Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
проект (средняя группа) на тему

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_oa_szhatyi.docx98.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Автор: Медведева О.А. 

2016 – 2017 гг.

Содержание

Введение

Актуальность

Основная часть

Перспективное планирование

Литература

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

...Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…

Э. Успенский

 Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различ- ными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по-своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются. Воспитывающая или, как выразился Г. Успенский, «выпрямляющая» сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждения, на поведение и деятельность. Оно может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость. «Искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувств». Оно выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единства ее чувств, интеллекта, воли, действия. Но оно влияет и на развитие каждой из сторон в отдельности. Потребность в отображении своих жизненных впечатлений малыш удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. Важнейшей предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится также формулировать замысел и 5 удерживать его на всем протяжении де- ятельности. Малыш начинает осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Ребенок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способом познания действительности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей.

Актуальность

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе.

Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности. Создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности, а так же являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита.

Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

А творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 


Основная часть

Паспорт проекта

Вид проекта: Творческий

Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2016 года – май 2017 года)

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители;

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи проекта

1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.

2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

4. Развивать творческое мышление.

5. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.

Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Объект: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта

I этап - Организационный - создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.

II этап - Диагностический - выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности.

III этап - Практический - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.

IV этап - Обобщающий - распространение и внедрение опыта в практику других дошкольных учреждений.

Принципы реализации проекта

Вся работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на принципах:

1. Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.

 2. Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

3. Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4. Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.

Модель реализации проекта

         Разработанный алгоритм работы над проектом, позволяет эффективно осуществлять целенаправленную, систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса (детьми, педагогами, родителями), выстраивать структуру развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста (см. схему 1).

Схема 1.

Направления работы

Содержание деятельности

1. Работа с детьми

1. Образовательная деятельность в кружке «Акварелька

 2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью

3. Посещение детьми интегрированных занятий и выставок картин

4. Чтение художественной литературы.

5. «Чудеса чародея цвета» - игры с красками, цветом.

6. Продуктивная деятельность детей. 7. Участие в городских выставках детского творчества

8. Творческие отчеты - организация выставки работ кружка «Затейники».

9. Оформление альбома детских рисунков «Чудеса своими руками».

2. Сотрудничество с родителями

1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.

2. Анкетирование родителей.

3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике МБДОУ.

4. Оформление фотоальбома кружка «Затейники»

5. Участие в Неделе Семьи «Город мастеров».

6. Участие в викторинах и конкурсах.

3. Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно- эстетическим развитием детей.

2. Подборка художественной литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника.

3. Картотека нетрадиционных способов рисования.

4. Подборка игр с рисунками для детей.

5. Конспекты игр-занятий

6. Сценарии развлечений

7. Консультационный материал для педагогов

8. Консультационный материал для родителей

9. Обобщение и распространение наработанного материала.

4. Работа с педагогами

1. Выступления на педагогических советах, городских методических объединениях

2. Консультации для педагогов

3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками

4. Взаимопосещения

5. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».

6. Семинар-практикум для молодых воспитателей «Использование нетрадиционных методов и приемов рисования в работе с дошкольниками».

5. Самообразование

1. Обучение на курсах повышения квалификации

2. Обзор периодических изданий, новинок методической литературы

Ресурсное обеспечение проекта

1. Программы и педагогические технологии: - «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой);

- современные технологии художественно-эстетического развития дошкольников: Давыдова Г.Н., Дубровская Н.В., Казакова Р.Г., Комарова Т.С. и др. 10

2. Методический инструментарий (конспекты образовательной деятельности, картотека дидактических игр, картотека нетрадиционных способов рисования, подборка художественных произведений, сценарии развлечений и т.д.).

3. Уголок изобразительной деятельности в группе.

4. Библиотечка юного художника.

5. Сотрудничество с ДШИ.

Предполагаемые результаты

Для детей:

1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.

2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.

3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно- двигательной координации.

4. Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.

Для родителей:

1. Овладение детьми соответствующими техническими умениями и навыками рисования.

2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.

3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации. 4. Приобретение навыков творческой деятельности.

Для педагогов:

1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.

3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей. 4. PR-акция педагога своей профессиональной деятельности.

