Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы», уровень обр. орг., 2017г.
проект

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы», уровень организации с 01.10.2017г. по 28.02.2018г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект 109.51 КБ
Файл Презентация2.41 МБ
Microsoft Office document icon Консультация для родителей174 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  ЦРР Детский сад №1 «Солнышко»

ПРОЕКТ

Тема:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»

 (сроки реализации 01.10.2017-28.02.2018гг)

https://i.pinimg.com/originals/b2/8d/d8/b28dd8f81030e0cb38109ea5c31e8818.jpg

Подготовила и провела:

Нарчаева Унайзат Шипауттиновна 

г. Долгопрудный

2017г.

ПРОЕКТ

 Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»

Автор проекта: Нарчаева Унайзат Шипауттиновна

Место реализации проекта: II-младшая группа МБДОУ  ЦРР Детский сад №1 «Солнышко» г. Долгопрудный  2017 г.

Пояснительная записка

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. В проекте представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник и нетривиального изобразительного материала, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Тип проекта: обучающий, творческий

Сроки реализации:

долгосрочный (октябрь 2017г. – февраль 2018г.)

Участники проекта:

  Дети II-ой младшей группы - 25 воспитанников

  Педагоги – 1 воспитатель

  Родители воспитанников – 13 родителей

Актуальность проекта

        Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию, желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных способностях. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д.,  Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия педагога  или родителя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. . Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей

 

Цель: Знакомство детей 2-ой младшей группы с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию.

Задачи

 

Для детей

·        Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

·     Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

· Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках.

·     Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

·        Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

·     Формировать навыки контроля и самоконтроля.

 

Для родителей

·        Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;

·        Стимулировать их совместное творчество с детьми;

·        Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

   Предполагаемый результат

Дети

        Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;

        Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

        Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

        Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

        Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Родители

        повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;

        Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

        Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Формы работы с детьми:

 Создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием презентаций, чтение художественной литературы, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

            

  Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4.Социалогический опрос родителей.

5.Мониторинг.

2 этап основной 

1.  Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник рисования. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей 2 младшей группы, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

3 этап заключительный

1. Организация фото отчетов, открытое занятие.

2. Участие в конкурсах, фестивалях (районных, краевых, международных)

Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки. Презентация о проделанной работе.

Мониторинг:

        Для выявления уровня развития художественного творчества и самостоятельной творческой активности в создании работы по заданной теме, с детьми II-ой младшей группе была проведена диагностика по пяти заданиям. Выполнение задания проходило в дневное время, с подгруппой детей. Задание предлагалось в виде творческой игры «Поднос с фруктами» Обследовалось 25 детей, было выявлено, что дети имеют минимальные навыки изображения, не уверены, самостоятельно не приступают к работе. Показатели дали нам возможность перейти к следующему этапу нашей работы.

Деятельность по осуществлению проекта:

Перспективный план совместной деятельности по рисованию с                использованием нетрадиционных техник

Месяц

Тема занятия

Образовательные задачи

Оборудование материалы, инструменты.

Октябрь

1

Рисование ладошками.

«Солнышко»

Вызвать интерес к рисованию гуашью. Формировать умение изображать круглые предметы используя 2 краски. Закреплять умение замыкать линию в кольцо, раскрашивать. Учить дополнять изображение деталями лучи используя технику рисования руками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки.

Октябрь 2

Рисование пальчиками.

«Дерево»

Для развития мелкой моторики и подготовки ручки ребенка к "настоящему" рисованию - с помощью карандаша или кисточки. Учить дополнять изображение деталями дерево используя технику рисования пальчиками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки.

Ноябрь

3

Рисование ладошками.

«Угадай что это?»

Вызвать интерес к рисованию гуашью. Формировать умение изображать круглые предметы используя 2 краски. Закреплять умение замыкать линию в кольцо, раскрашивать. Учить дополнять изображение деталями лучи используя технику рисования руками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки.

