Игры, помогающие в работе с портретом с детьми подготовительной к школе группы.
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Лухнова Лариса Сергеевна

Игры, помогающие в работе с портретом с детьми подготовительной к школе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛухноваJI.C. Воспитатель по изобразительной деятельности

Игры, помогающие в работе с портретом с детьми подготовительной к

школе группы.

Игра «Художник и модель». Цель: Развивать воображение. Материалы: натурщик. Краткий ход:

Дети выбирают себе пару. Один из них будет художником, другой моделью. Модель, должна стоять или сидеть неподвижно, для того чтобы, художник смог ее точно и правильно нарисовать. Художник рисует по контуру воображаемым карандашом на воображаемом листе, закрепленном на воображаемом мольберте. Игровой итог: воображаемый портрет в воздухе.

Игра « Угадай настроение».

Цель: Развивать умение описывать настроение и эмоции героя, используя различные анализаторы. Материалы: натурщик. Краткий ход:

Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем проводится игра « Передай настроение». Дети самостоятельно выполняют задание педагога, передают настроение выражением лица (радость, грусть, задумчивость).

Игровой итог: угадать настроение человека. Игра « Оживляем картину».

Цель: Закрепить понятие «портрет».,Способствовать развитию заинтересованности детей. Краткий ход:

Дети выбирают любую репродукцию из предложенных педагогом , говорят о жанре ,колорите, композиции данного произведения. После этого самостоятельно распределяют роли и исполняют живую картину. Игровой итог: живая картина-портрет.

Игра « Ассоциативные цепочки».

Цель: активизировать словарь детей, закрепить оттенки цветов. Краткий ход:

Педагог показывает карточку определенного цвета, а ребята называют предметы, которые присутствуют в картине соответствующие цвету. Предметы: разноцветные карточки, портретные репродукции. Игровой итог: активизация словаря закрепление цветов.

Игра « Волшебные картинки».

Цель: Определить вид портрета, его настроение, придумать название произведения.

Материалы: бросовый материал, аппликативный материал; портретные репродукции художников. Краткий ход:

Педагог показывает или рисует иллюстрации (портрет в цветах, портрет в рамочке на столе, грустный портрет), остальные участники придумывают названия картинкам.

Игровой итог: закрепление понятия о видах портретов. Игра « Одень портрет».

Цель: Изобразить портрет своего любимого героя и предлагается нарядить его при помощи аппликативного материала. При этом вспомнить пропорции построения портрета; виды портрета; в реальном или фантастическом мире изображен портрет.

Материалы: аппликативный материал; альбомный лист, художественные

материалы.

Краткий ход:

Выбирается любой портрет. Ребятам предлагается нарядить своего героя при помощи аппликативного материала (цветная бумага, фольга, ткань, мех). Игровой итог: Графический портрет с элементами коллажа.

Игра «Ищем портрет».

Цель: Учить детей составлять портрет. Быть внимательными, выбирая карточки с нужными изображениями.

Материалы: парные картинки с разными образцами портретов. Краткий ход: Педагог заготавливает парные картинки с разными образцами портрета, причем так, что, если сложить две парные карточки, должен получиться единый портрет.

Всем детям раздают по одной карточке. Дети должны внимательно рассмотреть свой портрет. Педагог раскладывает N-oeколичество парных карточек на стол, дети должны узнать в повторяющихся сюжетах только свой. Затем подойти со своей карточкой и соединить обе парные карточки.

Если правильно угадал - получается единый портрет (портреты: погрудный, поясной, поколенный, фигура, многофигурный).Полученные портреты выставляются на мольберте.

Игровой итог: Составление единого портрета, при помощи разных картинок. Игра «Опиши соседа».

Цель: Учить детей внимательно рассматривать черты человека (соседа), давать словесный портрет по схеме.

Игра « Фоторобот».

Цель: развивать умение узнавать и изображать эмоции, которые хотел передать художник.

Предметы : схемы(различные варианты черт лица, разные по форме и цвету, изображения глаз, бровей, носов губ, ушей, подбородков ,и.т.д.);альбомный лист, клей ,фломастеры. Краткий ход:

Моделируем лицо любого человека (собираем различные варианты черт лица, разные по форе и цвету, изображения глаз, бровей, носов , губ , ушей, подбородков , и т.д. Отгадай? кого из нас хотел изобразить художник. Игровой итог: портрет-фоторобот.

Игра « Выставка художников портретистов» Цель: Закрепить понятие о видах портретов. Материалы: художественные папки с репродукциями. Краткий ход:

Педагог предлагает навести порядок в папках с репродукциями, которые нечаянно перепутались, среди них нужно выбрать одни портреты. Игровой итог: закрепление понятия о видах портретов.

