ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Рисунки, спрятанные в пальчиках» для детей 2 – 7 лет
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Наталья Олеговна Лебедева

Программа дополнительного образования предназначена для развития творческих способностей и воображения детей 2 - 7 лет. В программе предсталено тематические планирование и перечень материалов и инструментов, исползуемых во время изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_programma.docx55.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Рисунки, спрятанные в пальчиках»

для детей 2 – 7 лет

Пояснительная записка

Психолог Б. Г. Ананьев обратил внимание на то, что в психическом развитии человека и в духовном развитии человечества тесно связаны две тенденции: перевод чувственного опыта в зрительные образы и речь. Обучение способам перевода эмоционального чувственного опыта в зрительные образы способствует развитию детской индивидуальности, способности к творческому преобразованию мира.

По мнению А.В. Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако, наиболее важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который в дошкольном возрасте еще не полностью сформирован: он нуждается в материальных опорах, и художественное творчество – одна из таких опор.

Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. И у человека, вовлечённого в творческую активность, мозг действует гораздо интенсивнее, чем во время своей обычной деятельности. Только в изобразительной деятельности и на её основе могут развиваться постепенно осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус и другие черты.

Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном  многообразии окружающего мира.

Цели программы – посредством создания в изостудии особой среды, способствовать развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка; помочь воспитанникам ощутить себя защищенными и свободными в своих суждениях; через микроклимат изостудии формировать у детей коммуникативные способности; развивать художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи программы:

  1. Образовательные
  • Формировать образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников.
  • Способствовать овладению воспитанниками доступными изобразительно-выразительными средствами, художественными инструментами.
  • Развивать и совершенствовать навыки использования нетрадиционных техник  в изобразительном и  декоративном творчестве.
  1. Развивающие
  • Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства.
  • Развивать чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую деятельность.
  1. Воспитательные
  • Формировать эстетическое отношение к действительности.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, эмпатию по отношению к персонажам своих работ, а, следовательно, и к окружающим.
  • Формировать у воспитанников целеустремленность, навык доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Условия реализации программы:

  • Программа предназначена для детей, посещающих ДОУ и проявляющих интерес к изобразительной деятельности.
  • Возраст воспитанников – от 2 до 7 лет.
  • Программа рассчитана на 1 год.
  • Занятия проводятся в трёх возрастных группах
  • Младшая: от 2 до 4 лет,
  • Средняя: 5 лет,
  • Старшая: от 6 до 7 лет.
  • Количество учебных часов
  • в году 36 в каждой возрастной группе
  • в неделю 1 в каждой возрастной группе

Возрастные группы

Продолжительность

занятия

Периодичность в неделю

Младшая

10 – 15 мин.

1 раз

Средняя

15 – 20  мин.

1 раз

Старшая

25 – 30 мин.

1 раз

  • Занятия проходят во второй половине дня, с интервалами на проветривание в следующем порядке:
  • Старшая группа с 15.40 до 16.10
  • Средняя группа с 16.15 до 16.35
  • Младшая группа с 16.40 до 16.55

Методы проведения занятий:

  1. Словестные методы  – рассказ, беседа.
  2. Наглядные методы – показ, наблюдение, работа по образцу.
  3. Практические методы – экспериментирование, свободное творчество.

По формам организации деятельности выделяется:

  • Индивидуальная
  • Фронтальная
  • Коллективное творчество

По формам проведения занятий – это могут быть

  • Занятие-игра
  • Сказка
  • Театрализация
  • Путешествие
  • Конкурс

Тематический план в старшей и средней группе

Месяц

серия

№ п/п

Тема

Количество

Примечания

сентябрь

Путешествие босиком «Мир детства»

1

Рисование сюжетное по замыслу: «Улетает наше лето»

1

Отражение в рисунке летних впечатлений. Выявление уровня способности к сюжетосложению и композиции (диагностика)

2

Аппликация коллективная: «Наша группа»

1

Создание коллективного панно в технике аппликации, освоение навыков сотворчества в дизайн-деятельности

3

Лепка коллективная: «Холодильник для игрушек»

1

Лепка игрушечных продуктов питания на основе обобщённых форм (фрукты, овощи и др.) для сюжетной игры

Путешествие босиком «Мир детства»

4

Рисование с натуры: «Друг детства»

1

Рисование игрушечных мишек с натуры. Знакомство с эскизом, как этапом планирования работы.

