групп проявляют интерес у изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность в процессе непрерывной образовательной деятельности. Основная масса дошкольников выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех наблюдается устойчивость при выполнении замысла.  В самостоятельной деятельности дошкольники используют нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ладошкой, губкой, рисование свечей, солью, широко используют рисование на мятом и мокром листе бумаги. Однако необходимо  уделить особое внимание использованию бумаги для рисования разной фактуры, формы, цвета, величины.

   Проанализировав детские работы, знания, умения, навыки детей в подготовительных группах можно сделать следующие выводы:

- владеют основными техническими приемами, могут передавать сюжетную композицию,  проявляют творчество в разных видах изодеятельности,   интерес к декоративному искусству, интегрируют разные виды изодеятельности в индивидуальной и коллективной работе, используют разнообразный  материал и технические приемы изображения. Недостаточно уделяют воспитатели анализу детских работ. Количество работ соответствуют темам и программе (февраль-март). Использованные материалы (гуашь, акварель, карандаши, ватные палочки, свеча). Способы создания изображения разнообразные: смешивание красок, по сырому, создание фона, рисование декоративного узора, по сырому фону.  

Планирование работы с детьми.

      Проверено календарное и перспективное планирование работы воспитателей подготовительных групп по организации художественно-эстетического развития: тематика НОД, систематичность планирования, форма организации, предварительная работа, взаимосвязь с другими видами деятельности. Проверена работа с социумом  и семьей: педагоги представили на момент проверки планирование перспективное и календарное, в заполненном состоянии. Воспитатели еженедельно  в планировании    уделяют работе с детьми во 2-ой половине дня по художественному творчеству (рисованию), освоению  техническим приемам и навыкам.  В работе с родителями проведены консультации на темы: «Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте с ФГОС ДО», «Готовим руку дошкольника к письму», «Скажи художник какого цвета дождик».

Оценка профессиональных знаний и умений воспитателей. 

Педагоги тщательно готовились к НОД, своевременно подбирали материал, раздаточный и демонстрационный, рационально его размещали, использовались разнообразные методы и приемы, вносились  необходимые изменения в ходе занятия,  проводилась предварительная  работа, использовался сюрпризный  или заинтересовывающий момент.

Были просмотрены НОД в подготовительных группах № 9,10,11  по художественно-эстетическому развитию (рисование), наблюдался педпроцесс,  а так же собеседования с воспитателями. Все педагоги заранее готовятся к предстоящей деятельности с детьми, готовят  дидактический и наглядный материал, используют разнообразные современные   методы и приемы, развивают у дошкольников художественное мышление и художественные способности, особый акцент уделяют игровым приемам и ситуациям. Профессиональные педагоги особое внимание уделяют развитию творческого разнообразия, применяют разнообразные  решения в показе способов изображения предметов, однако многие педагоги используют одни и те же методы и приемы обучения, чаще дается  ими непосредственный прямой показ способа изображения, в результате чего у дошкольников получаются работы похожие друг на друга, т.к. они получают установку на то, что рисовать.

Просмотрены НОД в подготовительной логопедической группе темы: от 15.03.2016г. «Завиток» (воспитатель  Черачева Н.А.),  от 22.03.2016г. Рисование декоративное по мотивам хохломской росписи (воспитатель Тесля Е.А.), запланированы и выполнены работы детьми. Воспитатель Тесля Е.А. приобщала детей к изобразительному искусству, уделила внимание индивидуальным особенностям детей, их желаниям. Побуждала подумать, какой рисунок они смогут изобразить по мотивах хохломской росписи. Воспитатель активизировала ребят, задавала им вопросы, использовала игровой и технические приемы.  В группе была создана благоприятная обстановка, которая помогла дошколникам реалиовать творческие замыслы на бумаги. Цель была достигнута. Воспитанники под.логопедической группы в анализе работ, эмоционально реагировали на результат, оценивали свои работы и своих товарищей.

Воспитатель Черачева Н.А. в процессе НОД, правильно определила цели и задачи в планировании, отобрала неоходимый материал для его проведения, применила разнообразные формы по ее  организаци, использовали интеративный подход, который не только раскрыл творческие навыки, но и формировала наглядно-образное мышление. Развивала восприятие, внимание, речь дошкоьников.Формировала правильную позу при рисовании (сидеть свободно, правильно держать карандаш и кисть, не наклоняться низко над листом бумаги, использовала физминутку и пальчиковую гимнастику). Дети проявляли активность, заинтересованость, аккуратность в работе.

