Деловая игра «Особенности ознакомления дошкольников с жанрами живописи»
учебно-методический материал по рисованию на тему

Паламарчук Анастасия Игоревна

 

«Живопись учит смотреть и видеть.

                                                              Благодаря этому живопись сохраняет

                                                           живым и нетронутым то чувство,

                                                 которым отличаются дети»

                                                                                                        А.А.Блок

Цель: совершенствование работы педагогов по ознакомлению дошкольников с жанрами живописи

Предварительная работа: Педагоги разбиваются на 4 команды. Каждой команде необходимо выбрать один из предложенных жанров живописи и подготовить сообщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_gotov.variant.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Особенности ознакомления дошкольников с жанрами живописи»

Цель: совершенствование работы педагогов по ознакомлению дошкольников с жанрами живописи

Предварительная работа: Педагоги разбиваются на 4 команды. Каждой команде необходимо выбрать один из предложенных жанров живописи и подготовить сообщение.

Ход мероприятия:

«Живопись учит смотреть и видеть.

                                                              Благодаря этому живопись сохраняет

                                                           живым и нетронутым то чувство,

                                                 которым отличаются дети»

                                                                                                         А.А.Блок

I. Основные функции изобразительного искусства

       

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней, детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию о чём написана картина, к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

       

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни,  видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

     

 Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление  с реальной действительностью

Познание детьми произведений изобразительного искусства позволяет не только воспитывать любовь и интерес к живописи, но и:

- формировать основы мировоззрения - например, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям.

- развивать речь - так, описывая произведения искусства широко используются средства поэтического языка (метафоры, эпитеты и др.), специфические изобразительные термины, которые вводятся в пассивный и активный словарь ребенка. Развивается связная и монологическая речь.

- развивать мышление - рассматривая и осмысливая произведения дети учатся делать обобщения на основе анализа, синтеза, учатся делать выводы, формировать свои собственные суждения и умозаключения.

- формировать нравственное сознание - дети обогащают свой нравственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносят воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношения между людьми в реальные жизненные ситуации.

- развивать эстетические чувства - видеть и чувствовать красоту природы, окружающего мира, человеческих поступков и взаимоотношений, которые проявляются сначала в эмоциях и речевой реакции детей на произведения искусства, затем в их собственной деятельности.

Живопись - искусство цвета.

     Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета.

Живопись делится на:

     1.Станковую живопись.

Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название станковая живопись.

     2. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно, мозаика и др.).

Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Живописцев привлекали всё более разнообразные сюжеты. Это и привело к появлению в XVII веке жанров.

     1.Портрет.

Жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Существует много разновидностей портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяют две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.

     2.Натюрморт.

Жанр изобразительного искусства. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.

     3.Анималистический жанр.

Многие художники любят изображать зверей и птиц. Некоторые из них посвятили этому всё своё творчество. Они создают произведения анималистического жанра. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детёнышей. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно - образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передаёт его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно - прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам.

Главным художник Е.И. Чарушин считал создание образа, «а если нет образа, так и изображать нечего, и остаётся другой процесс работы - вроде рукоделия; это путь идущий от механических навыков».

     4.Исторический жанр.

События прошлого, библейские истории и былинные времена вдохновляют художников на создание картин исторического жанра. Это один из жанров изобразительного искусства, который посвящается значимым историческим событиям и явлениям. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром при изображении исторических баталий, крупных сражений и военных событий. Драматические столкновения в социальной борьбе народа часто находили художественное выражение в историческом жанре. Выдающимся мастером русской исторической живописи был В. Суриков, отразивший в своих полотнах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю народа: «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.).

     5.Батальный жанр.

Этот жанр изобразительного искусства посвящен темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни. Главным образом батальный жанр характерен для живописи, отчасти для графики и живописи. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Батальный жанр может включать элементы других жанров - бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и атрибутов воинской жизни). Формирование этого жанра начинается в эпоху Возрождения; его расцвет происходит в XVII-XVII вв. художники - баталисты, как правило, стремятся показать героическую готовность к освободительной борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но их произведения, как правило, разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают её.

