Опыт работы «Развитие детского творчества у детей дошкольного возраста в сюжетном рисовании».
материал по рисованию на тему

Коняева Светлана Викторовна

Для воспитателей из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 63 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников «Ракета» г. Орска».

                                     

Опыт работы: «Развитие детского творчества

у детей дошкольного возраста

в сюжетном рисовании».

Подготовила: Коняева Светлана Викторовна

воспитатель  

Орск, 2013 г.

Введение.

В настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного творчества. Ведь именно дошкольный возраст является сензитивным в развитии всех сфер личности. Именно дошкольное детство - отправная точка развития человека. То, что будет заложено в ребенка в детстве даст свои плоды, когда человек станет взрослым членом общества. Как никогда, в настоящее время наше общество нуждается в творчески развитых людях. Ведь именно в последнее время возникает большое количество вопросов, решить которые могут только творческие личности.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.

Теоретической основой нашего опыта явились исследования по проблеме развития изобразительного творчества отечественных ученых (Казакова Т.Г., Флерина Е.А., Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Выготский Л.С., Т.С. Комарова, Езикеева В.А. и др.), работы посвященные использованию нетрадиционных техник в рисовании дошкольников (Ильина А., Казакова Р.Г. и др.).

Цель: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.

Задачи:

1. Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности сюжетного рисования у детей в дошкольном возрасте.

3. Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности и описать их влияние на развитие творчества в сюжетном рисовании дошкольников.

Предмет исследования: процесс развития детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании.

1. Теоретическое исследование проблемы развития детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании.

Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук.

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

С точки зрения философской науки, творческая деятельность - это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей, в котором объединяются объективное и личностное, т.е. субъективное.

Важно выделять еще и социальную сущность творчества, так как в условиях стремительных изменений в социально - экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны только творчески одаренные люди. А. Лилов считает, что социальная сущность творчества заключается в создании общественно необходимых и общественно полезных ценностей, которые и будут способствовать формированию творческого потенциала личности.

В педагогической литературе можно встретить следующее определение понятия творчества: деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.

Творческая личность в педагогике определяется как личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающая путем применения оригинальных способов деятельности материальные и духовные ценности, отличающиеся личной или общественной значимостью.

С позиции эстетики творчество (художественное) - это самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ, как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве.

Своеобразной чертой изобразительного творчества считается особая эмоциональная окрашенность, индивидуальность образного видения. Психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Обращаясь к детскому возрасту, естественно поставить вопрос о том, способен ли ребенок-дошкольник к процессу творчества - ведь многие из компонентов, присущих этому феномену в период дошкольного детства, только начинают развиваться. Но любой взрослый, сколько-нибудь знакомый с детским поведением или деятельностью, не может усомниться в том, что все оно пронизано творчеством: субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое, даже репродуцируя уже известное другим людям. Так, В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

Однако при этом важно учесть две позиции:

  • креативность в детском возрасте следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, его опыта, его личности.
  • очевидно, что компоненты творчества в рассматриваемый нами период жизни будут носить особый характер и иметь специфическую структуру.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А. Флёрина, Г.В.Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, О.А. Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

Ребенок с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Одной из первых определение детского творчества дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому».

В психологической литературе детское творчество рассматривается в связи с рядом проблем психического развития ребенка, таких, как детское воображение и мышление, детская одаренность и др. Здесь крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом деле, с одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого ее вида (творческая деятельность - искусство, литература, наука) или любой деятельности, если речь идет о ее развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень. С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени увязывает две эти стороны проблемы.

Большая роль в формировании творчества принадлежит воображению, поэтому, прежде всего, следует использовать те средства, которые способствуют его развитию. Л.С. Выготский видит силу творчества в многообразных формах связи воображения с действительностью.

Главной же чертой творческой личности исследователи называют креативность, эстетическое отношение к действительности, интеллектуальную активность.

Становление детской креативности - это не движение от «нетворчества» к «творчеству». В его основе - конструктивное овладение ребенком всеобщей «силой» человеческого воображения и мышления.

При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:

  • первый этап - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
  • второй этап - процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
  • третий этап - анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

Значительное влияние на развитие детского творчества оказывает восприятие произведений искусства. При восприятии окружающего, произведений изобразительного искусства, а также в процессе создания образа, дети овладевают обобщенными способами действий, которые в последующем могут переносить и в собственное изобразительное творчество.

 Среди таких способов можно выделить следующие:

  • Способ всматриваться в предметы, явления окружающей действительности, как первая ориентировка
  • Способы ориентировки в формах, пропорциях, цвете в процессе изобразительной деятельности
  • Способы самостоятельных действий при выборе материалов, выразительно-изобразительных средств
  • Способы технических действий при создании образа в рисунке, лепке, аппликации и т.д.

