Программа дополнительной услуги изобразительной деятельности "Нетрадиционные техники рисования"-публикация :www.obr-i-tvor.ru
методическая разработка по рисованию на тему

Бурковская Елена Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Колосок»  комбинированного   вида   села  Ермолаево   муниципального    района       Куюргазинский район    Республики Башкортостан.

                                                                                                                                                               

                                   РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

              дополнительной услуги  изобразительнй  деятельности    

                       «Нетрадиционные  техники     рисования»

                                       срок реализации 2 года

                                         возраст детей  5-7 лет

 

                                                                                                  Составитель:Е.А. Бурковская

                                                                                                  воспитатель первой

                                                                                                  квалификационной категории                                                                  

                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                              2016 год                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Содержание:

I раздел целевой

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи.

3. Принципы построения программы.

4. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

II  раздел содержательный

1.Календарно-тематический план.

2. Способы и направления поддержки детской инициативы.

3. Особенность взаимодействия с семьями воспитанников.

III раздел организационный

1. Описание материально - технического обеспечения программы.

2. Работа по программы в режиме дня.

3. Особенность предметно - пространственной среды.

 Раздел целевой

1.Пояснительная записка

В основе  программы лежат  разработки И.А.Лыковой , которая является кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института  художественного образования Российской Академии Образования. Программа предназначена для кружковой работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста.

      Дошкольное детство важный и благоприятный период  для развития творческих способностей детей.    Нетрадиционные техники изображения – это способы создания нового оригинального произведения  искусства, в котором гармонизирует  и цвет , и линия, и сюжет. Нетрадиционные способы рисования соответствуют методике  свободных  ассоциаций  и вызывает у детей желание рисовать.

       Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию: фантазии, внимания, памяти, речи, мышления, любознательности, продуктивности, воображению, развитию  тактильного  восприятия, ,а так же  развитию мелкой  моторики рук. . Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

•        мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

•        пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

•        внимания и усидчивости;

•        мышления;

•        изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

•        кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.                                                                                       Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположенные очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

   Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении  быстрее других. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

● Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).

● Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).

● Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

   Зачем нужно развивать мелкую моторику?

● Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника

● Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

● Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления. 

    Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью,быстротой получения изображения   способствуют развитию мелкой моторики рук.

   Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

2.Цели и задачи:

Цель: создать условия для развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики,по- средством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.

 2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

 3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию,    изобретательность ,пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.

 4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

 5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

6.Поощрять желания детей использовать  нетрадиционные техники в разнообразной деятельности.

7.Обеспечить родителей информацией о формах нетрадиционных техник рисования с детьми.

3.Принципы построения программы:

1.  развитие ребенка, его активность, инициативность и самостоятельность.

2.  соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. интеграция содержания образовательных областей, видов детской деятельности .

4.  индивидуальный подход к  каждому ребенку;

5.  сотрудничество детей и взрослых,

6. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

7. игровая формы подачи материала;

8.  сотрудничество с семьей;

9.  простого к сложному.

4.Планируемые результаты освоения рабочей программы:

- создание «Центра творчества», в котором имеется  все необходимое для нетрадиционной техники рисования  

-оформление  альбомов в нетрадиционной технике рисования

- создание журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем».

- развитие  способностей  детей самостоятельно изготовить праздничную открытку                           - рисовать, используя нетрадиционные техники

-рассказать о рисунке и используемых нетрадиционных техниках рисования

-итоговая выставка за год.

II.Раздел содержательный

1. Календарно – тематический план на 2016 – 2017 учебный год.

Структура занятия:        

1.тема занятия        

2.нетрадиционная техника        

3.программное содержание        

4.оборудование

Сентябрь

1.«Летний луг»        

Восковые мелки, печать по трафарету.        

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.        

Бумага (А3),  восковые мелки, акварель.Трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролон, тампоны, кисти.

2«Бабочки, которых я видел летом»        

Монотипия, обведение ладошки и кулака.        

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» ( ладошка с сомкнутыми пальцами –большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией ( на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.Силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

3.«Ёжики»        

Тычок жёсткой кистью, оттиск смятой бумагой.        

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.        

Иллюстрации с изображением ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, гуашь, кисть, сухие листья, клей.

4. «Красивая ваза»        

Печать поролоном с трафаретом.

Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.        

Трафареты с изображением ваз разной формы, прикрепленные скрепками к плотной белой бумаге формата А4. Поролоновые губки, гуашь в тарелках, кисть. Образцы готовых работ. Разрезные картинки с изображением ваз.