     6. Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин (мифологический жанр). 

Картины написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы, относятся к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековым искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно - аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне. В XVII - начале XIX в. значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала, сближают с жизнью, создают праздничное зрелище. В XIX в. мифологический жанр является нормой высокого, идеального искусства. Наряду с темами античной мифологии в XIX-X вв. в искусстве стали популярны темы индийских мифов. В развитии русской культуры очень значима была роль В.М. Васнецова. Его называют певцом русской сказки. Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. В.М. Васнецов доказал, что внести свой вклад в сокровищницу мирового искусства можно, когда все силы будут устремлены на развитие своего родного русского искусства, то есть когда со всем возможным совершенством и полнотой будут выражены красота и мощь наших красивых образов - русской природы и человека, настоящей жизни и прошлого, если художник в своём истинно национальном сумеет отразить вечное, непреходящее.

     7.Бытовой жанр.

Не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей, обычный быт можно изобразить на полотне. Такие картины являются произведениями бытового жанра, иногда их называют полотнами жанровой живописи. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён. Этот жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI-XVII вв. ярким, искрящимся весельем проникнута сцена народного праздника на картине П. Брейгеля Старшего «Крестьянская усадьба». Позже от простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию внутреннего смысла и общественно - исторического содержаний повседневной жизни. Постепенно стирались границы между бытовым, историческими и батальными жанрами. Сложными и разнообразными путями идёт развитие бытового жанра в XX в. ему доступны изменчивые ситуации и психологические нюансы, символический смысл бытия, героизация простых жизненных событий и многое другое. В историческом и бытовом жанрах важна взаимосвязь персонажей, а образное решение создаётся во многом с помощью цвета. Именно от цвета зависит настроение картины, её эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Живописными средствами художник создаёт неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и даёт пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

     8.Пейзаж.

Жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный - ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Т.к. основным жанром изучения дипломной работы является пейзаж, то на этом жанре я остановлюсь подробнее. Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и миниатюрах.   

II. Выступление команд

Команды представляют один из жанров живописи, сопровождают выступление презентацией.

1. Портрет

2. Натюрморт

3. Пейзаж

4. Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин.

III. Конкурс капитанов команд

Капитанам команд необходимо разгадать ребусы, в которых зашифрованы фамилии известных художников.

Айвазовский, Васнецов, Перов, Малевич, Брюллов, Репин, Шишкин, Пикассо, Суриков, Кустодиев, Рафаэль, Саврасов

IV.  Отгадай название картины и ее автора по фрагменту.

  1. Василий Перов «Тройка»
  2. Виктор Васнецов «Витязь на распутье»
  3. Василий Перов «Три охотника на привале»
  4. Иван Айвазовский «Девятый вал»
  5. Исаак Левитан «Март»
  6. Федор Решетников «Опять двойка»

V. Кроссворд

Вопросы по горизонтали:

1. БЛИК — отблеск света,  яркое световое пятно, лежащее на блестящих, выпуклых и выступающих поверхностях предметов.

2. МОЛЬБЕРТ - Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска.

3. ТРАФАРЕТ - приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение мотива.

4. ЖАНР - в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

6. ЭТЮДНИК - небольшой (деревянный) ящик с принадлежностями для живописи, облегчает художнику живописную работу на природе и в других условиях.

Вопросы по вертикали:

7. КИСТЬ - Основной инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу или другую основу в живописи и графике, а также в каллиграфии.

 Жесткие щетинные кисти (круглые или плоские) применяют в масляной живописи, с более длинным волосом - в клеевой живописи, фреске. Круглые остроконечные мягкие (беличьи, барсучьи, песчанковые) используют в акварели, темпере и тоновой графике. Колонковые кисти применяют для работы любыми красками.

