Развитие ребенка в изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Гущина Юлия Викторовна

     Изодеятельность – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изодеятельность приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.      Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при  умелой организации занятий детей 1 -3 лет рисование может стать одним их любимых занятий малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rebenka_v_izo_ml._doshk._vozr.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОР

Развитие ребенка в изобразительной деятельности

в младшем дошкольном возрасте. 

[методическая разработка]

МБДОУ детский сад «Ивушка»

Гущина Юлия Викторовна

[05.12.16]

 


Содержание.

Введение……………………………………………………….…..1 – 4 стр.

Теоретическая часть……………………………………………5 – 13стр.

I.Значимость изодеятельности для развития малыша… …5 – 10 стр.

 1.1. Зачем карапузам изодеятельность?....................................5 – 7 стр.

  1.2.  Воспитание интереса к изодеятельности……..….…...7 – 10 стр.                    

  1.3. Влияние изодеятельности  на разностороннее

          развитие ребенка…………………………………………..10 – 13 стр.

II. Практическая часть………………………………………...13 -

   2.1. Почему сначала лепим, а потом – рисуем?.......................13 стр.

   2.2.Первыш шаги в лепке. Знакомство с пластичными

        материалами…………………………………………….......14 стр.

   2.3.  Пластилинография – это   интересно…………… ……15– 16 стр.

   2.4.  С чего начинать формирование навыков

           рисования?...............................................................................16 – 19 стр.

   2.5.  Первые прием  рисования………………………………...1 9– 26 стр.

   2.6. Опытническая работа……………………………...…….26 – 36 стр.

Заключение…………………………………………………..……37 стр.

Библиографический список……………………………………..38стр.

Приложение…………………………………………………...….39 – 46стр

                                                           

                                               

                                                   Истоки способностей и дарование детей –

      на кончиках пальцев.

                                                                                          В.И. Сухомлинский.

Введение.

     Одной из задач эстетического воспитания маленьких детей является развитие способности воспринимать и любить прекрасное в окружающем. И несмотря на то что эстетические чувства и восприятия в раннем возрасте носят неосознанный характер, необходимо обогащать их с помощью разнообразных средств.

     Значение овладения детьми третьего года жизни элементами изобразительной деятельности велико. Деятельность с глиной, красками, карандашами и бумагой – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей, способствует проявлению умственной и речевой активности. Дети получают возможность упражняться в создании прекрасного, учатся соотносить речь с действиями, приобретают ценнейшее качество личности – целенаправленность внимания. Создание образа стимулирует развития воображения: ребенок мысленно «дорисовывает» статичное, иногда бесформенное изображение, придает ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры.

     Изодеятельность – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изодеятельность приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

     Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при  умелой организации занятий детей 1 -3 лет рисование может стать одним их любимых занятий малышей.

     Как правило, дети любят рисовать, лепить, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.

     В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

     Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и по «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А, это значит, что в раннем дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются так же специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

     Многие родители относят занятия рисования и лепкой к забаве и развлечениям, в то время как этот вид деятельности имеет огромную значимость для дошкольного детства.

      В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, владеют изобразительными навыками и умениями, учатся осознано их использовать.

     У многих детей творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей необходимы определенные условия и целенаправленные занятия.

     

Теоретическая часть.    

I. Значимость изодеятельности для развития малыша.

1.1. Зачем карапузам изодеятельность?

     Перед взрослыми встает вопрос:  так ли уж нужна изобразительная деятельность таким маленьким детям? Ведь результат ее – детский рисунок – не грамотный, не выразительный, и , конечно, о творчестве говорить не приходиться. Рисунок ребенка этого возраста сам по себе мало кого волнует. Результат детской работы объективно не имеет ценности. В этом возрасте деятельность строиться не по законам красоты, отражение прекрасного и безобразного. В силу объективных обстоятельств (возрастных возможностей ребенка) она не носит в полной мере художественно – эстетического характера. В условиях детской деятельности доминирует не столько художественно – эстетического, сколько познавательная, личностное отношение к окружающему.  

     Поэтому детская изобразительная деятельность при всей ее примитивности обладает колоссальными возможностями в первую очередь для общего психического и личностного развития малыша.

     Изобразительная деятельность – это одна из дорожек, по которой можно и нужно вести ребенка в мир, который его окружает. При этом можно помочь ему:

  •  познавать мир природы и людей, предметы, созданные людьми, себя;
  •  осваивать  чуткое, бережное отношение к этому миру согласно законам человечности, гуманности, доброжелательное общение;
  •  чувствовать и осознавать свою ценность, нужность людям и, как следствие – испытывать состояние эмоционального благополучия, доверие и открытости миру, полноценного проживания этого периода жизни.

     Чтобы   увидеть   и    реализовать   более   широкие   воспитательные     возможности   изобразительной   деятельности,  надо   содействовать   её   развитию, а  это  и  значит  содействовать  развитию   ребёнка  в   её  условиях. С  развитием   деятельности  растёт,  развивается, изменяется   сам   ребёнок.

     Что  значит  содействовать  развитию  изобразительной   деятельности? Это  значит   способствовать  тому, что  она  оформлялась   в  сочетании   всех  её  структурных  компонентов.  Важно  видеть  и  помнить:

  • во-первых,  какие  мотивы   её  побуждают, закономерности их становление и развитие, постепенное появление целеполагания и становление целенаправленной деятельности;
  • во-вторых, какие действия составляет эту деятельность, как они появляются, развиваются, соотносятся между собою, становятся целенаправленными не результат;
  • в- третьих, каков возможен результат этой деятельности в дошкольном возрасте, ее смысл и значение для развития ребенка.

     Иными словами, важно рассмотреть, как постепенно может изменяться эта деятельность в сочетании всех ее структурных компонентов. Каковы движущие силы ее развития? Какие возможности развить ребенка складываются при этом в ее условиях? Как взрослые, могут реализовывать это возможности и влиять на развитие ребенка?