Система методического обеспечения проекта

Система методического обеспечения проекта включает в себя разработанный мною и систематизированный методический, дидактический и практический материал:

  Концептуальные основы деятельности: теоретическое обоснование выбора темы, этапы реализации проекта, ресурсное обеспечение проекта, целеполагающие аспекты для всех участников реализации проекта (педагогов, детей, родителей), предполагаемые результаты.

 Перспективный план работы, который включает несколько блоков, обеспечи- вающих постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоения техники нового вида деятельности. Содержание плана работы предполагает обучение детей основам изобразительного искусства (цветоведения, композиции, формообразования, изобразительным навыкам и умениям) и обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.  

 Авторская схема форм организации продуктивной деятельности, которая позволяет планировать разнообразные формы работы с детьми.

 Авторские конспекты занятий по ознакомлению детей с нетрадиционными способами рисования, помогающие детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

 Литературно-художественные подборки: «Сказки про краски», «Маленькие истории из жизни красок», «Путешествие по стране Рисовандии», способствующие развитию эмоционального восприятия и активизации внимания детей дошкольного возраста.

 Подборка дидактических игр и упражнений «Игры с цветом», способствующие развитию творческого мышления и воображения для детей дошкольного возраста.

 Результаты проведенной педагогической, которая включает разработанные и апробированные технологии диагностики развития изобразительного творчества дошкольников, с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью.

 Авторская модель педагогического сопровождения семьи в вопросах художественно- эстетического воспитания детей дошкольного возраста, которая раскрывает формы сотрудничества с родителями воспитанников моей группы.

 Блок методических и педагогических рекомендаций для педагогов и родителей, направленных на пропаганду развития изобразительной продуктивной деятельности детей, развития интереса к творческой деятельности.

 Альбом детских рисунков «Чудеса своими руками» - как творческий отчет работы кружка «Затейники».

  Фотобанк кружка «Затейники».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

-Сформируются у детей знания о нетрадиционных способах рисования;

-Овладение дошкольниками техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;

-Умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;

- Увеличится динамика высокого уровня развития по изо на 40%

- Повысится компетентность родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники; активное участие родителей в совместных творческих проектах;

- Организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей


Сравнительный анализ уровней развития творческой индивидуальности детей 2016 – 2017 гг.

Диагностика уровней развития творческой индивидуальности показала, что ребята проявляют интерес к нетрадиционным техникам рисования и художественной деятельности в целом; получают удовольствие в ходе выполнения творческих работ.

Наблюдается положительный настрой на выполнение различных видов нетрадиционного рисования (кляксография, тычкование, печатание и т.д.), проявляется интерес к самопознанию.

Эти констатирующие данные позволили лучше узнать своих воспитанников. Успешное решение поставленных задач и выполнение требований ФГОС ДО возможно лишь при условии комплексного использования всех средств художественного воспитания.


Перспективный план работы по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования

Сентябрь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Окраска воды»

(Освоение цветовой гаммы)

Получать различные оттенки красного и жёлтого и цвета. Смешивание красок Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность

6 прозрачных баночек с водой, красная и жёлтая  гуашь, палитра

Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое. Что бывает такого же цвета?

«Красивый букет»

(Печатание листьями)

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие).

Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге.

 

Учить детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить  дополнения с помощью тычка(листва разного цвета, трава).

Тонированный лист бумаги, гуашь разных цветов, ватные палочки

Рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев, чтение стихотворения «Осень по дорожкам ходит не спеша»

Предложить детям нарисовать осеннее дерево.

Коллективное закрашивание

(напольная раскраска)

Развивать художественное восприятие,  координацию движений рук.

Напольная раскраска, цветные мелки.

Беседа о разных техниках закрашивания. Чтение стихотворения  «Раскраска»

Октябрь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Осень в гости к нам пришла»

(Штриховка карандашами)

Способствовать развитию творческого воображения детей, формирования умения передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; 
Воспитывать интерес к процессу рисования

альбомный лист, набор цветных карандашей, черная гелиевая ручка или простой карандаш.

Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину, на которой изображена осень. Объяснить последовательность работы.

«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись)

Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Развивать ритмичность движений. Воспитывать чувство сопереживания.

 

Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги

Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье.

Рябинка (Рисование

Пальчиками + примакивание)

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).

Развивать чувство композиции.