        В процессе просмотренного процесса непрерывной образовательной деятельности дошкольники заинтересованы, проявляют творческие навыки, выполняют работу в соответствии с заданием, наблюдается устойчивость при выполнении замысла, усваивают программные задачи по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане). Использованные материалы (гуашь, акварель, карандаши, ватные палочки, свеча). Способы создания изображения разнообразные: смешивание красок, по сырому, создание фона, рисование декоративного узора. Дети подготовительных групп ориентируются в разных жанрах живописи, владеют элеметами алгоритма рисования, самостоятельно  подбирают способы рисования рисунка. Освоены техники работы карандашами, красками, гуашью, фломастерами, мелками на обычной, мятой и тонированной бумаги. С детьми ведется  индивидуальная работа по владею элементарных навыков и совершенствования  работы с кистью (широкой, тонкой), использую трафареты. Воспитанники принимают участие в  выстаках декоративно-прикладного творчества на уровне ДОУ и района.

Однако не у всех педагогов удается регулировать поведение детей в процессе НОД, и поддерживать интерес до его конца, недостаточно рационально размещен и подобран  материал.

Работа с родителями.

      Анализ документации и наглядного материала показал, что воспитатели ведут работу с родителями, уделяют внимание развиию творческих способностей, организовывают выставки рисунков, поделок. В группах были организованы выставки: «Моя мама рукодельница», «Модельная техника», в которых приняли активное участие и родители воспитанников. Проводят индивидуальные консультации «Как подготовить руку к письму», «Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста»        

      Рекомендации:

  1. Шире использовать работу со схемами, моделями, композициями из сюжетных картинок, направлять деятельность дошкольников на развитие творческих способностей, самостоятельности, продуктивного и образного воображения. Пополнить шаблонами центры.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: до 20.04.2016г.

  1. Воспитателям более творчески подходить к организации непрерывной образовательной деятельности по художествено-эстетичскому развитию детей, использовать современные методы и приемы.

Ответственные: воспитатели групп.  (Постоянно).

3.Воспитателям группы № 11 (Киселевой Г.Л., Епатко А.А.), № 9 (Тесля Е.А., Черачева Н.А.)  дооборудовать центры по художественно-продуктивной деятельности в соответствии с возрастом детей.

Срок: до 18.04.2016г.

Ответственные: воспитатели групп № 9, 11.

4.Воспитателям групп № 9,10,11   обратить особое внимание на способы создания изображения (по сыром фону, высветление, смешивание красок, создание фона, рисование округлых линий, завитков, умение передовать движения людей, животных, растений при ветре).

 рисование человека в движении,).

Ответственные: воспитатели групп.

(Постоянно).

5.Воспитателям групп № 11 (Киселевой Г.Л., Епатко А.А.), № 9 (Тесля Е.А., Черачева Н.А.)  уделить внимание детей на умение строить композицию рисунка: передний, задний план.

 Ответственные: воспитатели групп.

(Постоянно).

6. Воспитателям всех групппри планировании на следующий год  запланировать соотношение НОД по предметному, декоративному, сюжетному рисованию, которое ьбы соответствовало программе.

          7. Старшему воспитателю Прапро Е.А. оказать: методическую помощь педагогам по вопросам подготовки и размещению материала в процессе непрерывной обраовательной деятельности  по рисованию.

Срок: до 10.04.2016г.

Ответственный: ст.воспитатель Прапро Е.А.

          8. При взаимодействии с родителями использовать комплексный подход к формированию эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

Ответственные: воспитатели групп.

(Постоянно)

Итог:  Задачи по развитию художественно-эстетического равития реалиуются в процессе непрерывной образовательной деятельности по рисованию, в свободной деятельности. Эффективность испольования современных форм работы с дошкольниками на положительном уровне, как средство формирования у воспитателей ценностных ориентаций, направленных на развитие творческих способностей детей.

Составитель: старший воспитатель Прапро Е.А.

Март 2016г.