Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования с дошкольниками "Разноцветный мир"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Цель: развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_o.docx122.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Огромное значение в формировании личности дошкольника имеет изобразительная деятельность. Встречи с искусством на каждом занятии, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, общая радость за сделанное на занятии - вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на занятиях изобразительной деятельности. Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребёнок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребёнка, формирует его эмоциональную сферу. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей. Отображая жизненные факты в рисунке, ребёнок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей дощкольного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству; при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

Изобразительная деятельность включается разнообразные занятия детей: в коллективные игры, в подготовку и проведение праздников и т. д. Дети готовят рисунки, а затем делаем небольшие выставки по темам: "Светофор - наш друг", "К сказке в гости", "Осень золотая" и т. д. В подарок мамам, папам дети готовят поздравительные открытки (с аппликациями), делают небольшие изделия из природного материала (шишек, веточек, желудей, ракушек и т. д.), готовят панно из засушенных листьев и цветов. Дошкольники любят лепить из пластилина, делать книжки - малышки.

Вся эта разнообразная деятельность служит основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу. Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают ребят, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу. Сами изделия (открытки, книжки, панно и т. д.) делаются для коллектива объединения или для подарков родителям, своим товарищам, поэтому служат основой положительного поведения в реальных жизненных ситуациях. Изобразительная деятельность создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребёнка, влияя на его восприятие в целом.

Чаще всего дети любят рисовать. Наблюдения жизни являются обязательным условием занятий рисованием. Особое значение имеют наблюдения за поведением людей. Изображение человека углубляет представления ребёнка о людях, вызывает у него потребность в оценке эстетическими средствами нравственного смысла поведения. Сталкиваясь с различными поступками людей в школе, семье, ребёнок не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению нравственного опыта ребёнка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.

Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведёт, в конечном счёте, к самовоспитанию. Большое значение имеют темы детских рисунков. Эти темы могут быть самыми разнообразными. Но задания на темы, связанные с жизнью детей, следует считать наиболее важными для формирования личности ребёнка.

Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у дошкольников способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребёнка способности к сочувствию людям. Занятия по изобразительному искусству помогают формировать у ребёнка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством - всё это доступно и в семье, и в школе. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребёнка.  

     

Цели и задачи программы

Цель: развитие творческих способностей  посредством изобразительной деятельности.

I год обучения

Обучающая задача: Обучение техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.

Результат: передают в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов

Развивающая задача: Развитие мелкой и общей моторики, ручной умелости посредством использования разнообразных техник и материалов.

 Результат: значительно улучшилась координация рук, движение пальцев, общая моторика.

Воспитывающая задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества.

Результат: проявляют доброжелательность, товарищество, умеют замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

II год обучения

Обучающая задача: Сформировать  навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации

Результат: соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм)

Развивающая задача:  Развитие глазомера, чувства формы.

Результат: правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.

Воспитывающая задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества.

Результат: проявляют доброжелательность, товарищество, умеют замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

III год обучения

Обучающая задача: Сформировать  навыки выполнения творческой композиции, использования всей плоскости листа бумаги, выражение в рисунке смысловой связи между объектами, передача сюжета.

Результат: умеют выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке.

Развивающая задача:  Развитие глазомера, чувства формы.

Результат: правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.

Воспитывающая задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества.

Результат: проявляют доброжелательность, товарищество, умеют замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

После выполнения работы проходит обсуждение рисунков, панно, объемных изделий, где ребята высказывают свое мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку с позиции художественно-эстетической ценности работ.

 В процессе обучения используются различные методы работы с детьми: словесные (объяснение, рассказ, описание, рассуждение, беседа), наглядные (демонстрацию, показ образца, иллюстрацию) практические (наблюдение, опыт, упражнение).

Словесные методы направлены, как правило, на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся. Наглядные методы обучения ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся. Практические направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий.

         Формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). Формы организации обучения рассматриваются не только по количеству учащихся, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности. Значительное внимание  уделены коллективным работам, в процессе изготовления которых происходит обмен опытом, взаимопомощь и обучение друг у друга.

Большое внимание в программе уделено вопросам интернационального воспитания. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, будет способствовать воспитанию в ребятах любви к Родине, уважению к труду людей, создающих эту красоту.

 Данная программа составлена   на основе

  • Программы ведения занятий в детской художественной школе
  • Законов «Об образовании» Республики Татарстан и Российской Федерации;
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761  «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

    Новизна программы состоит в том, что обучаются по ней дети с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками. Программой предусмотрено применение ИКТ и Интернет технологий.

 Программа рассчитана на воспитанников с ОВЗ и здоровых сверстников младшего  школьного возраста (от 7 до11 лет). Срок обучения – 3 года. Программа составлена на 144часа. Занятия проводятся согласно учебно-тематического плана два  раза  в неделю по два часа. В основу программы заложена технология педагогической поддержки ребенка. На занятиях реализуется   личностно - ориентированный подход в обучении.

  Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

 •    текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

 •    промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

 •    итоговый – открытые занятия, выставки.

       Мероприятия, праздники и выставки, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты ЛВР обучающихся, где определяется усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (I г.о.)

Тема

В том числе

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

Экскурсии

Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. Игры на создание психологически непринужденной атмосферы.

2

1

1

Рисование. «Весёлое лето» (создание коллективного альбома) Игры на создание благоприятного эмоционального фона, сплочение группы.

2

2

Рисование. «Деревья в нашем парке»

2

1

1

Аппликация. Аппликация из природного материала (листья)

2

2

Рисование. «Наши руки не для скуки» Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов.

2

2

Аппликация. «Цветочная клумба» Коллективная аппликация

2

2

Лепка. «Весёлые человечки» предметная лепка.

2

2

Рисование «Загадки с грядки» рисование предметное по представлению

2

2

Аппликация.  «Осень» аппликация из бумаги по мотивам стихотворения Алексея Плещеева

2

2

Рисование. «Дымковские игрушки Декоративное рисование

2

1

1

Аппликация «Мамин портрет», посвященная дню матери

2

2

Лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки  «Лошадка»

2

2

Аппликация «Веселые портреты» из цветной бумаги

2

2

Декоративное рисование «Нарядные лошадки»

2

2

Аппликация «Осенний натюрморт» Силуэтная аппликация

2

2

Рисование. «Краски осени. Осенние листья». Рисование с натуры Контрольный срез.

