Педагогический опыт: Применение современных образовательных технологий в процессе художественно-эстетического воспитания детей
методическая разработка по рисованию по теме

Бобкова Ксения Афанасьевна

Применение современных образовательных технологий в прПЕоцессе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта по теме:

«Применение современных образовательных технологий в процессе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

 

воспитателя «Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 г.Слюдянки»

Бобковой Ксении Афанасьевны

От того, как будет чувствовать себя ребенок,

Поднимаясь на первую ступеньку

Что он будет переживать,

Зависит весь его дальнейший путь

к знаниям.

В.С.Сухомлинский

     

"Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь" – гласит восточная мудрость. Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волнует воспитателя.

Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникационных технологий. 

       Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на внесение изменений не только в организацию образовательной деятельности в детском саду, но и рекомендуют использовать инновационные технологии, приемы и методы в воспитательном процессе. Одной из таких инноваций являются мультимедийные технологии, которые имеют большой диапазон возможностей для совершенствования процесса эстетического воспитания дошкольников.

     Важнейшим средством приобщения дошкольников к художественно-эстетическим ценностям является русская художественная культура, аккумулирующая духовно-эстетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыке, в предметах народно-прикладного искусства.

    Передо мною встала  проблема:  как использовать информационно- коммуникационные технологии в процессе ознакомления с окружающим миром, русской художественной культурой для повышения уровня художественно-эстетического воспитания дошкольников.  

     Актуальность данной проблемы очевидна. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию воспитания и развития ребенка. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде  всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно – образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ: сочетают в себе динамику, звук, текст, видео, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Позволяет значительно разнообразить процесс образования. Применение информационно-коммуникационных технологий   открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности, способствуют познавательному развитию ребенка, помогают знакомиться с окружающей действительностью, современной техникой, компьютерными технологиями. Информационно- коммуникационные технологии  не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также  позволяют ставить перед ребенком и  решать творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.  Другими словами, использование ИКТ в работе с детьми – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, результативно, экономит время педагога и воспитанника, позволяет педагогу работать с детьми дифференцированно и индивидуально.

      Целью моей работы  стало: повышение уровня художественно-эстетического воспитания  дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром, национальным искусством, нравственными ценностями, организации художественной деятельности через применение  информационно-коммуникационных технологий.

           Данная проблема и цель определяют следующие задачи:

 

     1. Формирование у детей основы эстетического вкуса, способности

воспринимать и ощущать красоту окружающего мира, прививать эстетический вкус посредством информационно-коммуникационных технологий.

 

2.  Развитие таких качеств, умений и навыков, которые позволят личности стать творцом эстетических ценностей, получая удовольствие от них и красоты окружающей действительности

     Новизна педагогической концепции моей работы, ее практическая значимость заключается в  разработке системы образовательно-развивающих мероприятий с применением информационно-коммуникационных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций) и компьютерных игр, направленных на развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром, которая может быть практическим пособием в работе педагога.

Для решения поставленных целей и задач по данному направлению использую дополнительную образовательную программу художественно-эстетической направленности «Мир глазами детей» созданную творческой группой педагогов ДОУ при моем активном участии.

Новизна данной программы и её отличительные особенности от уже существующих программ заключается в том что, во-первых, интеграция содержания образовательных областей позволяет использовать разнообразные средства изобразительного искусства, произведений художественной литературы, живописи, музыки, предметов народного быта, которые способствуют обогащению духовного опыта и нравственного сознания, развития собственного художественного творчества детей. Во-вторых, предлагается совместить процесс художественно-эстетического воспитания детей с использованием мультимедийных технологий. В-третьих, программа реализуется в сотрудничестве воспитателя и музыкального руководителя с целью совместного обеспечения условий для художественно-эстетического развития и воспитания средствами основ национальной культуры.

     На основе данной программы мною разработана и успешно применяется в работе с детьми система образовательно-развивающих мероприятий, направленных на решение поставленных задач.

     В основу системы работы легли следующие принципы:

развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий в которых он мог бы максимально реализовать себя; 

взаимодействияпредполагающий совместную деятельность в системах:

« ребенок- педагог», « родители- ребенок», « педагог- родители»;

- психологической комфортности, обеспечивающий ребенку  положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

- формирование деятельности,  умение ставить цель и реализовывать ее, готовность к самостоятельному познанию;

- природосообразности воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В образовательный процесс включаю традиционные методы в интеграции с инновационными:

- повышение познавательной активности (исследовательский, метод проектирования, метод вопросов, метод моделирования);

повышение эмоциональной активности (игровая мотивация, воображаемые ситуации, проблемные ситуации).

здоровьесберегающий принцип (соблюдение  СанПин).

Эти принципы и  методы определили мой подход к организации воспитательно - образовательной  работы с детьми.

