Рисование в жизни ребенка
статья по рисованию на тему

Алпатова Надежда Евгеньевна

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                            Рисование в жизни ребенка дошкольного возраста.

Удивительное явление искусства-рисование в детстве. Каждый ребенок  в определенный период в жизни с упоением рисует грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. С 2-3 лет и до подросткового возраста дети всех стран в своих рисунках обязательно проходят стадии  «каракулей», «головоногов».

Итак, зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.  Взрослых удивляет то. Что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе , покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Детское рисование помогает координировать зрение и движения, овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определенное рисование по сравнению с другими видами деятельности в том , что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог  И. Дистервег считает: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных  взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важно связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Л.С. Выготский назвал рисование «графической речью».

Тогда почему ребенок перестает интересоваться рисованием? По-видимому, потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Психика переходит к более высокому уровню абстракции. На первые позиции выдвигается слово. С гораздо большей легкостью, чем рисование, слово позволяет передавать сложность событий и отношений.  Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью.

Но это случается ближе к подростковому возрасту. А в дошкольный период детства? Причин много. Одна из них : рисование карандашами и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания как приемов рисования, так и приемов работы с различными красками. Однако,  несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Да, можно попытаться поработать с ребенком в русле традиционной техники рисования. Однако есть риск, что он будет копировать данный взрослым образец. Это с одной стороны, а с другой- недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей.  

Каковы же возможности  работы с детьми в технике, основанной на применении различных печаток? Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской. Печатку можно просто обмакнуть в краску или прижимать к окрашенной «штемпельной подушечке»- плоскому кусочку поролона-или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно сделать из ватной палочки, пробки или кусочка сырой картофелины,  спичечного коробка, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа. Подойдет и жесткая сухая кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют методом «полусухого тычка».

 Техника печаток (разделение мазка) основана на законе смешения, слияния цветов разноцветных точек – очень мелких или чуть крупнее, отдельных мазков или отпечатков, например ладони,-точек, которые следует рассматривать с некоторого расстояния. Если же изображение большое по размерам – то отойдя на несколько шагов. Точки наносят на предварительно намеченный рисунок. Для решения задачи все контуры на рисунке должны быть выполнены в натуральную величину на обороте каждой фотографии рисунка.

Если занятие проводится с младшими дошкольниками, педагог переносит рисунок на кальку, а потом переводит его на лист плотной бумаги. С помощью рекомендованной печатки дети заполнят контуры рисунка оттисками густой гуашью, обмакивая в нее печатку. Кроме «печатания»

Можно рекомендовать «растяжку», т. е. скольжение печаткой по листу. Так получаются красивые перистые облака, морские волны, дождевые струи. Когда рисунок подсохнет, чтобы придать ему законченность, дети дорисовывают на изображенном предмете кистью либо фломастером глаза, или веточки, или какие-либо другие мелкие детали для придания образу выразительность.

Но есть и другой прием: педагог переносит рисунок на тонкий картон, вырезает его изнутри по контуру и накладывает на лист бумаги для рисования. Дети обводят изнутри карандашом, а затем заполняют  его оттисками; в этом случае не столь важно следить за краями контура. Шаблон снимается, и на листе остается только контур, заполненный оттисками. Здесь важно только не сдвигать шаблон во время работы.

Старшие дошкольники проделывают весь этот процесс самостоятельно: обводят контур рисунка в альбоме на кальку и вырезают контур рисунка. Как это делается? Калька эскиза кладется на белую или цветную бумагу, накалывается шилом по линиям для копирования. В этом случае на листе бумаги остается контур в виде мелких дырочек-следов прокола. В дальнейшем, используя эту технику и приобретая опыт, дети уже самостоятельно придумывают сюжет, вплоть до весьма сложных натюрмортов или пейзажей.

            Основные правила техники рисования на основе печаток для старших дошкольников:

-точки следует наносить самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего;

-между точками оставляют просветы для нанесения следующего цвета (рисунок сразу не заполняется);

-прежде чем накладывать следующий цвет, желательно, чтобы предыдущий слой высох;

-не забывать и про передачу светотени. Самые темные и самые светлые точки наносятся в последнюю очередь;

-помнить: работа, выполненная в дробной технике, требует «финальных точек»-цельных деталей, которые будут держать всю композицию (глаза, перчатки, маски, платок, ветки др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль рисования в жизни ребенка"

Для чего дети рисуют? Для одних - это мимолетное увлечение, для других -  это навсегда. А есть ли польза в рисовании? Что оно дает?......

Консультация для родителей "Так ли важно рисование в жизни ребенка?"

Важность рисования в жизни детей дошкольного возраста...

Так ли важно рисование в жизни ребенка?

Консультация для родителей....

Так ли важно рисование в жизни ребенка? консультация для родителей

консультация для родителей. Так ли важно рисование в жизни ребенка? Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его вл...

Так ли важно рисование в жизни ребенка?

Консультация для воспитателей. Статья о том, почему некоторые дети, переступив порог в 5 - 6 лет, не любят и не умеют рисовать. Статья о нетрадиционных техниках рисования и как они помогают детям подг...

Так ли важно рисование в жизни ребенка?

О важности рисования в жизни ребенка...

«Рисование в жизни ребенка: нетрадиционные техники рисования»

Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие!!!...