В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский рассматривал восприятие как первую опорную точку для будущего творчества, когда происходит накопление материала, из которого впоследствии строится фантазия. Основываясь на данных физиологии, психологи выделяют восприятие как один из основных компонентов творческой деятельности.

По мнению многих исследователей произведения изобразительного искусства, являясь высокохудожественными объектами, несут в себе эмоциональный творческий потенциал, а эстетически выразительная форма служит толчком к творческому восприятию

Большое внимание уделяется также проблеме взаимосвязи детского творчества с обучением. Выделяется даже ряд основных приемов и методов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей:

  • Использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, их эстетическое восприятие;
  • Сенсорное обследование предметов, обогащение сенсорного опыта ребенка;
  • Восприятие изображения с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа;
  • «Вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека;
  • Синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства);
  • Создание поисковых ситуаций;
  • Игровые приемы;
  • Вопросы, объяснение задания, ориентирование на творческий подход к деятельности, применение опорных элементов (тема, идея), организующих работу воображения;
  • Рассказы детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка;
  • Поощрение педагогом интересных вариантов решения отдельных изображений или всей темы

Такими исследователями проблемы детского художественного творчества как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ. В.А. Езикеева пишет: «В отличие от образа в профессиональном искусстве художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для своей оценки… цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке». Творческий процесс, по мнению В.А. Езикеевой, предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами, такими как: ритм, цвет, линия, форма. Они могут быть не только средствами образного отражения, но и способствовать формированию художественного творчества, источниками которого, как уже говорилось выше, являются действительность и искусство.

В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок представляет образ живым, конкретным, действующим. Исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, в определенной степени доступны и ребенку дошкольного возраста.

Однако наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Дети 4-5 лет используют цвет в декоративных целях. С развитием восприятий и эстетических чувств дети начинают использовать цвет для передачи настроения образа.

Еще одно средство выразительности, используемое дошкольниками - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно, аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает небрежной линией.

Ритм рассматривается А.В. Бакушинским как организующее начало в рисунке, которое помогает ребенку постепенно осваивать пространство листа ритмичными мазками, штрихами. За основу он берет двигательный и зрительный опыт ребенка, зависимость развития детского творчества от развития движений и двигательных ощущений в познании и отражении мира.

Большое внимание обучению средствам художественной выразительности уделяла Е.А. Флерина. Она рассматривала его как основу развития творчества.

Г.Г. Григорьевой выделены еще и условия развития творчества детей:

  • Широкий подход к решению проблемы: педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
  • Организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.). Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещение театра, общение и т.п.) и служит основой для творчества дошкольников.
  • Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними: в последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. Но, прибегая к услугам специалистов необходимо обеспечить их согласованную, совместную работу с другими педагогами и родителями. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возникает целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.
  • Общение с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
  • Обучение, которое должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Знания и умения детей должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях.
  • Комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения.
  • Предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым: создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Доброжелательное и систематическое внимание и интерес к деятельности детей крайне важны в развитии творческих возможностей ребенка.
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка: важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей дошкольного возраста направлены на:

  • Индивидуально-дифференцированное руководство путем использования диалоговых форм взаимодействия взрослых и детей.
  • Разработку содержания, направленного на развитие поисковой деятельности детей.
  • Использование разнообразных форм организации интегрированных занятий и их типов, что способствует реализации потребностей и интересов детей в самостоятельном выборе средств изображения и материалов.
  • Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение, эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, общение и т.д.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.
  • В соответствии с этим мы пришли к выводу, что чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества (работа со специалистом изодеятельности).

  • Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
  • Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребность выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей.

 Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью.

Развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса. В изобразительной деятельности детей представлены все этапы, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены. Результатом творческой деятельности ребенка, является продукт, значимый для самого ребенка, а не для общества. Также важно помнить, что педагогу необходимо обеспечивать наличие необходимых условий для развития детского творчества.

Таким образом, под художественным творчеством детей дошкольного мы будем понимать создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рассказ, песенка, танец, игра); создание разных вариантов изображений, применение усвоенных раннее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации.

Глава 2. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста путем сюжетного рисования на НОД.

Сюжетное рисование как вид изобразительной деятельности

детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.

Все они оказывают большое влияние на личность ребенка, развивают перцептивную сторону, способствуют развитию воображения, памяти, речи, воспитывают нравственные качества ребенка.

В процессе работы у детей развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты; происходит развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности.

Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.

Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не раннее, чем в средней группе, причем в начале, как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи.

Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.

Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

  • Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
  • Научить передавать взаимодействия между объектами;
  • Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве

Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе. Правда, в младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные (например, “Колобок катится по дорожке”, “идет снег, засыпал всю землю” и др.). но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.

Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребёнок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. По содержанию замысла детский рисунок очень рано, примерно с двух лет, является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становится таковым.

Работая в младшей группе, мы увидели, что в рисунках детей сюжет выражен не в рисунке,  но скорее около рисунка. Даже когда отдельные образы-изображения узнаваемы, они как бы сосуществуют в рисунке, объективной взаимосвязи нет, связь между отдельными предметами-изображениями передаётся словом, моторным действием, игрой. (Например, отдельные детали, свидетельствующие  о действии: жуки ползут, насекомые летают). (Рисунки «Жуки и бабочки», «Жуки ползут»).

Почему детский рисунок рано становится сюжетным? Предметный рукотворный мир, мир природы не существует изолированно, они связаны в реальности, они связаны с человеком, человек взаимосвязан с другими людьми. Как только ребёнок начинает устанавливать эти связи, это находит отражение в моделирующих типах деятельности (в игре, изодеятельности). («На яблоне поспели яблоки», «Одуванчик и муравей»).

Поэтому содержание деятельности детского рисунка почти всегда сюжетно. Однако изображение не сразу становится сюжетным. Дошкольнику нужно освоить доступные приёмы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трёхмерном пространстве. Мы стараемся передать ребёнку некоторые доступные способы изображения. Например, предметы, которые расположены ближе к воспринимающему картину, располагаются внизу листа, те, что дальше  - наверху. Чем дальше расположение, тем выше изображение. (Рисунки «Осенний лес», «Салют», «Теремок»).

При построении сюжетного образа всегда выделяется композиционный центр, то главное, что определяет содержание образа. Дошкольнику доступны некоторые приёмы изображения главного: тех предметов и персонажей, которые выражают содержание данной темы и выделяются общей композицией или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (центре). Без передачи главного трудно понять содержание рисунка. Однако этому умению ребёнка надо учить. Иначе он может нарисовать дремучий лес и уверять, что рисует сказку «Маша и медведь»», хотя таким образом может быть изображена любая сказка (узнать без пояснения невозможно). («Яблоко», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят»).

При овладении композицией сюжетного рисунка учим располагать отдельные изображения относительно друг друга, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамики отдельных поз, деталей. («Мама танцует», «Цыплёнок идёт за мамой», «Рыбка плывёт»).

При изображении пейзажа все эти приёмы важны, но при этом особенно важен колорит.

Процесс усвоения всех приёмов достаточно сложен и трудоёмок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.

Почему ребёнок испытывает трудности? («слабости» детского рисунка, так их мягко называла Флёрина Е.А.). Она говорила, что малыш лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость и «раскладывает»  предметы-изображения, как на столе. Затем он рисует линией землю, а на полосе-линии он ставит предметы в ряд. (Флёрина называла это построение рисунка «фризовым»). («Моё любимое животное», «Колобок», «Теремок», «Кит выныривает из моря»).

Это связано с особенностями представлений дошкольников: они видят небо над головой, землю под ногами и это передают в рисунке. Дети не охватывают взором глубину пространства, редко фиксируют взглядом купола.

Одна из причин «слабостей» детского сюжетного рисунка – малый жизненный опыт, не совершенствование их знаний об окружающем мире, слабости восприятия, неумение распределять внимание, охватить взглядом широкое пространство и обобщить в единое целое во всех связях и отношениях детали расстилающегося перед ними пейзажа.

Для решения этой проблемы мы проводим следующую работу:

  • Чтение художественной литературы (по программе и дополнительной литературы, которую приносят дети).
  • Рассматривание иллюстраций в книгах, картины.
  • Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине.
  •  Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме.
  •  Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов.
  •  Дидактические игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.
  •  Игры и упражнения, направленные на формирование представлений и двигательных навыков (зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета; составление контура этого предмета из палочек; построение заданной формы с помощью шаблона; передача формы предмета с помощью готового контура - трафарета; рисование предмета с использованием готовых контурных линий более светлого оттенка и обведение его более темным карандашом; рисование предмета с использованием опорных точек.)

В результате этой работы дети начали понимать и соотносить форму, величину, цвет и другие свойства объектов с их изображением. Движения рук стали более сильными, ловкими, уверенными и координированными. Дети привыкли слышать и выполнять инструкции педагога, соблюдать правила поведения.

