Статья «Смешанные техники живописи как метод формирования выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста».
статья по рисованию (старшая группа) на тему

В ФГОС определено одной из основных задач современного дошкольного образования - обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.

Эта задача требует от педагога переориентироваться в выборе методов организации НОД по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.

 Исследователи детского изобразительного творчества Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Е.П.Флерина указывали на то, что в процессе рисования изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами рисования.

 Именно  рисование в смешанных техниках создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к творческой деятельности у детей. Это зарождает у детей желание, стремление к новому творческому отражению ощущений, настроения собственных впечатлений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Научиться рисовать в дошкольный период смешанным способом интереснее вдвойне.   

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме. И современное видение детского творчества ставит перед нами проблему развития творческих способностей дошкольников благодаря применению в процессе ознакомления с живописью -  смешанных техник  рисования, это обогатит детское творчество, сделает его более интересным и многообразным .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_timofeeva.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Смешанные техники живописи как метод формирования выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста».

Ольга Леонидовна Тимофеева, воспитатель ГБДОУ детский сад № 1 Колпинского района СПб.

Цель: выявление возможности использования смешанных техник живописи в процессе создания выразительного образа в детских работах.

Согласно цели были намечены следующие задачи:

1. Выявить особенности создания выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить особенности освоения детьми 5-6 лет живописных техник и приёмов.

3. Изучить особенности педагогических условий формирования выразительного образа в рисунках детьми старшего дошкольного возраста в процессе освоения новых художественных техник.

Методы исследования:

1. Анализ методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Беседа с детьми и пробные практические задания.

4. Анализ предметно-развивающей среды, анализ планирования педагогической работы.

5. Анкетирование воспитателей.

6. Анализ продуктов детского творчества.

Эти задачи решаются в различных видах изобразительной деятельности: на НОД и в самостоятельной художественной деятельности.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно создавать новые ситуации так, чтобы дети с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Достижению этой цели способствует использование смешанных техник живописи, с последующим использованием данных техник в самостоятельной деятельности детей. В связи с этим было разработано примерное планирование занятий кружка по знакомству со смешанными техниками живописи.

Анкетирование воспитателей

Цель: выявить представления по проблеме.

Анкета состояла из вопросов. Блок вопросов позволил определить пред-ставление воспитателей о сущности и значении развития дошкольников в процессе приобщения к художественно - продуктивной деятельности.

Анализ планирования педагогической работы

Цель: выявить особенности условий развития художественного творчества дошкольников в процессе приобщения к живописи.

В ходе анализа планирования работы фиксировались:

- системность работы

- последовательность работы

- усложнение работы

- задачи работы, содержание (точность, конкретность указания представлений и умений, развиваемых у детей)

- методы и средства, используемые в работе.

Анализ предметно-развивающей среды в группе

Цель: выявление ориентированности предметно-развивающей среды на активизацию художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения художественно-продуктивной деятельности.

При анализе предметно-развивающей среды группы фиксировалось:

- организация предметно-развивающей среды, способствующей х стиму-лированию художественно-творческого развития дошкольников;

- наличие материалов, способствующих художественно-творческому экс-периментированию дошкольников в процессе приобщения художественно-продуктивной деятельности;

- создание условий для самостоятельной деятельности детей с разнообразным материалом (содержание материалов, форма их организации, эстетичность) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Формирование представления о здоровом образе жизни...

статья «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

В современном понимании понятие "Здоровый образ жизни" представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебн...

Статья "Основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду"

Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ здорового образа жизни через современные здоровьесберегающие педагогические технологии в системе воспитательно-образовательной деятельности в де...