Октябрь

5.«Осенние листья»        

Тиснение        

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение из них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев)        

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения, гуашь, кисти.

6.«Астры в вазе

 (с натуры)»        

Восковые мелки.Учить анализировать натуру, выделяя её особенности. Закрепить приёмы рисования восковыми мелками. Развивать чувство композиции.        Букет осенних цветов, лист бумаги тёмного цвета, восковые мелки.

7.«Я шагаю по ковру из осенних листьев»        

Печатание листьями, печать по трафарету        

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях.        

Листы формата (А3) чёрного цвета. Опавшие листья, гуашь, кисти, поролон, трафареты.

8.«Мой любимый свитер, платье»        

Оттиск печатками, рисование пальчиками.        

Закрепит умение украшать свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.), а по ворсу – мелкий узор в полосе.        

Свитер, платье вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь, рисунки одежды, одежда кукол.

Ноябрь

9.«Моё любимое дерево осенью»        

Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия.        

Учить отражать особенности изображаемого предмета. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.        

Уголь, печатки, трафарет, жёсткая кисть, бумага (А4) голубого цвета, кисти, гуашь, эскизы пейзажей осени.

10.«Я люблю пушистое, я люблю колючее»        

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролон.        

Совершенствовать умение детей в различных изображаемых техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.        

Белая бумага, жёсткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон.

11.«Первый снег»        

Монотипия, рисование пальчиками.        

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.        

Лист формата (А4) тёмно-голубого цвета, чёрная гуашь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации.

12.Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры)        

Восковые мелки        

Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.        

Овощи, бумага тёмного цвета, восковые мелки, репродукции натюрморта.

Декабрь

13.«Животные, которых я придумал(а) сам(а)»        

Кляксография        

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.        

Чёрная тушь, бумага 20х20, гуашь, простой карандаш, восковые мелки.

        

14.«Мои любимые снежинки» «Снегопад»        

Набрызг        

Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках. Упражнять в изображении состоянии погоды в рисунке (снегопад); развивать чувство композиции, колорита.        

Репродукции картин, бумага  голубого и темно-серого цвета, мисочки под белую гуашь, жесткие кисти, кусочки картона для набрызга.

15. «Зимний вечер»        

Черно-белый граттаж        

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.        

16.«По замыслу»        

Различные        

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.        

Всё имеющееся в наличии.

Январь

17.        «Обои в моей комнате»        

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиком        

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры.        

Бумага А3, печатки, поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев.

18.«Филин»        

Тычок полусухой жёсткой кистью        

Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.        

Бумага А3, уголь, жёсткая  и мягкая кисти, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы.

19.«Сказочные цветы»        

Закрепить умение и навыки рисовать необычные цветы, используя разные приёмы работы восковыми мелками. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.        

Восковые мелки, бумага разных цветов А4, А3, иллюстрации.

Февраль

20.«Я в подводном мире»        

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель        

Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рака, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции.        

Голубой лист А3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации.

21.«Путешествие в страну» «Клякс»        

Кляксография        

Закреплять умение рисовать в технике "кляксография" и "диатипия"(техника, которая по своим изобразительным возможностям напоминает монотопию) .        

Листы бумаги формата А4, разведенная гуашь разных цветов, трубочки для коктейля,

пластмассовые ложечки, кисть для рисования, бумажные салфетки.

22.«Семёновские матрёшки»        

Рисование пальчиками        

Знакомство с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.        

Семёновские матрёшки, гуашь, акварель, салфетки.

23.«Ветка с первыми листьями»        

Оттиск печатками        

Продолжать учить анализировать натуру, определять в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать печатками, передавать цвет листвы.        

Лист А3, гуашь, кисти, печатки, зелёная гуашь в мисочках, веточки с полураспустившимися зелёными листьями в вазе, эскизы.

Март

24.«Открытка для мамы»        

Печать по трафарету, рисование пальчиками        

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному.        

Лист А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зелёная гуашь в банке, кисти. Трафареты цветов, поролон, салфетки, иллюстрации, открытки.

25.«Моя мама»        

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования сангиной, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции.        

Листы бумаги А4, А3, сангина, репродукции женских портретов.

26.«Подснежники для моей мамы»        

Акварель + восковые мелки        

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую голову подснежника. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага А4, акварель восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

27.«Фрукты на блюде»        

Акварель + восковые мелки        

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели.

Фрукты (муляжи), тарелка, бумага А4, восковые мелки, кисти, акварель, эскизы.

Апрель

28.«Моя воспитательница»        

Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами для создания выразительнымими образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приёмами рисования сангиной.