Ноябрь

4

Рисование гуашью.

«Монотипия»

Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, рисовать в технике монотипия, правильно держать карандаш, видеть в рисунке образ явления. Развивать желание рисовать. Суть метода: рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект.

Лист А3 светлый тон.

Гуашь, кисть №4, тряпочка, 2 банки с водой, кисточки, подставка под кисть.

Декабрь

5

Набрызг.

«Волшебные капельки»

Совершенствовать приёмы рисования в технике «Набрызг». Формировать  умение работать с трафаретом.... Познакомить детей с новым способом рисования.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой. Трубочки и кисточки на каждого ребенка.

Декабрь

6

Рисование мятой бумагой 

«Ваза с цветами»

Учить детей рисовать мятой бумагой, стараться создать визуальную композицию цветов. Учить набирать краску на бумагу. Закреплять алгоритм действия с гуашевыми красками. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Бумага на каждого ребенка.

Январь

7

Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.

Учить изображать элементы узора, чередовать их. Самостоятельно подбирать цвет для своего объекта. Учить использовать в своей работе песок, соль, манку для придания образу выразительности и реальности.

Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3 тонированный светлым цветом.

Гуашь, ватные палочки,кисть 4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.  Изображение ведра, клей карандаш, песок.

Январь

8

Кляксография

Закрепления умений рисовать в технике кляксографии.

Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

Закреплять признаки и свойства предметов: цвет, форма, размер. Воспитывать аккуратность в дорисовывание мелких деталей кистью №4.

ЛистА3тонированный.Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.

Трубочки.

Февраль

9

Рисование свечой

Помочь детям освоить новый способ рисования свечой. Развивать творческие способности детей в дополнение своего рисунка деталями, развивать мелкую моторику рук.

ЛистА4 тонированный. Гуашь. Кисть №4, 2 банки с водой. Тряпочка. Свечи.

Февраль 10

Рисование

мыльными пузырями»

Развивать навыки работы с мыльными пузырями.

Воспитывать аккуратнось в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.

Лист А3 белый.

Мыльные пузыри,  2банки с водой, кист№4.

Родителям была предложена консультация:

  • «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».  

Оформление уголка для детей вместе с родителями:

  • нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, ватные диски, коктейльные трубочки, нитки, свечи, пробки)                                        

Мониторинг

При проведении мониторинга в заключении проекта с детьми II-ой младшей группе, обследовалось 25 детей, был отмечен рост творческого развития каждого ребенка, уверенные действия в изображение фруктов, самостоятельно брали материал. Уже не ждали помощи, советовались при затруднениях. Диагностика также проводилась в виде творческой игры «Поднос с фруктами». Задания проходило в дневное время, с подгруппой детей. Показатели дали нам возможность наметить работу на следующий год.

Заключение

 Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир творчества.

  Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения, уверенности в своих способностях.

   Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

 Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).

 Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

 Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

 Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

 Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, ладошками, печатками из овощей, рисование штампом, картонным тубусом, вилками и т.д. Малышам очень нравится разнообразие техник. Работы стали более интересными, разнообразными содержательные, замысел богаче, украшают не только наш детский сад, но и радуют родителей.

                                   Список литературы:

 

1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,    планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998. 

4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая    группа. – М., 2010.

6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.  ТЦ Сфера, 2005.

                                                                                                                  Приложение1.

     

             

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ ЦРР Детский сад №1 «Солнышко» ПРОЕКТ Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы» Автор проекта: Нарчаева Унайзат Шипауттиновна Место реализации проекта: II -младшая группа МБДОУ ЦРР Детский сад №1 «Солнышко» г. Долгопрудный 2017 г.

Слайд 2

Рисование ладошками. «Солнышко»

Слайд 3

Рисование пальчиками

Слайд 4

Рисование ладошкой

Слайд 5

«Монотипия»

Слайд 6

Набрызг

Слайд 7

Рисование мятой бумагой

Слайд 9

Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.

