Конспект образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с жанрами живописи (натюрморт) с использованием деятельностного подхода.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Занятие по ознакомлению с искусством

в  средней группе «Натюрморт – тихая жизнь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с жанрами живописи (натюрморт) с использованием деятельностного подхода.

Занятие по ознакомлению с искусством

в средней группе «Натюрморт – тихая жизнь»

                                                                                             

                                                                                                              Шаталова Валентина Анатольевна

  Программное содержание:

1.Конкретизировать у детей представления о натюрморте как особом жанре живописи, о его характерных особенностях.

2. Закрепить умение составлять композицию натюрморта, правильно подбирать дополнительные предметы к главному.

3.Воспитывать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения. Развивать фантазию, творчество, эстетическое восприятие.

4. Обогащать словарь: натюрморт, жанр живописи, живопись, портрет, пейзаж.

     Предварительная работа

1). Рассматривание натюрмортов:

    К.Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»;

    М.Асламазян «Цветущий кактус»;

   И.Хруцкий «Натюрморт с грибами»

   И.Левитан «Белая сирень»

 2).Рассматривание работ воспитанников художественной школы.

 3).Рассматривание слайдов различных жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

 4).Художественно-развивающие игры:

    «Убери лишнюю»;

    «Составь букет»;

    «Подбери цветы к этой вазе»;

    «Составь натюрморт из овощей и фруктов»;

    «Определи жанр живописи»

      Материал: 

Стойки для постановки натюрмортов, фланелеграфы, плоскостные  изображения различных предметов, флексика, муляжи овощей и фруктов, грибов, посуда, слады разных жанров живописи (пейзаж, портрет, натюрморт), диапроектор, фотоаппарат, видеофильм.

       Ход занятия:

I. Вводная часть. Организационный момент.

  В группе воспитатель предлагает детям отправиться в гости к Буратино и познакомить его с натюрмортами, с собой они берут картины.

II. Основная часть. 

  В зале сидит  задумчивый Буратино. К нему в гости приходят дети.

Воспитатель:   Здравствуй, Буратино.

Буратино:   Здравствуйте, ребята.

Воспитатель:  Буратино, скажи, пожалуйста, а чем ты так озабочен?

Буратино:  У Мальвины скоро день рождения. Она хочет, чтобы ей подарили настоящий натюрморт. Вот я сижу и думаю, что такое натюрморт? Где мне его найти?

Воспитатель:  Не волнуйся, наши дети знают всё о натюрморте, они тебе помогут. Мы как раз принесли с собой картины и сейчас покажем их тебе.

     Картины развешиваются на заранее приготовленное место. Дети садятся полукругом напротив выставки. Буратино восхищается увиденными картинами.

Воспитатель:   Буратино, ты знаешь, в каком жанре написаны эти картины?

 Буратино озабоченно пожимает плечами.

Воспитатель:   Ребята, помогите Буратино, назовите жанр всех этих картин.

Дети:   Это – натюрморты.

Воспитатель:   Правильно, а что означает это необычное слово?

      Если дети не отвечают, воспитатель начинает свой рассказ.

      Слово «натюрморт» переводится как «неподвижная натура», «спокойная тихая жизнь». Тихая жизнь различных предметов, которые оживают в картинах художников. Какие же предметы изображают в натюрморте?

Дети:  Овощи, фрукты, цветы, уже сорванные и стоящие в вазе, посуда, любые предметы, созданные руками человека.

Буратино:   А зачем художники всё это рисуют?

Дети:   Чтобы порадовать нас, обратить внимание на красоту окружающих нас вещей.

Воспитатель: В жизни мы иногда не замечаем красоту предметов, а художники – очень внимательные люди, их радует,  удивляет нарядность предметов, необычность их цвета, формы. Они заставляют и нас внимательно вглядеться в предметы, изображённые на картине. Каждый предмет как будто говорит, какой он красивый, блестящий или гладкий, маленький или большой, тяжёлый или лёгкий, круглый или прямоугольный. Особенно они хороши, когда собраны вместе. Тогда они спорят, кто главный, ссорятся или дружат, показывая красоту друг друга. Художник помогает нам понять эту тихую, таинственную, загадочную жизнь предметов. Прежде, чем нарисовать предметы, художник их красиво расставляет, старается так поставить главный предмет, чтобы остальные его дополняли, украшали.