Игра « Общий рисунок».

Цель: каждый присутствующий художник должен постараться угадать вйд портрета вперед идущего автора и дорисовать какой - либо элемент, с учетом своего цвета.

Материалы: цветные карандаши, альбомный лист. Краткий ход:

Каждому игроку дается альбомный лист и карандаш определенного цвета. По сигналу все начинают рисовать какой-либо портрет (погрудный, поясной, фигурный и т.д.). Стараясь изображать ту часть портрета которая соответствует цвету карандаша. Причем ту часть, для которой подходит цвет его карандаша. Через 1-2 минуты по сигналу педагога все передают свои листы соседу справа. Задача каждого, постараться угадать вид портрета вперед идущего автора и дорисовать какой-либо элемент портрета, с учетом своего цвета. Игровой итог: общий портрет.

Коллективная игра « Сочиняем портрет».

Цель: составление коллективного единого портрета, имеющего общий сюжет. Краткий ход:

Из коробки, где собраны различные картинки (вырезки из журналов, сюжетные зарисовки), берем по одной картинке и составляем коллективный портрет. Каждый участник придумывает 1-2 предложения, в итоге портрет должен иметь общий сюжет.

Игровой итог:Колажный портрет.

Материалы: схема составления рассказов по портрету; картонная рамка, натурщик.

Краткий ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга внимательно, и описать своего соседа по схеме.

Можно использовать прием рамки: предлагается одному ребенку взять в руки рамку, изобразить портрет, а всем остальным словесно описать эту живую картинку.

Игровой итог: словесный портрет.

Игра «Художник и модель»

Цель: Развивать воображение.

Дети выбирают себе пару. Один из них будет художником, другой моделью. Модель, должна стоять или сидеть неподвижно, для того чтобы, художник смог ее точно и правильно нарисовать. Художник рисует по контуру воображаемым карандашом на воображаемом листе, закрепленном на воображаемом мольберте.

Игра « Угадай настроение»

Цель: Учить описывать настроение человека, по выражению лица.

Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем проводится игра « Передай настроение». Дети самостоятельно выполняют задание педагога, передают настроение выражением лица (радость, грусть, задумчивость).

Игра « Оживляем картину»

t

Цель: Закрепить понятие « портрет».

Дети выбирают любую репродукцию из предложенных педагогом , говорят о жанре ,колорите, композиции данного произведения. После этого самостоятельно распределяют роли и исполняют живую картину.

Игра « Ассоциативные цепочки»

Цель: Педагог называет цвет, а ребята называют предметы , которые присутствуют в картине ^соответствующие цвету .

Игра « Фоторобот»

Моделируем лицо любого человека (собираем различные варианты черт лица, разные по форе и цвету, изображения глаз, бровей, носов , губ , ушей, подбородков , и т.д. Отгадай? кого из нас хотел изобразить художник.

Игра « Выставка художников портретистов»

Цель: Закрепить понятие о видах портретов.

Педагог предлагает навести порядок в папках с репродукциями, которые нечаянно перепутались, среди них нужно выбрать одни портреты.

Игра « Общий рисунок»

Каждому игроку дается альбомный лист и карандаш определенного цвета. По сигналу все начинают рисовать какой-либо портрет (нетрудный, поясной, фигурный и т.д.). Причем ту часть, для которой подходит цвет его карандаша. Через 1-2 минуты по сигналу педагога все передают свои листы соседу справа. Задача каждого, постараться угадать вид портрета пред идущего автора и дорисовать какой-либо элемент, с учетом своего цвета.

Коллективная игра « Сочиняем портрет»

Из коробки где собраны различные картинки (вырезки из журналов , сюжетные зарисовки ),взять по одной картинке и составлять коллективный портрет .Каждый участник придумывает 1-2 предложения , и в итоге портрет должен иметь общий сюжет.

Игра « Волшебные картинки»

Педагог показывает или рисует иллюстрации (портрет в цветах, портрет в рамочке на столе, грустный портрет), остальные участники придумывают названия картинкам.

Игра « Одень портрет»

Выбирается любой портрет. Ребятам предлагается нарядить своего героя при помощи аппликативного материала (цветная бумага, фольга, ткань, мех).

Игры и творческие задания, помогающие детям в работе с портретом.

  1. «Что лишнее?»

Цель: определение жанра картины.

Дети определяют жанр картины и, классифицируя их по признакам, находят «лишнюю».

  1. «Найди нужную картину»

Цель: умение определить с помощью «Да-нет» определённую картину. Воспитатель предлагает вниманию детей серию картин, разных по жанрам и по-разному расположенных. Дети с помощью алгоритма «Да-нет» определяют, с какой картиной будут работать.

  1. «Сыщики»

Цель: уметь ориентироваться на плоскости картины.

