Этот волшебный завиток
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ,ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) «Этот волшебный завиток»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ГБОУ ШКОЛА 1362
                                 дошкольное отделение 1
                                    ул.Зверинецкая,31-а






                               
             КОНСПЕКТ  
               ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
           (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ,ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

     «Этот волшебный завиток»
       для детей старшего дошкольного возраста

        Провела: Кочетова  О.А.

        Москва,2016

Цель: дать детям целостное представление о хохломской росписи, как об одной из форм народного декоративного искусства, показать её связь с окружающей природой.

Задачи:
- учить самостоятельно составлять узор, близкий по композиции элементам и цветосочетанию хохломской росписи;

- передавать в росписи красоту окружающей природы, прививать любовь к народному творчеству.

Материал: тонированные полоски бумаги, кисти, гуашь, клей-карандаш, хохломская посуда, иллюстрации с элементами росписи.

Время проведения: 30 минут.

Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им  схемы основного элемента.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что один  художник не успел расписать какое-то изделие  и попросил ребят помочь ему это закончить. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.

а) дети придумывают, как это лучше сделать , глядя на образцы элементов хохломской росписи, а воспитатель рисует всё, что ребята придумывают.

б)то же самое, но без образцов.

в) дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.

г) то же самое, но без образцов

Цель: научить в воображении создавать образцы элементов хохломской росписи, основываясь на их схематическом изображении.

Материал: лист бумаги со схематическим изображением какого-либо элемента хохломской росписи, краски, кисти, образцы хохломской росписи.

а) воспитатель предлагает детям отгадать, какой можно нарисовать элемент хохломской росписи, глядя на образцы элементов, и нарисовать его.

б) то же самое, но без образцов.

ХОХЛОМСКАЯ  РОСПИСЬ

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

ЗОЛОТАЯ  ХОХЛОМА

Золотистый, красный и чёрный – такое сочетание цветов мы можем встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и в произведениях народных мастеров. Для «Хохломы» эти цвета особенно важны : красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту, а чёрный усиливает его сияние, кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет. Но прежде чем стать «золотой», хохлома бывает серебряной и глиняной.

Вначале изготавливают «бельё». Сперва его сушат, затем шлифуют-убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой. После этого изделие попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись.  Сначала его обмазывают льняным маслом, затем особым составом-грунтовкой. Потом обжигают, после чего художники расписывают изделие и снова обжигают.

- Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьётся, и цветы растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые, а может, солнцем залитые.

ЧАСТУШКИ.

Осень, осень, всё сама
Прячет злато в закрома.
Ну какое это злато-
Всё сплошная Хохлома.

Все листочки как листочки,
Здесь же- каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

Хохлома да хохлома-
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу.

Воспитатель.
Все эти предметы украшены хохломской росписью. Люди всегда стремились вносить красоту в жизнь, поэтому хохломские художники украшали деревянную посуду.

А как же началось это удивительное хохломское художество? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно же сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.
            Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затеи ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают.  После обжига посуда превращается в «золотую». Стали хохлому называть во всём мире «золотой».
              Давайте представим, что наша группа ненадолго превратилась в «светёлку-рукодельницу», а мы с вами стали мастерами-умельцами. Сейчас мы попробуем  расписать хохломским узором полоски бумаги, а затем сделаем из них стаканчики.
               Обратите внимание на цветовую гамму , которая используется в хохломе.  Праздничный и торжественный колорит осени  достигается сочетанием золотого (жёлтого), красного и чёрного цветов. Мы украсим наши стаканчики травным орнаментом.
                       ( Показ приёмов и способов изображения)
                Сначала дети упражняются в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля»-«завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз, т.е. элементы чередуются ритмично.  Его ведущая линия имеет плавное течение. Затем узор усложняется добавлением красных и чёрных «кустиков». Можно украсить стебель ягодками (смородина, рябинка). Ягодки хохломские мастера рисовали печаткой-тычком ( тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку).

Анализ занятия.
Все рисунки выкладываются на общий стол.
Посмотрите, какая красота у нас получилась! Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры?
Где  живут хохломские мастера? ( за Волгой-рекой).
Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду).
Из чего делают эту посуду? (из дерева)
Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи?  ( изгибающаяся веточка –«криуль», он состоит из «завитков»; «травка» ,   «ягодки»).
Какие цвета сочетаются в Хохломе? ( золотой (жёлтый),красный, чёрный).
С помощью чего расписывают художники посуду? ( с помощью кисти и печатки-тычка).
Скоро наши расписные полоски просохнут, и из них можно будет сделать стаканчики. А где и для чего их можно использовать? (для украшения в уголке творчества, для игры, можно подарить кому-нибудь…)

Ребёнок.
Хохломская роспись, алых ягод роспись,
Отголоски лета в зелени травы!
Рощи, перелески, шёлковые всплески,
Солнечно-медовой золотой листвы!
Роспись Хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"

Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"(квиллинг) разработана для детей 5-7 лет....

Программа кружка "Волшебный завиток"

Программа по овладению приемами бумагокручения (квиллинга) для детей дошкольного возраста....

Конспект НОД "Волшебный завиток хохломы" в подготовительной группе.

Данный конспект занятия расширяет  представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи....

рабочая программа кружок "Волшебный завиток" для старшей группы доу

рабочая программв по ФГОС кружок "Волшебный завиток" для детей 5-6 лет (старшая группа) . В программу включены методические разработки в помощь педагогу, работающему по данной программе....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ, РИСОВАНИЕ) «ЭТОТ ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»

Программное содержание.Ознакомление с окружающим. Повторение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве. Активизация в речи слов: народные промыслы, мастера – умельцы, хохломская роспись, &laq...

Занятие «Этот волшебный завиток». Хохломские узоры на Руси.

Дать детям целостное представление о хохломской росписи, как об одной из форм народного декоративного искусства, показать её связь с окружающей природой, передавать в росписи красоту окружающей природ...