     Развитие детской изобразительной деятельности, на мой взгляд, теснейшим  образом связана с развитием общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Общая потребность – жить одной жизнью со взрослыми людьми, участвовать в их деятельности, и отношения их – рождает разные предметы этой потребности в каждом возрастном периоде. Так, известно, что в раннем возрасте номинирует ориентация ребенка на предметный мир и способы употребления предметов. Это отношение реализуется в предметной деятельности, которая становиться ведущей в данной период. Зарождающаяся изобразительная деятельность в этот период так же несет на себе отпечаток этой потребности. Полагаю, что она возникает ни как художественная, а как разновидность предметной деятельности и развивается определенное время по ее законам. Важно видеть по этому, как постепенно она вычленяется из предметной, и становиться целенаправленной изобразительной деятельностью, сохраняя при этом на всех последующих этапах ее развития многие черты предметной деятельности. Почему об этом нужно знать взрослому? Этот факт означает, что закономерности развития предметной деятельности проявляются в развитии изобразительной деятельности. Значит, обязательно будет иметь место сходство в способах педагогического взаимодействия взрослых с ребенком в этой деятельности. Это обстоятельство создает основу для построения целостного педагогического процесса, системной его организации.    

1.2.  Воспитание интереса к изодеятельности.

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире.

Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабу-шкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.

     Интерес к рисованию у детей  появляется рано. Видя, как  дома родители, старшие   дети   действуют  ручкой,   карандашами,  малыши тоже пытаются водить ими по бумаге.

      У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время — от 1 года до 1,5 лет. Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых.
Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, не стоит!

     Малыши 1-3 лет воспринимают художественные занятия как новый, необычный и интересный опыт. Маленького ребенка поначалу мало интересует  результат, уму интересен сам процесс. Тем не менее даже такой карапуз уже способен по своему оценить прекрасное  и готов создать собственные произведения искусства. При умелой организации занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка рисование может стать одним из любимых занятий малыша.

     Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.
Занятия рисованием способствуют и умственному развитию детей. Они узнают инструменты, которыми можно рисовать (фломастер, карандаши, кисть), их свойства, выделяют эти предметы как специфические для этого вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей жизни в штрихах, линиях, очертаниях стремятся передать изображения реальных предметов. Это требует таких мыслительных операций, как анализ, и сравнение.

    В процессе рисования складываются и простейшие обобщения. Так постепенно дети научаются одним каким-то способом передавать в рисунке разные предметы, сходные по направленности, по форме. Например, линиями ребенок может изображать дорожки, палочки, ниточки. А научившись замыкать линию в круг, при помощи этого движения он рисует шарики, мячик, солнышко и т. п. Занятия рисованием полезны детям по многим причинам.

     Поэтому даже если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесет ему радость. Для этого надо показать ему чистый лист бумаги, затем карандаш, поводить им по бумаге, не создавая пока никаких отчетливых изображений. Обратить его внимание на то, что получилось: «Вот как нарисовали! А теперь ты порисуй».

      Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши.  

     Естественно, вначале у ребенка ничего не получается: рука его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые.

     Вопрос, как учить маленьких детей, должен решаться осторожно. Ведь излишняя дидактизация, навязывание содержания рисунка, стремление во что бы то ни стало скорее получить отчетливое изображение, похожее на какой-то предмет внешнего мира, снижают интерес к рисованию, так как ребенок не может сделать то, что от него требуют взрослые.
Не получим известной свободы действия с карандашами, которая так важна на первых порах развития рисовальных движений, малыш теряет к ней интерес; эта деятельность, приносящая радость, перестает его привлекать. Вот почему надо знать, как относиться к действиям ребенка, что в них поощрять, на что направлять внимание, в чем помогать.
   
Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку-маляку?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.

      Поэтому, я считаю, нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым. Если есть возможность, нужно в светлой части комнаты поставить стол и стул по росту ребенка, за которым он мог бы играть, рисовать. Если такой возможности нет, можно усаживать ребенка за большой стол, на высокий стул или подложить на обычный стул что-то твердое, чтобы ему было удобно сидеть и, чтобы он хорошо видел, свой рисунок.

1.3.  Влияние изодеятельности  на разностороннее развитие ребенка.

Развитие речи детей.

     Занятия лепкой, рисованием одновременно являются занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином , изображение рисунков сопровождается  непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или со взрослым.

Ознакомление с окружающим.

     Занятия изодеятельности   позволяют уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширять их, применять первые варианты общения. Закрепляются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

Развитие фантазии и творчества.

     После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определить свободу выбора вариантов при изготовлении поделки, изображение предметов. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало личности.

Личностное развитие.

   Внимательно и осознано отнеситесь к дальнейшей судьбе «шедевров»,  созданных руками вашего ребенка. Очень важно, чтобы он чувствовал уважение к своим творениям. Ребенку этого возраста просто необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Помните, что ожидание такого внимание является одним из самых сильных психологических мотивов,  побуждающих ребенка к деятельности и достижению результата. Поэтому не убирайте работы, а организуйте выставку, которой смогут полюбоваться близкие и знакомые.  Почаще хвалите малыша и не бойтесь перехвалить, ведь такое отношение к нему сегодня позволит ему чувствовать себя компетентным и уверенным в себе человеком в будущем.

     Эстетическое развитие.

     На занятиях лепкой, рисованием  предлагайте детям различный изобразительный материал. Старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был разнообразным. Используйте так же различные предметы, игрушки и материалы, подходящие для того или иного занятия. На обобщающих занятиях помогите малышам путем наглядного представления увидеть и сравнить различные варианты выполнения одного и той же рисунка или поделки.

       Чтобы дети достигли в изодеятельности высоких результатов, необходимо придерживаться выполнения следующих задач:

  • содействовать формированию у детей интереса к лепке, рисованию;
  • знакомить детей  со свойствами материала (мягкий, пластичный, можно отрывать, что-то делать из него);
  • учить детей правильно пользоваться глиной (не разбрасывать ее, лепить за столом);
  •  обучать детей простейшим техническим приемам (отрывать, раскатывать, соединять);
  • учить детей лепить несложные предметы (палочки, мячик).
  • знакомить детей с разнообразным изобразительным материалом: карандаши, фломастеры, маркеры, гуашь, песок, пальчики и др.
  • учить детей правильно пользоваться  изобразительным материалом.
  • обучать детей простейшим приемам рисования.

II. Практическая часть.

2.1. Почему сначала лепим, а потом – рисуем?

     Обучение детей изодеятельности лучше начать с лепки из глины.  Занятия лепкой должны проходить раньше, чем рисованием, так как именно в ней впервые дети начинают чувствовать движения каждого пальца (когда вдавливают глину, отрывают от нее кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком).

