Статья "Элементарное музицирование, как одна из современных педагогических технологий в контексте художественно-эстетического воспитания дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)

Инглик Алсу Талгатовна

Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности. И как элемепнтарное музицирование способствует этому, можно узнать из моей стстьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inglik_a.t.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Элементарное музицирование, как одна из современных педагогических технологий в контексте художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Инглик Алсу Талгатовна,

музыкальный руководитель ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение

 «Детский сад «Родничок» г. Новокуйбышевска Самарской области,

 член Педагогического общества К. Орфа с 2016 г.

В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями, существовавшее положение вещей. Особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием. К ним, без сомнения, относится начальное музыкальное обучение, призванное сыграть в жизни человека очень важную роль. Как и в любой другой области, здесь начальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой.

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль:  обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. Современная ситуация предъявляет к начальному музыкальному обучению  изменившиеся требования. Среди его задач появились и иные, отвечающие насущным запросам человека. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

  • Создание условий, предоставления каждому человеку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;
  • Творческое развитие его природной музыкальности;
  • Высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  • Помощь в формировании внутреннего мира и самопознания (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личности качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой  деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

При проведении диагностирования детей среднего и старшего дошкольного возраста музыкальные руководители зачастую сталкиваются с рядом проблем:  

- дошкольникам сложно ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа, в речевых упражнениях. Детям сложно исполнять простые ритмы со словесной опорой и исполнять под любой музыкальный аккомпанемент метрический пульс.

- Порой дети испытывают сложность в декламации словесной и музыкальной, затрудняясь интерпретировать текст в разных темпах, тембрах и с различной динамикой.

- Возникают сложности в различении высоких и низких звуках в контрастных регистрах и при переходе из одного регистра в другой.

- Многие испытывают затруднения в исполнение простейших песенок и не могут с аккомпанировать простейшие мелодии на ксилофоне.

- Зачастую дети стесняются и не знают, как можно импровизированно двигаться под несложную жанровую музыку, как можно импровизировать простейший шумовой аккомпанемент под знакомую мелодию и т.п.

И здесь на помощь приходит элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. Основателем в современном мире музицирования стал К.Орф со своей пятитомной антологией музыки для детей. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это даже не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира.  По мнению Орфа дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но в первую очередь создавать и исполнять свою – детскую элементарную музыку.

Шульверк Орфа – это введение в формы творческого музицирования вообще. В нем на практическом материале показаны основные принципы организации такого музицирования. Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей, независимо от их способностей, к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности. Содержащиеся в творческом обучении специальные учебные задачи позволяют сочетать игру и обучение. И этот подход полностью соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и структуре основной общеобразовательной программы (ООП).

Результаты моей практической деятельности в работе с дошкольниками на протяжении двух лет показали, что до 85% детей начали четко ощущать и исполнять ритмическую пульсацию в музыке различного характера и темпа. Двигаться в четных размерах долей. Использовать метрический пульс под музыку различного характера.

100% детей изучили возможности своего голоса и артикуляционного аппарата: говорение, шипение, крик, свист, шепот, скандирование, глиссандирование и пение.

Более 80% воспитанников научились сопровождать речевые упражнения и пение с одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофон).

70% дошкольников начали свободно ориентироваться в обычном звукоряде ксилофона. Петь песни с аккомпаниментом 1-2-х ксилофонов и театрализовать их.

Более 90% детей используют движение как самый первый отклик на музыку. Научились двигаться под несложную музыку жанрового характера.

Элементарное музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная» деятельность. Оно предполагает личный характер участия ребенка в исполнении или творении музыки. Дошкольник сам «добывает» для себя музыку, исполняет ее, а не только потребляет. В современном образовательном  учреждении музицирование может быть тем чудесным оазисом, где есть место для спонтанности и творчества, самовыражения и невербального общения.

Литература:

Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. «Тутти: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО. – Изд. 2-е перераб. и доп. – СПб.: Аничков мост, 2016.

Статья Тютюнниковой Т.Э. «Что такое «Шульверк» К.Орфа»

Статья Тютюнниковой Т.Э. «Элементарное музицирование»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комментированное рисование - одна из современных педагогических технологий, определяющих развитие ребенка,

Способности детей к созданию изображения, формируются через изобразительные, игровые и технические умения и навыки. Все это происходит на фоне комментирующей речи взрослого. Поэтому в методике развити...

Педагогический опыт: Применение современных образовательных технологий в процессе художественно-эстетического воспитания детей

Применение современных образовательных технологий в прПЕоцессе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста...

«Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе с дошкольниками»

Один из принципов ФГОС ДО: «Осуществление образовательной деятельности детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творче...

Консультация для воспитателей "Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Консультация: «Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников».

Что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? Мастер-класс по проведению квест-игры «Помоги фокуснику Крексу»....

Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...