Статья на тему: " Как вместе с ребёнком поиграть и поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами"?
статья по рисованию (средняя группа) на тему

Как вместе с ребёнком поиграть и поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами.

Рисование и экспериментирование – это самые естественные занятия для дошкольников.

Еще с ясельного возраста малыш начинает рисовать свои первые линии — каракули. Это для малыша уже первый эксперимент. Первые мазки — каракули красками — это тоже для ребенка эксперимент. Эксперимент и игра одновременно! Методика Марии Гмошинской предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. В своих рисунках дети естественно и спонтанно выражают свои чувства, эмоции, строят и разрушают, радуются и злятся, и т.д.

Рисование для ребенка — это удовольствие, и тоже время стимул для обогащения своих познаний об окружающем мире. Уже с ясельного возраста, через игру, надо начинать знакомить детей со смешанными техниками выполнения рисунков. С сочетанием изобразительных материалов как восковой мелок и акварельные краски. Предварительно на белую бумагу я наношу узоры белым восковым мелком или хозяйственной свечкой. Поскольку ребенок этих узоров не видит, можно этим воспользоваться, чтобы сказать волшебные слова «Крибле, крабле … » и начать закрашивать эту бумагу «волшебницей — кисточкой». Здесь важно взять именно акварельную краску, т.к. воск ее оттолкнет и закрасится бумага только там, где нет воска. Ребенок будет делать кисточкой линии по прямой, а на бумаге будут проявляться «сами собой» извилистые линии, каракули, орнаменты. Дети чувствуют себя волшебниками, когда держат в руках «кисточку — волшебницу». Через эту игру в голове у детей уже отложились яркие впечатления.

Детям постарше можно предложить самим сделать волшебные картинки, взять белый восковой мелок и нарисовать белым по белому, например: в верхней части листа облака, а внизу волны и закрасить голубой акварельной краской, получится морской пейзаж. Или еще один вариант: когда белым мелком по белой бумаге дети рисуют снежинки, целый «хоровод снежинок» и уже в нетерпении закрашивают этот лист, в радостном ожидании «Что же получится?»

ВОЛШЕБНЫЕ  КАРТИНКИ

1.           Нарисуй рисунок белым восковым мелком или восковой свечёй на белой бумаге.

2.           Такой рисунок будет незаметен.

3.           Попросите ребят закрасить этот лист акварельной краской.

4.           Что у вас получилось?

5.           Сделай свои выводы о способе работы, результате, впечатлениях от процесса получения изображения.

В среднем дошкольном возрасте, при рисовании зимней метели, детей можно познакомить с техническим приемом набрызг. Для них интересно вместо кисточки использовать нестандартные изобразительные инструменты, а именно зубную щетку и расческу. Мы причесываем зубную щетку с жидкой краской расческой и на рисунок ложатся мельчайшие точки — снежинки.

Детям средней и старшей группы групп очень интересно сравнивать свойства фломастера и перманентного маркера. Оказывается фломастер от воды и водной краски расплывается, и изображение смазывается, а чернила перманентного маркера (спиртового) не только не расплывается от воды и акварели, но еще и промачивает насквозь лист бумаги и изображение получается с обеих сторон листа.

МАРКЕР  И  ФЛОМАСТЕР  СОРЕВНУЮТСЯ

1.          Нарисуй контурный рисунок. Одну половинку рисунка перманентным маркером, а другую обыкновенным фломастером.

2.          Поэкспериментируй с рисунком следующим образом:

искупай такой рисунок в тазике с водой. Что получилось?

раскрась другой такой же рисунок акварельной краской.

3.          Сделай творческую работу, используя те свойства художественных материалов, которые ты узнал.

4.          Сделай свои выводы о свойствах маркера и фломастера.

5.          Научи, как этими свойствами можно пользоваться в рисовании маму и своего друга.

Интересен для ребят опыт рисования сухими сыпучими материалами: углем, сангиной, пастелью… Эти мелки рассыпаются, крошатся, растираются, в общем, пачкаются, но стоит попрыскать их лаком аэрозолем (мы пользуемся лаком для волос), рисунок «закреплен» и больше не пачкается.

Самый элементарный и естественный процесс для всех художников — смешивание красок на палитре увлекает детей до бесконечности. Получение новых цветов и оттенков завораживает ребят и доставляет им огромное удовольствие.