     Благодаря пластичности глины в лепке дети быстрее, чем в рисовании, замечают и выполняют изменения формы, обнаруживают сходства с реальными предметами при  малейшем изменении кома. Лучше использовать светлую глину, так как может на первых порах вызвать негативную реакцию детей (боязнь испачкаться). Для лепки нужны пластмассовые темные пластины. На них особенно хорошо видна форма лепной работы. Около каждого ребенка должна быть небольшая влажная тряпочка, чтобы вытирать руки (надо показать детям, как это делать). Занятия представляют собой своеобразные упражнения мелкой мускулатуры и пальцев, которые позволят детям успешнее овладеть умением правильно держать карандаш или кисть при рисовании.

2.2. Первыш шаги в лепке. Знакомство с пластичными материалами.

     На занятиях лепки с детьми можно использовать самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину, окрашенный воск, а так же специальные материалы для детского творчества, которые затвердевают при нагревании. Кроме того, материалом для лепки зимой может служить снег, а летом – влажный песок.

     Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируется, и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук приобретают новый сенсорный  опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объемных поделок.

     Однако в работе с маленькими детьми можно использовать все разнообразие пластичных материалов не сразу. Знакомство с материалами для лепки следует осуществлять постепенно. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин.

2.3.  Пластилинография – это

                              интересно.

     Пластилинография – является одним из нетрадиционных методов лепки, который дети очень любят. Это специальная методика, в основе которой лежат приемы надавливания и размазывания, позволит малышам создать яркие картинки из пластилина буквально за считанные минуты. А навык использования этих не сложных приемов усваивается ребенком быстро и  без особого труда. Вам нужно только заинтересовать малыша, показать, как работать с пластилином.

     И так, начнем!  Сначала необходимо сделать основу для пластилиновой картинки из цветного картона. Затем, в нужном месте на картон положите небольшой шарик из пластилина ( диаметром 5 – 10 мм, в зависимости от сюжета картинка). Затем положите указательный пальчик правой руки ребенка на шарик и помогите малышу на него сверху. В результате получается круглая лепешечка. Когда ребенок усвоит приемы работы, направляйте его действия словесной инструкцией.

     Во время работы следите за тем, чтобы пальчик ребенка не загибался оставался прямым и напряженным, чтобы малыш работал подушечкой пальца, а не карябал пластилин ногтем.

     Помните, что ребенок этого возраста, даже при наличии образца еще не может представить картинку мысленно. Поэтому помогите ему выбрать место расположения предмета на листе. Можно поставить карандашом точки или провести линии в местах задуманных изображений. Можно сначала нарисовать картинку на листе бумаги, чтобы ребенок наглядно представлял воплощение замысла. Используйте различные варианты, постепенно ваш малыш будет все увереннее чувствовать себя в пространстве листа.

     В ходе работы постоянно разговаривайте с малышом,  обыгрывайте сюжеты картинок. Такая игровая организация деятельности стимулирует речевую активность ребенка, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог со взрослым или игрушечным персонажем.

2.4.  С чего начинать формирование навыков  рисования?


   
С самого начала, когда ребенок садится рисовать, необходимо приучать его сидеть правильно: прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги. Вначале малышу недостаточно одних словесных указаний («сядь прямо»), он еще не умеет контролировать свои действия. Ему необходимо помочь правильно сесть, положить правильно руки (обе руки до локтя опираются на стол). Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно разгибатели, поэтому очень скоро он начнет склоняться ниже над столом, может опустить руки, забудет придерживать листок, и снова нужно поправить позу. Делать это надо мягко, нераздражаясь. Обычно для большинства детей на последующих занятиях достаточно одного словесного напоминания. Если же ребенок не может сесть правильно и после напоминания, надо поправить ему спинку и руки. Если этого не делать, у него может закрепиться привычка сидеть неправильно.
Причиной усталости и неправильной позы может служить также долгое сидение детей в одном положении. Поэтому важно следить за разнообразием их деятельности. Не нужно затягивать рисование больше, чем на 15—20 минут. Даже если ребенок очень увлечен, он утомляется от однообразия действий, от необходимости сидеть в одинаковой позе. Нужно отвлечь малыша, предложить ему что-то посмотреть, подойти к окну или к игрушкам. После небольшого перерыва он вновь может вернуться к рисованию.
Иногда можно рисовать и стоя, и в этом случае надо следить, чтобы малыш не искривлял спинку, не наклонялся низко к листу. В этом возрасте давать детям лучше не альбомы, а отдельные листочки. Малышу на них рисовать удобнее.
    Очень важно с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно. Почему так происходит, что ребенок не может удержать кисть, карандаш в руке, часто роняет их и очень быстро снова захватывает всей ручкой? Дело в том, что он привык все предметы захватывать не пальцами, а в кулачок. Правильная хватка пальцами для него неудобна. Надо терпеливо перекладывать карандаш, приучая ребенка держать его тремя пальцами. Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится. Если же не следить за этим, ребенок так и будет держать карандаш, кисть в кулачке, у него долго не сформируется правильный навык.

     Кроме фломастеров, карандашей, красок, можно давать малышам для рисования дома и цветные восковые мелки, и пастель. Эти материалы мягки, дают приятную широкую фактурную линию. Они хорошо ложатся на бумагу, и ребенку нравится ими рисовать. Но давать их нужно тем детям, которые немного освоили рисование, умеют правильно держать фломастер, хорошо им пользуются.

      Когда предлагают малышу для рисования мелки, пастель, следует предупреждать его, что цветные палочки очень хрупки, пользоваться ими нужно аккуратно, не нажимать сильно на бумагу. Палочки надо держать так же, как и карандаш, тремя пальцами, не близко к концу, которым рисуешь. Порисовав мелком, его надо уложить в коробку, на место, не класть на стол — он может упасть и сломаться. Мелки, пастель, карандаши — все, чем дети рисуют, нельзя бросать.

      Наряду с рисованием на бумаге полезно ребенку разрешить рисовать палочкой на песке, на земле, мелом на грифельных досках, на асфальте. Все это тренирует руку и глаз детей, способствует развитию зрительного контроля за движением, укрепляет рисовальные движения, делает их более уверенными, смелыми. Такое рисование развивает и воображение ребенка: снова и снова он переживает виденное, пытается воплотить его в рисунке, и каждый раз это получается по-разному. Поэтому, когда есть возможность, нужно поощрять подобное занятие, приобрести коробочку цветных мелков, брать на прогулку слегка заостренную, не очень толстую палочку не менее

20 см длиной.