Планируя мероприятия, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;

- уточняю, на каком этапе я могу применить данные средства;  
- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения                новой        информации; 
- анализирую и обсуждаю с детьми  фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

 Главная особенность каждого образовательно-развивающего мероприятия состоит в том, что его реализация происходит с применением мультимедийных технологий, включающих мультимедиа-презентацию, видео, музыку и звуковой ряд, которые осуществляют одновременное воздействие на ребенка через различные информационные каналы, что обеспечивает успешность использования интегрированного подхода при реализации мероприятия.

Таким образом, сочетание разнообразных форм подачи информации мультимедиа может оснастить содержание союза литературы и живописи, книги и музыки, слова и художественной деятельности детей, что содействует художественному развитию и эстетическому воспитанию личности дошкольника. 

        Мультимедийные технологии используются в различных частях сценария: обучающей, развивающей, коммуникативной, диагностической, общекультурной. Это зависит от цели и задач, при разработке сценария.

Система образовательно-развивающих мероприятий состоит из 4 блоков, для оснащения которых разработан банк мультимедиа:

 I блок – «Как прекрасен этот мир», включающий в себя комплект видеофрагментов тематического содержания: «Земля – наш общий дом», «Байкал и его обитатели», «Путешествие в мир искусства», «Экскурсия в музей», «Зимушка хрустальная», «Мир насекомых», «Знакомые незнакомцы», «Загадки космоса», «Царство птиц», «Викторина: осень в картинах художников», «Жанры искусства», «Выставка произведений М.В. Васнецова», «Картины И. Левитана», «Галерея портретов и натюрмортов» и др., которые погружают детей в виртуальное пространство, где они совершают экскурсии в природу, музеи, библиотеки, по культурно-историческим местам России.

Проводником детей в мир природы, русской художественной культуры, во время показа видеоматериала, является какой-либо герой: Лесовичок, Всезнайка, экскурсовод музея, библиотекарь, и т.п., представленный с применением компьютерной анимации.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация привлекает их внимание, ориентируют на готовность к восприятию, облегчает запоминание информации. Использование видеофрагмента направлено на создание первичной мотивации дошкольников к осознанию и пониманию познавательной задачи мероприятия.

Видеоролики о природе, представленные в сравнительной характеристике с пейзажами развивают мыслительные операции: сравнение, классификации; дают прочувствовать детям настроение авторов картины и увиденного видеофрагмента; они учатся выбирать для себя наиболее близкое по настроению и внутреннему состоянию увиденное. Главной задачей педагога при просмотре видеоматериала является то, чтобы обратить внимания детей на объекты наблюдения, учить высказывать свое отношение к произведению искусства, природным явлениям, организовывать погружение в научные знания о объекте природы, искусства. Например, Хозяйка медной горы, используя презентацию «Царство гор», наглядно и увлекательно знакомит детей со своим «царством», полезными ископаемыми, их свойствами. Дети не только любуются красотой окружающей природы, воображают и фантазируют, но и учатся рассуждать, логически мыслить, экспериментировать. Увиденное и прочувствованное стимулирует детей к проявлению художественно-творческих способностей, что проявляется в создании картины «Сказочное царство гор» с использованием минералов.

II блок – «Русское народное творчество» включает цикл презентаций по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, отражающими жизнь народа, народные обычаи и традиции, народные промыслы, такие, как: «Народные праздники», «Музей русской игрушки»,  «Город Мастеров», «Народные песни и танцы», «Калейдоскоп народных игр», «Русская изба» и др. Материал не только наглядно и красочно представлен, но и несет с собой большой объем информации, таким образом пробуждая у детей живой интерес к истории своего народа,  формируя опыт нравственного поведения и общения. Интеграция видов деятельности при организации образовательного процесса позволяет детям быть не сторонними наблюдателями, а активными участниками мероприятия. Например, презентация «История русского платка», используемая во время праздника не только знакомит участников образовательного процесса (детей, родителей, гостей) с русскими народными промыслами, но и обогащает их духовно, эмоционально, что проявляется в активном участии  в народных играх, хороводах, танцах. Успешное проведение таких праздников и развлечений, как: «Капустные посиделки», «Широкая Масленица», «Праздник русского платка», «Валенки, валенки…», «Праздник русского самовара», «Город Мастеров» позволяют судить о эффективности использования мультимедийных технологий в образовательном процессе.

III блок содержит медиатеку презентаций для проведения бесед, вопросы которых визуализируются в слайды, в качестве небольшого видеоряда. Презентации с фотопортретами художников, композиторов, иллюстрациями к художественным произведениям консолидируют увиденные образы детьми. Необходимым условием в период показа видеоряда является использование традиционных методов и приемов: привлечение детей к разрешению нравственных проблем, создание проблемных ситуаций для определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве. Опыт переживания высоких духовных состояний, который приобретается детьми и «взращивается» педагогом на мероприятии является тем эстетическим и нравственным стержнем, который сможет обеспечить стойкость гражданской позиции дошкольника.