Гуашь красная, зелёная, жёлтая и коричневая

Рассмотреть ветку рябины, прослушать песню Королёва В. «Гроздья рябины» Предложить нарисовать рябину. Объяснить последовательность рисования.

«Домик» (Печатание)

Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. гуашь

Лисичке очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования.

Ноябрь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Ежик»

(Метод тычка)

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать аккуратность.

Бумага, гуашь, жесткие кисти

Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка портретов.

«Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками)

Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук.

Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, поршни от одноразовых шприцов

Кукла потеряла свои красивые рукавицы, у нее остались только белые, она просит помочь ей украсить их. Дети выбирают необходимый материал и приступают к работе.

«Пейзаж»

Развитие интереса к рисованию. Развитие мускулатуры пальцев, положительных эмоций. Воспитывать интерес к пейзажной живописи

Белый лист бумаги, силуэты: дом, дерево, река, зубная щетка, расческа, карандаши

Выставка: пейзажи, натюрморты, портреты. Беседа по ним. Детям предлагается стать на время художниками и написать пейзаж

«Береза в снегу»

(Метод тычка)

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус.

Тонированная бумага, белая гуашь, кисть мягкая

Дети любуются заснеженной березой за окном и на иллюстрациях. Чтение стихотворения «Белая береза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно. Воспитатель предлагает укрыть ее снежком.

Декабрь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

 «Узоры на окнах» (Раздувание капли)

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий». Воспитатель предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска

«Звездное небо» (Фотокопия)

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка.

 Развивать воображение, художественное восприятие. Воспитывать аккуратность и стойкий интерес к процессу рисования

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча.

Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка.

«Невидимки» (Линия, как средство выразительности)

Упражнять детей в различении характера мелодии и соответственно ей подбирать цвет, тон, линию. Учить детей видеть в линиях различные предметы.

Листы бумаги, по 2 платочка (один теплого тона, другой- холодного тона), карандаши

Беседа о музыке. Звучит произведение Чайковского «Времена года». Рисование линий с закрытыми глазами.

«Секрет»

(пластилинография)

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Цветной картон с контуром животных, пластилин, стеки.

Загадать загадки о животных. Предложить детям перевернуть картон и  рассмотреть контур нарисованный на нём.  Узнать на какое животное он похож, Предложить детям раскрасить животное с помощью пластилина.

Январь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

 «Новые игрушки» (Кубизм)

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму.

Бумага, набор трафаретов, цветные карандаши, мелки

Предложить детям придумать и нарисовать игрушки, которые не продают в магазине, которых нет на свете, а очень хотелось бы иметь.

«Салют» 

Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа.

Чтение стихотворения «Салют», рассматривание иллюстраций. беседа об увиденном (впечатления)

Воспитатель предлагает детям изобразить  новогодний  салют.

«На что похоже?»

(Аппликация с дорисовыванием)

Развивать наблюдательность. Учить детей создавать интересные образы.

Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги.

Воспитатель показывает листы бумаги, на которых наклеены кусочки цветной бумаги. Просит детей подумать и дорисовать необходимые детали, чтобы получился интересный рисунок.

Февраль

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

 «Нарисуй, что хочешь»

(рисунок по пластилину)

Учить детей аккуратно размазывать пластилин по картону и наносить рисунок на пластилин с помощью спички. Развивать воображение, художественное восприятие.

Картон, пластилин, спички.

Показать детям оригинальный рисунок. хотят ли дети сделать такой же? Объяснить способ работы.

Игры с красками

с помощью игр-занятий, освоить нетрадиционные техники  для передачи изображения.

Совместное творчество родителей и детей

Листы белой бумаги, гуашь, кисти, тычки, штампы

Краски загадывают загадки. Они превращаются в самые разные предметы, а дети должны угадать и дорисовать.

«Музыка»

(Пальцевая живопись)

Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.

 

Бумага, гуашь

Предложить детям сочинить свою музыку. Вместо нот - краски, вместо пианино -бумага. Включить музыку Чайковского «Вальс цветов»

 «Придумай и дорисуй»

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

Листы бумаги с незаконченным рисунком

Воспитатель обращает внимание на не законченные рисунки и просит детей разгадать. что это? Дети дорисовывают, а затем рассказывают, что у него было изображено.