Особое место в детском творчестве я отвожу кляксографии и монотипии. Это и игра, и, эксперимент одновременно. Здесь подспудно развиваются фантазия и образное мышление ребенка, что в настоящее время особенно важно. Дети, рассматривая кляксы, пытаются по-своему интерпретировать случайные детали рисунка (пятна, линии, штрихи). А если провести разноцветные полосы гуашью и сложить лист пополам, постучать и погладить сложенный пополам лист бумаги, а затем развернуть его, то можно увидеть затейливую бабочку. Или нарисовать только половинку рисунка и опять сложить пополам, то на листе получится симметричное изображение. В этом же ряду стоит и знакомство детей с гравюрой, например по аппликации из толстого картона. Первый раз оттиски дети могут сделать по готовой аппликации, выполненной вами. Каждый оттиск отличается от предыдущего, и, в тоже время, похож на предыдущий. Все зависит от количества нанесенной краски и того, чем краску наносили. В подготовительной группе дети уже сами могут изготовить и аппликацию, и, сделать оттиски, например, для изготовления подарков — открыток к праздникам.

СМЕШИВАНИЕ  КРАСОК  СПОСОБОМ  МОНОТИПИЯ

1.            Сложи лист бумаги пополам.

2.            Представь, что линия сгиба стала линией симметрии, то есть длит лист и будущий рисунок пополам.

3.            Нанеси на лист бумаги друг напротив друга три пары цветных кружков:

синий цвет напротив красного

жёлтый напротив синего

красный напротив жёлтого цвета

4.            Сложи лист пополам, пока краски ещё не высохли.

5.            Какиё новые цвета получились?

6.            Попробуй теперь получить эти же новые цвета, смешивая краски основных цветов (жёлтый, синий, красный) кисточкой.

7.            Сделай свои выводы о способе получения нового цвета, результате, впечатлениях от процесса получения нового цвета.

МОНОТИПИЯ

1.           Сложи лист бумаги пополам.

2.           Представь, что линия сгиба стала линией симметрии, то есть длит лист и будущий рисунок пополам.

3.           Нарисуй быстро гуашью на одной половине листа половину предмета. Краску нужно наноси густо.

4.           Пока краска не высохла, опять сложи лист пополам, краской внутрь.

5.           Прогладь сильно, но осторожно ладошками по сложенному листу.

6.           Разверни лист. Что получилось?

7.           Если краска ещё не успела высохнуть, приложи к получившемуся рисунку новый лист бумаги и опять пригладь его руками.

8.           Осторожно сними верхний лист бумаги. Что получилось?

9.           Сделай свои выводы о способе работы, результате, впечатлениях от процесса получения изображения.

10.       Как вариант, можно приглаживать изображение не ладошками, а резиновым фотоваликом.

ГРАВЮРА  ПО  АППЛИКАЦИИ

(МИНИ  ТИПОГРАФИЯ)

1.           Нарисуй рисунок животного, цветка, грибочки и др. маркером или фломастером на плотном картоне, вырежи детали изображения ножницами и наклей на другой лист плотного картона. Пока цвет не имеет значения

2.           Дай аппликации, как следует просохнуть.

3.           Приготовить краску, смешав в отдельной ёмкости, гуашь и тушь в равных пропорциях до густоты жидкого кефира.

4.           Получившуюся аппликацию надо быстро полностью покрыть приготовленной краской. Это можно сделать широкой кистью, поролоновым валиком или тампоном.

5.           Приложите к окрашенной аппликации чистый лист белой или цветной бумаги и крепко прижмите его к аппликации с помощью ладошек, резинового валика, маминой скалки или выпуклой стороной столовой ложки.

6.           Затем лист с отпечатком снимается и сразу же прикладывается следующий, а затем ещё и ещё один и т. д. Если краска подсохла, то аппликацию можно ещё раз покрыть краской.

7.           Каждый следующий «прокат» или оттиск будет отличаться от предыдущего насыщенностью красочного тона, тонкой прорисовкой деталей и нюансами образа.

8.           Получается своеобразный печатный станок или мини типография.

А еще замечательный материал находится у каждой мамы на кухне. Это разноо вида крупы, яичная скорлупа, из которых могут получится настоящие шедевры, если включить фантазию и добавить немного вдохновенья.

В заключение хочется сказать, что художественное развитие идет максимально эффективно тогда, когда дети осваивают «технологию» искусства весело и не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда полученные знания, навыки и умения станут ребенку не «лишним грузом» за его плечами, а гибким инструментом в его руках и средством воплощения его собственных художественных замыслов и его самореализации в творчестве.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Как вместе с ребёнком поиграть и поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами.

Как вместе с ребёнком поиграть и поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами.

Рисование и экспериментирование – это самые естественные занятия для дошкольников.

Еще с ясельного возраста малыш начинает рисовать свои первые линии — каракули. Это для малыша уже первый эксперимент. Первые мазки — каракули красками — это тоже для ребенка эксперимент. Эксперимент и игра одновременно! Методика Марии Гмошинской предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. В своих рисунках дети естественно и спонтанно выражают свои чувства, эмоции, строят и разрушают, радуются и злятся, и т.д.

