Комментированное рисование - одна из современных педагогических технологий, определяющих развитие ребенка,
методическая разработка по рисованию на тему

Танцай Елена Мухаметдиновна

Способности детей к созданию изображения, формируются через изобразительные, игровые и технические умения и навыки. Все это происходит на фоне комментирующей речи взрослого. Поэтому в методике развития изобразительной деятельности и речи детей дошкольного возраста некоторыми учеными (О.П.Гаврилушкиной, Т.А.Мироновой, Г.В.Чиркиной и др.) выделены и описаны «прием комментирующей речи взрослого» и прием «комментированного рисования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komentirovannoe_risovanie_tantsay_chita.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Танцай Елена Мухаметдиновна,
воспитатель по изобразительной деятельности, 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Росинка»
г. Краснокаменск Забайкальский край

Комментированное рисование - одна из современных педагогических технологий,  определяющих  развитие ребенка.

Известно, что рисование один из главных способов познания и отражения окружающего мира. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Но зачастую, в детском саду во время проведения изобразительной деятельности, воспитателям приходится сталкиваться с проблемой: дети боятся рисовать, им кажется, что они не умеют, у них ничего не получится. Они не решаются рассказать о том, что хотят нарисовать, опасаясь насмешек сверстников. Особенно остро данная проблема наблюдается у детей среднего дошкольного возраста. Низкий уровень речевого развития, несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Все это говорит о необходимости создания условий, для развития коммуникативных и творческих способностей детей, в которых каждый ребенок мог бы проявить свою фантазию, воображение, стать настоящим маленьким художником, не боясь высказывать свои мысли и чувства.  Рисунок для ребёнка не только изображение предмета, но и своеобразный заменитель речи. Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально – волевое развитие ребёнка, в результате продуктивной деятельности рисунки являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений. Следует отметить, что действие детей сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, целенаправленными, регулируемыми, ритмичными.  Из своей практики считаю, что изобразительная деятельность может стать эффективным средством в решении проблем с речью ребенка. 

В настоящее время много говорят о развитии способностей детей, в особенности творческих, разрабатываются программы и методики. При этом многие из них не учитывают перехода детей от репродуктивного уровня деятельности, связанного с формированием системы ориентировок, и операций, изобразительных умений и навыков, в частности, к поисковому и творческому, предполагается, что это происходит спонтанно, под влиянием обучения: ведь оно ведет за собой развитие (по Л.С.Выготскому). Однако почему – то это происходит не всегда – даже занимаясь в изобразительных студиях, дети не могут нарисовать то, что им подсказывает фантазия, постепенно разочаровываясь в своих способностях.

Как научить ребёнка верить в себя? Изначально они должны верить в то, что взрослый умеет рисовать всё, что угодно – всё, что захочет. Его картины рассказывают о жизни ребёнка, являются волшебным отражением и воплощением окружающей реальности на листе бумаги. Более того здесь всё может ожить и начать двигаться – именно это и привлекает интерес ребёнка  - дошкольника к рисованию, возможность сопереживания нарисованным героям и возможность « действовать» внутри нарисованной ситуации.

Оживить нарисованную ситуацию сможет прием комментированного рисования.

Прием комментированного рисования – это моделирование коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой.

Комментированное рисование в данных условиях становится системообразующим компонентом педагогического воздействия. Так, в процессе комментированного рисования по поводу схематичного изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (изображения выполняет взрослый мелом или маркером на доске, а сами дети также становятся объектами изображения), воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, сообщения, т.е. упражняются в коммуникативных высказываниях.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии (по методике О.П. Гаврилушкиной): создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней; ребенок должен знать, почему и зачем он говорит; обеспечивается главное условие общения – адресованность речи, ребенок обязательно кому – либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику); стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка; осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей; широко используются различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Принцип конвергенции развития коммуникативной, языковой и интеллектуальной способностей на занятиях требует от педагога ориентации на развитие у воспитанников таких качеств, как:

оригинальность (способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся знакомых, общепринятых, банальных, которая проявляется во всех видах деятельности), 

гибкость (способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию),

продуктивность (беглость мышления и воображения, рассматриваемая как способность к генерированию большого числа идей, вариантов решения проблем).  