октябрь

5

Рисование по замыслу: «Посмотри в своё окно»

1

Поиск видов за окном и самостоятельный выбор изобразительно-выразительных средств для создания пейзажа (диагностика)

6

Аппликация сюжетная: «Как мы были маленькими»

1

Самостоятельный поиск аппликативных способов изображения фигуры спящего человека (малыша) в кроватке

7

Лепка миниатюр в спичечном коробке: «Колыбелька»

1

Поиск способов лепки миниатюрных игрушек (пеленашек) и вариантов преобразования спичечного коробка в колыбельку

8

Рисование с натуры: «Что-что рядом с нами растёт?»

1

Знакомство со спецификой реалистичного рисования комнатных растений с натуры, развитие восприятия

ноябрь

Путешествие в сандалиях и панамке «Жаркие страны»

9

Рисование с элементами аппликации: «Кактусы зацвели»

1

Создание творческой композиции с применением аппликативных техник

 

10

Аппликация: «Черепахи и змеи ползают в пустыне»

1

Творческое применение разных аппликативных техник

11

Лепка: «Жираф заболел»

1

Создание оригинальных образов заболевшего жирафа с акцентом на длинной шее (шарф, компресс, воротник)

12

Рисование: «Корабли пустыни (Караван идёт)

1

Знакомство с явлениями контраста, освоение рациональных способов изображения нескольких одинаковых животных

декабрь

«холодные

страны»

13

Рисование пастелью: «Полярное сияние»

1

Освоение нового художественного материала (пастель), создание колористических нефигуративных композиций

14

Аппликация (коллаж): «Белый медведь любуется полярным сиянием»

1

Создание сюжетной композиции в технике коллаж, расширение возможностей бумажной пластики

15

Лепка коллективная: «Пингвиний пляж»

1

Лепка пингвинов в движении и создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования

16

Рисование сюжетное: Арктический Новый год»

1

Создание сюжетной композиции с использованием ранее приобретенных навыков в различных изобразительных техниках

январь

Путешествие в машине времени

 «Древний мир»

17

Художественное экспериментирование: «Наскальная живопись (Мамонты и Папонты)»

1

Создание оригинальных контурных рисунков в большом масштабе, развитие творческого воображения

18

Аппликация силуэтная: «Динозавры и динозаврики»

1

Вырезание фигурок разных динозавров с помощью шаблона или трафарета, создание сюжетных композиций

19

Лепка сюжетная: «Динозаврики»

1

Моделирование фигурок динозавров по представлению, создание сюжетной композиции «Это было давным-давно»

20

Рисование с элементами бумажной пластики: «Папортниковый лес»

1

Создание многоплановой коллективной композиции

февраль

Путешествие на ковре-самолёте

«Мир сказки»

21

Рисование-фантазирование: «Домик с трубой и сказочный дым»

1

Создание оригинальных контурных рисунков в технике «живая линия» (линия на прогулке)

22

Аппликация-мозаика: «Лужи-тучи для весёлых поросят»

1

Свободное сочетание аппликативных техник: вырезывание по контуру, обрывная и модульная (мозаика)

23

Лепка сюжетная по мотивам народных сказок: «Бабушкины сказки»

1

Лепка сказочных персонажей по мотивам русских народных сказок, развитие способностей к сюжетосложению

24

Рисование по замыслу: «Фантастические цветы»

1

Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник

март

25

Знакомство с книжной графикой: «Оформление книжки-самоделки»

1

Оформление книжек-самоделок, знакомство со структурой детской художественной книги и спецификой её оформления

26

Аппликация с элементами рисования и письма: «Жар-птица»

1

Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник

27

Лепка коллективная: «Чудо-дерево»

1

Создание образа чудо-дерева (рельеф или объём), развитие творческого воображения

28

Экспериментирование в изодеятельности: «Оттиски и отпечатки» (завершение оформления книжек-малышек)

1

Экспериментирование с разными художественными материалами, знакомство с техникой «принт»

апрель

Путешествие в скафандре

«Мир космоса»

29

Рисование с элементами аппликации: «Звёзды и кометы»

1

Создание панорамной композиции с использованием техники коллажа, передача колорита космических объектов

30

Аппликация сюжетная: «Покорители Космоса – наши космонавты»

1

Моделирование фигуры человека в движении и характерной экипировке (комбинезон, скафандр, ботинки)

31

Лепка коллективная: «Наш космодром»

1

Создание оригинальных образов космических летательных аппаратов по представлению или опорной схеме

32

Рисование по замыслу: «На далёкой, неизведанной планете»

1

Создание оригинальных сюжетных композиций по замыслу, развитие творческого воображения

май

Путешествие в ластах и бескозырке

«Мир моря»

33

Рисование: «Я рисую море – голубые дали»

1

Экспериментирование с бытовыми предметами для изображения волн (моря) разными способами

34

Аппликация: «Стайка дельфинов»

1

Освоение новой техники аппликации – симметричное вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру

35

Лепка рельефная (пластилиновая живопись): «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

1

Освоение техники пластилиновой живописи, передача пластики и колорита морских волн

36

Рисование декоративное с элементами аппликации и письма: «Рыбки играют, рыбки сверкают»

1

Свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление рыбок

Тематический план в средней и младшей  группе

Месяц

№ п/п

Тема

Количество часов

Примечания

сентябрь

1

Рисование (пальчиковое): «Краски лета»

1

Создание декоративной композиции по теме летних впечатлений.