Слайд 10

Кляксография

Слайд 11

Рисование свечой

Слайд 12

Рисование мыльными пузырями



Предварительный просмотр:

МБДОУ  ЦРР Детский сад № 1 «Солнышко»

Консультация для родителей

Подготовила воспитатель:

Нарчаева У.Ш.

г. Долгопрудный  

2017 г.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Нетрадиционныетехники: пальцевая живопись, рисование ладошкой, рисование различными оттисками, монотипия, граттаж, ниткопись, рисование свечой, углем, точечное рисование (пуантолизм), рисование по ткани, кляксография и т.д. Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И.Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Нетрадиционное рисование –  искусство изображать, не основываясь на традиции.     Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. . Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками;
  • тампование.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

   Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Пальцевая живопись – хэппинг.

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами - и на улице пойдет снег, а из труб потянет дымок, а какая гроздь винограда, просто загляденье.

Детям очень нравится рисовать ладошками. Обмакиваем ладонь ребенка в краску, и малыш ставит ею отпечаток на бумаге, затем дополняем рисунок пятнашками от пальчиков, и получился жираф, к столбику прижали ладошку и нарисовали пальчиками точки – получился осенний лес. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то могут получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая бабочка.

 Оттиск печатками из картофеля.

 Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Можно использовать половинку яблока.

Техника «Тампование».

Эту технику  используем с раннего возраста. Далем тампон из поролона и, обмакнув его в краску, дети создают образы. Получаются легкие, воздушные облака, пушистые одуванчики.

Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Поролоновые рисунки.

    Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, на помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Тычок  жесткой полусухой кистью.

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности

.

Восковые мелки + акварель.

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Рисование свечой.

Детям очень нравиться рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны, узоры на окне.

Техника «Монопития»

Эта техника наиболее распространена. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. В них можно увидеть цветы, облака, лисичку. Если нарисовать на одной стороне бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и полетела. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии.

 Техника «Диапития»

Тампоном или краской нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картона. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что–нибудь нарисовать карандашом, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Техника рисования по мокрому листу

Как правильно смочить лист для рисования

Это самое главное в технике рисования по мокрому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получиться.

Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

Если краска не растекается, значит вы не достаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой.

Очень правдоподобными получаются рисунки, тема которых так или иначе связана с водой: рыбки в водоеме или аквариуме, море, облака с дождем. Очень живыми получаются цветы.

Можно по мокрому листу рисовать только фон для будущего рисунка. А можно с помощью трафарета нарисовать какую-то фигуру (например животное) и мокрым сделать фон только вокруг этой фигуры.

Учимся делать фон.


   Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске. Можно сделать фон в конце работы восковыми мелками.

Техника «Кляксография»

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «На что же это похоже? ».

Техника «Ниткопись»

Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Вам понадобятся хлопчатобумажные нитки, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать и бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать малышам, 10-15 см, опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. Получилось очень красивое изображение.

Техника «набрызг»

Техника «набрызг» - разбрызгивание капель с которым в детском саду справляется зубная щетка и линейка, расческа. Зубной щеткой набираем краску и линейкой проводим по поверхности щетки по направлению к себе. Темы для рисования могут быть совершенно любые. Например, на листе бумаги располагаем композицию из сухих растений. Прикладываем трафарет вазы и трафарет бабочки. Отверните зубную щетку от себя (щетиной вверх) и начните ее «причесывать» линейкой, проводя снизу вверх. Не бойтесь забрызгаться, если вы правильно выполняете все действия, то брызги краски и воды полетят на работу. Забрызгайте созданную композицию по контуру, выбирайте для этого более темные и насыщенные цвета (бордовый, красный, темно зелёный) .

Можно так рисовать снег.