       Конечно, малыш не умеет еще управлять своей рукой. Это умение вырабатывается лишь постепенно в процессе рисования. Он может выйти за пределы листа, провести линии по столу. Не надо на него сердиться. А чтобы ребенок не портил стол, можно подложить на это время клееночку или больший по размеру (чем лист для рисования) лист картона, напомнить ему, чтобы не размахивал рукой очень сильно, не выходил за пределы листа бумаги.
    В этот период рисования детям можно давать обычную писчую бумагу, даже оберточную, только не мятую, аккуратно нарезанную. Бумага должна быть разной: прямоугольник, круг, полоса и т. п.

     Для рисования карандашами давать лучше небольшие листочки. Тонкие карандашные линии будут теряться на большом листе. Если ребенок заполнит лист рисунком, можно предложить ему другой. Для рисования красками, фломастером, цветными восковыми мелками нужны листы побольше.
    Целесообразно подписывать дату выполнения рисунка. Это может оказаться полезным, если нужно проследить, как малыш овладевал рисованием. Нужно приучать детей аккуратно использовать бумагу: не мять ее, не рвать, а после рисования складывать в определенное место.

2.5.  Первые прием  рисования.

     Взрослому необходимо руководить деятельностью  малыша.  Показ доступных ребенку приемов изображения обогатит рисование, даст малышу возможность отражать в рисунке что-то новое, чего он раньше не умел. Но делать это надо осторожно, учитывая возраст ребенка и естественное развитие его              рисовальных движений.

      Первые несколько месяцев надо посвятить развитию у ребенка естественных рисовальных движений. Когда рука окрепнет, он сможет хорошо удерживать в ней карандаш, осознанно повторить ранее произведенное движение, вот тогда и можно обогащать рисование малыша. Новые приемы рисования следует показывать при изображении самых несложных предметов. Эти приемы должны быть самыми простыми. Например, прием примакивания — кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток, который может быть листочком, огоньком, следом от ноги, летящим снежком, цветком и т. д. Показывать этот прием нужно, соединяя с задачей образного отражения действительности.
    Для этого надо вырезать силуэт дома из темной бумаги, рассмотреть его с ребенком: «Смотри, как в домике темно. Еще не пришли люди и не зажгли свет. Зажги ты свет в окошечках, чтобы было светло». При этом показать, как прикладывая кисть, смоченную в какой-нибудь светлой краске (желтой, белой, розовой), всем ворсом к бумаге и ставя рядами пятнышки, можно «зажечь» в доме огоньки.

      Такое простое действие ребенок с удовольствием повторяет, хотя ровные ряды у него могут и не получаться. И вот дом с освещенными окнами готов. Как не порадоваться получившемуся результату. «Вот как много светлых окошек стало в доме! Это люди вернулись в свои квартиры и включили свет». А в дни новогодних праздников можно вырезать из зеленой бумаги (но не глянцевой, на ней краска не ложится) елочку и предложить ребенку «зажечь» на елочке разноцветные огоньки, чтобы она была нарядной. Огоньки изображаются так же, как свет в окошках: прикладыванием кисти всем ворсом к бумаге (напомнить малышу это действие). И опять ребенок доступными ему средствами создаст образ нарядной новогодней елки. Для таких занятий лучше использовать краски «гуашь». Для начала достаточно одной краски. Кисть надо давать смоченной в воде, тогда краска лучше набирается на ворс. Рисование такого типа можно проводить неоднократно, меняя цвет краски. Так, вырезав силуэт платья, можно предложить детям украсить пятнышками платьице, шапочку, чашку и т. п. А затем можно дать детям бумагу в форме круга и сказать: «Вот тарелочка, нарисуй, как на ней много ягод». Таким простым приемом (примакиванием кисти) дети могут изображать некоторые явления природы, которые они наблюдают и которые вызывают у них живой эмоциональный отклик. Для этого нужны темный (синий, серый) лист бумаги и белая краска...

     Когда ребенок познакомится с краской и кистью, научится правильно использовать их, сам обмакивать кисть в краску (обычно при систематических занятиях и внимании со стороны взрослых это происходит к 3 годам),  краску можно предоставлять ему в свободное пользование, предлагая рисовать, что он хочет. Но и в процессе таких занятий нужно обращать внимание на то, как ребенок держит кисть, и учить его правильным приемам рисования.

     В этот период изобразительной деятельности цвет не выступает для ребенка как неотъемлемое свойство предмета. Его больше интересует сам процесс изображения. Поэтому малыша не смущает, что в его распоряжении имеется всего одна краска или один фломастер. Он может изобразить все, что запечатлелось в его памяти об окружающих предметах и явлениях. Он может нарисовать красное солнышко, а затем этим же цветом и домик, и травку. Не нужно говорить ребенку, что травка не бывает красного цвета. Придет время, и он сам не захочет все изображать одним цветом. (Для детей 5—7 лет цвет становится характерным признаком предмета, и они стремятся передавать его верно, за исключением тех случаев, когда их фантазия ведет к созданию сказочных образов или декоративных композиций, где цвет используется условно.) Но цветовое восприятие у маленьких детей необходимо развивать, знакомить их с цветом предметов, учить сравнивать предметы по цвету.
     Выше я рассказала  о необходимости показывать детям простые приемы изображения. Кроме указанных приемов рисования — приманивание кистью, которым надо учить малышей, можно показать прием рисования линий разного характера. Научившись рисовать свободно и уверенно разнообразные линии, ребенок сможет изображать самые различные предметы, состоящие из линий. Да и сама линия должна представать перед ребенком не просто как линия, а как предмет: дорожка, палочка, карандашик и т. п. Поэтому, показывая этот способ рисования, нужно сказать: «Смотри, как можно нарисовать дорожку (ниточку, прутик)...» А волнистая линия может быть и ручейком, который бежит по камешкам, извиваясь, и дымом, который идет из трубы, и веревочкой, и проволочкой, и лесной тропинкой, петляющей среди деревьев и кустов. Важно только, чтобы предложенное содержание было знакомо ребенку, чтобы напоминание вызывало образ, иначе рисование приобретет формальный характер. Показывая малышу, например, прием рисования волнистой линии, взрослые должны называть знакомый ребенку предмет, чтобы вызвать образное представление: «Я сейчас нарисую, как бежит ручеек. Помнишь, мы с тобой видели ручеек? А теперь давай вместе с тобой нарисуем его». И взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним волнистую линию. «А теперь ты сам нарисуй много ручейков», — говорит взрослый ребенку, предоставляя ему действовать самостоятельно. Или: «Смотри, я сейчас нарисую, как из той трубы, что видна в наше окно, идет дым». Если же ребенок не видел какого-то предмета или явления, то и называть его не следует.