2

Рисование с элементами аппликации: «Картинки для наших шкафчиков»

1

Создание картинок в смешанной технике (рисование и аппликация) для интерьера детского сада

3

Лепка по замыслу: «Наши Любимые игрушки»

1

Создание пластических образов по замыслу с передачей особенностей внешнего вида любимых игрушек

4

Рисование предметное: «Картинки на песке»

1

Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности

октябрь

5

Рисование по замыслу: «Посмотри в своё окно»

1

Поиск видов за окном и выбор изобразительно-выразительных средств для создания пейзажа (диагностика)

6

Аппликация: «Листопад, листопад - листья по ветру летят»

1

Создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной апплиации

7

Лепка: «Грибы на пенёчке»

1

Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3 частей

8

Рисование по представлению: «Вечерний свет в окошках»

1

Самостоятельный поиск выразительно-изобразительных средств для передачи впечатлений о вечерних окнах

ноябрь

9

Рисование декоративное с элементами аппликации: «Перчатки и котятки»

1

Создание оригинальных образов на основе силуэта своей руки (по мотивам литературного произведения)

10

Аппликация: «Узорчатые полотенца»

1

Создание образов красивых домашних вещей с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма, композиции

11

Лепка на готовой форме: «Камин с огоньком»

1

Создание образов оригинальных бытовых предметов в детской дизайн-деятельности, развитие творчества

12

Рисование декоративное: «Красивые салфетки для кафе»

1

Создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувства ритма и композиции

декабрь

13

Рисование декоративное: «Вьюга-завируха»

1

Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому

14

Аппликация с элементами рисования: «Волшебные снежинки»

1

Наклеивание шестилучевых снежинок из трёх полосок бумаги с учётом исходной формы

15

Лепка из солёного теста: «Новогодние игрушки»

1

Моделирование ёлочных украшений. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей и т.д.

16

Рисование: «Праздничная ёлочка»

1

Рисование и украшение пушистой нарядной елочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности

январь

17

Рисование: «Морозные узоры на окне»

1

Создание оригинальных узоров при помощи техники оттиска (Сетка, мятая бумага, ткань грубого плетения и пр.)

18

Аппликация: «Бублики-баранки»

1

Наклеивание готовых форм – колец разного размера – в соответствии с замыслом. Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности

19

Лепка из солёного теста: «Я пеку, пеку, пеку…»

1

Лепка угощений для игрушек. Развитие чувства формы, мелкой моторики

20

Рисование с элементами аппликации: «Колобок на окошке»

1

Создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей

февраль

21

Рисование: «Колобок покатился по дорожке»

1

Рисование по сюжету сказки «Колобок»

22

Аппликация с элементами бумагопластики: «Сказочный лес полон чудес»

1

Создание образа сказочного леса разными аппликативными способами

23

Лепка сюжетная (коллективная композиция): «Робин Бобин Барабек»

1

Создание шуточной композиции по мотивам литературного произведения.

24

Знакомство с книжной графикой: «Оформление книжки-самоделки» (на основе рисунков по сказке «Колобок»)

1

Оформление книжек-самоделок, знакомство со структурой детской художественной книги и спецификой её оформления

март

25

Рисование: «Подснежники»

1

Создание композиции в технике «по мокрому»

26

Аппликация: «Букет цветов»

1

Создание красивых композиций: выбор и наклеивание вазы, составление букета из бумажных цветов

27

Лепка: «Сосульки-воображульки»

1

Освоение способа лепки предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приёмов для усиления выразительности образов

28

Рисование: «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!»

1

Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка

апрель

29

Рисование и аппликация: «Почки и листочки»

1

Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков

30

Аппликация с элементами рисования: «Ручеёк и кораблик»

1

Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции

31

Лепка: «Ути-ути!»

1

Лепка птиц в стилистике народной игрушки. Воспитание интереса к познанию природы

32

Рисование: «Божья коровка»

1

Рисование выразительного, эмоционального образа жука (божьей коровки), на основе готового зелёного листика. Развитие чувства цвета и формы

май

33

Лепка рельефная: «Филимоновсие игрушки»

1

Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики

34

Рисование: «Филимоновские игрушки»

1

Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами.

