Как вместе с ребёнком поиграть и поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами.
статья по рисованию по теме
В этой статье содержатся советы полезные для родителей, начинающих воспитателей детского сада, педагогов дополнительного образования по осваению детьми «технологии» изобразительного искусства в игре, а не в качестве самоцели.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как вместе с ребёнком поиграть и поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами.
педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ЦВР Фрунзенского района Санкт Петербурга
С.А. Коровкина
Рисование и экспериментирование – это самые естественные занятия для дошкольников.
Еще с ясельного возраста малыш начинает рисовать свои первые линии - каракули. Это для малыша уже первый эксперимент. Первые мазки - каракули красками - это тоже для ребенка эксперимент. Эксперимент и игра одновременно! Методика Марии Гмошинской предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. В своих рисунках дети естественно и спонтанно выражают свои чувства, эмоции, строят и разрушают, радуются и злятся, и т.д.
Рисование для ребенка - это удовольствие, и тоже время стимул для обогащения своих познаний об окружающем мире. Уже с раннего возраста, через игру, надо начинать знакомить детей со смешанными техниками выполнения рисунков. С сочетанием изобразительных материалов как восковой мелок и акварельные краски. Предварительно на белую бумагу я наношу узоры белым восковым мелком или хозяйственной свечкой. Поскольку ребенок этих узоров не видит, можно этим воспользоваться, чтобы сказать волшебные слова «Крибле, крабле ... » и начать закрашивать эту бумагу «волшебницей - кисточкой». Здесь важно взять именно акварельную краску, т.к. воск ее оттолкнет и закрасится бумага только там, где нет воска. Ребенок будет делать кисточкой линии по прямой, а на бумаге будут проявляться «сами собой» извилистые линии, каракули, орнаменты. Дети чувствуют себя волшебниками, когда держат в руках «кисточку - волшебницу». Через эту игру в голове у детей уже отложились яркие впечатления.
Детям постарше можно предложить самим сделать волшебные картинки, взять белый восковой мелок и нарисовать белым по белому, например: в верхней части листа облака, а внизу волны и закрасить голубой акварельной краской, получится морской пейзаж. Или еще один вариант: когда белым мелком по белой бумаге дети рисуют снежинки, целый «хоровод снежинок» и уже в нетерпении закрашивают этот лист, в радостном ожидании «Что же получится?»
ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ
- Нарисуй рисунок белым восковым мелком или восковой свечёй на белой бумаге.
- Такой рисунок будет незаметен.
- Попросите ребят закрасить этот лист акварельной краской.
- Что у вас получилось?
- Сделай свои выводы о способе работы, результате, впечатлениях от процесса получения изображения.
При рисовании зимней метели, детей можно познакомить с техническим приемом набрызг. Для них интересно вместо кисточки использовать нестандартные изобразительные инструменты, а именно зубную щетку и расческу. Мы причесываем зубную щетку с жидкой краской расческой и на рисунок ложатся мельчайшие точки - снежинки.
Детям 4-5лет очень интересно сравнивать свойства фломастера и перманентного маркера. Оказывается фломастер от воды и водной краски расплывается, и изображение смазывается, а чернила перманентного маркера (спиртового) не только не расплывается от воды и акварели, но еще и промачивает насквозь лист бумаги и изображение получается с обеих сторон листа.
МАРКЕР И ФЛОМАСТЕР СОРЕВНУЮТСЯ
- Нарисуй контурный рисунок. Одну половинку рисунка перманентным маркером, а другую обыкновенным фломастером.
- Поэкспериментируй с рисунком следующим образом:
- искупай такой рисунок в тазике с водой. Что получилось?
- раскрась другой такой же рисунок акварельной краской.
- Сделай творческую работу, используя те свойства художественных материалов, которые ты узнал.
- Сделай свои выводы о свойствах маркера и фломастера.
- Научи, как этими свойствами можно пользоваться в рисовании маму и своего друга.
Интересен для ребят опыт рисования сухими сыпучими материалами: углем, сангиной, пастелью... Эти мелки рассыпаются, крошатся, растираются, в общем, пачкаются, но стоит попрыскать их лаком аэрозолем (мы пользуемся лаком для волос), рисунок «закреплен» и больше не пачкается.
Самый элементарный и естественный процесс для всех художников - смешивание красок на палитре увлекает детей до бесконечности. Получение новых цветов и оттенков завораживает ребят и доставляет им огромное удовольствие.
Особое место в детском творчестве я отвожу кляксографии и монотипии. Это и игра, и, эксперимент одновременно. Здесь подспудно развиваются фантазия и образное мышление ребенка, что в настоящее время особенно важно. Дети, рассматривая кляксы, пытаются по-своему интерпретировать случайные детали рисунка (пятна, линии, штрихи). А если провести разноцветные полосы гуашью и сложить лист пополам, постучать и погладить сложенный пополам лист бумаги, а затем развернуть его, то можно увидеть затейливую бабочку. Или нарисовать только половинку рисунка и опять сложить пополам, то на листе получится симметричное изображение. В этом же ряду стоит и знакомство детей с гравюрой, например по аппликации из толстого картона. Первый раз оттиски дети могут сделать по готовой аппликации, выполненной вами. Каждый оттиск отличается от предыдущего, и, в тоже время, похож на предыдущий. Все зависит от количества нанесенной краски и того, чем краску наносили. В подготовительной группе дети уже сами могут изготовить и аппликацию, и, сделать оттиски, например, для изготовления подарков - открыток к праздникам.