8. БАГЕТ - Гладкая или профилированная деревянная планка, предназначенная для изготовления рам к картинам, произведениям графики, фотографиям и др.

9. ВАТМАН - плотная белая бумага с шероховатой поверхностью, названа по имени владельца английской бумажной фабрики.

10. ЗАМЫСЕЛ — целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним.

11. ГУАШЬ - краски для живописи, разводимые водой,  содержат в составе белила, имеет плотный красочный  слой.

12. АКВАРЕЛЬ — водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества

13. ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - временный (в отличие от музейной экспозиции) публичный показ художественных произведений.

14. ИЛЛЮСТРАЦИЯ — разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая целью сопровождение и образное пояснение текста.

VI. Конкурс «Бомбочка»

Приглашаются по 2-3 представителя от каждой команды.  Передавая бомбу, перечислить материалы для изобразительной деятельности детей. У кого взорвется (звуковой эффект)- выбывает.

VII. Выводы, принятие решения.

     Основная задача воспитания дошкольников - гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями.

     Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности. Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с примерами изобразительного искусства, в развитии у них способностей к восприятию, выражению чувств. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога. 

     Наиболее эффективными формами ознакомления детей с искусством являются:

- посещение музеев, где ребенок может видеть подлинники шедевров мировой живописи;

- специально организованные занятия по ознакомлению детей с картинами;

- рисование образов природы.

     Можно рекомендовать использование следующих методов и приемов, позволяющих приобщить детей дошкольного возраста к искусству живописи:

- игровые приемы;

- рассматривание картин;

- «хождение» в картину;

- музыкального сопровождения;

     «Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливым других, редко появляется сам собой. Воспитать человека таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью - важнейшая задача, стоящая перед педагогом».

  1. Педагоги групп обменялись мнениями о просмотренных занятиях по изобразительной деятельности и познавательному развитию в группах, отметили как положительные стороны организации, так и ошибки, допускаемые коллегами, высказали свои рекомендации по вопросу, использования различных методов и приемов по ознакомлению дошкольников с жанрами живописи.
  2. Паламарчук А.И. провела деловую игру по совершенствованию работы педагогов по ознакомлению дошкольников с жанрами живописи (конспект игры прилагается)

Решение:

  1. Продолжить применение в работе с детьми знакомство с разными жанрами живописи, как средство формирования творческой активности детей.

Ответственные: педагоги групп                      

Срок: постоянно

  1. Провести мастер – класс «Методы и приемы привлечения внимания детей к произведениям искусства».

Ответственные: старшие воспитатели

Срок: до 15.02.2016

  1. Пополнить центры (зоны) уголки по художественно-продуктивной деятельности в  соответствии с программными требованиями. Разработать пооперационные карты, схемы последовательности рисования натюрморта, пейзажа, портрета.

Ответственные: педагоги групп

Срок: до 01.04.2016

  1. Продолжить использовать разнообразные формы работы с родителями, разработать отдельный план взаимодействия с семьей, подготовить  наглядный материал для родителей по повышению эстетической культуры дошкольников.

Ответственные: педагоги групп

Срок: постоянно



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с жанром живописи пейзаж.

В статье раскрывается опыт работы по ознакомлению дошкольников с пейзажем. ...

«Ознакомление дошкольников с жанром живописи «пейзаж»

Каждая встреча с природой впечатляет нас комплексом ощущений пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в бесконечном движении: облака плыву...

"Ознакомление дошкольников с жанрами живописи в разных возрастных группах»

2 слайд. Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.3 слайд.  Программные задачи по ознако...

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства.

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства...

"Ознакомление дошкольников с жанрами живописи в разных возрастных группах»

Рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей с жанрами живописи для разных возрастных групп.Методы и приемы при ознакомлении детей с живописью....

Семинар-практикум для воспитателей «Ознакомление дошкольников с жанрами живописи»

laquo;В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…Эмоциональная насыщенность восприятия – это ду...