      Рисовать вместе с рукой ребенка в этом возрасте особенно целесообразно. Двигательный опыт малыша мал, в силу этого он не всегда может повторить действие взрослого, лишь посмотрев на него: «Давай вместе порисуем дорожки». И, взяв сверху руку малыша, держащую карандаш (кисть), вместе рисуют несколько линий. «Вот какие дорожки рисуем», — приговаривает мама. Психологи такое движение называют пассивным, потому что рука ребенка движется не сама, а управляется рукой взрослого. Но делать это необходимо и очень полезно, так как в это время ребенок не только наблюдает за нужным движением, которое должна произвести рука, но и чувствует его. После этого нужно предложить ребенку то же нарисовать самостоятельно. Может случиться, что малыш не сможет повторить движения или сделает его неверно. Значит, у него еще очень невелик двигательный опыт, поэтому каждое новое рисовальное движение он осваивает с трудом. Не следует из этого делать вывод, что ребенок не способен к рисованию.

     Одновременно с рисованием разнообразных линий можно подводить детей к изображению предметов округлой формы. В жизни ребенок видит множество предметов такой формы. Поэтому, научившись рисовать круг, ребенок приобретает возможность изображать любые круглые предметы. Происходит это постепенно, по мере развития руки ребенка и овладения рисованием.
    Вначале эта форма выходит несколько угловатой. Не всегда еще начало, и конец линии сходятся, иногда линии получаются спиральными. Важно другое: малыш осваивает новое для него движение, движение по кругу, и соотносит его с необходимостью изобразить предметы округлой формы.

     Еще хочется предложить несколько  нетрадиционных методов рисования, один из которых - это метод тычка, который не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку.

Метод тычка:

  • позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка в будущем к школе, т.е. производиться развитие мелкой моторики рук;
  • дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что, несомненно, важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
  •  формирует эмоционально-положительное  отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);
  • способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Методика рисования тычком  для малышей состоит в следующем: взрослый заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение мяча, шарика, колобка и др.), называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивать поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали  рисунка дети рисуют тонким  концом кисти.

Рисование ладошками.

     Мокрые ладошки оставляют отпечатки на тонкой бумаге. После того как малыш вымоет руки, приложите их к листу бумаги. Объясните ребенку, что от воды ладони стали мокрыми и по этому ладошки оставляют следы. Вытрите насухо руки малыша и приложите сухие ладошки к бумаге. Покажите малышу, что сухие ладони не оставляют следов на бумаге. В такой простой игре ребенок постигает свойство воды и запоминает значение слов «мокрый» и «сухой».

Рисование кремом для бритья.

     Рисование папиным кремом для бритья или маминой пеной для волос – ни с чем несравнимое удовольствие. И то и другое имеет приятный запах, приятную консистенцию.  Выдавите содержимое тюбика на поверхность яркого пластикового подноса и, взяв ручку малыша в свою, окуните туда палец ребенка, поведите прямую или круговую линию. Н забудьте дать ребенку возможность понюхать, пощупать крем, похлопать по нему рукой. Можно рисовать не только пальчиком, но и всей рукой.

Рисование пальцами по запотевшему стеклу.

     Прежде чем ребенок попробует рисовать карандашами, можно научить его рисовать с помощью собственного пальчика. Что может быть удобнее? Малышу гораздо легче контролировать движение пальца, чем движение карандаша. Поднесите ребенка к окну и покажите ему, как рисовать пальчиком дорожки на влажном, запотевшем стекле.  Особенно эффектно такие рисунки выглядят вечером, когда за окном темно.

Рисование пальцем по крупе.

     Еще интереснее – научиться рисовать по крупе. Такая игра не только дает ребенку богатые тактильные ощущения, но и еще и является подготовительным этапом в развитии его изобразительных навыков, способствует формированию координации движения глаз и руки. Ребенку нравиться ощупывать крупинки – это несет тактильные ощущения, которые доставляют ему удовольствия. Возьмите яркий однотонный пластмассовый поднос (синий или красный). Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу (манку, пшеничку, гречку).  Проведите пальчиком ребенка по крупе. На подносе появиться яркая контрастная линия. После того как рисунок будет выполнен, встряхните поднос движением из стороны в сторону.  Теперь можно снова рисовать. Рисуйте сначала просто прямые линии, круги, волны. Постепенно можно предложить малышу и более сложные узоры. Придумайте вместе с ребенком, какие еще рисунки можно нарисовать!

Черкание мелками.

     Разноцветные мелки, которые вы возьмете с собой на прогулку, дадут большой простор для совместного творчества. Учите малыша проводить линии на асфальте, рисовать круги и спирали. В холодное время года можно рисовать восковыми мелками на доске или куске темного линолеума.

Пальчиковое рисование красками.

     Прежде чем приступить к раскрашиванию, необходимо организовать место для занятий: поставить стол в безопасное место, там, где ребенок принесет минимум вреда вашим вещам и мебели.

     Маленькие дети очень подвижны, они не могут удерживать внимание более нескольких минут, поэтому взрослый должен приготовить заранее – ребенок не любит ждать – все, что может понадобиться во время занятия: краски, тряпочку, посуду для смешивания красок, воду для мытья рук. Можно к процессу подготовки к занятию привлечь и ребенка.

     Прежде всего, малышу необходимо показать, как эти картинки раскрашивать. Спроси его, какой краской он будет раскрашивать – пусть ребенок выберет нужную краску из двух предложенных. Возьмите пальчик малыша в свою руку, обмакните пальчик в краску и покажите, как можно раскрашивать рисунок. Во время работы следите, чтобы пальчик ребенка оставался прямым, чтобы малыш работал подушечкой пальца, не размазывал краску по листу, старался не выходить за контуры рисунка. Помните, что ребенок этого возраста пока не может мысленно представить себе результат процесса, поэтому напоминайте ему про образец, скажите, что его рисунок получится таким же красивым и даже еще лучше.

2.6. Опытническая работа.