Другая причина – трудности изображения пространственных отношений в рисунке. Ребёнок должен понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость пространства (земля, пол), а верхняя часть – вертикальную плоскость (небо, стена). Линия, разъединяющая плоскости неба и земли, - линия горизонта. Композиция рисунка может быть двухплановой и многоплановой. Это сложно для дошкольника. Здесь на изображении сказывается слабость зрительного контроля в процессе изображения. Известной слабостью детского рисунка является и искажение пропорциональных отношений при изображении частей предмета. (у человека слишком длинные руки или ноги, туловище – прямоугольное, широкое или слишком узкое), искажение при передаче относительной величины предметов (цветок выше дома, человек выше большого дерева) Эта особенность характерна не только для рисунков младших, но и старших дошкольников. (Колобок на ровне с лисой,  Иван Царевич и серый волк, Красная шапочка, Репка).

Причины здесь те же самые: слабость аналитико-синтетического восприятия, умения сравнивать, сопоставлять предметы по признакам величины. У детей нет искажённого представления о величине предметов, но представления об их соотношениях нечётки. (игры на развитие аналитико-синтетического восприятия, умения сравнивать и сопоставлять по признакам).

  • Демонстрационные материалы: Я развиваюсь. Транспорт, Тренируем память, Погодные явления, Игрушки, Животные и т.д.
  • Дошкольникам об искусстве (знакомство с портретом, с пейзажем, натюрмортом). (Рисунки)

Затрудняются дети и в передаче движения, действия, динамики, хотя потребность в передаче движения появляется рано.  Сначала ребёнок передаёт движение словом, игрой. Позднее самостоятельные поиски изобразительного способа передачи движения редко заканчиваются успехом.

Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребёнком, понимая их причины, можно помочь детям преодолеть трудности.

Каковы же задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку?

1.Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.

5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

а) приёмам создания простейших композиций  (расположению изображений  на плоскости листа);

б) учить изображать в рисунке главное, то есть те предметы и персонажи, которые выражают содержание изображения (средняя, старшие группы);

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

г) направлять детей  на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах).

6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

8. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, то есть формировать способность художественного творческого восприятия рисунков.

Мы видим, что задачи сюжетного рисования не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника.

Какова же методика работы с детьми?

Необходимо работать в двух направлениях:

1.        Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлениях, развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.

2.        Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.

 (нам помогают альбомы со схематическим изображением предметов).

В зависимости от конкретных задач занятия, опыта детей  определяются содержание и методика наблюдения. В сюжетном рисовании нужно передать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве.

Следовательно, это и будет содержанием наблюдения. Если задача стоит  передачи пространственных отношений – расположение на плоскости отдельных изображений – акцент делается на этот момент, если центральная задача – передача движения, при наблюдении особое внимание обращается на позы, изменение положения рук, ног по отношению к туловищу и т.п.

По мере освоения детьми разнообразных способов изображения их внимание фиксируется на всех изобразительных признаках:  пространственном расположении разнообразных предметов, колорите, движении и т.д. Наблюдения для занятий по изобразительной деятельности должны быть неоднократными, последнее максимально приближено к моменту изображения. (к примеру, через 4 дня после наблюдения  в рисунке появляется большое количество деталей, отбрасывается несущественное, пропорции многих предметов нарушаются, пространственные отношения передаются нечётко. Через несколько дней после наблюдения теряется свежесть впечатления, это влечёт за собой снижение эмоционального настроя, яркости представления. Воображение, не подкреплено свежестью впечатлений, поэтому работает менее интенсивно. Рисунок недостаточно выразителен, может быть выполнен небрежно. Рисование через 7 дней обнаруживает уже моменты забывания, поэтому последнее наблюдение проводится перед занятием. (картины сюжетные)

Во время наблюдения полезны игры – сравнения «На что похоже?» (облака), придумывание загадок, т.к. эти игры обостряют восприятие детьми окружающего, формы, цвета, величины. После наблюдения полезно рассматривать подлинники и репродукции известных картин. («Золотая осень», «Грачи прилетели».)

Эффективно предлагать детям цветной лист бумаги и сразу говорить: «Это зелёная лужайка». Нарисуем на ней цветы, жуков и т.п., а также практикую листы разной формы, разной фактуры, разного цвета.

Предварительное планирование на листе места расположения отдельных изображений также помогает осмыслить приёмы изображения. Этот приём применяется в момент наблюдения и в первой части занятия, в беседе при формировании замысла. В сюжетно-тематическом рисовании кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требуется решение и ещё одной существенной задачи, а именно -  выделение главного в теме и по возможности выразительная его передача в рисунке.

Выделение главного способствует большей целенаправленности в выполнении рисунка. Осознав главное, основное в теме, ребёнок ставит на первое место изображение основного действия, с него начинает свой рисунок. Это способствует совершенствованию композиции рисунка. В центре листа изображает основных персонажей, основное действие, заполняя в дальнейшем рисунок второстепенными деталями.