Для этого используются такие методы, как дорисовывание незаконченных взрослым изображений и сюжетов, работа с картинками – нелепицами, создание ассоциаций и аналогии, метод фокальных объектов, мозгового штурма и др. Способность детей к созданию изображений происходит на фоне комментирующей речи взрослого.

«Приём комментирующей речи» взрослого позволит организовать деятельность ребёнка на  занятии рисованием через такие компоненты: мотивационный, ориентировочный, операционный и контрольный. Комментируя действия ребёнка на занятии, педагог   рассказывает о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях. Особое значение приобретает рассказ о предстоящих действиях. Он помогает создать эмоциональную и интеллектуальную установку, опережающую деятельность самих детей, и регулировать их действия с опорой на нее. Так, в ходе занятия воспитатель оценивает своевременность включения воспитанников в деятельность, выполнение правил рисования и темп работы, способы и навыки обращения с различными предметами (карандашом, кистью, краской и т.д.) В конце занятия воспитателем эмоционально оценивается результаты деятельности каждого ребенка и всей группы в целом. При этом комментируются как индивидуальные, так и коллективные успехи. Затем функции комментирования постепенно передаются детям. Комментирование ребенком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, ее конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения. А также представления законченного продукта, т.е. условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью. Привлекая детей к комментированному рисованию, можно использовать примерную схему рассказа о будущем рисунке, рекомендованную Т.В.Лусс, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой.

  • Расскажи, что ты будешь делать?
  • Расскажи, что будешь использовать?
  • Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом?
  • Расскажи, как будешь делать?
  • Что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?

Очень хорошо, если воспитатель сможет записать рассказы детей на диктофон, а потом вместе с ними их послушать. Сам факт записи вызывает большой интерес у детей и выступает хорошим стимулом для повышения речевой и познавательной активности воспитанников.

На своих занятиях уделяю комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств (« И он подумал…и сказал…и что из этого вышло»).

В ходе занятия по рисованию, используя приём «комментированного рисования», предлагаю в качестве  объектов для рисования использовать детские впечатления, повседневную жизнь, игры и т. д. Не стремлюсь сразу исправлять речь. Перед собой не ставлю цели художественных целей, не «прорисовываю» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, передаётся только главное, существенное. Ребёнку предлагается не только рассказать о том, что нарисовано, но и показывать посредством изобразительных движений. Создаю оптимальные условия для мотивации детской речи и потребности в ней, для того, чтобы ребёнок знал, почему и зачем он говорит. (Приложение 1)

Прием «Любопытный карандаш»

Педагог создаёт изображения, разговаривая с «любимым карандашом» о том, как и что он хочет нарисовать. Затем говорит, что можно «включить» «любопытный карандаш» и поговорить с ним по поводу рисунков. Такой приём позволяет эффективно развивать диалогическую функцию речи. Иногда воспитатель подключается к диалогам, помогая уточнить замыслы рисунков и меры выполнения, чтобы сориентировать детей на осуществление  корректирующих действий. Этот прием направлен на развитие диалогической функции речи, формирование прогноза результата изобразительных действий. (Приложение 2)

Прием «Создание воображаемой ситуации» и «вхождение в рисунок»

Педагог предлагает ребёнку сделать шаг и « войти в рисунок», описывая, что в это время «там» происходит. У детей развивается пространственное  мышление, формируется умение описывать в речи воображаемую ситуацию, связывая её с содержанием рисунка. Особое внимание уделяется ближнему и дальнему планам рисунка-картины. Происходит развитие пространственного мышления, формирование умений описывать в речи воображаемую ситуацию, связывая ее содержание с содержанием рисунка.     

Приём « Рисование в паре со сверстником».

Если же рисованием были заняты дети, выполняя задания в парах, то им предполагается рассказать о том, что у них получилось.

  • Расскажите, что у вас получилось?
  • Расскажите, что вы делали сначала, что – потом?
  • Расскажите, о чем рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?
  • У вас получилось это изобразить? Почему вы так думаете?

Педагог даёт детям поручения: «Нарисуйте, как вы…». Дети в паре рассказывают историю. Происходит развитие анализирующего восприятия и формирование «читать» и описывать в речи изображённое на рисунке через принятие на себя игровой роли.  (Приложение 3)

Прием «Оживление картины».