Март

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

Два петушка ссорятся.

Рисование

ладошками.

Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Тонированные листы бумаги, широкие блюдечки с гуашью, кисть, петушок - игрушка,

Чтение стихотворения «Два петушки. Рассматривание игрушки  и иллюстраций с изображением петушков.

Предложить детям нарисовать петушков с помощью ладошек

 «Облака» (Рисование по сырому фону)

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Интересно. Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков.

 «Ледоход» (Метод старения)

Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа.

Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета

Затонировать лист бумаги. На что похоже? Покрыть лист клеем. Теперь на что похоже? Когда высохнет клей, надавить пальцем так, чтобы слой клея местами надломился. А теперь на что похоже? Что можно добавить в рисунок?

«По замыслу» (Совместное рисование)

Научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности.

Карандаши, листы бумаги

Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.

Апрель

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

Рисунок невидимка

(Свеча + акварель)

Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук.

свеча, плотная бумага, акварель, кисти

Звучит песенка «волшебники». Воспитатель предлагает детям тоже превратиться в волшебников и  нарисовать рисунок невидимку, а затем его расколдовать с помощью волшебной акварели. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками.

Зайка  -попрыгайка

(Скатывание бумаги)

Познакомить с новым способом получения изображения

Развивать мелкую моторику кисти руки.

салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы, игрушка зайка.

В гости к детям пришёл зайка.

 Чтение стихотворения «Зайка» Беседа по содержанию.

Предложить детям нарисовать для гостя друзей зайчат.

 «Езда на автомобиле» (Линия, как средство выразительности)

Тренировать движения руки, глазомера. Развивать чувствительность к характеру линий.

Листы бумаги с изображением дороги, карандаши.

Детям предлагается игра. Надо проехать по горной дороге за доктором и вернуться обратно к больному. Проехать надо не «сорвавшись» в пропасть.

 «Весенняя полянка» (Коллаж )

Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки

Ватман с нарисованными силуэтами деревьев, салфетки разных цветов, клей, кисти, манная крупа.

Рассматривание иллюстраций с весенней природой.

Прослушивание музыки «Весна в лесу»

Предложить детям нарисовать весеннюю полянку

Май

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Сирень»

(Совмещение техник)

Способствовать созданию выразительного образа путем совмещения техник. Развивать художественное восприятие.

Тонированная бумага,

гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев)

Полюбоваться цветущей сиренью. Чтение стихотворения «Сирень», беседа по содержанию. Предложить нарисовать  сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют чем рисовать листья, чем цветы

«Божья коровка» (пробка, ватная палочка)

Продолжать закреплять умение рисовать крышками, аккуратно пользоваться ватной палочкой, ставя точки, радоваться полученному результату.

Тонированная бумага, гуашь в мисочках, ватные палочки, пробки

Чтение стихотворения

«Божья коровка» Беседа по содержанию

Предложить детям нарисовать божью коровку .

«Одуванчики»

(Рисование мыльными пузырями)

Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.

Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем.

Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы. Предложить детям так же попробовать нарисовать.

Подведение итогов кружковой работы и создание коллажа с использованием всех техник рисования.


Литература

1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.

2. Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.

3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.

4. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005.

5. Г. Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии», учебно-метод. пособие, «пед. Общество России. М., 2000.

6. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество».М. :Мозаика-Синтез, 2005.

7. Субботина Л. «Развитие воображения у детей».-Ярославль, 1998.

8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».Каро, 2007.

9. Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет»:Пособие для ДОУ. -М. :ВЛАДОС, 2001.

10. И. А. Лыкова «изобразительное творчество в детском саду» Москва 2009г.

11. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать»

12. Давыдова Г. Н. «Пластилинография»

13.www. dovosp. Ru

14.www. solnet

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта1. Вызвать у детей интерес к творческой...

Проект «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Воспитатели Самодин Анастасия Николаевна,                          Новикова Елена Анатольевна.       ...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта 1. Вызвать у детей интерес к тво...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы», уровень обр. орг., 2017г.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы», уровень организации с 01.10.2017г. по 28.02.2018г....

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей раннего возраста"

laquo;Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей раннего возраста»(сроки реализации 01.10.2023-28.12.2023гг) Выполнила: Романова Ирина Генна...