      В своей практической части хочу представить ряд конспектов по изобразительности по теме «Обучение детей раннего возраста рисованию предметов округлой формы». В занятиях прослеживается усложнение воспитательно-образовательных задач от занятия к занятию. Представлены различные виды занятий, а именно: дорисовывание форм, деталей; сюжетное рисование, предметное изображение. В изобразительной деятельности старалась использовать разнообразный  изобразительный материал в соответствии   с возрастом: гуашь, карандаши, фломастеры.

Предварительная работа.

     Для того, чтобы подготовить руку ребенка к рисованию предметов округлой формы, проводились различные дидактические упражнения и дидактические игры:

  • «Спиралька» -  дид. упражнение.

Цель: развивать мелкую моторику рук,  совершенствовать зрительно-двигательную координацию.

  • «Цветные комочки» - дид. пособие.

Цель: развивать мелкую моторику рук, лепить предметы округлой формы в сочетании с цветом комочка (желтый комочек – солнышко, апельсин)

  • «Цвет, форма, объём» - дид. игра.

Цель: закреплять название цветов основного спектра, формы, объемы предмета. Развивать речь.

  • «Цветные пазлы» - дид. пособие.

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение собирать целую картинку из нескольких пазлов, развивать усидчивость, внимание, закреплять название цветов основного спектра, развивать речь, побуждать доводить начатое дело до конца.

  • «Маленький художник» - дид. игра.

Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять название цветов основного спектра, учить рисовать предметы округлой формы фломастером, маркером, развивать речь.

  • «Бусинки»  -  дид. игра.

Цель: развивать мелкую моторику рук, речь; закреплять предметы округлой формы, размер предметов, цвета основного спектра.

  • «Цветная пирамидка» - дид. материал.

Пособие по сенсорному развитию:

  1. Соотношение цвета прищепки с цветом округлой формы (солнышко –желтые прищепки прикрепляются к желтому кругу –основе и т.д) .
  2. Магнитная доска: выкладывание предметов округлой формы их геометрических фигур (яблоко, солнце, колесо и т.д).
  3. «Веселые погремушки» - закрепление названия  цветов основного спектра, развитие  мелкой моторики рук, закрепление название предметов округлой формы.
  • Рисование с детьми в свободное время маркерами, фломастерами, карандашами, красками на мольберте , цветными мелками –надоске предметы округлой формы.

Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять название цветов основного спектра, учить рисовать предметы округлой формы используя в работе различный изобразительный материал, развивать речь.

  • Детям читалась различная художественная литература, рассматривались иллюстрации с изображением предметов округлой формой.
  • Проводилось чтение, а впоследствии и инсценировка с помощью кукольного театра русских  народных сказок «Колобок», «Репка».
  • Дети привлекались к рассматриванию овощей, фруктов –обращалось внимание на их цвет, форму, размер.
  • С малышами рассматривались картинки из серии «Транспорт». Обращалось особое внимание детей на основные части машины, особенно на колеса – их форму, цвет, размер.
  • В зимнее время на прогулке с детьми лепили из снега колобков. Внимание детей заострялось на форме, размере, цвете. В дальнейшем, дети с помощью воспитателя лепили большого и маленького снеговиков. Проводилось их сравнение.
  • Проводилось  с детьми наблюдение на прогулке за солнышком: как оно светит, греет, отмечали его цвет, форму.

Разучивали с детьми песенки: «Светит солнышко в окошко», «Машина», «Веселый снеговик».

  • В группе с детьми проводилась подвижная игра с воздушными шариками. Внимание детей заострялось на форме, цвете, размере, легкости, воздушности, хрупкости  шариков.
  • С детьми разучивалась пальчиковая гимнастика «Надуем шарик», «Сонышко-колоколышко», которая способствует развитию мелкой моторики рук, речи, умению соотносить движения рук со словами текста, повышает эмоциональный тонус ребенка, доставляет ему радость.

Занятие №1. «Снежный ком».

Программное содержание.

  • Подвести детей к передаче формы, похожую на круглую, рисуя всем ворсом кисти по образцу.
  • Учить детей рисовать «снежный ком» - нарисовать его контур краской и закрасить его внутри контура кругообразными движениями.
  •  Учить располагать рисунок на всей поверхности листа бумаги, не выходя за его края.
  • Продолжать учить детей правильно держать кисть (тремя пальцами), набирать краску на весь ворс кисти, снимать лишнюю краску о край баночки. Учить бережно относиться к изобразительному материалу.
  • Закреплять белый цвет.
  • Совершенствовать зрительно-двигательную координацию, ограни-чивать движения рук.
  • Активизировать речь детей словами: круглый, снежный, белый, ком.
  • Вызвать у детей интерес к рисованию.
  • Продолжать воспитывать у детей доброе отношение к персонажам, вызвать желание оказать им помощь.

Материал: тонированный в синий цвет лист бумаги 15х15 см, кисть белка №5, белая краска.

Приемы обучения:

  • Показ рисования «снежного кома» на мольберте взрослым.
  • Рисование «снежного кома» детьми круговыми движениями в воздухе.
  • Метод совместного действия взрослого и ребенка – сотворчество (вложить в руку ребенка кисточку и производить с ним рисов. Движения)

Предварительная работа.

  • Рассматривание снежного  кома на прогулке.
  • Лепка. Тема «Снежный ком».

Ход занятия.

Дети сидят на коврике. В группу на саночках въезжает игрушечный снеговик ( в саночках снеговика лежит немного снега).

Снег. Здравствуйте, ребятки!

Дети: Здравствуй!

Снег: Вы меня узнали?

Дети: Да, ты снеговик.

Снег: Совершенно верно, я снеговик. А приехал я к вам, ребятки, в гости,  , чтобы вы мне помогли скатать из снега снежный комочки.

Восп: Снеговик, а у тебя есть снег?

Снег: Конечно, целые саночки. Вот смотрите! (показывает на санки).

           (дети смотрят, а снега почти нет).

Восп: Где же снег, снеговик?

Снег: Ой! И правда, куда он делся?

Дети: (ответы детей).

Восп:  Да он, снеговичок, наверное, растаял, ведь у нас в группе очень тепло, посмотри, и остатки снега превратились в водичку.

Снег: Что же делать? Из чего вы мне будете лепить снежные комочки?

Ответы детей.

Восп: Снеговичок, а давай наши ребятки тебе не слепят снежные комочки, а нарисуют красками, ведь нарисованный снег не тает.

Снег: А вы, ребятишки, умеете рисовать?

Дети: Да, умеем!