    Ребята, посмотрите и попробуйте определить главный предмет.

Вместе с Буратино дети определяют главный предмет в натюрмортах.

Воспитатель:   Но художник рассказывает не только о предметах, но Ио людях, которые их создали, собрали, вырастили. Сорванные цветы могут увянуть, ягоды и фрукты люди съедят, а нарисованные художником плоды и цветы будут жить. Глядя на эти картины, мы будем вспоминать зимой о лете или осени, о теплом солнышке, они будут согревать и радовать нас очень долго.

Буратино:   Да-а-а, это замечательно.  А чем можно нарисовать натюрморт?

Дети:    Красками, карандашами.

Воспитатель:   Верно, ребята, художники используют различный материал: гуашь, акварель, масло. Ну, вот Буратино, теперь ты знаешь, что рисуют в натюрморте. А чтобы не забыл, мы споём тебе песенку.

       

 Песня «Натюрморт»

Воспитатель:  Знаешь, Буратино, в нашем городе есть необычная школа, там дети учатся рисовать. И сейчас я приглашаю тебя и ребят на телевизионную экскурсию в художественную школу.

 

 Просмотр видеофильма о художественной школе.

 

Буратино:  Как интересно учиться рисовать! Когда я немного подрасту, я тоже в такую школу. А сейчас я бы хотел поиграть, а вы хотите?

Дети:  Да.

Физминутка  « Наш весёлый Буратино» 

       Буратино потянулся,

       Раз нагнулся,

       Два нагнулся,

       Руки в стороны развёл,

       Видно ключик не нашёл.

       Чтобы ключик увидать,

       Нужно на носочки встать.

       А потом бегом, бегом

       Мы за ключиком пойдем.

Воспитатель:   Буратино, мы  приглашаем тебя в наш кинозал. Ты сможешь найти натюрморт среди других картин?

Буратино:   (задумчиво) Наверно…

Воспитатель:   Давайте попробуем?

Дидактическая игра «Определи жанр» просмотр слайдов.

Буратино иногда ошибается, дети исправляют его ошибки, доказывают правильность своего ответа.

Буратино:   Да, замечательные картины! (Снова огорчается) А где же мне найти для Мальвины натюрморт?

Воспитатель:   Хочешь, мы поможем тебе составить натюрморт?

Буратино:   Да, конечно, я буду очень рад, если вы поможете мне. А знаете, что я придумал? Я сфотографирую ваши натюрморты.

Воспитатель:  Ребята, поможем Буратино?  Хорошо, перед вами различные предметы. Посмотрите внимательно на фон и предмет, который там стоит, подумайте, чем можно дополнить натюрморт, чтобы в нём появилась жизнь, зазвучала музыка красоты.

Продуктивная деятельность.

Дети составляют натюрморты:

         а) из фруктов (муляжи)

         б) из готовых плоскостных фигур (фланелеграф)

         в) из поролоновых фигур (флексика)

         г) из посуды

         д) из грибов (муляжи)

         е) из плоскости в объем («оживи натюрморт») составляет Буратино.

Буратино подходит к каждому натюрморту, восхищается работой детей.  Дети придумывают название.

III. Заключительная часть.

Буратино фотографирует натюрморты и благодарит детей: «Спасибо, ребята, вместе с вами я узнал, что такое натюрморт, научился их составлять  и даже «оживил» для вас натюрморт. Я хочу угостить вас яблоками из своего натюрморта.

         

               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с жанром живописи пейзаж.

В статье раскрывается опыт работы по ознакомлению дошкольников с пейзажем. ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею».

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею»....

«Ознакомление дошкольников с жанром живописи «пейзаж»

Каждая встреча с природой впечатляет нас комплексом ощущений пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в бесконечном движении: облака плыву...

"Ознакомление дошкольников с жанрами живописи в разных возрастных группах»

2 слайд. Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.3 слайд.  Программные задачи по ознако...

"Ознакомление дошкольников с жанрами живописи в разных возрастных группах»

Рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей с жанрами живописи для разных возрастных групп.Методы и приемы при ознакомлении детей с живописью....

Семинар-практикум для воспитателей «Ознакомление дошкольников с жанрами живописи»

laquo;В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…Эмоциональная насыщенность восприятия – это ду...