Педагог или ребёнок предлагает отыскать по описанию предмет или часть объекта. Можно использовать морфо-таблицу (суммируя её признаки, отыскать искомое на картине), например - глаза или руку и т.д.

  1. «Угадай, что я вижу»

Цель: развитие воображения, умение анализировать, сравнивать. Педагог или ребёнок описывает пространственное расположение, признаки части объекта или сам объект, а дети определяют его положение и название.

  1. «Кто больше назовёт значений имени признака» Цель: учить выделять основные признаки объектов.

Обследование объекта с помощью разных органов чувств и описывать ощущения словами.

  1. «Аукцион»
  2. «Кто самый внимательный»
  3. «Охота за подробностями»

Цель игровых приёмов: активизация внимания детей при работе над портретом.

  1. «Что не так?»
  2. «Что        не похоже?» 11 .«Что похоже?»

Цель: различение деталей одежды по описанию. Развитие внимания, воображения.

  1. «Машина времени»

Цель: определение объекта во временных отрезках. Развивать творческое воображение, речемыслительную деятельность, умение прогнозировать: что будет, предсказывать, что было?

  1. «Угадай        настроение»

Цель: определение чувственных переживаний героя. Описывать настроения

героя, используя различные анализаторы.

Цель: Подготовить детей к усвоению обобщенной модели рассказ по портрету. Игры проводятся параллельно в 2-х подгруппах Игры разные.

Игра: «Разложи портреты по возрасту»

Цель: Учить детей ориентироваться в возрасте людей.

Ход: Перед ведущим разложены портреты людей разного пола, возраста, цвета волос (на столе).

Ведущий выбирает и раскладывает на магнитной доске портреты от самого молодого до самого пожилого (могут быть 2 ведущих, 1 раскладывает фигуры девочки женщины, 2 мальчиков и мужчин).

Игра «Разложи портреты по цвету волос» Цель: активизация словаря, закрепление оттенков цветов.

Ход: Ведущий раскладывает портреты по цвету волос от самого светлого до самого темного (или наоборот).

Аналогично можно выполнить задание, разложив портреты по длине волос.

9

Игра «Определи возраст» Цель: Учить детей ориентироваться в возрасте людей. Ход: Перед ведущим - картина с несколькими героями разного возраста. Ведущий определяет приблизительный возраст, находит нужную по возрасту фигуру- трафарет, лежащий на столе, и подставляет к герою картины.

Игра «Определи количество героев одного возраста» Цель: Учить детей ориентироваться в возрасте людей и закрепления согласования числительного с прилагательными и существительными.

Ход: У ведущего фотография группы людей (групповая фотография вместе с воспитателями) нужно найти: по заданию (по фигурке трафарета)

  1. количество девочек Б) количество мальчиков
  2. взрослых разного возраста

Игра «Смешной портрет» Цель: показать детям, что люди бывают разные, учить не смеяться над недостатками других людей.

Игра «Скульптор»

Один - ведущий скульптор Второй - пластилин

Цель: Учить соотносить пару героя с его характером (профессий, родом занятий).

Ход: ведущий «лепит любую фигуру»- «пластилин» - подчиняется рукам скульптуре.

Игра схематизация: «Узнай по схеме картину» Цель: продолжить учить детей ориентироваться на плоскости, выделять характеристику, части, соотносить ключевые предметы с геометрическими формами. Ход: перед детьми 3-4 картины. Ведущий молча на доске рисует схему расположения героев на картине остальные ребята на схеме находят нужную картину.

Игра «Составь схему» Цель: учить детей составлять графический план с учетом размера героев. По предложенной картине или ситуации (гости в зале) вместе составляют схему.

Игра «Фоторобот»

Цель: развивать умение узнавать и изображать эмоции, которые хотел передать художник.

Ход: Ведущий составляет лицо в соответствии на листе бумаги с лицевой стороны нарисован портрет любого героя. Ведущему предлагается показать разные эмоции (радость, страх и т.д.). Ведущий показывает (желательно держать перед ним зеркало).

Игра «Узнай кто ты?» Цель: развивать умение задавать правильные вопросы по схеме.

Ход: Ведущий вставляет свое лицо в отверстие листа (не видя, что нарисовано на портрете задает вопросы (по да - нетке) ему отвечают только да - нет. Ведущий должен догадаться, кто нарисовал на лицевой стороне картины.

Игра «Портрет на память» Цель: Способствовать развитию заинтересованности детей.

Ход: Ведущий (Л.Н.и Е.И.) раздвигают шнур (ленты) в виде большой рамки. Дети встают за рамку. Ведущий говорит (1,2,3, - замри) дети замирают в различных позах (мысленно считают до 10). Затем: 1-2-3 - отомри. Игра закончена.

