Нетрадиционные техники рисования
консультация по рисованию (средняя группа) по теме

Садыкова Екатерина Викторовна

Ум ребенка — на кончиках его пальцев. В. И. Сухомлинский

      Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Цель работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление. В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством — одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст — это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Для развития творчества и систематизации знаний детей дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными приемами и техниками воспитатель должен поставить задачи:
   1.  Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

 2.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

 3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

 4.  Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

 5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.


     Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. При сюжетном рисовании развивается воображение, память, образное мышление и речь., также укрепляются мышцы кистей рук, что необходимо для письма. Дети учатся наблюдать, проводить связи, закономерности между объектами, образами изображения. Дети овладевают приемами и разными техниками рисования. 
Воспитанники узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т.д. Они учатся чувствовать материал: глину, пластилин, карандаш, восковые мелки, песок, соль, тесто, гуашь, акварель, цветной клейстер, крупу, ниткографию, монотипия, рисование ватой, рисованием по стеклу, воском, рисование на тканях, на мокром и т.д. 
     Дети учатся планировать свою деятельность и доводить ее до конца, так как любая деятельность требуют точного соблюдения последовательности производимых   действий и правил.При использовании определённых техник нетрадиционного рисования требуется точность и быстрота движений (например, пока краска не высохла необходимо выполнить определённые действия – выдувание через трубочку, размыть изображение и т.д.), силой нажима на материал или инструмент дети изучают свойство предметов, прочность, толщину линий, глубину цвета. 
На занятиях нетрадиционного рисования знакомлю детей c разными способами окрашивания, различными методом набрызгивания краски. Дети узнают, что рисовать можно не только на бумаге и не только кистью, карандашом, но и руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения c помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, ваты), c помощью природного материала (листьев деревьев, коры, бересты), разрисовывать камушки и т.д

 Нетрадиционные методы рисования активно используются в коррекционной педагогике. С их помощью можно решить следующие задачи:

- развить мышление,

- изучить свойства предметов,

- уметь наблюдать окружающий мир и передавать своё отношение к нему, через рисование разными способами, методами, формами,

- экспериментировать с изобразительными средствами.

    Таким образом, педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. Формируется способность создавать сюжет, определять тему рисунка, композиции, осуществлять отбор предметов, персонажей будущего рисунка. Воспитатель должен развить у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования. В результате работы дети должны научиться творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрести опыт эстетического восприятия. Они должны научиться создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для воплощения. Содержание рисунков должны стать интереснее, содержательнее, замысел богаче. Творения живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусства. Дети должны обрести уверенность в себе, преодолевать страх чистого листа бумаги, начать чувствовать себя маленькими художниками.


 

 

 



 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...