Воспитатель предлагает «оживить» картину. Дети распределяют роли персонажей или объектов, изображенных на рисунке - картине, затем, используя приемы словесного рисования и коллективной пантомимы, передают ее содержание и особенности композиции. Прием направлен на развитие анализирующего восприятия и пространственного мышления, зрительно-двигательной координации в условиях коллективных действий.   

Прием «Рисование проволочной фигуры»

Предложить нарисовать детям, как они играли, гуляли. Для этого нужно сделать из проволоки человечка - себя, показывает образец. Уточнить позу человека и соотнести ее с намерениями и желаниями детей («Чем вы хотите заниматься на нашем рисунке?»). Можно предложить нарисовать автопортрет во весь рост. Затем дети располагают «проволочных человечков» на листе ватмана (либо располагаются сами в произвольной позе), создавая коллективную композицию, обводят их контуры и раскрашивают. Прием направлен на развитие зрительного восприятия, пространственного мышления и двигательного воображения, умений располагать фигуры на листе бумаги

Прием «Стирающие и обводящие пальчики»

Ребёнок стирает кончиком пальца линию, которую нарисовал на доске мелом или специальным маркером взрослый, проговаривая направление своего действия, затем воспроизводит то же самое движение мелом или маркером, стараясь повторить такую же линию.

Прием Дополнение изображения, созданного взрослым»

Воспитатель демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создаёт его. Предлагает детям дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему самостоятельно.

Прием «Надевание» формы на изображение»

Воспитатель демонстрирует несколько геометрических фигур, с помощью которых может быть создан предмет. Показывает, как они должны располагаться друг относительно друга, совершая «примерочные» действия. Затем демонстрирует, как можно «надеть» одну форму на другую так, чтобы их контуры образовали новый. При этом проводится аналогия с надеванием одежды на человека и изменением его зрительного образа. (допускается совершать примерочные действия карандашом в воздухе, накладывая мысленно форму на фигуру). Затем эти же действия они переносят на бумагу, конструируя фигуру из выбранных геометрических форм и давая им свою характеристику

«Показ способа изображения или движения» -

Воспитатель показывает способ действия,  а ребёнок  отсроченно  повторяет его, действуя по только что увиденному образцу или по памяти  (при этом воспитатель может напомнить образец  движения или его часть, используя приём «рисования в воздухе»). 

Комментирующая линия

Развитие зрительно-двигательной координации и регулирующие функции речи. Воспитатель совершает мелом на доске (затем в воздухе) изобразительные действия и комментирует их, описывая способ, с помощью которого он будет держать карандаш или кисточку, направление, ритм, силу нажима и скорость движения. (Приложение 4)

«Война» или «дружба» красок

Воспитатель рассказывает историю о том, что краски могут дружить или воевать. Это можно определить, накладывая их друг на друга, пока они не высохли: если краска оставляет свой цвет, делаясь немного светлее или темнее, то она «победила» вторую краску. Если при накладывании появился новый цвет, значит, краски уступили друг другу и хотят жить мирно – рождается новый цвет. После этого детям предлагается самим определить, в каких отношениях находятся краски, и даёт задание на их смешивание.

Перечисленные методы и приемы могут быть реализованы с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми. Организуются они по подгруппам от 4 до6-7человек.

Предназначение методики – дать воспитателю возможность поверить в себя и создать условия, чтобы ребенок тоже смог это сделать. Поверить – и стать художником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Элементарное музицирование, как одна из современных педагогических технологий в контексте художественно-эстетического воспитания дошкольников"

Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности. И как элемепнтарное музицирование способствует этому, можно узнать и...

«Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе с дошкольниками»

Один из принципов ФГОС ДО: «Осуществление образовательной деятельности детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творче...

Консультация для воспитателей "Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Консультация: «Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников».

Что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? Мастер-класс по проведению квест-игры «Помоги фокуснику Крексу»....

Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

« Квест– игра, как одна из современных педагогических форм в работе по развитию речи».

Презентация для воспитателей на тему: "Использование квест-игр в речевом развитии детей дошкольного возраста" ...