Как помочь ребёнку выделить главное? Как правила, это происходит в беседе, где с помощью вопросов выясняется, что будут рисовать дети. Что надо изобразить, чтобы сразу это было понятно?

Предварительное чтение и беседы с отдельными детьми или с подгруппами очень важны, так как и просмотры иллюстраций разных художников с анализом главных персонажей, изображения действий, передающих чувства и переживания героев.

Особенности работы с детьми на НОД по изобразительной деятельности.

В начале, проводим беседу, основной целью которой является формирование замысла, изобразительного представления (7-8 минут). Основная часть отводится исполнительской деятельности.  Содержание замысла заключается в определении содержания изображения (что будут изображать), способы изображения (как?) и в определении места изображения на листе (где?). В процессе беседы определяется примерное содержание будущего рисунка, его композиция. После общего разговора с детьми следует вспомнить, что дети должны сделать (в зависимости от задач). Это могут быть советы-напоминания по технике работы или последовательность изображения. В процессе исполнительской деятельности воспитатель продолжает решать поставленные задачи, но в индивидуальной работе с детьми: уточняются замыслы, оживляются впечатления.

Оценка грамотности изображения подразумевает и оценку выразительности образа. Процесс восприятия и уже готового образа начинается с эмоционально-эстетической оценки и только потом обращают внимание на средства выразительности. Это необходимо делать потому, что дети учатся такому же видению. После исполнительской части деятельности, когда замысел реализован и образ создан, следует процесс восприятия и анализа детских работ. Этому посвящается третья часть занятия. Просмотр и анализ детских работ сопровождается беседой. Её  смысл – обратить внимание детей на результат деятельности. Поскольку все работы вывешиваются на стенд, необходимо их целостное эмоциональное восприятие. При анализе детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей удачам и неудачам друг друга. К просмотру и анализу детских работ следует возвращаться после занятия (отсроченный анализ). Итоговый первоначальный анализ проводится сразу же после рисования.

Стремление ребёнка по собственной инициативе продолжить рисунок – ярчайший показатель его личностного развития в деятельности.

Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как:

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Таким образом, мы установили, что эффективным средством развития творчества в дошкольном возрасте в условиях ДОУ является сюжетное рисование, т.к. эффективность сюжетного рисования обусловлена такими специфическими особенностями, как вариативность способов создания рисунка, поиск выразительных средств в передаче образов изображения, возможность создания неповторимых продуктов детской деятельности (сюжетно - тематических рисунков).

Следовательно, организация занятия по сюжетному рисованию, выступает необходимым условием развития детского творчества.

Чтобы создать сюжет, ребенку требуется активная работа воображения и наличие определенных знаний, умений и навыков. На этих занятиях максимально развивается самостоятельность и изобразительные способности ребенка, важные для развития его творчества. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов.

Одним из методов является и показ приёмов изображения. Внимание воспитателя направлено на показ детям приёмов передачи в рисунке выразительных очертаний, линий, форм, что объясняется характером данного образа.

Показ приёмов чаще всего имеет место на отдельных этапах выполнения детьми задания. Такая этапность помогает детям опереться на прошлый опыт.

На этом этапе исследования следует применять следующие формы и методы работы:

прослушивание сказки;

рассматривание иллюстраций к сказкам;

раскрашивание;

дорисовывание;

моделирование.

Основным материалом в работе являются иллюстрации к детским книгам. Это обусловлено специфическими способностями книжной графики для детей, её эмоциональностью, предметностью, наглядностью, чёткостью средств для детского восприятия (иллюстрации Е.Рачева, В.Лебедева, Е.Чарушина, Ю.Васнецова, В. Сутеева и др.)

Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки, по которым рисование проводится не однократно (“Колобок”, “Три медведя”, “Заюшкина избушка”, “Снегурушка”,  “Теремок”). Содержание и идеи выбранных сказок должны быть понятны детям. Воссоздать рисунки можно только по тексту такого произведения, где картины действительно подразумеваются и воображаются. Эпизоды отобранных сказок носят избирательный характер.Основные персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения ребёнком дошкольного возраста. Это звери; например: медведи, лиса, заяц и другие. В изображенных сказках участвуют и люди - Золушка, Красная Шапочка, дед с бабой, Снегурочка.

Эти сказки дают возможность детям в своих рисунках объединить несколько предметов в несложный сюжет, то есть выразить взаимоотношения между персонажами, отразить обстановку действия, выразить своё отношение к изображаемому событию.