Бумага различного формата, сангина, эскизы.

29.«Расцвели чудесные цветы» (жостовский поднос)        

Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

Чёрная бумага А4, гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы.

30.«Звёздное небо»        

Набрызг, печать поролоном по трафарету        

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.        

Бумага А3, кисти, гуашь, трафареты, поролон, жёсткая кисть, картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации.

31.«Чудесный букет»        

Монотипия        

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

Бумага А4, А3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки.

Май

32.«Как я люблю одуванчики»        

Восковые мелки + акварель, обрывание, тычкование        

Совершенствовать в данных техниках умения. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.        

Белая бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки, зелёная бумага, синтепон, клей.

33.«Берёзовая роща»        

Рисование свечой        

Закрепить умение рисовать свечой, акварелью. Учить создавать образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции.        

Бумага А3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей.

34.«Вишня в цвету» (с натуры)        

Рисование пальчиками, тычками        

Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.        

Цветущая вишня, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага А3 голубого цвета, эскизы.

        

2.Способы и направления поддержки детской инициативы.

-групповая и индивидуальная работа с детьми;

 -выставки совместных творческих работ детей;

 -тематические развлечения;

-оформление предметно-окружающей среды;

- рганизация мини - музея «Моя открытка»;

-украшение группы работами детей в нетрадиционных техниках рисования;

- детские выставки в детском саду и за его пределами;

- участие в онлайн-олимпиадах,конкурсах.

- участие детей в муниципальных конкурсах рисунков.

3.Особенность взаимодействия с семьями воспитанников.

 -Индивидуальные консультации;

-беседы;

- папки-передвижки;

- информационные стенды;

- выставки совместного творчества (родители, дети);  

- анкетирование ;

-консультации для родителей;

 -родительские собрания с использованием ИКТ;

-мастер-классы с родителями с использованием ИКТ.

III. раздел организационный

1.Описание материально - технического обеспечения программы:

-ИКТ

-музыкальный центр

-фотоаппарат

- наборы бумаги.

- дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

- художественно-изобразительного материала.

-  нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;

-  демонстрационного наглядного материала.

2.Работа программы в режиме дня.

Содержание программы реализуется через дополнительную услугу во вторую половину дня,                              используется в образовательной деятельности.

3.Особенности развивающей  предметно - пространственной среды.ИЗО-студия  изобразительной деятельности:

книжки-раскраски; картотека нетрадиционных техник рисования; альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.; альбомы с разными изображениями травы, деревьев, солнца, домов и т.д., дидактические игры для развития творческих способностей, воображения;

•Гуашь, акварельные краски, восковые карандаши, пастельные мелки, восковые мелки, фломастеры, маркеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, поролоновые губки, тычки, уголь, сангина, свечки, коктейльные трубочки, оттиски разных форм, нитки, сухие листья и т.д.; глина, пластилин, тесто, материалы для декора; бумага различной фактуры и размера, картон, клей ПВА;

•Инструменты: кисти нейлоновые или  с натуральным ворсом от № 2 до № 10 (в зависимости от возраста и задач в рисовании) и щетина № 7, 8, ножницы, палитры, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты; клеенчатые скатерти, банки двойные, подставки под кист.

Таким образом, художественная развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать принцип доступности и максимально комфортное состояние дошкольников в группе.                                        

  Список литературы:                                                                                                                                             1.И.Ф.Лыкова ИЗО-деятельность в д.саду.Программа  художественно-эстетического развития в изобазительной деятельности 2-7.лет.

2. Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи        дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 1999.

3. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.

4.зина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт–Петербург, 1997.

5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт–Петербург, 1999.

6. Кольцова М. Ребёнок учится говорить. М., 1998.

7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

8. Интернет ресурсы:

Слайд Техника рисования тычками на поролоне- развивает пространственное ориентирование на листе бумаги .                                                                                                                                                                      Слайд Техника рисования по мокрому позволяет развить эстетический вкус у детей.СлайдТехника рисования отпечатками листьев вызывает у детей эмоциональный отклик и.т.д.                               Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка по нетрадиционной технике рисования в ДОУ.

Уважаемые  коллеги,  представляю  Вашему  вниманию  программу  кружковой  работы  по  нетрадиционной  технике  рисования  в  ДОУ.1. Поя...

Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет Кружок «Волшебные краски»

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

Программа кружка по нетрадиционной технике рисования.

По данной прграмме работала в старшей группе. Дети с большим интересом и удовольствием работали на занятиях. Буду рада, если кому -то  материал пригодиться....