Я и Я

Здесь собраны упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.

«Психологический автопортрет»

На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: «За что меня можно любить?», на другой половине — «За что меня можно ругать?» Если ребенок еще не умеет писать, можно попросить его ответить на эти вопросы устно, а затем обсудить, что можно сделать для того, чтобы ругать его было не за что. Обратите внимание на то, чтобы варианты предлагал сам ребенок, и вы вместе обсуждали, насколько они приемлемы.

«Кто я?»

Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я» Например: «Я — девочка», «Я — человек, занимающийся спортом», «Я — хороший человек» и т. п. Взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.

Эта игра дает детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон,' расширить представления о себе.

«Составь рассказ»

Ребенку предлагается составить рассказ на какую-нибудь тему, которую ему может предложить взрослый, или он выбирает ее сам. Темы могут быть такими: «Я люблю, когда ...», «Меня беспокоит...», «Когда я злой...», «Когда мне плохо...», «Когда меня обижают...», «Что я не могу...», «Я боюсь...». Важно, чтобы ребенок давал не односложный ответ, а полный, развернутый рассказ. Затем эти рассказы можно проиграть, причем, в главной роли должен быть сам рассказчик. Вместе с детьми можно продумать пути выхода из этих ситуаций и тоже проиграть их.

«Слушаем себя»

Взрослый обращается к ребенку: «Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям... Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал»? Ребенок делится своими впечатлениями. Это упражнение развивает концентрацию внимания, способствует обращению внимания на себя, на свои чувства.

«Зоопарк»

Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат

«Страна клякс»

Это упражнение может быть как индивидуальным, так и групповым. Перед детьми кладется большой лист бумаги, на котором они должны нарисовать кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагается попробовать разглядеть в кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.

«Как стать самим собой» (беседа)

Перед этой беседой хорошо бы выполнить упражнения «Кто я?» и «Психологический автопортрет». Затем обсудить, что мешает ребенку быть таким, каким он хочет, и как ему можно избавиться от этих помех. В этой же беседе можно обсудить и обыграть с детьми «Правила хорошей работы»:

  1. Все заранее планируй.
  2. Приготовь рабочее место, инструмент.
  3. Попроси совета у старших, как лучше выполнить эту работу.
  4. Будь аккуратен, не торопись.
  5. Если не получается — не отчаивайся, начни сначала. Помни, что «терпение и труд все перетрут». Не расстраивайся при неудачах — будешь настойчивым и упорным, всему научишься.

«Рисуем себя»

Ребенку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и себя в прошлом. Обсудите с ним детали рисунка, в чем они различаются. Спросите ребенка, что ему нравится и не нравится в себе.

Это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон Это полезно для определения того, что изменилось в ребенке по сравнению с прошлым и что еще хотелось бы изменить.

«Биография по фото»

Для этого упражнения вам понадобится несколько фотографий. Хорошо, если эти фотографии принесут сами дети, но в этом случае надо проследить, чтобы каждому ребенку досталась не та фотография, которую принес он сам. Дети составляют рассказы о людях, изображенных на фотографиях. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует этот человек и каковы возможные причины этих переживаний.

Игра направлена на выработку чувствительности к переживаниям другого.

«Я и другие».

Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей,

Игра « Ищем пару»

Педагог заготавливает парные картинки с разными образцами портрета, причем так, что, если сложить две парные карточки, должен получиться единый портрет. Цель; Учить детей составлять портрет. Быть внимательными, выбирая карточки с нужными изображениями.

Всем детям раздают по одной карточке .Дети должны внимательно рассмотреть свой портрет. Педагог раскладывает N - ое количество парных карточек на стол, дети должны узнать в повторяющихся сюжетах только свой. Затем подойти со своей карточкой и соединить обе парные карточки.

Если правильно угадал - получается единый портрет.(причем портреты :погрудный, поясной, поколенный, фигура, многофигурный).Полученные портреты выставляются на мольберте.

Игра «Опиши соседа» (словесный портрет)

Цель: Учить детей внимательно рассматривать человека (соседа), давать словесный портрет по схеме.

Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга внимательно, и описать своего соседа по схеме.

Можно использовать прием рамки: предлагается одному ребенку взять в руки рамку, изобразить портрет, а всем остальным словесно описать эту живую картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружковой работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы.

Изначально, конспект был разработан для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности и детей с ОНР. Основной идеей занятия, была демонстрация совместной работы детей в ОВЗ и де...

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы на второй квартал (декабрь, январь, февраль).

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы на второй квартал (декабрь, январь, февраль)....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

Представлен перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы...


 

Комментарии

Курбатова Маргарита Михайловна

Спасибо за интересный материал!!!!