Главное - направить внимание детей при восприятии иллюстрации на цветовое решение темы и использовать в рисунке цвет средство выражения содержания.

Методические указания: Цвет придает детским рисункам выразительность. Согласованность цветовых оттенков для выражения колорита имеет первостепенное значение. Дети дошкольного возраста могут уже выполнять задания, построенные на контрастных и тональных сочетаниях красок. В осознании цветовых сочетаний большую помощь окажет иллюстрированный материал.

Передача цвета является одной из важнейших задач в достижении выразительности рисунка. Правильная живописная передача освещения и верный подбор цветов являются одним из необходимых условий колористической согласованности. Как на занятиях, так и в повседневной жизни детям нужно рассказывать и показывать разницу колорита в пасмурную и солнечную погоду. Большую помощь здесь оказывают специально подобранные картины. Пейзаж, написанный в сероватых, тусклых цветах, кажется холодным, дождливым. Солнечный день передаётся яркими контрастными цветами. Те предметы, которые располагаются ближе к нам, кажутся темнее, и чем дальше находятся предметы, тем они кажутся светлее.

Детям объясняется, как используются краски одного цвета.

Например: для рисования реки надо взять темно-синюю краску. Небо сделать более светлым, чем река, для этого взять голубую краску, или в синюю добавить немного белил, иначе одинаковые краски сольются, и трудно будет разобрать, где небо, а где река. Или, если траву рисуют темно-зелёную, то для раскрашивания листьев надо взять зелень чуть светлее, при этом можно добавить в нее жёлтую краску.

В процессе рисования по сказкам, вопросы композиции, с детьми больше не уточняются.

При рассматривании иллюстраций можно спросить детей: “Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой?” “Что получилось бы, если бы на месте синего цвета был светло-голубой?”

Эти вопросы заставляют детей понять, что цвет в картине берётся не случайно, а служит средством выразительности.

При рассматривании иллюстраций путем сопоставления картины удаётся показать детям, как меняется цвет снега в разное время дня, ночью, как меняются краски в зависимости от солнечной, пасмурной погоды и т.д.

Как показал опрос, дети обычно представляют себе снег только белым. При рассматривании иллюстраций обнаруживается, что они тоньше воспринимают цветовые сочетания и ищут слова для выражения различного состояния в изображаемой природе.

Следующий этап обучения включает в себя дорисовывание предметов, работа над образом. Здесь задачей является направлять внимание детей при восприятии иллюстраций на передачу характера образов (характерных признаков, поз, движений) и использовать эти средства выражения рисунке.

В процессе формирования замысла очень важно помочь наглядным материалом, углубить зрительный образ прочитанного, помочь представить обстановку, время действия, внешний вид героев.

И здесь, в формировании замысла, важно, чтобы ребёнок как можно подробнее “рисовал” словом то, что он впоследствии нарисует на бумаге.

Представление чувственного характера может сформироваться только путём восприятия самого предмета или его изображения.

Качество представления зависит от качества восприятия, однако замысел не копия объективных предметов и явлений, а живое отражение, в котором что-то берется, подчёркнуто, что-то опускается, отбирается и т.д. Замысел является всегда конкретно-чувственным представлением: он складывается, развивается и осуществляется только в образах. Процесс формирования образа-замысла представляет собой целеустремлённую работу, при которой действуют, по словам Горького, “две творческие силы: познание и воображение”. Детские замыслы обычно неотчётливы, не оформлены; это и понятно, ибо образы-замыслы формируются в основном из воспоминаний, сохранённых памятью, поэтому они лишены конкретности.

Основной педагогической задачей в рисовании на темы из окружающей жизни является развитие восприятия, памяти, оперирование представлениями. При определении роли восприятия иллюстраций в формировании замысла выделяются задачи, в основе которых обогащение представлений, их уточнение на картинке, знакомство с характерными обликами персонажа (цветом, формой).

Разнообразное содержание выражается в изобразительном искусстве определёнными средствами (форма предметов, цвет, композиция). Дети более точно и тонко воспринимают форму и цвет, ритм, симметрию в окружающей действительности. В замыслах детей на темы из окружающей действительности появляются уже такие сравнения, которые могут свидетельствовать о некоторых элементах художественного восприятия действительности.

Одна из особенностей формирования образов в замыслах под влиянием иллюстраций сводится к тому, что иллюстрация даёт материал создавать новые образы путём сложной переработки увиденного, проявляется умение мысленно объединять образы в новых сочетаниях и комбинациях.

Но для выразительности рисунка нужна не только передача признаков, но и передача характера образа. Характер - это не только многообразие, но и определённость. Это очень важно для создания полноценного, яркого, выразительного образа. Всегда выявляется что-то ведущее, главное, что обуславливает поведение персонажа. Часто одни и те же персонажи фигурируют в разных произведениях, но они разные по характеру.