35

Аппликация обрывная: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»

1

Создание выразительных образов луговых цветов - жёлтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации

36

Лепка и аппликация предметная: «Бабочки-красавицы»

1

Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности

Ожидаемые результаты

Ожидается, что в процессе овладения данной программой воспитанниками, проявятся

  • Общие показатели развития детского творчества:
  • Эстетическая компетентность
  • Творческая активность
  • Эмоциональность
  • Креативность
  • Произвольность и свобода поведения
  • Инициативность
  • Самостоятельность и ответственность
  • Способность к самооценке
  • Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
  • Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества
  • Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа
  • Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами
  • Индивидуальный «почерк» детской продукции
  • Общая ручная умелость и т.д.

Критерии и формы оценки качества знаний

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности используется методика, разработанная И. А. Лыковой  в соавторстве с Т. Г. Казаковой. Диагностика по данной методике проводится в начале обучения воспитанников по программе и в завершении курса. Проверка  проводится в форме естественного педагогического эксперимента.

Материальное обеспечение программы

  • Бумага, основа для композиций
  • листы белой  и тонированной бумаги в формате А4, А3
  • альбомы для детского художественного творчества
  • белый и цветной картон
  • наборы цветной и бархатной бумаги
  • фольга разного цвета на бумажной основе и двусторонняя, рулонная
  • салфетки бумажные (белые и цветные)
  • иллюстрации из старых журналов, цветных газет, старые календари и т.п.
  • картонные коробки (для техники, обуви и т. д.)
  • Художественные материалы, инструменты и их заменители
  • глина
  • пластилин
  • тесто (солёное)
  • стеки
  • карандаши:   цветные,   простые,   восковые   мелки,   пастель,   уголь, фломастеры, ручки, перья
  • краски: гуашевые, акварельные, акриловые
  • стаканчики для воды
  • кисти: различной величины и качества ворса, различные по назначению (для рисования, для клея)
  • клей, клеящие карандаши, клейстер
  • ватные палочки
  • штампы   и   штемпели:   готовые   и   изготовленные   из   различных материалов (ластик, овощи и картон и т.д.)
  • губки, мочалки, ткань грубого плетения
  • скрепки, прищепки декоративные
  • скотч
  • степлеры и скрепки для степлера
  • Бытовой и бросовый материал
  • фантики на бумажной основе
  • трубочки для коктейля
  • зубочистки деревянные
  • предметы декора: бусинки, пуговицы, блёстки, мишура и т.д.
  • колпачки фломастеров
  • проволока мягкая
  • Природный материал
  • осенние листья и лепестки цветов
  • семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и других плодов
  • шишки (еловые, сосновые, пихтовые)
  • жёлуди, каштаны, орехи, косточки, скорлупа грецких орехов
  • камешки и раковины
  • злаки, травы, хвоя, сухостой
  • Оборудование, одежда
  • мольберты
  • фланелеграф
  • столы по росту детей
  • клеёнки для столов
  • салфетки бумажные и матерчатые
  • полотенца для рук по количеству детей
  • футболки, фартуки
  • поворотные диски

Литература

  • Лыкова И.А.: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки», издательский дом «Цветной мир», Москва 2013 год
  • Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» – учебно-методическое пособие, издательский дом «Цветной мир», Москва 2010
  • Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Веселая ярмарка» – учебно-методическое пособие, издательский дом «Цветной мир», Москва 2010
  • Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Старшая группа. Город мастеров» – учебно-методическое пособие, издательство «Цветной мир», Москва 2011
  • Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. Школа дизайна» – учебно-методическое пособие, издательский дом «Цветной мир», Москва 2011
  • Лыкова И. А.: Изобразительное творчество в детском саду «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени» – конспекты занятий в изостудии, издательство «Карапуз», Москва 2008
  • Казакова Т.Г., Лыкова И.А.: Методика выявления уровня художественного развития детей в изобразительной деятельности – на сайте для педагогов по изобразительной деятельности в детском саду «Семицветик» от 03.06.2011 http://izodou.ucoz.ru/load/metodika_kazakovoj_t_g_i_lykovoj_i_a/1-1-0-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисунки, спрятанные в пальчиках.

Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности представляет ему изобразительное творчество. Цель наших заня...

Рисунки, спрятанные в пальчиках.

Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности представляет ему изобразительное творчество. Цель наших заня...

Статья "Рисунки спрятанные в пальчиках"

Статья о  разитии творческих способностей ребенка, посредством рисованоя пальчиками,ладошками....

Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.

Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР....

Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...

Рисунки,спрятанные в пальчиках.

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности-играх,рисунках,рассказах....

Дополнительная программа Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет

Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет...