КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ, РИСОВАНИЕ) «ЭТОТ ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)

Горбенко  Елена Александровна

Программное содержание.

Ознакомление с окружающим. Повторение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве. Активизация в речи слов: народные промыслы, мастера – умельцы, хохломская роспись, «золотая» хохлома, элементы росписи, «криуль», «осочки».

Изодеятельность. Совершенствование знаний детей о разнообразии народных промыслов. Знакомство с изделиями хохломских мастеров. Развитие умения видеть красоту  растительно –  травного орнамента, сказочность золотого фона. Рисование лёгкими формообразующими движениями веточки с травным орнаментом и ягодками.

Оформление тематической выставки «Этот волшебный завиток».

Материал. Выставка предметов мастеров хохломского промысла, изобразительные материалы (по количеству детей), образцы элементов хохломской росписи (криуль – завитки: травка – осочки, капельки, травинки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

 (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ, РИСОВАНИЕ)

«ЭТОТ ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»

Программное содержание.

Ознакомление с окружающим. Повторение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве. Активизация в речи слов: народные промыслы, мастера – умельцы, хохломская роспись, «золотая» хохлома, элементы росписи, «криуль», «осочки».

Изодеятельность. Совершенствование знаний детей о разнообразии народных промыслов. Знакомство с изделиями хохломских мастеров. Развитие умения видеть красоту  растительно –  травного орнамента, сказочность золотого фона. Рисование лёгкими формообразующими движениями веточки с травным орнаментом и ягодками.

Оформление тематической выставки «Этот волшебный завиток».

Материал. Выставка предметов мастеров хохломского промысла, изобразительные материалы (по количеству детей), образцы элементов хохломской росписи (криуль – завитки: травка – осочки, капельки, травинки).

Ход занятия.

Воспитатель. «Красна птица перьем, а человек уменьем». Про что так говорят?

(Дети отвечают).

Воспитатель. Какие вы знаете пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Первый ребёнок. Хорошая работа два века живёт.

Второй ребёнок. Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит.

Третий ребёнок.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же - каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Обратить внимание детей на расписные предметы, предложить выбрать самый красивый и рассказать о нём (почему понравился именно этот предмет?)

Воспитатель.

Все эти предметы украшены хохломской росписью. Люди всегда стремились вносить красоту в жизнь, поэтому хохломские художники украшали деревянную посуду.

Воспитатель.

А как же началось это удивительное хохломское художество?

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно же сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую». Стали хохлому называть во всём мире «золотой».

Руководитель изостудии

Давайте представим, что ваша группа ненадолго превратилась в «светёлку – рукодельницу», а мы с вами стали мастерами – умельцами. Сейчас мы попробуем расписывать хохломским узором полоски бумаги, а затем сделаем из них стаканчики.

Обратите внимание на цветовую гамму, которая используется в хохломе. Праздничный и торжественный колорит осени достигается сочетанием золотого (жёлтого), красного и чёрного цветов. Мы украсим наши стаканчики травным орнаментом.

(Показ  приёмов и способов  изображения)

Сначала дети упражняются в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз, т.е. элементы чередуются ритмично. Его ведущая линия имеет плавное течение. Затем узор усложняется добавлением красных и чёрных «кустиков».  Можно украсить стебель ягодками (смородина, рябинка). Ягодки хохломские мастера рисовали печаткой – тычком (тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку).

Руководитель изостудии (анализ занятия)

Все рисунки выкладываются на общий стол.

Посмотрите, какая красота у нас получилась! Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры?

Где живут хохломские мастера? (за Волгой - рекой).

Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду)

Из чего делают эту посуду? (из дерева)

Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи?(изгибающаяся веточка – «криуль», он состоит из «завитков»; «травка»; «ягодки»)

Какие цвета сочетаются в Хохломе? (золотой (жёлтый), красный, чёрный)

С помощью чего расписывают художники посуду? (с помощью кисти и печатки - тычка)

Скоро наши расписные полоски просохнут, и из них можно будет сделать стаканчики. А где и для чего их можно использовать? (для украшения в уголке творчества, для игры, можно подарить кому-нибудь…)

Ребёнок

Хохломская роспись, алых ягод роспись,

Отголоски лета в зелени травы!

Рощи, перелески, шёлковые всплески,

Солнечно – медовой золотой листвы!

Роспись Хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней наша Хохлома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия ознакомление с окружающим "Суровый край Арктики"

Конспект занятия знакомства детей дошкольного возраста с особенностями природных условий Арктического края...

Конспект интегрированного занятия: (Ознакомление с окружающим, экология, аппликация)

Конспект интегрированного занятия:(Ознакомление с окружающим, экология, аппликация) Тема: Через добрые дела можно стать экологомЦель: Формировать позитивное восприятие мира; развивать навыки забо...

Конспект интегрированного занятия Ознакомление с природой и ИЗО в старшей группе Тема: «Многообразие и разнообразие осенних листьев»

Цель:1.Расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев.2.Сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе.3.Воспитывать умение замечать...

Этот волшебный завиток

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ,ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) «Этот волшебный завиток» ...

Конспект интегрированного занятия «Ознакомление с театральными профессиями»

Программное содержание: Познакомить детей с некоторыми театральными профессиями. Предоставить возможность попробовать себя в роли режиссёра, костюмера, гримёра, декоратора, осветителя; почувствовать з...

Конспект интегрированного занятия (ознакомление с окружающим миром + физическая культура) во второй младшей группе.

Конспект  интегрированного занятия (ознакомление с окружающим миром + физическая культура) во второй младшей группе....

Конспект интегрированного занятия «Ознакомление детей с книжной графикой иллюстратора В. Бритвина по сюжетам чувашской народной сказки «Земля Улыпа»

В ходе занятия предполагается повышение интереса детей к книжной графике, как к одному из видов искусства, развитие познавательной активности и обогащение речевого словаря старших дошкольников. Ознако...