Чтобы дети правильно передали образ того или иного персонажа, необходимо раскрыть характерные особенности этого персонажа, тогда рисунки будут выразительными.

Почти в каждой сказке встречаются сказочные избушки: простые, на курьих ножках, терема, богатые дворцы. Дети стараются их рисовать, но они не всегда получаются. По этой теме рекомендуется проводить предметное рисование.

Предлагать детям представить, что в лесу стоит сказочный домик, в котором живёт кто-нибудь из зверей. А после занятия показать иллюстрации из книг: “Ладушки” (рис. Ю.Васнецова), “Лиса и заяц” (рис. Ю.Васнецова), “Теремок” (рис. В.Андриевича), альбом с открытками и картинками с изображением различных теремков. Обратить внимание на красочность, разнообразие форм, на различную роспись узоров, витиеватость резьбы на ставнях, балконах, крыше.

В свободное время показать, как проще нарисовать бревенчатую избушку, чтобы после её закрашивания видны были брёвна (по высохшему фону провести тоненькой кисточкой полоски чёрной краской).

После этого можно провести рисование по сказке “Теремок”. Содержание этой сказки дети хорошо знают, только ещё раз вспомнят, кто в нём жил Дети самостоятельно выбирают сюжет из сказки и связывают его с изображением теремка. Они уже ясно представляют, какой может быть сказочная избушка, и изображают её каждый по своему вкусу, проявляя выдумку и фантазию. На таких занятиях каждый ребёнок старается придумать что-то своё, дополнить работу чем-то особенным.

Большую выразительность детским рисункам придаёт изображение формы предметов в движении, динамике.

После ряда занятий на темы сказок дети уже имеют представление и навыки в рисовании не только человека и животных, но и дворцов, избушек, могут подобрать такие краски, которые красиво гармонируют с фоном и одна с другой.

Они знают, каким элементами украсить костюм сказочного героя, могут украсить дворец разными узорами, нарисовать сказочные деревья, над изображением которых работали на занятиях.

Чтобы у детей возникло чёткое представление о том или ином животном из сказки, нужно показывать иллюстрации и подчёркивать при этом характерные особенности животных, положение туловища, головы.

В рисунках нужно не только изобразить животное, а составить композицию, которая объединяет животных (людей). Необходимо увидеть и осмыслить позу людей (животных), так как расположение фигуры в пространстве и придаёт сюжетность и сказочность изображения. Передавать взаимоотношения персонажей, динамику действия.

Детям дошкольного возраста недоступно перспективное изображение. Поэтому нужно учить правильному построению композиции на плоскости листа.

Выбор композиции всегда должен быть самостоятельным. Не должно быть прямых указаний для обучения детей дошкольного возраста в правильной постановке композиции, поэтому и применяется моделирование.

Для того, чтобы дети более осознанно относились к пространственной композиции рисунка, путём моделирования на плоскости можно показать, что предметы располагаются по всему полю места - правее, левее, выше, ниже (то есть ближе и дальше). Это заинтересовывает детей и вызывает желание изобразить сюжет сказки самостоятельно.

Посредством моделирования перед детьми ставится задача, требующая ориентировки на передачу сюжета, сказочности, гиперболизации, динамичности. Причём моделирование и используется как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Детей очень интересуют модели. В свободное от занятий время они могут составлять композиционные сюжеты к различным сказкам.

Детям иконические модели доступны и понятны. С помощью моделирования они могут легко научиться видеть глубину рисунка, а так же переносить свои замыслы в двухмерной и даже трёхмерной плоскости листа.

Анализ продуктов творчества детей по их содержанию, использованию изобразительно-выразительных средств, созданных после показа иллюстративного материала, показывает, что их можно характеризовать как творческие.

Иллюстрации к сказкам помогают своими изобразительно-выразительными средствами усиливать в детских рисунках передачу фантастических элементов.

Большую выразительность детским рисункам придаёт изображение формы предметов в движении, динамике.

Таким образом, под влиянием показа иллюстраций и иконического моделирования в замыслах детей происходит конкретизация образов в замысле, обогащение их путём использования и комбинирования, увиденных деталей, свойств предмета, проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету, появляется направленность внимания ребёнка на то, какими средствами передать образ, изображаемое событие. В рисунках, под влиянием иллюстраций, появляется выразительность.

Показ иллюстративного материала содействует нахождению ребёнком различных способов в передаче своего замысла. Это выражается в том, что под влиянием иллюстраций появляется выразительность в образах детских рисунков, передаются их характеры, через позы, жесты, движения, характерные детали, используется колорит как средство выражения содержания, даются разнообразные композиционные решения.

