"Вереница праздничных чудес."
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Тема: "Вереница праздничных чудес"
Программное содержание.
- Расширять представления детей о русской народной одежде, деталях русского костюма, способов украшения.
- Развивать интерес к изучению истории Отечества, его культуре.
- Закрепить знания детей о ручной набойке, как об одном из видов искусства.
- Закрепить умение детей создавать узор из различных элементов (листьев, цветов) способом ручной набойке, используя манерки с изображением растительного орнамента.
- Учить детей задумывать красивый необычный узор платка, подбирая красивые сочетания.
- Развивать художественный вкус, творческие способности детей.
- Помочь детям сделать открытия: все прекрасные платки - это произведение искусства.
Материал.
- Мольберты.
- Манерки с элементами растительного орнамента, из сырого картофеля.
- Гуашь шести цветов на выбор детей.
- Платки (ткань) 60х60 см для выполнения работ.
- Записи русской народной музыки.
- Платки с растительным орнаментом.
- Репродукции картин с изображением женщин в платках.
- Занятие проходит в музее «Русская изба».
- Палитра, салфетка, баночки с водой.
Предварительная работа.
- Моделирование элементов русского костюма.
- Рассматривание иллюстраций к книгам по истории Древней Руси.
- Рассматривание и беседа о павлопосадских платках.
- Детальное рассматривание кукол в народных костюмах.
- Изготовление отдельных элементов русского костюма (поясок, венец, передник)
- Задание на дом: поговорить со своими мамами и бабушками о том, какие платки они любят носить, почему. Принести по одному платку в музей «Русская изба».
Последовательный ход занятия.
Дети и воспитатель в русских народных костюмах ждут гостей, встречаем с хлебом-солью.
Воспитатель:
Кто пришел на наши-то смотрины
Ступит тот на подметенный чистый пол
Увидит тот нарядную девушку
Чисту, белу-пребелу красавицу.
Воспитатель: Милости просим гости дорогие! Здравствуйте! Проходите, садитесь пожалуйста.
- Ребята, посмотрите, какие прекрасные платки сегодня у нас в избе. Вам не кажется, что стало как-то теплее и уютнее от этой красоты? А знаете ли вы, что платок всегда был самым желанным подарком для русской женщины? Ухаживал ли парень за девушкой, возвращался ли домой крестьянин с базара, справлялась ли свадьба или крестины, во всех случаях подарком выражались любовь, внимание к женщине. По древнему русскому обычаю голова женщины должна быть всегда покрытой. Когда наступал праздник и крестьянки собирались на гулянье, они вынимали из заветного сундучка свои платки и долго, любуясь перебирали их. Были там платки, которые одевали на сенокос, а иные только на большие праздники (Вынимаем несколько платочков из сундучка, определяемся с детьми в каком платке куда бы пошли и когда бы его одели. Достаем маленький платок)
- А вот с этим платочком мы поиграем.
Игра с платочком. Звучит русская народная мелодия.
- А это что за гостья к нам пришла? (Обращаясь к матрешке).
- Матрешка хочет что-то сказать (наклоняясь к ней). Она говорит, что тоже пришла на «смотрины», только вот ни как не может определиться какой платок ее лучше выбрать. (Подбираем платок для матрешки. Можно накинуть на нее платок синего цвета с цветами, потом красного, спрашивая, ребят, который больше подходит).
- Ребята, посмотрите, какие удивительные по цвету платки. Чем они украшены? Как расположен узор на платке? (в середине, по краям, в уголках) узор симметричный.
-Ребята, а хотели бы вы сами, как настоящие художники, создать платок для себя, ведь у нас с вами сегодня праздник «Смотрины».
- Художник, прежде чем начинает рисовать листья и цветы, придумывает композицию. Определить (спрашивая детей) последовательность выполнения узора: сначала надо найти серединку квадрата (платка) отметить ее; проверить, правильно ли она найдена, затем размещать цветы по углам, сторонам.
- Кто помнит, с помощью чего наносится узор на ткань? (Манерка). Не забывайте, что манерку надо аккуратно обмакнуть в краску и затем плотно прижать к ткани.
Прежде, чем заняться работой, мы с вами подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Выполнение работ детьми (Звучит русская народная мелодия) в процессе работы поощрять яркость, красочность, необычность узора на платочке.
Анализ работ.
Рассматривание платочков, выбор лучшего. Привлечь к анализу работ матрешку: «Я бы выбрала вот этот платок, потому что он самый красивый, нарядный, праздничный».
- Молодцы, после работы на Руси водили хороводы. Мы тоже знаем хоровод «На горе то калина», но пока наши платочки сохнут, мы с вами будем танцевать вот в этих нарядных платочках (Раздать настоящие платки).
Итог занятия.
- Вот и закончились наши смотрины, а наряд сложим в сундучок до широкой Масленицы. (Открываем сундучок, а там шоколадные медальки всем детям).
-Мы с вами были настоящими мастерами, расписали великолепные платки. Ваши платки тоже произведения искусства. Значит, наши ручки умелые сотворили чудеса.
«Говорят у россиян руки не простые
Говорят, у россиян руки золотые
Слава всем мастерам да умельцам
Что вложили в них душу и сердце!
Слава выдумке скромной, да броской
И земле нашей Нижегородской!»
На заключительном этапе работы мы провели контрольную диагностику (см. стр. 39, Таблица), где проверялись выдвинутые предложения на том же материале, по методике, которая использовалась перед началом опытно- экспериментальной работы. В повторной диагностике мы поставили задачу выявить, как изменился уровень сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы.
В первом задании «Ярмарка» была поставлена цель: определить уровень знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Анализируя полученные данные можно отметить следующее: общий уровень детей повысился, кроме Васи (средний уровень), тогда как в первоначальной диагностике с этим заданием справились только Настя и Света (высший уровень). С незначительными отклонениями в этом задании Аня, Юля, Люба, Дима, Даша (средний уровень); у Васи был уровень ниже среднего.
Во втором задании «Нарисуй орнамент» была поставлена цель: определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов различных геометрических формах. В этом задании высшего уровня достигли Настя, Аня, Света, Люба, Дима, Даша (в первоначальной диагностике у них был средний уровень), а Вася и Юля достигли среднего уровня (в первоначальной диагностике уровень был ниже среднего).
В третьем задании «Укрась ткань» была поставлена цель: определить уровень умения украшать силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла. Результаты третьего задания показали, что высшего уровня достигли Настя и Света (в первоначальной диагностике был средний уровень), на среднем уровне остались Дима и Даша. Аня, Люба, Вася, Юля с уровня ниже среднего поднялись на средний уровень.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Празднично-игровые технологии Празднично-игровые технологии
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЖ...

Праздничное мероприятие «Страна чудес, страна талантов»
Праздничное мероприятие, на котором дети показывают все свои таланты...

Праздничное мероприятие "Поле Чудес"
Создание праздничного настроения детям и их родителям.В ходе праздника всех ждут весёлые игры, песни и танцы....

Сценарий праздничного шоу к 8 Марта "Круговорот чудес" для детей подготовительной группы
Утренник проходит на основе праздничных выпусков знакомых телепередач в гостях у детского сада....
Кружок "Рукотоворные чудеса"" "Праздничный поднос"" занятие 10
Продолжаем кружковую деятельность Сегодня оформлять гжельской росписью деревянный поднос.Учились рисовать цветок,наносить узор сеточку....
Сценарий Новогоднего праздничного утренника для детей младшего дошкольного возраста "Новогодние чудеса"
Сценарий Новогоднего праздничного утренника для детей младшего дошкольного возраста "Новогодние чудеса"...