Рисование для ребенка — это удовольствие, и тоже время стимул для обогащения своих познаний об окружающем мире. Уже с ясельного возраста, через игру, надо начинать знакомить детей со смешанными техниками выполнения рисунков. С сочетанием изобразительных материалов как восковой мелок и акварельные краски. Предварительно на белую бумагу я наношу узоры белым восковым мелком или хозяйственной свечкой. Поскольку ребенок этих узоров не видит, можно этим воспользоваться, чтобы сказать волшебные слова «Крибле, крабле … » и начать закрашивать эту бумагу «волшебницей — кисточкой». Здесь важно взять именно акварельную краску, т.к. воск ее оттолкнет и закрасится бумага только там, где нет воска. Ребенок будет делать кисточкой линии по прямой, а на бумаге будут проявляться «сами собой» извилистые линии, каракули, орнаменты. Дети чувствуют себя волшебниками, когда держат в руках «кисточку — волшебницу». Через эту игру в голове у детей уже отложились яркие впечатления.

Детям постарше можно предложить самим сделать волшебные картинки, взять белый восковой мелок и нарисовать белым по белому, например: в верхней части листа облака, а внизу волны и закрасить голубой акварельной краской, получится морской пейзаж. Или еще один вариант: когда белым мелком по белой бумаге дети рисуют снежинки, целый «хоровод снежинок» и уже в нетерпении закрашивают этот лист, в радостном ожидании «Что же получится?»

ВОЛШЕБНЫЕ  КАРТИНКИ

1.           Нарисуй рисунок белым восковым мелком или восковой свечой на белой бумаге.

2.           Такой рисунок будет незаметен.

3.           Попросите ребят закрасить этот лист акварельной краской.

4.           Что у вас получилось?

5.           Сделай свои выводы о способе работы, результате, впечатлениях от процесса получения изображения.

 

В среднем дошкольном возрасте, при рисовании зимней метели, детей можно познакомить с техническим приемом набрызг. Для них интересно вместо кисточки использовать нестандартные изобразительные инструменты, а именно зубную щетку и расческу. Мы причесываем зубную щетку с жидкой краской расческой и на рисунок ложатся мельчайшие точки — снежинки.

Детям средней и старшей группы групп очень интересно сравнивать свойства фломастера и перманентного маркера. Оказывается, фломастер от воды и водной краски расплывается, и изображение смазывается, а чернила перманентного маркера (спиртового) не только не расплывается от воды и акварели, но еще и промачивает насквозь лист бумаги и изображение получается с обеих сторон листа.

МАРКЕР  И  ФЛОМАСТЕР  СОРЕВНУЮТСЯ

1.          Нарисуй контурный рисунок. Одну половинку рисунка перманентным маркером, а другую обыкновенным фломастером.

2.          Поэкспериментируй с рисунком следующим образом:

искупай такой рисунок в тазике с водой. Что получилось?

раскрась другой такой же рисунок акварельной краской.

3.          Сделай творческую работу, используя те свойства художественных материалов, которые ты узнал.

4.          Сделай свои выводы о свойствах маркера и фломастера.

5.          Научи, как этими свойствами можно пользоваться в рисовании маму и своего друга.

 

Интересен для ребят опыт рисования сухими сыпучими материалами: углем, сангиной, пастелью… Эти мелки рассыпаются, крошатся, растираются, в общем, пачкаются, но стоит попрыскать их лаком аэрозолем (мы пользуемся лаком для волос), рисунок «закреплен» и больше не пачкается.

Самый элементарный и естественный процесс для всех художников — смешивание красок на палитре увлекает детей до бесконечности. Получение новых цветов и оттенков завораживает ребят и доставляет им огромное удовольствие.

Особое место в детском творчестве я отвожу кляксографии и монотипии. Это и игра, и, эксперимент одновременно. Здесь подспудно развиваются фантазия и образное мышление ребенка, что в настоящее время особенно важно. Дети, рассматривая кляксы, пытаются по-своему интерпретировать случайные детали рисунка (пятна, линии, штрихи). А если провести разноцветные полосы гуашью и сложить лист пополам, постучать и погладить сложенный пополам лист бумаги, а затем развернуть его, то можно увидеть затейливую бабочку. Или нарисовать только половинку рисунка и опять сложить пополам, то на листе получится симметричное изображение. В этом же ряду стоит и знакомство детей с гравюрой, например по аппликации из толстого картона. Первый раз оттиски дети могут сделать по готовой аппликации, выполненной вами. Каждый оттиск отличается от предыдущего, и, в тоже время, похож на предыдущий. Все зависит от количества нанесенной краски и того, чем краску наносили. В подготовительной группе дети уже сами могут изготовить и аппликацию, и, сделать оттиски, например, для изготовления подарков — открыток к праздникам.

СМЕШИВАНИЕ  КРАСОК  СПОСОБОМ  МОНОТИПИЯ

1.            Сложи лист бумаги пополам.