Восп: наши дети нарисуют тебе снежные комочки, если ты им поможешь и расскажешь, какие они.

Снег: мои комочки белого цвета.

Восп: Ребята, у нас есть белая краска?

Дети: Да, есть!

Снег: А снежочки мои круглые, как мячик, солнышко.

Восп: Ребятки, давайте возьмем наши волшебный кисточки и нарисуем ими в воздухе круглые снежные комочки. Вот молодцы! А теперь посмотрите, как мы будем рисовать круглые снежные комочки на листочках. (показ рисования снежных комочков на мольберте взрослым). А теперь обмакните кисточку в белую красочку, лишнюю краску отожмите о край баночки,  нарисуем снежные круглые комочки.

     Самостоятельна деятельность детей под спокойную мелодию. По окончании  рисования провести анализ детских работ от имени снеговика. Поблагодарить всех детей за работу, особенно отметить те работы, где форма снежных комочков была передана более четко.

Снег: спасибо вам большое, ребятки, за то, что вы мне нарисовали снежные комочки, ведь теперь они у меня  не растают. Пойду в гости к другим ребятишкам, научу их рисовать сам такие круглые снежные комочки.

(Снеговик уходит).

Занятие №2. «Колеса для машины». (дорисовывание)

Программное содержание.

  • Продолжать учить детей рисовать кистью предметы округлой формы – колеса к машине.
  • Продолжать совершенствовать зрительно-двигательную координацию; ограничивать движения руки в зависимости от величины рисунка.
  • Закреплять черный цвет.
  • Продолжать учить бережно и аккуратно относиться к изобразительным материалам.
  • Активизировать в речи детей слова: машина, колесо, круглый, черный.
  • Создать интерес к изображению знакомого образа в своем рисунке.
  • Продолжать побуждать детей называть знакомые образы в рисунках.
  • Воспитывать умения обыгрывать полученный рисунок.
  • Воспитывать у детей доброе отношение к игровым персонажам.

Материал: листы бумаги 20х15 см с изображением машины без колес, лист бумаги форматом на мольберт с изображением машины без колос, кисть белка №5, краска черная.

Приемы обучения.

  • Обследование предмета.
  • Рисование детьми колес для машин кистью в воздухе.
  • Рисование детьми колес для машин сухой кистью по листу бумаги.

Предварительная работа.

  • Наблюдение за транспортом на улице.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением транспорта.
  • Разучивание песенки «Шофер», «Машина».
  • Д\и «Транспорт».
  • Лепка : тема «Колеса для машин».

Ход занятия.

Дети сидят на коврике. В гости к детям приходит мишка.

Восп: Ой, посмотрите-ка, ребятки, кто к нам пришел в гости!

Дети: Мишка – медведь.

Восп: Здравствуй, мишка!

Медв: Здравствуйте, ребятки!

Дети: Здравствуй, мишка! (дети здороваются, трогают, обнимают мишку).

Медв: Ох, устал я, посижу и немного отдохну!

(Мишку посадить на стульчик).

Восп: Посмотрите-ка, ребятки, мишка то уснул. Пойдемте его разбудим!

           (Воспитатель вместе с детьми подходит к медведю и говорят:

            «Мишка, мишка, хватит спать!

              Ты беги нас догонять!» - дети убегают на коврик).

            Игра повторяется 3 раза.

Медв: Ох, какие вы, ребятки, ловкие, никак не могу вас догнать! Ох, какая у вас красивая большая машина, я хочу на ней покататься.

Восп: Сейчас мы тебя, Мишенька, покатаем (сажает мишку в кузов), и Ванечка покатает, и Леночка покатает и т.д.

Медв: Ау меня в лесу так много зверей, и они все бы с большим удовольствием покатались бы на машинках. А у вас есть еще машины!?

Восп: Да, есть! (и приглашает детей сесть за столы), (на столах листы с  изображением машин без колес).

Медв: Действительно много. Но ваши машины, ребятки, не смогут ехать!

Восп: Почему это, ребятки, мишка говорит, что наши машины не смогут ехать!

Дети: (ответы детей).

Восп: Действительно, у наших машин нет колес. Что же нам делать?

Дети: Нужно нарисовать колесики.

Восп: посмотрите, ребятки, у нашей большой машины какие колесики по форме?

Дети: Круглые. (индивидуальные ответы).

Восп: Правильно, круглые (проводит пальчиком по колесику, по кругу, акцентировать внимание на том, что колесо – круглое).

(Дать потрогать колесико таким же круговым движением каждому ребенку, приговаривая: «Круглое  колесико»).

             А каким цветом колесики?

Дети: Черным.

Восп: Правильно, черным. Значит, и рисовать мы будим черной краской. А сейчас мы с вами поучимся рисовать колесики к машине сухой кисточкой.

Вот какие молодцы! Все стараются! А теперь нарисуем круглые колесики к машине черной краской.

Самостоятельная деятельность детей под спокойную музыку.

     По окончании рисования разложить работы детей на свободном столе, проанализировать работы детей от имени мишки.

Медв: Большое спасибо вам, ребятки, за вашу помощь! Какие красивые машины у вас получились. Теперь  на них смогут покататься мои лесные друзья. Ну, что же, ребята, мне пора в лес, до свидания!

Дети: До свидания,  Мишка-медведь!

Занятие №3 «Воздушные шарики». (дорисовывание с ориентиром).

Программное содержание.

  • Закрепить у детей умение рисовать предметы округлой формы – шарики, дорисовывание их к веревочкам.
  • Формировать у детей умение выбрать и использовать в работе среди предложенных красок (красная, синяя, желтая, зеленая) любимую краску.
  • Формировать у детей предпосылки к творчеству.
  • Закреплять цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
  • Совершенствовать зрительно-двигательную координацию, ограничивая движения руки.
  • Закреплять умения правильно пользоваться изобразительным материалом.
  • Активизировать речь детей словами: шарик, круглый, желтый, зеленый, синий, красный.
  • Воспитывать у детей доброе отношение к игровым персонажам (сочувствие, помощь).

Материал: листы бумаги15х20 см,  с изображенными на каждом листе по 4 ниточки; краски: красная, синяя, зеленая, желтая; кисть белка№5.

Методы обучения:

  • Показ рисования воздушных шариков взрослым на мольберте.
  • Показ рисования воздушных шариков детьми на листочке  сухой кистью.
  • Показ рисования воздушных шариков детьми на мольберте по желанию детей.

Предварительная работа.

  • Наглядность шариков, обследование: цвет, форма, размер.
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями шариков.
  • Разучивание пальчиковой игры «Надули шарик».

Ход занятия.

Дети сидят на коврике. Раздается стук в дверь, слышится громкий плачь.

Восп: Ребятишки, слышите, кто-то горько плачет. Пойду- ка я посмотрю.

Воспитатель вносит игрушечного зайчика и успокаивает.

Восп: Не плачь, заинька, не плачь серенький. Что случилось? Кто тебя обидел?

Заяц: Да никто меня не обидел. Я нес воздушные шарики поиграть моим друзьям и по дороги упал, а шарики у меня лопнули.

Восп: Не расстраивайся, зайчик! Мы с ребятишками тебе поможем. Правда, ребята?!

Дети: Да, поможем!

Заяц: А как?

Восп: Мы нарисуем тебе с ребятишками шарики!

Дети: Нарисуем!

Восп: Зайчик, скажи пожалуйста, какого цвета у тебя были шарики?

Заяц: Были шарики и синего, и красного, и желтого, и зеленого цвета. А у вас есть такие краски?

Восп: Да, есть! Ребятишки, подойдите пожалуйста к столу с красками и выберете себе ту, которая вам больше всех понравилась; поставьте ее к себе на стол около своего листочка.

     Затем воспитатель предлагает детям сесть за стол и назвать цвет той краски, которой он будет рисовать.

Восп: Заинька, скажи нас пожалуйста, какой формы шарики у тебя были?

Заяц: Шарики моя были круглые, как мячики, снежные комочки, ягодки (зайчик показывает округлое движение лапкой). Вот какой!

       Показ воспитателем рисования шарика на мольберте.

Восп: Ребятки, давайте поучимся рисовать шарики сухой кисточкой на листочках.

     А сейчас я вам, ребятишки, предлагаю дорисовать шарики к веревочкам  на своих листочках.

     Самостоятельная деятельность детей под спокойную музыку. По окончании рисования разложить детские работы на свободном столе от имени зайчика. Особенно отметить те работы, на которых более точно передана округлая форма шариков.

Заяц: Большое спасибо вам, ребятки, за вашу помощь! Посмотрите как много шариков теперь у меня и какие они все красивые. Как будут рады мои друзья такому подарку! А теперь мне пора, по свидания!

Дети: До свидания, зайчик!

Восп: Приходи к нам, зайчик,  еще в гости! До свидания!

Заключение.

       Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания.

     Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка можно лишь в том случае, если внимание взрослого будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

         

Библиографический список.

1. Демина Е.С., Казюк Н.В., Мануйлова В.А., «Развитие и обучение детей

     раннего возраста в ДОУ»,  издательство «Сфера», Москва 2006.

2. Комарова Т.С., Сакулина Н.П., «Методика обучения изобразительной

   деятельности и конструированию", издательство «Просвящение»,          

    Москва, 1979

3. Кольцова М.М., Рузина М.С., «Ребенок учиться говорить. Пальчиковый

    тренинг», издательство «МиМ»,  Сант – Петербург 1998.

4. Островская Л.Ф., «Правильно ли воспитываем малыша?», издательство

    «Просвящение»,  Москва 1979.

5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф., « Увлекательное рисование методом

    тычка  с детьми раннего возраста», издательство «Гном и Д», Москва 2007

6. Янушко Е.А., «Пластилиновые картинки», издательство «Мозаика-синтез»,

    Москва 2006.

7. Янушко Е.А., «Пластилиновый снежок», издательство «Мозаика-синтез»,

    Москва 2006.

8. Янушко Е.А., «Рисуем пальчиками», издательство «Мозаика-синтез»,

    Москва 2006.

9. Янушко Е.А., «Лепка с детьми раннего возраста», издательство    

    «Мозаика-синтез», Москва 2006.

10.   Янушко Е.А., «Рисование с детьми раннего возраста», издательство

     «Мозаика-синтез», Москва 2006.

 

Приложение.

Консультация для родителей.                        

Роль   родителей в развитии навыков изодеятельности ребенка.

     Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в рисунке, лепке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы, которые им читаем мы с вами, дорогие родители. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

     Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

     Занимаясь рисованием, лепкой дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.

     Обучение изобразительной деятельности, дорогие родители,  в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем наши детки учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству. Так по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить яблоко, ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), нужно раскатывать комочки глины кругообразными движениями.
    Под  нашим руководством  дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого.

     Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их в любых предметах.

     На занятиях по рисованию, лепке,  развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

     При проведении рисования, лепки, дорогие родители, необходимо создать  благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию.
Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

     Впервые нарисовать — большое счастье для  малыша. Обратите внимание, дорогие папы и мамы, что часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует, выражает свою оценку, свое отношение.

     Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога, родителей. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, дети передают явления общественной жизни. Нужно дать им возможность отразить эти впечатления и свое отношение к ним.

     Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.).
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.

     В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата..
    Хочется  отметить, дорогие родители, что основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик — стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их. При этом снова возникает эстетическое чувство.

     Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение. При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде имеется и эстетическое чувство. Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. Помните, эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей. Дети испытывают их, воспринимая более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовых сочетаний.

     В эстетическом чувстве одна из его сторон — чувство цвета или формы — может быть наиболее ярко выраженной. Развитие этих чувств непосредственно связано с тонкостью ощущений (цветовых, пространственных, двигательных). Чем тоньше дети различают цвета и оттенки цвета, тем более глубоко они могут испытывать радость от восприятия красивых цветосочетаний. Развитие чувства цвета, формы на  возможно лишь при хорошем знании детьми цветов и форм.
Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).

     Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.
Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.
Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Презентация на тему "Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста"....

Организация изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте: специфика, особенности

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Поэтому при её организации необходимо создать все условия для обеспечения эмоцио...

Советы родителям,воспитателя по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Советы для родителей ,которые помогут:-закрепить материал по образовательной области "Художественное творчество"-сформировать интерес к творческой деятельности-расширить кругозор вашего ребе...

Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Коллективная аппликация, как один из видов детского художественного творчества

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми....

Методическая разработка по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Методическая разработка по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте....

Дипломная работа:« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста как условия развития мелкой моторики »

Материал по развитии мелкой моторики у детей, с помошью изобразительной деятельности (лепка,рисование,аппликация)....