Главные вкладки

    «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
    проект по рисованию (старшая группа) на тему

    Толщинова Наталья Павловна

    Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

    Задачи проекта

    1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.

    2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

    3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    4. Развивать творческое мышление.

    5. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.

    Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

    Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Объект: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx25.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………. 4

    Основная часть…..………………………………………………………………. 6

    Заключение……………………………………………………………….…….. 12

    Библиография……………………………………………………………….….. 14

    Приложения………………………………………………………...…………... 15

    ВВЕДЕНИЕ

                                                                                                                                 ...Это правда! Ну чего же тут                                                                                                                                                              скрывать?

                                                                                                                            Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                                                                             На бумаге, на асфальте, на стене

                                                                                                                                                И в трамвае на окне…

                                                                                                                                                                Э. Успенский

    Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по-своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются. Воспитывающая или, как выразился Г. Успенский, «выпрямляющая» сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждения, на поведение и деятельность. Оно может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость. «Искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувств». Оно выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единства ее чувств, интеллекта, воли, действия. Но оно влияет и на развитие каждой из сторон в отдельности. Потребность в отображении своих жизненных впечатлений малыш удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. Важнейшей предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится также формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности. Малыш начинает осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Ребенок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способом познания действительности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

    Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

    Задачи проекта

    1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.

    2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

    3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    4. Развивать творческое мышление.

    5. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.

    Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

    Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Объект: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

    Этапы реализации проекта

    I этап - Организационный - создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.

    II этап - Диагностический - выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности.

    III этап - Практический - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.

    IV этап - Обобщающий - распространение и внедрение опыта в практику других дошкольных учреждений.

    Срок реализации проекта

    1 год обучения – старшая группа  (5-6 лет)

    Участники проекта

    • Дети;
    • педагоги;
    •  родители;

    Принципы реализации проекта:

    Вся работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на принципах:

    1. Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.

    2. Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

    3. Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    4. Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.

    Программы и педагогические технологии:

    1.- «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой);

    - современные технологии художественно-эстетического развитиятдошкольников: Давыдова Г.Н., Дубровская Н.В., Казакова Р.Г., Комарова Т.С. и др.

    2. Методический инструментарий (конспекты образовательной деятельности, картотека дидактических игр, картотека нетрадиционных способов рисования, подборка художественных произведений, сценарии развлечений и т.д.).

    3. Уголок изобразительной деятельности в группе.

    4. Библиотечка юного художника.

    5. Сотрудничество с МБУ «Норильская художественная галерея».

    Предполагаемые результаты

    Для детей:

    1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.

    2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.

    3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно- двигательной координации.

    4. Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.

    Для родителей:

    1. Овладение детьми соответствующими техническими умениями и навыками рисования.

    2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.

    3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации.

    4. Приобретение навыков творческой деятельности

    5. Проведение мастер класса для родителей (См. приложение №!)

    Для педагогов:

    1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

    2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.

    3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

    Система методического обеспечения проекта

    Система методического обеспечения проекта включает в себя разработанный мною и систематизированный методический, дидактический и практический материал:

    Концептуальные основы деятельности: теоретическое обоснование выбора темы, этапы реализации проекта, ресурсное обеспечение проекта, целеполагающие аспекты для всех участников реализации проекта (педагогов, детей, родителей),

    предполагаемые результаты.

    • Перспективный план работы, который включает несколько блоков, обеспечивающих постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоения техники нового вида деятельности. Содержание плана работы предполагает обучение детей основам изобразительного искусства (цветоведения, композиции, формообразования, изобразительным навыкам и умениям) и обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.
    • Авторская схема форм организации продуктивной деятельности, которая позволяет планировать разнообразные формы работы с детьми (Приложение 2).
    • Авторские конспекты занятий по ознакомлению детей с нетрадиционными способами рисования, помогающие детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
    • Литературно-художественные подборки: «Сказки про краски», «Маленькие истории из жизни красок», «Путешествие по стране Рисовандии», способствующие развитию эмоционального восприятия и активизации внимания детей дошкольного возраста.
    • Подборка дидактических игр и упражнений «Игры с цветом», способствующие развитию творческого мышления и воображения для детей дошкольного возраста.
    • Результаты проведенной педагогической диагностики по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, которая включает разработанные и апробированные технологии диагностики развития изобразительного творчества дошкольников, с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью.
    • Авторская модель педагогического сопровождения семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, которая раскрывает формы сотрудничества с родителями воспитанников моей группы (Приложение 3).
    • Блок методических и педагогических рекомендаций для педагогов МАДОУ и родителей,

    направленных на пропаганду развития изобразительной продуктивной деятельности детей, развития интереса к творческой деятельности.

    • Альбом детских рисунков «Чудеса своими руками» - как творческий отчет работы кружка «Акварелька».
    • Фотобанк кружка «Акварелька».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проект - это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, я не ставлю перед ними слишком отдаленные задачи, не требую охватить одновременно несколько направлений деятельности, а планирую с ними работу в определенном направлении и решая конкретные задачи. Хочется отметить, что работа в рамках творческого проекта не только способствует формированию у детей навыков рисования с применением нетрадиционных методик, но и позволяет успешно справляться с общеобразовательной программой «От рождения до школы». А это в свою очередь свидетельствует о том, что я целенаправленно работаю не только над повышением эффективности воспитательно-образовательной деятельности, но и над самооценкой профессиональной деятельности, так как только продуманная, рационально спланированная, скоординированная и ежедневная работа дает основание говорить о возможном достижении максимально положительных результатов. Говоря о деятельности кружковой работы нельзя не сказать о результативности этой работы, эффективность которой по данному направлению подтверждают результаты педагогической диагностики (по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной). В настоящее время (май2016 г.): 69% детей, «Акварелька», имеют высокий уровень развития навыков изобразительной деятельности, 31% детей - средний уровень, отсутствуют дети, имеющие низкий уровень.

    Результатом всей целенаправленной работы считаю и тот факт, что мои воспитанники ежегодно

    принимают активное участие в городских, региональных и всероссийских конкурсах детского

    творчества и занимают призовые места. Реализация проекта «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста» позволила разработать практические пособия для педагогов ДОО по обучению детей нетрадиционным способам и приемам рисования. Данные пособия имеют практическую значимость и широко используется педагогами города, т.к. использование данных пособий помогает расширить представления о современных формах и методах работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. На сегодняшний день результат всей проведенной проектной деятельности радует и меня, и детей, и родителей моих воспитанников. «Ребенок может все, пока он не знает, что чего-то не может» (Н.Е. Михайлова). А мои ребятишки уже умеют рисовать по мокрой бумаге с солью, размывать краски под пленкой, рисовать ниткой, скотчем, создавать рисунок с помощью манной крупы, знакомы с техникой рисования на ткани... Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами  рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

    В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

    Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

    В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

    Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

    Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...

    Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей

    Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого ...

    ПРОЕКТ Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»

    ПРОЕКТ Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»Автор проекта: Николаева О.Н. воспитатель МБДОУ «Дет...