В мероприятии используется еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивание фрагментов музыкальных произведений М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, С.Прокофьева, Г.Свиридова, Д.Шостаковича и др.

Таким образом, совмещение слайдов с видеорядом наглядного материала и музыкальных фрагментов способствуют развитию эстетического вкуса у детей, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды, создают творческую атмосферу на мероприятии.

IV  блок состоит из медиатеки презентаций с наглядным материалом для организации собственной художественной деятельности дошкольников: «Учимся рисовать», «Волшебный квадрат», «Мастерим вместе», «Сказочные превращения краски», «Хохлома», «Гжельские узоры», «Экскурсия на выставку юных художников», «Мир глазами детей» и др.

Образцы с приемами рисования и нетрадиционными технологиями рисования помогают организовать процесс обучения, в котором дети учатся выражать своё творческое начало через воплощение своих идей и замыслов при создании рисунков. В дальнейшем, работы детей, представленные в презентации, развивают умения дошкольников давать оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей. Данный вид презентаций позволяет совершить экскурсию на творческие выставки юных художников, более подробно и детально изучить способы выполнения каких-либо работ, используемые материалы, степень проявленного творчества, что несомненно стимулирует детей к проявлению собственных художественно-творческих способностей.

V блок включает копилку мультимедийных презентаций для диагностической деятельности, направленных на проверку усвоения искусствоведческих знаний, представлений об окружающем мире, умений, навыков. Каждая презентация построена по принципу выбора правильного варианта ответа в виде картинок на вопрос, который предлагает психолог. Например, такие задания, как «Четвертый лишний», «Где чей домик!», «Зимние загадки»,  «Аналогии», «Выбери ответ», «Что изменилось?», «Найди дорогу», «Реши кроссворд» дают возможность не только определить степень эстетического восприятия дошкольников, но и высших психических функций, речевых навыков детей.

Работая по проблеме применения информационно- коммуникационных технологий в процессе ознакомления с окружающим миром, русской художественной культурой для повышения уровня художественно-эстетического воспитания дошкольников активно взаимодействую с родителями воспитанников. Наряду с традиционными формами работы, использую такие формы, как: дискуссии, беседы за круглым столом, мастер-классы, тренинги, анкетирование, Дни открытых дверей. Например: дискуссия «Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей», круглый стол «Положительные и отрицательные аспекты использования компьютерных технологий детьми дошкольного возраста», мастер-класс «Использование ИКТ для развития познавательной активности дошкольника», консультация «Компьютерные игры: за и против». Родители активно включаются в работу по подбору и созданию презентаций, игр.

Самостоятельная познавательная деятельность дошкольника дома способствует закреплению знаний, умений и навыков полученных посредством применения информационно-компьютерных технологий в детском саду. 

Таким образом, можно сделать вывод: взаимодействияпредполагающие совместную деятельность в системах: « педагог- родители»; « родители- ребенок» приносят положительные результаты.

Эффективность применения в работе с детьми системы образовательно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ определяется с помощью психолого-педагогической диагностики через наблюдение, опрос, успешное участие детей в конкурсных мероприятиях различного уровня и бесед с родителями.

Практика использования мультимедийных технологий показала, что возрос интерес детей к занятиям, повысился уровень ассоциативно-образного и логического мышления, воображения. Познавательная активность, интеллектуальная работоспособность, словарный запас дошкольников претерпели существенные изменения. Внедряемые мультимедийные средства и компьютерные игры   позволяют осуществлять подготовку к школе системно, что дает возможность выстраивать единую информационно – образовательную развивающую среду не только в детском саду, дома, но и в школе.

Список используемой литературы:

1. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании»

2. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 14 – 16.

3. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 6.

4. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. – Екатеринбург, 2008.

5. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011.

6. Минина Г.П. Компьютер в детском саду: зло или благо? Взгляд со стороны разработчика образовательных программ // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4.

7. Гулак И.В. Использование компьютера //Управление ДОУ. – 2006. № 8.                                                                                                                      

8. Новосёлова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника //Новая школа.– 1997. - № 3                                                                                                      

9. Горвиц Ю.,  Поздняк,  Л. Кому работать с компьютером в детском саду//Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5.                                

10. Калинина, Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению грамотой

Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи существует давно. Подготовка к обучению грамоте находится в есной связи со звуковой культурой речи. Если р...

Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Система работы по использованию современных мультимедийных                    технологий в процессе обуче...

«Опыт реализации парциальной программы социально- коммуникативного развития и социального воспитания Л.Н. Коломийченко «Дорогою добра» с применение современных образовательных технологий»

Доклад на  районный семинар из моего опыта работы по  парциальной программе Л.Н. Коломийченко" Дорогою добра"Идите по жизни дорогой добра!Доброта – это чувство, причём, быть ...

Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Цель проекта: Повышение качества дошкольного образования путем внедрения инновационных педагогических технологий.Социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назрела необходимос...