СМЕШИВАНИЕ КРАСОК СПОСОБОМ МОНОТИПИЯ
- Сложи лист бумаги пополам.
- Представь, что линия сгиба стала линией симметрии, то есть длит лист и будущий рисунок пополам.
- Нанеси на лист бумаги друг напротив друга три пары цветных кружков:
- синий цвет напротив красного
- жёлтый напротив синего
- красный напротив жёлтого цвета
- Сложи лист пополам, пока краски ещё не высохли.
- Какиё новые цвета получились?
- Попробуй теперь получить эти же новые цвета, смешивая краски основных цветов (жёлтый, синий, красный) кисточкой.
- Сделай свои выводы о способе получения нового цвета, результате, впечатлениях от процесса получения нового цвета.
МОНОТИПИЯ
- Сложи лист бумаги пополам.
- Представь, что линия сгиба стала линией симметрии, то есть длит лист и будущий рисунок пополам.
- Нарисуй быстро гуашью на одной половине листа половину предмета. Краску нужно наноси густо.
- Пока краска не высохла, опять сложи лист пополам, краской внутрь.
- Прогладь сильно, но осторожно ладошками по сложенному листу.
- Разверни лист. Что получилось?
- Если краска ещё не успела высохнуть, приложи к получившемуся рисунку новый лист бумаги и опять пригладь его руками.
- Осторожно сними верхний лист бумаги. Что получилось?
- Сделай свои выводы о способе работы, результате, впечатлениях от процесса получения изображения.
- Как вариант, можно приглаживать изображение не ладошками, а резиновым фотоваликом.
ГРАВЮРА ПО АППЛИКАЦИИ
(МИНИ ТИПОГРАФИЯ)
- Нарисуй рисунок животного, цветка, грибочки и др. маркером или фломастером на плотном картоне, вырежи детали изображения ножницами и наклей на другой лист плотного картона. Пока цвет не имеет значения
- Дай аппликации, как следует просохнуть.
- Приготовить краску, смешав в отдельной ёмкости, гуашь и тушь в равных пропорциях до густоты жидкого кефира.
- Получившуюся аппликацию надо быстро полностью покрыть приготовленной краской. Это можно сделать широкой кистью, поролоновым валиком или тампоном.
- Приложите к окрашенной аппликации чистый лист белой или цветной бумаги и крепко прижмите его к аппликации с помощью ладошек, резинового валика, маминой скалки или выпуклой стороной столовой ложки.
- Затем лист с отпечатком снимается и сразу же прикладывается следующий, а затем ещё и ещё один и т. д. Если краска подсохла, то аппликацию можно ещё раз покрыть краской.
- Каждый следующий «прокат» или оттиск будет отличаться от предыдущего насыщенностью красочного тона, тонкой прорисовкой деталей и нюансами образа.
- Получается своеобразный печатный станок или мини типография
В заключение хочется сказать, что художественное развитие идет максимально эффективно тогда, когда дети осваивают «технологию» искусства весело и не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда полученные знания, навыки и умения станут ребенку не «лишним грузом» за его плечами, а гибким инструментом в его руках и средством воплощения его собственных художественных замыслов и его самореализации в творчестве.
Источники:
- Ф. Уайт «Как научиться рисовать», «Росмениздат», М., 2001г.
- О.А. Никологорская «Игры с красками и бумагой», «Школьная пресса», М., 2003г.
- М.В. Гмошинская, И.Н.Воробьева «Творчество с младенчества, или "Художники в памперсах"»: Пособие для родителей и педагогов, Генжер, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Материалы для рисования и их свойства; использование различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельности»
Консультация для родителей с целью познакомить родителей с материалами для рисования и их свойствами;расскзать об использовании различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельно...
Памятка для родителей «ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОИГРАТЬ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ ДОМА»
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, ...
Статья на тему: " Как вместе с ребёнком поиграть и поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами"?
Как вместе с ребёнком поиграть и поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами.Рисование и экспериментирование – это самые естественные занятия для дошкольников.Еще с ясельного в...
«Экпериментирование с изобразительными материалами и инструментами дома и в детском саду».
Еще с ясельного возраста малыш начинает рисовать свои первые линии — каракули. Это для малыша уже первый эксперимент. Первые мазки — каракули красками — это тоже для ребенка эксперимент. Эксперимент и...
Изобразительные материалы и инструменты, применяемые в работе с дошкольниками
Работа содержит описание различных техник, применяемых в изобразительном искусстве: рисовании, аппликации, работе с тканью, бумагой, а также описание разнообразного изобразительного матери...
Перечень изобразительных материалов и инструментов для организации зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Что должно быть в изо уголке для самостоятельной деятельности детей в каждой возрастной группе....
Учебно-методическое пособие для родителей "Поиграем вместе с ребёнком"
Данное учебно-методическое пособие поможет родителям организовать вместе со своим ребёнком игры, направленные на формирование духовно-нравственных качеств ребёнка....