"Удивительная Хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Билалова Гульмарьям Фанавиевна

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnaya_hohloma.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                     «Удивительная хохлома»

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Тема мероприятия: «Украшение посуды».

Цель и задачи мероприятия:

Цель НОД: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративно-прикладное творчество.

Задачи:

-учить самостоятельно составлять композицию на посуде ( ложки, тарелки, кружки), используя элементы хохломской росписи, ее колорит,

растительно-травный орнамент;

-закреплять знания детей о хохломской росписи: истории возникновения, технологии  изготовления, об основных элементах хохломской росписи, цветовой гамме;

-формировать технические навыки — умело пользоваться кистью ( рисовать кончиком кисти, держа ее в вертикальном направлении), всей кистью (свободно двигать в разных направлениях), тычком;

-развивать мелкую  моторику пальцев рук;

-активизировать  воображение, прививать  художественный вкус;

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.

Предварительная работа:

Беседа о хохломской росписи, рассматривание образцов, иллюстраций, чтение художественной литературы.

Педагогические средства и оборудование:

 иллюстрации,

 предметы с хохломской росписью,

 силуэты хохломских ложек, ваз, подносов,

 гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой,

мультимедийная установка, музыкальный центр, музыкальное сопровождение: «Наша хохлома» Ю.Чичков, Детский хор, «Звезда Россия-Хохлома» Ю. Таран, «Барыня»- русская народная мелодия,

«Танси-полька» - русская народная мелодия.

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться — доброе утро.

Доброе утро  солнцу и птичкам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Ведь доброе утро длится до вечера.

(воспитатель и дети дарят друг другу хорошее настроение,

улыбаясь друг другу).

Воспитатель: Ребята, ко мне приехали друзья из-за границы. Мои гости скоро уезжают и хотят увезти что-нибудь на память о России . Вы же знаете, что из других стран привозят сувениры. Такие, каких нет в других странах.

 А наша Россия давно славится народными художественными промыслами.

И наши гости решили увезти  хохломскую посуду. А я не могу ее найти…  

Вот в этом сундуке  (обращает  внимание детей  на экран ( слайд)

множество предметов  художественных промыслов. Как же мне в них разобраться и найти Хохлому? Поможете мне это сделать?  (ответы детей)

Воспитатель: Тогда давайте попросим наш сундучок открыться.

Сундучок, сундучок открывай-ка свой бочок!

Игра «Путаница». Ход игры.

Показ слайда: - Ребята, это хохломская роспись?

Дети: - Нет, это городецкая роспись!

Воспитатель: - Скажите, какая это роспись?

Дети: - Гжель.

Воспитатель: - Что за роспись появилась на экране?

Дети: - Дымковская роспись!

Воспитатель: А  что это за роспись?

Дети: Это тарелка с хохломской росписью!

Воспитатель:  Спасибо дети, что помогли разобраться с народными промыслами. Поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая. Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы (стол, стул и изделия).

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо люди-мастера!

Хохлома! - Какое странное и веселое слово.

В нем слышится и восхищение - Ох! и восторженное - Ах!

Давайте вспомним, как же оно начиналось это удивительное хохломское художество? Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зарядился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном крае все делалось из дерева. Деревни, где точили. окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается, это совсем не просто.

Внимание! Мы с вами на экране посмотрим процесс изготовления хохломских изделий ( презентация):

1. Вытачивание изделий на станке.

2. Вгонка (грунтовка, обмазывание глиной).

3. Шлифовка посуды. Протирание наждачной бумагой.

4. Шпаклевка и покрытие посуды специальным слоем для деревянных поверхностей.

5.Лужение  ( обмазывание оловянным порошком, чтобы изделие сначала стало серебряным, а  потом, под олифой, золотым).

6.Закаляют в очень жаркой печи, под воздействием температуры лак желтеет. Тогда появляется этот восхитительно медово-золотой цвет.

Отсюда и название — «Золотая Хохлома».

Золотая, потому что все предметы блестят как золото.

Ребенок: Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют Хохломой!

Воспитатель: Какие цвета используют мастера?

Дети: Красный, желтый, черный, зеленый.

Воспитатель: Дети, посмотрите на посуду и скажите, какими узорами мастера украшают свои изделия?

Дети: Листочки, ягодки, завитки, точечки, кустики, веточки, цветы, растительный узор.

Воспитатель.  А все вместе получается золотая хохлома.

Думаю, что наши гости с радостью взяли бы на память сувениры из Хохломы. Но, ребята, не знаю, как нам быть?

Ведь с экрана тарелку гостям не подарить?

Воспитатель: А может, мы с вами попробуем превратиться в мастеров хохломской росписи и распишем наши ложки, вазы, чашки и тарелки? Выберите заготовку, которую вы будете расписывать и пройдите на свои места (детям предлагается на выбор: тарелки, ложки, вазы, кружки).

-Как нужно рисовать травку и завитки?

Дети: Концом кисти тонкой, держа кисточку вертикально, чередуя цвета.

Воспитатель: Что мы можем использовать для рисования ягод?

Дети: Кисть, тычок.

Воспитатель: Обратите внимание на расположение орнамента

(тарелка – по кругу, ваза - по изогнутой линии). Будьте внимательны  в выборе цветовой гаммы. Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для своей посуды.

Скажем волшебные слова: «Ну-ка, краски, мастера, за работу вам пора!». Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

( Самостоятельная изобразительная деятельность детей за столами)

Воспитатель: Сядем рядком, посидим ладком.

Спинки ровные, прямые, мы - ребята удалые.

Включу музыку народную, она в работе помогает и настроение поднимает. На доску я повесила все элементы хохломской росписи, чтобы вам легче было составлять узор.

(Дети расписывают заготовки - посуду, используя элементы хохломского узора.) Оказываю детям необходимую помощь в индивидуальном порядке. Главное правило при составлении узора - элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно. Через 10 минут самостоятельной работы –

 

физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

«Надуть» живот, правую  руку ставить  на пояс

Очень важный, как начальник.

Левую руку   изгибать как носик  чайника

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседать, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Кружиться, рисуя руками круг

Вот серебряные ложки,

Потянуться, руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

Сделать большой круг

 

Заключительный этап.

Воспитатель: Прошу всех мастеров принести готовые работы, повесим на доску. Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

Ай, да, рукодельницы! Ай, да, мастера!

Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.

(дети рассматривают работы, любуются, анализируют).

Воспитатель: Какая работа вам больше нравится? Почему?

Дети:- А мне нравится...

Воспитатель: Понравилось вам занятие?

Что нового вы узнали? Узнали вы что-нибудь, чего не знали раньше?

Узнали вы что-нибудь, что вас удивило? Что вам понравилось больше всего?

Вы расскажете мамам и папам?   Спасибо за вашу работу, мастера!

Воспитатель:  Роспись Хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней наша Хохлома.

Ребята, мои гости из-за границы заказали 5 подарков, а у нас получилось намного больше. Я предлагаю остальные подарки подарить вашим родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Презентация " Удивительная Хохлома"

Презентация к занятию "Удивительная Хохлома"...

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...