Пальчиковое рисование с использованием песка

Очень интересная работа, которую дети выполняют с удовольствием! Занятие проходит в два этапа:- на первом этапе мы подготавливаем лист бумаги (желательно большого формата) к дальнейшему рисованию -наносим на всю поверхность клей и посыпаем равномерно песком (заранее подготовленным и хорошо просеянным) После этого даем клею подсохнуть! После высыхания клея необходимо удалить лишний песок -просто аккуратно его сдуваем) .После выполнения первого этапа приступаем ко второму- непосредственно к рисованию! Предложите детям при помощи своих пальчиков на песчаной поверхности листа нарисовать осеннее дерево, используя разнообразные цвета.

Техника рисования манной крупой.

На лист бумаги карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски). Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются  манной крупой. Даём подсохнуть, лишнюю крупу стряхиваем. Когда рисунок высохнет – раскрашиваем гуашью.

Рисование ластиком

Простым карандашом заштриховать весь лист. Затем берем ластик, намечаем серединку цветка и стираем лепестки ластиком и так рисуем целый букет, когда закончили "рисовать" ластиком можно красками дорисовать желтую серединку и зеленые листочки ромашке.

«Рисуем кулечками».

Для работы надо приготовить альбомные листы, акварельные краски медовые, кисть № 5-6, воду и целлофановые кульки, предварительно разрезанные вдоль и поперек.

Единственное, о чем надо не уставать просить детей, это работать кистью быстро, не давать краскам высыхать на бумаге. Если все-таки краски, наложенные первыми, успели просохнуть - помочь смочить их водой.

Быстро наносим акварель на лист.  Накладываем целлофан на центр рисунка, смачиваем кончики пальцев водой и нежными вращающими движениями создаем морщинки кулька на бумаге. Направляем вращение пальцев в любую сторону. Кулек прилипает к бумаге с краской, а в морщинках собирается вода и акварель. В этих местах бумага посветлеет. Дайте бумаге просохнуть, не торопитесь снимать кулечек. через время снимаем кулек и смотрим, что получилось. У вас набор листов с причудливыми узорами. Это великолепный фон для рисунков, эксклюзивный материал для аппликации, для снежинок, осенних листиков, букв и т. д.

Техника отпечатков

Оттиск отпечатками листьев. Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Рисование крашеной солью.

Соль можно покрасить в разные цвета.

Окраска соли:

Для начала разведем гуашь в емкости с небольшим количеством воды (чем больше воды, тем светлее цвет. Чем меньше воды, тем цвет интенсивней). Затем насыпаем соль в тарелочку и выливаем цветную воду. Аккуратно перемешиваем соль вилкой, чтобы вся соль была окрашена.Можно её сушить в духовке, нагреем духовку до температуры 100 градусов и на час поставим туда наши формочки с солью. можно использовать микроволновую печь, туда формочки ставятся на 5-10 минут при максимальной температуре. После того, как достали соль, вы увидите что получились сухие комки.  Берем целофановый пакет и высыпаем в него соль. Затем на разделочной доске раскатываем соль до тех пор, пока она не станет рассыпчатой. Для каждого цвета берем отдельную банку.

Рисуем рисунок простым карандашом, затем клеем ПВА, на клей посыпаем солью.

Рисование зубной щеткой.

Сразу оговорюсь, что данная техника нравится не всем. Но при рисовании некоторых предметов, она просто не заменима. Поэтому о ней тоже скажем. Рисуя зубной щеткой, обмакнув ее, так же как и кисточку, в краску, получается действительно пушистая елка, волны на море, лохматое животное. Кисточкой такого эффекта будет

Оттиск смятой бумагой. 


   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта1. Вызвать у детей интерес к творческой...

ПРОЕКТ Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»

ПРОЕКТ Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»Автор проекта: Николаева О.Н. воспитатель МБДОУ «Дет...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы. План

В проекте представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным ...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта 1. Вызвать у детей интерес к тво...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...