Под влиянием целенаправленного показа произведений изобразительного искусства обогащается содержательная сторона образа в детском рисунке, расширяется тематика, происходит конкретизация замысла, как проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету, как иллюстративный материал и иконическое моделирование содействует нахождению ребёнком различных способов воплощения замысла в создании выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции. При восприятии искусства развиваются наблюдательность, воображение, то есть те качества личности ребёнка, которые обуславливают формирование творческих способностей. Художественные способности ребенка проявляются в том случае, если он:

Не находя слов, или захлёбываясь, прибегает к рисунку для того, чтобы выразить свои чувства или настроения.

В своих рисунках или картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не “зацикливается” на изображении чего-то вполне удавшегося. Серьёзно относится к произведениями искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж. Когда имеет свободное время, охотно рисует, чертит, комбинирует материалы и краски. Стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.

Не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причём, может даже попробовать критиковать их, приведя вполне разумные доводы.

Интерес к занятиям изобразительной деятельности с иконическими моделями свидетельствует о высоком уровне развития творческих и художественных способностей детей дошкольного возраста.

В процессе обучения дети лучше раскрывают содержание произведения, проявляют эстетическое отношение к изображаемым героям путём передачи цвета, т.е. выделяют большое количество средств выразительности.

Дети лучше воспринимают и понимают взаимоотношения между персонажами, учатся понимать смысл изображаемого движения, различать, отмечать постановку фигур.

После проведения ряда занятий по обучению сюжетного рисования, рисунки отличаются реальным использованием цвета, чётким изображением форм, соблюдением симметрии, более соответствующей передачей величины предмета и пропорции, наиболее удачной композицией.

Можно сделать следующие рекомендации:

Необходимо создавать в ходе проведения занятия положительный эмоциональный фон для мотивации изодеятельности.

Использовать разнообразные средства и материалы для развития у детей творчества и сказочности в рисунке.

Раскрывать характерные особенности персонажей для правильной передачи образа и выразительности рисунка.

Создавать развивающую среду для развития воображения детей в детском саду и семье.

Необходимо разработать систему занятий с использованием иконических моделей в разных видах искусства.

Для развития лучших навыков закрашивания, развития мелкой моторики и умения видеть глубину сюжета давать детям в домашних условиях и детском саду “книжки-раскраски”.

Работы детей можно оценивать по следующим критериям:

1 Уровень: Высокий. Реальное использование цвета, чёткое изображение формы, соблюдение симметрии, соответствие величины предмета и пропорции, сказочности. Загораживание одного предмета другим, правильное компанование предметов на листе.

Уровень: Средний. Частичное использование цвета, искажённость формы, ошибочная передача величины предмета, не соблюдение симметрии и пропорции, частичное загораживание предметов, не соблюдение композиции.

3 Уровень: Низкий. Нарушение цветовой передачи, бесформенность, несоблюдение симметрии, неумение передачи величины предмета и пропорции, нет загораживания одного предмета другим, неумение компоновать изображение на листе.

Работа с родителями.

Иногда родители, восхищаясь детскими рисунками, считают, что главное – оберегать «внутренний мир» ребёнка и давать ему возможность без всякого вмешательства со стороны взрослых выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Поэтому необходимо правильное педагогическое руководство этой деятельностью с учётом тех желаний и замыслов, которые возникают у ребёнка.

Мы рекомендуем родителям:

  • Во время наблюдений и прогулок вспоминать и читать стихи о природе, предметах и т.д.
  • Отмечать разнообразие цветовых сочетаний в природе, характерные особенности растительного мира в каждое время года.
  • Любоваться различными явлениями природы, обращать внимание на красоту окружающего мира.
  • После полученных впечатлений предложить детям зарисовать уведенное.
  • Очень важно чтобы родители заботились о накоплении у детей художественных впечатлений, полученных в повседневной жизни через телевидение, книги, посещение театра, выставок.
  • Знакомить с книгами, иллюстрациями, обогащать ребёнка новыми знаниями.
  • Использовать различные художественные материалы: бумага разных оттенков, размер и форма бумаги может быть различной.
  • Путём бесед, наблюдений развивать у детей эстетическое отношение к окружающему, обогащать его художественными впечатлениями, образами сказок, рассказов, стихотворений, рассматриванием картин, иллюстраций в книгах.

Преемственность со школой и взаимодействие с социумом. Участвуем в конкурсах рисунков, выставках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторик...

Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Опыт работы: «Развитие детского творчества у детей дошкольного возраста в сюжетном рисовании».

То, что будет заложено в ребенка в детстве даст свои плоды, когда человек станет взрослым членом общества....