2.            Представь, что линия сгиба стала линией симметрии, то есть длит лист и будущий рисунок пополам.

3.            Нанеси на лист бумаги друг напротив друга три пары цветных кружков:

синий цвет напротив красного

жёлтый напротив синего

красный напротив жёлтого цвета

4.            Сложи лист пополам, пока краски ещё не высохли.

5.            Какиё новые цвета получились?

6.            Попробуй теперь получить эти же новые цвета, смешивая краски основных цветов (жёлтый, синий, красный) кисточкой.

7.            Сделай свои выводы о способе получения нового цвета, результате, впечатлениях от процесса получения нового цвета.

 

МОНОТИПИЯ

1.           Сложи лист бумаги пополам.

2.           Представь, что линия сгиба стала линией симметрии, то есть длит лист и будущий рисунок пополам.

3.           Нарисуй быстро гуашью на одной половине листа половину предмета. Краску нужно наноси густо.

4.           Пока краска не высохла, опять сложи лист пополам, краской внутрь.

5.           Прогладь сильно, но осторожно ладошками по сложенному листу.

6.           Разверни лист. Что получилось?

7.           Если краска ещё не успела высохнуть, приложи к получившемуся рисунку новый лист бумаги и опять пригладь его руками.

8.           Осторожно сними верхний лист бумаги. Что получилось?

9.           Сделай свои выводы о способе работы, результате, впечатлениях от процесса получения изображения.

10.       Как вариант, можно приглаживать изображение не ладошками, а резиновым фотоваликом.

ГРАВЮРА  ПО  АППЛИКАЦИИ

(МИНИ  ТИПОГРАФИЯ)

1.           Нарисуй рисунок животного, цветка, грибочки и др. маркером или фломастером на плотном картоне, вырежи детали изображения ножницами и наклей на другой лист плотного картона. Пока цвет не имеет значения

2.           Дай аппликации, как следует просохнуть.

3.           Приготовить краску, смешав в отдельной ёмкости, гуашь и тушь в равных пропорциях до густоты жидкого кефира.

4.           Получившуюся аппликацию надо быстро полностью покрыть приготовленной краской. Это можно сделать широкой кистью, поролоновым валиком или тампоном.

5.           Приложите к окрашенной аппликации чистый лист белой или цветной бумаги и крепко прижмите его к аппликации с помощью ладошек, резинового валика, маминой скалки или выпуклой стороной столовой ложки.

6.           Затем лист с отпечатком снимается и сразу же прикладывается следующий, а затем ещё и ещё один и т. д. Если краска подсохла, то аппликацию можно ещё раз покрыть краской.

7.           Каждый следующий «прокат» или оттиск будет отличаться от предыдущего насыщенностью красочного тона, тонкой прорисовкой деталей и нюансами образа.

8.           Получается своеобразный печатный станок или мини типография

 

А еще замечательный материал находится у каждой мамы на кухне. Это разноо вида крупы, яичная скорлупа, из которых могут получится настоящие шедевры, если включить фантазию и добавить немного вдохновенья.

В заключение хочется сказать, что художественное развитие идет максимально эффективно тогда, когда дети осваивают «технологию» искусства весело и не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда полученные знания, навыки и умения станут ребенку не «лишним грузом» за его плечами, а гибким инструментом в его руках и средством воплощения его собственных художественных замыслов и его самореализации в творчестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вместе с ребёнком поиграть и поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами.

В этой статье содержатся советы полезные для родителей, начинающих воспитателей детского сада, педагогов дополнительного образования по  осваению детьми «технологии» изобразительного ис...

«Экпериментирование с изобразительными материалами и инструментами дома и в детском саду».

Еще с ясельного возраста малыш начинает рисовать свои первые линии — каракули. Это для малыша уже первый эксперимент. Первые мазки — каракули красками — это тоже для ребенка эксперимент. Эксперимент и...

Изобразительные материалы и инструменты, применяемые в работе с дошкольниками

Работа содержит описание  различных техник, применяемых в изобразительном искусстве: рисовании, аппликации, работе с тканью, бумагой, а также  описание разнообразного изобразительного матери...

Перечень изобразительных материалов и инструментов для организации зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Что должно быть в изо уголке для самостоятельной деятельности детей в каждой возрастной группе....

Статья "Учим стихи наизусть вместе с ребёнком"

Статья "Учим стихи наизусть вместе с ребёнком"...

Статья на тему: "Играйте вместе с детьми"

Консультация для родителей на тему: "Играйте вместе с детьми"...

Анализ анкетирования родителей (законных представителей) на тему «Читаем вместе с ребёнком» в старшей группе

Анализ анкетирования родителей  (законных представителей) на тему «Читаем вместе с ребёнком» в старшей группе...