2

2

Оригами. Декоративная работа «Красивые цепочки»

2

2

Лепка. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе

2

2

Оригами. «Котенок»

2

2

Аппликация. Чудо – платье» - составление узора из листьев, цветов, ягод для платья куклы

2

2

Аппликация. «Узор из кругов и треугольников» - составление аппликаций из цветной бумаги и картона

2

2

Рисование. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

2

1

1

Рисование. Теплый и холодный цвет в живописи. Составление декоративной росписи «Сказочный букет», «Золотые рыбки»

2

1

1

Лепка. Мозаика из семечек и крупы на пластилиновой основе

2

2

Аппликация «Цветные зонтики» из цветной бумаги и фольги. Симметрия.

2

2

Лепка. Выкладывание пластилинового рисунка «Подводный мир»

2

2

Рисование. «Веселый клоун» (с передачей движения)

2

2

Аппликация. Из бумаги с элементами рисования «Снеговик в шапочках и шарфиках»

2

2

Рисование с натуры. «Еловые веточки», рисование с натуры еловую ветку.

2

2

Аппликация. Изготовление панорамных новогодних открыток «Ёлочки-красавицы».

2

2

Оригами. Складывание украшения на ёлку  из бумаги «Снежинка»

2

1

1

Аппликация. «Письмо  в Великий Устюг» - изготовление открытки и письма Дедушке Морозу. Контрольный срез.

2

1

1

Лепка. Пластилиновая живопись «Зимние забавы»

2

2

Рисование. «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж)

2

1

1

Аппликация Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов

2

2

Лепка. «Рисуем» жгутиками из пластилина. Иллюстрация к стихотворению К.Чуковского «Бяка-закаляка»

2

2

Оригами. Складывание животного «Собачка»

2

2

Аппликация из ваты на бархатной бумаге. «Собачка».

2

2

Рисование сюжетное. «Зайчишка - трусишка и храбришка»

2

2

Рисование декоративное. Волшебные снежинки.  Зимнее окошко»

2

1

1

Лепка из Соленого теста (тестопластика). «Звонкие колокольчики»

2

2

Рисование. Декоративная роспись «Звонкие колокольчики»

2

2

Лепка «Кошечка»

2

2

Аппликация Поделка ко Дню Святого Валентина «Валентинка»

2

2

Аппликация коллективная. «Заморский натюрморт»

2

Рисование с опорой на фотографию. «Папин (дедушкин) портрет»

2

2

Аппликация. «Галстук для папы»

2

2

Оригами. Складывание фигурки лисы.

2

2

Рисование. «Милой мамочки портрет»

2

2

Аппликация. Открытка «Подарок маме», посвященная Международному женскому дню.

2

2

Рисование  декоративное. «Солнышко, нарядись!»

2

2

Рисование. «Чудесные превращения кляксы» (кляксография).

2

2

Рисование в технике «по мокрому» (с отражением) «Деревья смотрят в воду»

2

2

Лепка. Мозаика из природного материала на пластилиновой основе. Контрольный срез.

2

2

Рисование. По мотивам стихотворения И. Белякова «Подснежник проснулся»

2

2

Аппликация из шерстяных ниток «Ниточка за ниточкой» Рассказ Г. Снегирева «Верблюжья варежка»

2

1

1

Оригами. Складывание из бумаги «Котёнок»

2

2

Рисование цветными карандашами с элементами обрывной аппликации «По горам,  по долам…»

2

0,5

1,5

Лепка декоративная из пластилина или цветного солёного теста «Весенний ковер»

2

1

1

Аппликация сюжетная (иллюстрация к потешке), «А водица далеко, а ведерко велико…»

2

2

Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка). «Весеннее небо»

2

2

Аппликация симметричная (силуэтная) из фактурной бумаги. «Деревья в луже»

2

2

Аппликация. Лодочка.

2

2

Аппликация. «Подснежник»

2

2

Аппликация. Геометрическая мозаика.

2

2

Рисование по замыслу.  «Моя Родина»

2

2

Аппликация коллективная. «Рюкзачок с кармашками»

2

1

1

Оригами. Конструирование из бумаги. «Воздушный змей»

2

2

Итоговое занятие. «Бабочки летают» Аппликация силуэтная симметричная с элементами рисования.

6

2

Итого:

12,5

127,5

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (II г.о.)

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

Экскурсии

Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. Игры на создание психологически непринужденной атмосферы.

2

1

1

Рисование коллективное «Поляна цветов, бабочек и грибов»

2

2

Рисование ватными палочками  «Подсолнух»

2

2

Лепка на стекле «Грибочек»

2

2

Лепка на стекле «Грибочек» продолжение работы

2

2

Рисование «Фрукты» в технике монотипия

2

1

1

Аппликация. «Урожай»

2

2

Рисование. «Деревенский пейзаж»

2

2

Аппликация из природного материала  (листья)

2

2

Рисование. «Золотая осень»

2

2

Рисование «Цветы маме» Посвященная дню матери

2

2

Лепка на картоне «Наш аквариум»

2

2

Лепка на картоне «Наш аквариум»

2

2

Аппликация коллективная «Солнце» из ладошек

2

2

Аппликация «Собачка»

2

2

Рисование.  «Осенний ковер» Печатаем листьями

2

2

Лепка. «Лягушонок»

2

2

Лепка.  «Лягушонок»

2

2

Рисование «Цветные  мыльные пузыри» рисования мыльными пузырями.

2

2

Аппликация. «Цыплята» из ватных дисков, с использованием пластилина

2

2

Рисование. Граттаж. «Северное сияние»

2

1

1

Рисование. Граттаж. «Северное сияние»

2

2

Лепка. «Петушок золотой гребешок»

2

1

1

Лепка. «Петушок золотой гребешок»

2

2

Рисование. «Маки» по сырому

2

0,5

1,5

Рисование «Моя дружная семья»

2

2

Рисование. «Банка с яблоками» печать половиной яблока

2

2

Аппликация. «Украсим елочку» коллективная работа

2

2

Аппликация. «Украсим елочку» коллективная работа

2

2

Аппликация коллективная «Зимушка зима» вырезания из бумаги елок и снежинок.

2

1

1

Рисование «Мои варежки» (рисуем узор на варежках)

2

2

Аппликация «Грибочек» из салфеток

2

2

Рисование «Снеговик» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской.

2

2

Лепка. «Зайчишка»

2

2

Лепка. «Зайчишка»

2

2

Рисование. «Узоры» ниткография

2

0,5

1,5

Аппликация. «Ситцевая корова» аппликации из ткани.

2

2

Рисование «Узоры на окне» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской.

2

2

Аппликация из салфетки «Дерево»

2

2

Рисование. «Цветы» в технике монотипия на пене

2

0,5

1,5

Аппликация. «Лодочка»

2

2

Аппликация. «Валентинка»

2

2

Рисование «Портрет папы, дедушки»

2

2

Аппликация Открытка

«Подарок папе (дедушке)»

2

2

Лепка. «Цветы»

2

2

Лепка. «Цветы»

2

2

Аппликация Открытка «Подарок маме»

2

2

Рисование «Портрет мамы»

2

2

Аппликация «Ситцевые петушки» аппликации из ткани.

2

2

Рисование «Солнечная картинка» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской.

2

2

Аппликация «Гусеница» из круглых модулей.

2

2

Аппликация «Рыбки» из двусторонней цветной бумаги, объемные, из гармошек

2

2

Лепка. «Уточка»

2

2

Лепка. «Уточка» Контрольный срез

2

2

Рисование. «Весна» рисование по представлению

2

2

Аппликация «Цветочная поляна» коллективная работа

2

2

Рисование. Граттаж. «Космос»

2

1

1

Рисование. Граттаж. «Космос»

2

2

Лепка. На бумажной тарелке «Цветочная поляна»

2

2

Рисование «Божья коровка»

2

2

Аппликация. Поделка «Гвоздики»

2

2

Аппликация открытка «9 мая»

2

2

Рисование. «Деревья»

2

2

Лепка. «Божья коровка» объемная

2

2

Лепка. «Бабочка» объемные

2

2

Аппликация «Жар птица» коллективная работа

2

2

Рисование Граттаж цветной «Аквариум»

2

2

Рисование Граттаж цветной «Аквариум»

2

2

Итоговое занятие. «Яблоня» коллективная работа с элементами рисования, аппликации

2

0,5

1,5

Итого:

144

8

132

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (III г.о.)

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

Экскурсии

Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. Игры на создание психологически непринужденной атмосферы.

2

1

1

Рисование «Родная улица моя»

2

2

Лепка на стекле «Кисть рябины»

2

2

Лепка на стекле «Кисть рябины» продолжение работы

2

2

Аппликация «Ваза для осеннего букета»

2

2

Рисование  натюрморт «Дары осени»

2

1

1

Рисование портрет «Красавица Осень»

2

2

Аппликация «Сказочная птица»

2

2

Рисование. Знакомство с хохломской росписью. Хохломские ложки

2

1

1

Рисование. «Кот в сапогах» (по сказке Ш. Перро)

2

1

1

Лепка на картоне «Стрекоза и муравей»

2

2

Аппликация «Царство золотой рыбки»

2

2

Рисование. Граттаж. «Животные мира жарких стран»

2

2

Рисование. Граттаж. «Животные мира жарких стран» продолжение работы

2

2

Оригами «Веселый зоопарк»

2

2

Аппликация коллективная «Матрешка в хороводе» Контрольный срез

2

2

Рисование по сырому «Корабли уходят в плавание»

2

2

Аппликация. Сюжетная мозаика «Курочка ряба»

2

2

Аппликация. Сюжетная мозаика «Курочка ряба» продолжение работы

2

2

Рисование ватными палочками на цветном картоне

2

2

Оригами. Композиция «Лиса с лисятами в лесу»

2

1

1

Рисование. «Дикие животные»

2

2

Лепка. «Сказочный дворец»

2

1

1

Рисование с элементами аппликации «Наш календарь»

2

2

Аппликация «Заснеженный дом»

2

0,5

1,5

Рисование декоративное с элементами аппликации «Короны и кокошники»

2

2

Рисование по мотивам кружевоплетения

2

2

Аппликация из бумаги «Новогодние игрушки»

2

2

Аппликация из бумаги «Новогодние игрушки» продолжение работы

2

2

Рисование коллективное  «Зимушка»  Контрольный срез

2

1

1

Аппликация по замыслу «Избушка на курьих ножках»

2

2

Аппликация «Цыпленок» из салфеток

2

2

Лепка декоративная по мотивам дымковской игрушки «Нарядный индюк»

2

2

Рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют»

2

2

Лепка. «Котишка»

2

2

Рисование с элементами аппликации «Белый медведь»

2

0,5

1,5

Аппликация сюжетная из бумаги и ткани

2

2

Рисование по мотивам литературного произведения

2

2

Аппликация из шерстяных ниток «Пушистые картинки»

2

2

Рисование. Акварельными красками с элементами аппликации «Заря алая разливается»

2

0,5

1,5

Аппликация из яичной скорлупы

2

2

Аппликация. «Валентинка»

2

2

Рисование «Я с папой (парный портрет в профиль)»

2

2

Аппликация Открытка

«Подарок папе (дедушке)»

2

2

Лепка. «Бабочки»

2

2

Рисование декоративное «День и ночь»

2

2

Аппликация Открытка «Подарок маме»

2

2

Рисование «Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)»

2

2

Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги

2

2

Рисование «Галактика» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской.

2

2

Аппликация «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» из круглых модулей.

2

2

Аппликация «Салфетка под конфетницу или вазу»

2

2

Лепка. «Чудо-букет»

2

2

Аппликация с элементами рисования и письма  «Перо Жар-птицы» Контрольный срез

2

1

1

Рисование. «Весна» рисование по представлению

2

2

Аппликация «Весна идет» коллективная работа

2

2

Рисование. Граттаж. «Ночной город»

2

1

1

Рисование. Граттаж. «Ночной город»

2

2

Лепка. По мотивам народных сказок

2

2

Рисование «Попугай»

2

2

Аппликация. Поделка «Водяная лилия»

2

2

Аппликация открытка «9 мая»

2

2

Рисование. «Весенняя гроза»

2

2

Лепка. «Ёжики» объемная

2

2

Лепка. «Бабочка» объемные

2

2

Аппликация из мятой фактурной бумаги (бумажная пластика)

2

2

Оригами Композиция «На реке»

2

2

Рисование «Ветка сакуры»

2

2

Итоговое занятие. «В гостях у сказки» коллективная работа с элементами рисования, аппликации

2

0,5

1,5

Итого:

144

9

131

4


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (I г.о.)

Тема

Количество часов

Уровень деятельности

Методы  и формы организации деятельности

Механизм отслеживания результатов

Теория

Практика

Вводное занятие 2 ч.

Обсуждение плана, материальной базы. Организационные вопросы. Инструктаж по техники

безопасности, организация рабочего места. Правила поведения на занятии.

1

1

Репродуктивный.

Беседа, инструктаж, демонстрация образцов, показ иллюстраций,

Беседа,  наблюдение, методика Н.И. Лепской, диагностика Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой

«Весёлое лето» (создание коллективного альбома) Игры на создание благоприятного эмоционального фона, сплочение группы.

2

продуктивный

Игры, наблюдение, практическое задание

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

 «Деревья в нашем парке»

1

1

продуктивный

Беседа, практическое задание

Беседы, анализ рисунков

Рисование. «Наши руки не для скуки» Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов.

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Использование диагностических методик

Рисование «Загадки с грядки» рисование предметное по представлению

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ рисунков

Рисование. «Дымковские игрушки Декоративное рисование

1

1

репродуктивный

Объяснение,практическое задание

Использование диагностических методик

Декоративное рисование «Нарядные лошадки»

2

репродуктивный

Беседа,

практическое задание

Использование диагностических методик

Рисование. «Краски осени. Осенние листья». Рисование с натуры Контрольный срез.

2

продуктивный

Игра-конкурс,

практическое задание, рефлексия

Тест Торренса(креативности)

Рисование. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Рисование. Теплый и холодный цвет в живописи. Составление декоративной росписи «Сказочный букет», «Золотые рыбки»

1

1

продуктивный

Беседа,

практическое задание, дидактические игры

Беседы, диагностика

Рисование. «Веселый клоун» (с передачей движения)

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Использование диагностических методик

Рисование с натуры. «Еловые веточки», рисование с натуры еловую ветку.

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Использование диагностических методик

Рисование. «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж)

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Рисование сюжетное. «Зайчишка - трусишка и храбришка»

1

1

продуктивный

Диалог,

практическое задание

Выставка детских творческих работ

Рисование декоративное. Волшебные снежинки.  Зимнее окошко»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Рисование. Декоративная роспись «Звонкие колокольчики»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Рисование с опорой на фотографию. «Папин (дедушкин) портрет»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Рисование. «Милой мамочки портрет»

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Выставка детских творческих работ

Рисование  декоративное. «Солнышко, нарядись!»

2

репродуктивный

Диалог,

практическое задание

Использование диагностических методик

Рисование в технике «по мокрому» (с отражением) «Деревья смотрят в воду»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Рисование. «Чудесные превращения кляксы» (кляксография).

2

репродуктивный

Игра-конкурс, практ. работа

Использование диагностических методик

Рисование. По мотивам стихотворения И. Белякова «Подснежник проснулся»

1

1

репродуктивный

Беседа,

метод иллюстрирования

Использование диагностических методик

Рисование цветными карандашами с элементами обрывной аппликации «По горам,  по долам…»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Беседы, диагностика

Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка). «Весеннее небо»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Рисование по замыслу.  «Моя Родина» контрольный срез

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Аппликация. Аппликация из природного материала (листья)

2

продуктивный

Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения

Использование диагностических методик

Аппликация. «Цветочная клумба» Коллективная аппликация

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Использование диагностических методик

Аппликация.  «Осень» аппликация из бумаги по мотивам стихотворения Алексея Плещеева

2

репродуктивный

Беседа, метод иллюстрирования

Использование диагностических методик

Аппликация «Мамин портрет», посвященная дню матери

2

продуктивный

Метод наблюдения, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Аппликация «Веселые портреты» из цветной бумаги

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация «Осенний натюрморт» Силуэтная аппликация

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация. Чудо – платье» - составление узора из листьев, цветов, ягод для платья куклы

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация. «Узор из кругов и треугольников» - составление аппликаций из цветной бумаги и картона

1

1

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Беседы

Аппликация из бумаги с элементами рисования «Снеговик в шапочках и шарфиках»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация. Изготовление панорамных новогодних открыток «Ёлочки-красавицы».

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация. «Письмо  в Великий Устюг» - изготовление открытки и письма Дедушке Морозу. Контрольный срез.

1

1

продуктивный

Дидактические игры, практическое задание,рефлексия

Тест Торренса (креативности)

Аппликация Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация из ваты на бархатной бумаге. «Собачка».

2

продуктивный

Метод наблюдения, практ. работа

Беседы

Аппликация Поделка ко Дню Святого Валентина «Валентинка»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация коллективная. «Заморский натюрморт»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик, наблюдение

Аппликация. «Галстук для папы»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация. Открытка «Подарок маме», посвященная Международному женскому дню.

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация из шерстяных ниток «Ниточка за ниточкой» Рассказ Г. Снегирева «Верблюжья варежка»

1

1

продуктивный

Рассказ, метод иллюстрирования

Использование диагностических методик

Аппликация сюжетная (иллюстрация к потешке), «А водица далеко, а ведерко велико…»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Беседы

Аппликация симметричная (силуэтная) из фактурной бумаги. «Деревья в луже»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация. Лодочка.

2

продуктивный

Игры на развитие внимания, памяти,  воображения, практ. работа

Использование диагностических методик, наблюдение

Аппликация. «Подснежник»

1

1

репродуктивный

Беседа,

практическое задание

Использование диагностических методик

Аппликация. Геометрическая мозаика.

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация коллективная. «Рюкзачок с кармашками»

2

продуктивный

Объяснение, практич. работа

Беседы

Оригами. Декоративная работа «Красивые цепочки»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Оригами. «Котенок»

2

репродуктивный

Наблюдение, практическая  работа

Использование диагностических методик.

Оригами. Складывание украшения на ёлку  из бумаги «Снежинка»

1

1

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Оригами. Складывание животного «Собачка»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик.

Оригами. Складывание фигурки лисы.

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Беседы

Оригами. Складывание из бумаги «Котёнок»

2

репродуктивный

Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения практ. работа

Использование диагностических методик

Оригами. Конструирование из бумаги. «Воздушный змей»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Лепка. «Весёлые человечки» предметная лепка.

2

продуктивный

Диалог

Использование диагностических методик

Лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки  «Лошадка»

2

репродуктивный

Беседа,

практ. работа

Использование диагностических методик

Лепка. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Беседы

Лепка. Мозаика из семечек и крупы на пластилиновой основе

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Лепка. Выкладывание пластилинового рисунка «Подводный мир»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Лепка. Пластилиновая живопись «Зимние забавы»

1

1

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Анализ работ

Лепка. «Рисуем» жгутиками из пластилина. Иллюстрация к стихотворению К.Чуковского «Бяка-закаляка»

2

продуктивный

Рассказ, метод иллюстрирования

Выставка детских творческих работ

Лепка из Соленого теста (тестопластика). «Звонкие колокольчики»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Лепка «Кошечка»

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Использование диагностических методик

Лепка. Мозаика из природного материала на пластилиновой основе. Контрольный срез

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Тест Торренса (креативности)

Лепка декоративная из пластилина или цветного солёного теста «Весенний ковер»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Умеют лепить из соленого тесто

Итоговое занятие. «Бабочки летают» Аппликация силуэтная симметричная с элементами рисования.

1

1

Репродуктивный, творческий

Беседа. Показ образцов.

Игра, рефлексия

Выставка детских творческих работ

Воспитательно – валеологический блок: лагеря общения, посещение выставок, театра, мероприятий ДОМ, ГДТДМ

6

Творческий.

Игры, соревнования, выставки, творческие мастерские.

              Наблюдение

Итого 144ч.

12.5

131.5

Предполагаемые результаты (I г.о.)

Тема

Механизм отслеживания

Предполагаемый результат

Высокий

Средний

Низкий

1

Вводное занятие

Игра, беседа.

Самостоятельно организуют рабочее место, знает правила техники безопасности

Организуют рабочее место, но в процессе работы не может содержать его в порядке, владеет правилами техники безопасности

Подбор необходимых материалов и организация рабочего места с помощью педагога. В процессе работы могут не применять правила Т.Б.

2

Рисование

Наблюдение, выставка, использование диагностических методик (методика Н.А. Лепской «5 рисунков», «Обведи контур», «Повтори рисунки», «Нарису что- нибудь», «Выставка картин», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.)

Правильно используют освоенные приемы рисования, соблюдают пропорции, используют меткие детали. Передают в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее пространственное положение и цвет предметов.

Работают уверенно по показу, без показа или образца  теряется, нарушает пропорции.

Задания выполняют неуверенно, прибегают к помощи взрослого, нарушают пропорции и симметрию рисунка.

3

Аппликация

Практическое занятие, выставка, использование диагностических методик(методика Н.А. Лепской «5 рисунков», «Обведи контур», «Повтори рисунки», «Нарису что- нибудь», «Выставка картин», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.)

Вырезают предметы, соблюдая их форму, строение и пропорции;

создают несложную композицию.

 Подбор цветовых сочетаний.

 Аккуратность и правильность выполнения работы

Знают правила работы с ножницами, делает с помощью педагога или товарищей.

Не знают правил и не умеют держать и пользоваться ножницами. Не может сделать задание.

4

Оригами

Наблюдение, практическое занятие.

Умеют сделать изделие, следя за показом педагога и слушают устные пояснения, сделать изделие по инструкционной карте

Делают с помощью педагога или товарищей

Не могут сделать

5

Лепка

Практическое занятие, творческое задание, выставка.

Создают образ разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию, точно передают формы в соотношение частей по величине, используют разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, вдавливание, сплющивание, прищипывание, оттягивание). Стремятся украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Не всегда передают форму соотношение предметов по величине. В создании коллективных композиций обращаются за помощью к педагогу. Владеют основными способами лепки, но нуждается в отработке приемов (оттягивания, прищипывания), для украшения использует стек.

Не всегда точно передает форму и образ предметов игрушек, не владеют основными приемами лепки, не используют стек для украшения. В процесс работы обращаются постоянно за помощью к педагогу.

6

Мероприятия отдела.

Наблюдение

Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ.

Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ, но не всегда выполняет их.

Нуждаются в напоминании правил поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ. Необходим контроль.

7

Воспитательная задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества.

 Участие в конкурсах, выставках, знакомство с воспитанниками ДОМа.

Проявляют доброжелательность, товарищество, заботливость, замечают затруднения сверстников и оказывать им помощь.

Данные качества не  достаточно выражены

Появление не наблюдаемых ранее недоброжелательности и агрессивности

8

Развивающая задача: Развитие мелкой и общей моторики, ручной умелости посредством использования разнообразных техник и материалов

Наблюдение, практическое занятие

Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Испытывают трудности при вырезании, конструировании из бумаги, при дорисовывании линий. Недостаточно развита и общая моторика, координация движений.

 Затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ( II г.о.)

Тема

Количество часов

Уровень деятельности

Методы  и формы организации деятельности

Механизм отслеживания результатов

Теория

Практика

Вводное занятие 2 ч.

Обсуждение плана, материальной базы. Организационные вопросы. Инструктаж по техники

безопасности, организация рабочего места. Правила поведения на занятии.  Игры на создание психологически непринужденной атмосферы

1

1

Репродуктивный.

Беседа, инструктаж, демонстрация образцов, показ иллюстраций

Беседа,  наблюдение, методика Н.И. Лепской, диагностика Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой

Рисование коллективное «Поляна цветов, бабочек и грибов»

1

1

продуктивный

Игры, наблюдение, практическое задание

Выставка детских творческих работ

Рисование ватными палочками  «Подсолнух»

1

1

продуктивный

Беседа, практическое задание

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Рисование «Фрукты» в технике монотипия

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Беседы, анализ рисунков

Рисование. «Деревенский пейзаж»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Беседы, анализ рисунков

Рисование. «Золотая осень»

2

продуктивный

Игры, наблюдение, практическое задание

Использование диагностических методик

Рисование «Цветы маме» Посвященная дню матери

2

продуктивный

Беседа, практическое задание

Выставка детских творческих работ

Рисование.  «Осенний ковер» Печатаем листьями

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Беседы, диагностика

Рисование «Цветные  мыльные пузыри» рисования мыльными пузырями.

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Рисование. Граттаж. «Космос»

1

1

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Наблюдение

Рисование. Граттаж. «Космос»

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Выставка детских творческих работ

Рисование. «Маки» по сырому

2

продуктивный

Игры, наблюдение, практическое задание

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Рисование «Моя дружная семья»

2

продуктивный

Беседа, практическое задание

Беседы, анализ рисунков

Рисование. «Банка с яблоками» печать половиной яблока

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Беседы, диагностика

Рисование «Мои варежки» (рисуем узор на варежках)

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Рисование «Снеговик» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской.

2

продуктивный

Игры, наблюдение, практическое задание

Беседы, анализ рисунков

Рисование. «Узоры» ниткография

2

продуктивный

Игры, наблюдение, практическое задание

Выставка детских творческих работ

Рисование «Узоры на окне» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской.

2

продуктивный

Беседа, практическое задание

Использование диагностических методик

Рисование. «Цветы» в технике монотипия на пене

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Рисование «Портрет папы, дедушки»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Рисование «Портрет мамы»

2

продуктивный

Игры, наблюдение, практическое задание

Выставка детских творческих работ

Рисование «Солнечная картинка» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской.

2

продуктивный

Беседа, практическое задание

Беседы, анализ рисунков

Рисование. «Весна» рисование по представлению

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Использование диагностических методик

Рисование. Граттаж. «Космос»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Беседы, диагностика

Рисование. Граттаж. «Космос»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ рисунков

Рисование «Божья коровка»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Рисование. «Деревья»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Рисование Граттаж цветной «Аквариум»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Беседы, диагностика

Рисование Граттаж цветной «Аквариум»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ рисунков

Аппликация. «Урожай»

2

продуктивный

Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения

Использование диагностических методик

Аппликация из природного материала  (листья)

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Анализ работ

Аппликация коллективная «Солнце» из ладошек

1

1

репродуктивный

Беседа, метод иллюстрирования

Выставка детских творческих работ

Аппликация «Собачка»

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Анализ работ

Аппликация. «Цыплята» из ватных дисков, с использованием пластилина

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Анализ работ

Аппликация. «Украсим елочку» коллективная работа

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Беседы, диагностика

Аппликация. «Украсим елочку» коллективная работа

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Аппликация коллективная «Зимушка зима» вырезания из бумаги елок и снежинок.

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Аппликация «Грибочек» из салфеток

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация. «Ситцевая корова» аппликации из ткани.

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Аппликация из салфетки «Дерево»

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Беседы, диагностика

Аппликация. «Лодочка»

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Аппликация. «Валентинка»

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Анализ работ

Аппликация Открытка

«Подарок папе (дедушке)»

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Выставка детских творческих работ

Аппликация Открытка «Подарок маме»

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Выставка детских творческих работ

Аппликация «Ситцевые петушки» аппликации из ткани.

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Беседы, диагностика

Аппликация «Гусеница» из круглых модулей.

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация «Рыбки» из двусторонней цветной бумаги, объемные, из гормошек

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Аппликация «Цветочная поляна» коллективная работа

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация. Поделка «Гвоздики»

2

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Беседы, диагностика

Аппликация открытка «9 мая»

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Анализ работ

Аппликация «Жар птица» коллективная работа

1

1

продуктивный

Метод наблюдена, практ. работа

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Лепка на стекле «Грибочек»

1

1

продуктивный

Диалог

Анализ работ

Лепка на стекле «Грибочек» продолжение работы

2

продуктивный

Диалог

Анализ работ

Лепка на картоне «Наш аквариум»

1

1

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Лепка на картоне «Наш аквариум»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Лепка. «Лягушонок»

2

продуктивный

Диалог

Анализ работ

Лепка.  «Лягушонок»

2

продуктивный

Диалог

Беседы, диагностика

Лепка. «Петушок золотой гребешок»

2

продуктивный

Диалог

Анализ работ

Лепка. «Петушок золотой гребешок»

2

продуктивный

Диалог

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Лепка. «Зайчишка»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Лепка. «Зайчишка»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Лепка. «Цветы»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Лепка. «Цветы»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Лепка. «Уточка»

2

продуктивный

Диалог

Беседы, диагностика

Лепка. «Уточка» контрольный срез

2

продуктивный

Диалог

Тест Торренса (креативности)

Лепка. На бумажной тарелке «Цветочная поляна»

2

продуктивный

Диалог

Выставка детских творческих работ

Лепка. «Божья коровка» объемная

2

продуктивный

Игра. Практ. работа

Использование диагностических методик

Лепка. «Бабочка» объемные

2

продуктивный

Игра. Практ. работа

Беседы, диагностика

Итоговое занятие. «Яблоня» коллективная работа с элементами рисования, аппликации

1

1

Репродуктивный, творческий

Беседа. Показ образцов.

Игра.

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Предполагаемые результаты (II г.о.)

Тема

Форма отслеживания результатов

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

1

Вводное занятие

Игра, беседа.

Самостоятельно организуют рабочее место, знает правила техники безопасности

Организуют рабочее место, но в процессе работы не может содержать его в порядке, владеет правилами техники безопасности

Подбор необходимых материалов и организация рабочего места с помощью педагога. В процессе работы могут не применять правила Т.Б.

2

Рисование

Наблюдение, выставка,

презентация детских работ родителям;

использование диагностических методик («Выставка картин», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.)

Стремятся верно и выразительно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, цвет;

умеют выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивают размером, цветом главное в рисунке.

Рисунки разнообразны и не повторяют друг друга

 Рисунки банальны, однообразны, часто повторяют друг друга

Воображение  не развито, при выполнении заданий нуждаются в помощи.

3

Аппликация

Практическое занятие, выставка,

презентация детских работ родителям;

использование диагностических методик(методика Н.А. Лепской «5 рисунков», «Обведи контур», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.)

Проявляют фантазию. Уверенно, аккуратно выполняют работу. Работы эмоционально насыщены, оригинальные, яркие.

Воображение базируется на увиденном ранее. Умеют создавать простые композиции.

Воображение развито слабо. С помощью педагога и под его контролем выполняет аппликацию

4

Оригами

Наблюдение, практическое занятие.

Умеют сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения, сделать изделие по инструкционной карте.

Делают с помощью педагога или товарищей

Не могут сделать

5

Лепка

Практическое занятие, творческое задание, выставка.

 Точно передают формы в соотношение частей по величине, используют разнообразные приемы лепки. Задания выполняют без помощи педагога.

Не всегда передают форму соотношение предметов по величине. В создании коллективных композиций обращаются за помощью к педагогу.

Не всегда точно передают форму и образ предметов. В процесс работы обращаются постоянно за помощью к педагогу.

6

Мероприятия отдела.

Наблюдение

Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ.

Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ, но не всегда выполняет их.

Нуждаются в напоминании правил поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ. Необходим контроль.

7

Воспитательная задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества.

 Участие в конкурсах, выставках,

Проявляют доброжелательность, товарищество, заботливость, замечают затруднения сверстников и оказывать им помощь.

Данные качества не  достаточно выражены

Появление не наблюдаемых ранее недоброжелательности и агрессивности

8

Развивающая задача: 

Развитие глазомера, чувства формы.

Наблюдение, практическое занятие

Правильно определяют величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.

Не всегда передают форму соотношение предметов по величине.

 Испытывают трудности. Обращаются постоянно за помощью к педагогу.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (III г.о.)

Тема

Количество часов

Уровень деятельности

Методы  и формы организации деятельности

Механизм отслеживания результатов

Теория

Практика

Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. Игры на создание психологически непринужденной атмосферы.

1

1

Репродуктивный.

Беседа, инструктаж, демонстрация образцов, показ иллюстраций, методика Н.И. Лепской

Беседа,  наблюдение, методика Н.И. Лепской, диагностика Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой

Рисование «Родная улица моя»

2

продуктивный

Игры, наблюдение, практическое задание

Выставка детских творческих работ

Рисование  натюрморт «Дары осени»

1

1

репродуктивный

Объяснение,практическое задание

Беседы, анализ рисунков

Рисование портрет «Красавица Осень»

2

репродуктивный

Беседа,

практическое задание

Выставка детских творческих работ

Рисование. Знакомство с хохломской росписью. Хохломские ложки

1

1

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Беседы, анализ рисунков

Рисование. «Кот в сапогах» (по сказке Ш. Перро)

1

1

продуктивный

Беседа,

практическое задание, дидактические игры

Выставка детских творческих работ

Рисование. Граттаж. «Животные мира жарких стран»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Беседы, анализ рисунков

Рисование. Граттаж. «Животные мира жарких стран» продолжение работы

2

продуктивный

Диалог,

практическое задание

Анализ рисунков

Рисование по сырому «Корабли уходят в плавание»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Рисование ватными палочками на цветном картоне

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Беседы, анализ рисунков

Рисование. «Дикие животные»

2

репродуктивный

Беседа,

метод иллюстрирования

Выставка детских творческих работ

Рисование с элементами аппликации «Наш календарь»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ рисунков

Рисование декоративное с элементами аппликации «Короны и кокошники»

2

продуктивный

Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения

Беседы, анализ рисунков

Рисование по мотивам кружевоплетения

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Анализ рисунков

Рисование коллективное  «Зимушка»  Контрольный срез

1

1

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Тест Торренса (креативности)

Рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Рисование с элементами аппликации «Белый медведь»

0,5

1,5

продуктивный

Дидактические игры, практическое задание,рефлексия

Выставка детских творческих работ

Рисование по мотивам литературного произведения

2

продуктивный

Метод наблюдения, практ. работа

Беседы, анализ рисунков

Рисование. Акварельными красками с элементами аппликации «Заря алая разливается»

0,5

1,5

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Рисование «Я с папой (парный портрет в профиль)»

2

продуктивный

Рассказ, метод иллюстрирования

Анализ рисунков

Рисование декоративное «День и ночь»

2

продуктивный

Игры на развитие внимания, памяти,  воображения, практ. работа

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Рисование «Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ рисунков

Рисование «Галактика» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской.

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Рисование. «Весна» рисование по представлению

2

репродуктивный

Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения практ. работа

Беседы, анализ рисунков

Рисование. Граттаж. «Ночной город»

1

1

продуктивный

Диалог

Использование диагностических методик

Рисование. Граттаж. «Ночной город»

2

продуктивный

Беседа,

практ. работа

Выставка детских творческих работ

Рисование «Попугай»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Беседы, анализ рисунков

Рисование «Ветка сакуры»

2

Репродуктивный, творческий

Беседа. Показ образцов.

Игра, рефлексия

Беседы, анализ рисунков

Рисование. «Весенняя гроза»

2

продуктивный

Рассказ, метод иллюстрирования

Анализ рисунков

Аппликация «Ваза для осеннего букета»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Аппликация «Сказочная птица»

2

продуктивный

Игра-конкурс,

практическое задание, рефлексия

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Аппликация «Царство золотой рыбки»

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Выставка детских творческих работ

Аппликация коллективная «Матрешка в хороводе» Контрольный срез

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Тест Торренса (креативности)

Аппликация. Сюжетная мозаика «Курочка ряба»

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Использование диагностических методик

Аппликация. Сюжетная мозаика «Курочка ряба» продолжение работы

2

репродуктивный

Диалог,

практическое задание

Выставка детских творческих работ

Аппликация «Заснеженный дом»

0,5

1,5

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация из бумаги «Новогодние игрушки»

2

репродуктивный

Беседа, метод иллюстрирования

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Аппликация из бумаги «Новогодние игрушки» продолжение работы

2

продуктивный

Метод наблюдения, практ. работа

Анализ работ

Аппликация по замыслу «Избушка на курьих ножках»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация сюжетная из бумаги и ткани

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Аппликация из шерстяных ниток «Пушистые картинки»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация из яичной скорлупы

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Аппликация. «Валентинка»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Аппликация Открытка

«Подарок папе (дедушке)»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Аппликация Открытка «Подарок маме»

2

репродуктивный

Беседа,

практическое задание

Анализ работ

Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги

2

продуктивный

Объяснение, практич. работа

Анализ работ

Аппликация «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» из круглых модулей.

2

репродуктивный

Наблюдение, практическая  работа

Использование диагностических методик

Аппликация «Салфетка под конфетницу или вазу»

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Аппликация с элементами рисования и письма  «Перо Жар-птицы» Контрольный срез

1

1

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Тест Торренса (креативности)

Аппликация «Весна идет» коллективная работа

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Аппликация. Поделка «Водяная лилия»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Аппликация открытка «9 мая»

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Анализ работ

Аппликация из мятой фактурной бумаги (бумажная пластика)

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Оригами «Веселый зоопарк»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Оригами. Композиция «Лиса с лисятами в лесу»

1

1

репродуктивный

Игра-конкурс, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Оригами Композиция «На реке»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Лепка на стекле «Кисть рябины»

2

продуктивный

Беседа, практическое задание

Умеют рисовать деревья

Лепка на стекле «Кисть рябины» продолжение работы

2

репродуктивный

Объяснение, практическая работа

Выставка детских творческих работ

Лепка на картоне «Стрекоза и муравей»

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Использование диагностических методик

Лепка. «Сказочный дворец»

1

1

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ

Лепка декоративная по мотивам дымковской игрушки «Нарядный индюк»

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Анализ работ

Лепка. «Котишка»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Лепка. «Бабочки»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Использование диагностических методик

Лепка. «Чудо-букет»

2

продуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Лепка. По мотивам народных сказок

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Анализ работ

Лепка. «Ёжики» объемная

2

репродуктивный

Объяснение, практ. работа

Выставка детских творческих работ

Лепка. «Бабочка» объемные

2

продуктивный

Беседа,

практическое задание

Анализ работ

Итоговое занятие. «В гостях у сказки» коллективная работа с элементами рисования, аппликации

0,5

1,5

Творческий.

Игры, соревнования, выставки, творческие мастерские.

Выставка детских творческих работ

Итого:

9

131

Предполагаемые результаты (III г.о.)

Тема

Механизм отслеживания

Предполагаемый результат

Высокий

Средний

Низкий

1

Вводное занятие

Игра, беседа.

Самостоятельно организуют рабочее место, знает правила техники безопасности

Организуют рабочее место, но в процессе работы не может содержать его в порядке, владеет правилами техники безопасности

Подбор необходимых материалов и организация рабочего места с помощью педагога. В процессе работы могут не применять правила Т.Б.

2

Рисование

Наблюдение, выставка, конкурсы,

презентация детских работ родителям;

использование диагностических методик (методика Н.А. Лепской «5 рисунков», «Обведи контур», «Повтори рисунки», «Нарису что- нибудь», «Выставка картин», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.)

Самостоятельно создают индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметны и сюжетные композиции. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Работают уверенно по показу, без показа или образца  теряется, нарушает пропорции.

Задания выполняют неуверенно, прибегают к помощи взрослого, нарушают пропорции и симметрию рисунка.

3

Аппликация

Практическое занятие, выставка, конкурсы,

презентация детских работ родителям;

использование диагностических методик(методика Н.А. Лепской «5 рисунков», «Обведи контур», «Повтори рисунки», «Нарису что- нибудь», «Выставка картин», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.)

Самостоятельно создают сюжетные и декоративные композиции. Изображают различные предметы, используя бумагу разной фактуры.

 Делают работу  с помощью педагога или товарищей.

Не знают правил и не умеют держать и пользоваться ножницами. Не может сделать задание.

4

Оригами

Наблюдение, практическое занятие,

презентация детских работ родителям.

Умеют сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения, сделать изделие по инструкционной карте. Самостоятельно создают композиции.

Делают с помощью педагога или товарищей

не может сделать

5

Лепка

Практическое занятие, творческое задание,

презентация детских работ родителям;

выставка.

Создают различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур

Не всегда передают форму, пропорции, позы и движения фигур. В создании коллективных композиций обращаются за помощью к педагогу.

 В процессе работы обращаются постоянно за помощью к педагогу.

6

Мероприятия отдела.

Наблюдение

Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ.

Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ, но не всегда выполняет их.

Нуждаются в напоминании правил поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ. Необходим контроль.

7

Воспитательная задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества.

 Участие в конкурсах, выставках, знакомство с воспитанниками ДОМа.

Проявляют доброжелательность, товарищество, заботливость, замечают затруднения сверстников и оказывать им помощь.

Данные качества не  достаточно выражены

Появление не наблюдаемых ранее недоброжелательности и агрессивности

8

Развивающая задача: Развитие мелкой и общей моторики, ручной умелости посредством использования разнообразных техник и материалов

Наблюдение, практическое занятие

Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Испытывают трудности при вырезании, конструировании из бумаги, при дорисовывании линий. Недостаточно развита и общая моторика, координация движений.

 Затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Фестиваль музыкального творчества детей с ОВЗ     “Мы все можем!”

Ноябрь-Декабрь

Выставка декоративно-прикладного творчества детей с ОВЗ “Время колокольчиков”

Май -  Июнь 

Акция “Уроки мужества”, посвященная дню защитника Отечества

В течение года

Акция “Молодежь -  за здоровый образ жизни”

Октябрь

Акция “Пусть будет теплой осень жизни…”, посвященная Дню пожилого человека

Октябрь

Тропа доверия “Рука в руке”

Ноябрь

Акция “Помощь другу”, посвященная Всемирному дню инвалидов

Декабрь

Загородные лагеря общения и творчества

Школьные каникулы

ЛИТЕРАТУРА

Педагога

  1. С. В. Аранова Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004.
  2. Н. А. Горяева «Первые шаги в мире искусства» - М. 2004
  3. М. Ф. Иваницкий «Школа изобразительного искусства - 3» -  М.2005

                4.      И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность» -  М., 2007

  1. Б. Н. Неменский «Изобразительное искусство» - М., 2007

                5.      Л.А. Парамонова «Разивающие занятия с детьми»  - М.,2006    

                6.      Н.М. Сокольникова «Основы живописи» -  Обнинск  2010

7.       С.И.  Соколова «Азбука оригами» - М., 2004 г.

  1. Ф. Уотт «Я умею рисовать» - М. «РОСМЭН», 2004г.

 

Учащихся:

  1. Р. Гибсон «Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы» -  М.,2005
  2. Л.В. Иванова «Цветы оригами для моей мамы» -  М.,2005
  3. И.М. Михайлова «Лепим из соленого теста» -  М., 2004

               4.    Н.М. Сокольникова «Основы живописи» -  Обнинск  2010




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет Срок реализации 4 года

В программе «Радуга» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается...

программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования "Юные художники" в старшей группе

прграмма по дополнительному образованию детей посещающих детский сад старшую группу...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.Задачи:  ·       Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ас...

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования детей 6-7 лет.

Программа написана для детей подготовительной группы и содержит план работы кружковой деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Срок реализации Про...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Я-художник» для детей 3 – 7 лет

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художествен...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования.Кружок «Разноцветные пальчики» для детей от 3 до 5 лет

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, ра...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные кляксы»

В программе «Волшебные кляксы» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми...