Конспект занятия "Путешествие в страну Рисовандию".
план-конспект занятия по рисованию на тему

Морозова Людмила Владимировна

Приобщить детей к удивительному миру искусства, развить у них фантазию, творчество, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_risovandiyu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну Рисовандию»

Цель. Приобщить детей к удивительному миру искусства, развить у них фантазию, творчество, воображение.

Оборудование. Костюмы водоноски, коробейника, кокошники и пояса для танца «Гжельские узоры»; платочки, сарафаны для матрешек; силуэты посуды, элементы гжельской росписи; фломастеры, гуашь, листы бумаги с изображением кругов, треугольников, квадратов, печатки, шапочки, разноцветные карандаши; магнитофонная запись голоса Ляпсуса-Тяпсуса.

На центральной стене музыкального зала изображены радуга, солнышко, птички, весенние цветы. На боковой стене картина летнего леса. На окнах силуэты «девочек-кисточек», «мальчиков-карандашей», красок; репродукции картин «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Золотая осень» И.Левитана, «Март» местного художника В.Акимушкина.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал.

Воспитатель. Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну Рисовандию. Вы знаете, что это за страна? (Ответы детей.) В этой стране живут сказочные волшебники: по улицам разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнышко, и все вокруг переливается! Жителям Рисовандии нравится задавать вопросы и загадывать загадки гостям. Я думаю, вы сможете выполнить все задания волшебников из Рисовандии и это путешествие будет для вас интересным! Итак, в путь?!

Звучит вальс, дети, медленно кружась, подходят к стульчикам, садятся.

Воспитатель. Вот мы и на месте! Смотрите, вот прошла девочка-кисточка, а вот побежал быстрый мальчик-карандаш! Как здесь светло, ярко! Представьте себе, что мы очутились в городе, в котором все серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Что бы было? (Рассуждения детей.)

Воспитатель читает стихотворение А.Шлыгина «Разноцветный шар земной».

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

У ромашки белый цвет,

У гвоздики – красный.

Цвет зеленый у листвы,

Это так прекрасно!

Есть главные и неглавные краски. Какие цвета являются основными и почему? Верно. Красный, синий, желтый – основные. С помощью этих цветов можно получить остальные цвета.

Воспитатель читает стихи, а дети начинают смешивать краски, получая разные цвета, затем рисуют на большом листе бумаги.

Воспитатель.

Три цвета, три цвета, три цвета,

Ребята, не мало ли это?

А где нам зеленый, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной (вот этой)

Получим мы цвет (фиолетовый)

А синий мы с желтым смешаем –

Какой мы цвет получаем? (Зеленый.)

А красный плюс желтый,

Для всех не секрет,

Дадут нам, конечно (оранжевый цвет)

Воспитатель. Порой во время дождя, если прислушаться  к его звукам, то кажется, что у всех вещей есть голоса, что все вещи разговаривают. И ваши карандаши тоже. Хотите послушать, о чем они говорят?

Сценка «Разговор цветных карандашей» (исполняют мальчики, на них шапочки карандашей). (Звучит музыка.)

Воспитатель. Слышите, это говорит красный карандаш.

Красный: «Я – мак, я – огонь, я – пламя!»

Вслед за ним откликается оранжевый: «Я – морковь, я – апельсин, я – заря!»

Желтый тоже не молчит: «Я – пух утенка, я – пшеница, я – солнце!»

И зеленый шелестит: «Я – трава, я – сады, я  леса!»

А голубой восклицает: «Я – незабудка, я – лед, я – небеса!»

И синий не отстает: «Я – колокольчик, я – чернила, я – море!»

А фиолетовый шепчет: «Я – слива, я – сирень в цвету, я – сумерки!»

Воспитатель. Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают голоса цветных карандашей. Над горизонтом встает радуга (показ радуги на стене).

Над рекой, над городом

Вырос мост.

Это встала радуга

Выше звезд!

И вместе с ней вновь заговорили цветные карандаши.

Красный. Глядите! Радуга – это я!

Оранжевый. И я!

Желтый. И я!

Зеленый. И я!

Голубой. И я!

Синий. И я!

Фиолетовый. И я!

Все рады! В радуге над горизонтом и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. Кто не взглянет на радуга, всяк ею любуется!

Звучит песня «Радуга» (на стихи Р.Голосовой).

Воспитатель. В стране Рисовандии есть чудесная поляна. Вокруг поляны лес. И вот чудо! На поляне весна, а в лесу уже настоящее лето (показывает лес на стене). Нравится вам летний лес? Давайте попробуем нарисовать такие же красивые деревья.

Раздается голос (магнитофонная запись). Ха-ха-ха! Это я, злой волшебник, великий Ляпсус-Тяпсус. Я похитил все кисточки и карандаши, какие были в Рисовандии. Теперь чем хотите, тем и рисуйте!

Воспитатель. Вот досада! Как быть? Может, попробуем нарисовать деревья без кисточек и карандашей? А чем можно рисовать?

Конкурс «Нарисуем деревья»

Дети (4-6 человек) рисуют на большом листе бумаги деревья пальчиком, мятой бумагой, печатаньем. Пока они рисуют, воспитатель загадывает остальным детям загадки.

Белый-белый пароход

Над деревьями плывет.

Если станет синим,

Разразится ливнем. (Облако.)

Зеленые ребятки

Привязаны к грядкам. (Огурцы.)

На желтенькой тарелочке

Белый ободок.

Мальчики и девочки,

Что это за цветок? (Ромашка.)

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто не пройдет,

Всяк поклон отдает. (Земляника.)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я –

И вот теперь я спелая. (Смородина.)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (Солнце.)

Воспитатель. Молодцы, отгадали все загадки, а теперь подведем итоги конкурса «Нарисуем деревья» (рассматривают рисунки, делятся впечатлениями). Очень красивые получились у нас деревья! Я думаю, что не удалось злому Ляпсусу-Тяпсусу испортить наш праздник, мы смогли выполнить рисунки без кисточек и карандашей!

Жители волшебной страны Рисовандии подготовили для нас небольшую выставку картин. (Показ.) А теперь послушайте задание. Надо разделить эти репродукции по видам живописи: портреты отложить отдельно, натюрморты – отдельно, пейзажи – также отдельно. После этого прочесть стихи о своих картинах.

Задание выполняют несколько человек, остальные дети наблюдают за их действиями, при необходимости помогают.

Чтение стихов М.Яснова «О картинах».

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется… (пейзаж).

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или море в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это…  (натюрморт)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька. Твой сосед,

Обязательно картина называется… (портрет).

Воспитатель. А сейчас еще одно задание. Знаете ли вы название этих картин на стене? Подойдите ближе, рассмотрите картины.

Звучит тихая музыка. Дети рассматривают картины.

Воспитатель. Кто покажет картину художника Саврасова? Как называется эта картина? («Грачи прилетели».) Покажите картину «Золотая осень». Кто ее написал? Назовите авторов остальных картин.

Дети правильно отвечают.

Воспитатель. Молодцы! И с этим заданием вы справились! А теперь художниками будете вы. Волшебники Рисовандии предлагают вам конкурс «Дорисуй!» На листах бумаги изображены круг, квадрат, треугольник. К ним за три минуты подрисовать что-то так, чтобы получился интересный рисунок. Побеждает тот, у кого рисунок интереснее. Лист для каждого и фломастер спрятаны под вашими стульчиками. Рисовать можно на полу, сидя на корточках, так, как рисуете мелом на асфальте. Итак, начинаем!

Во время рисования звучит тихая музыка. Затем подводятся итоги конкурса.

Воспитатель. На занятиях вы учились рисовать, знакомились с картинами великих художников, многое узнали о народных промыслах. Вглядитесь в эту игрушку!

Под русскую народную мелодию «Пошла млада за водой» входит девочка в костюме дымковской водоноски; на коромысле ведра; обходит зал, дает возможность полюбоваться собой.

Воспитатель.

За студеною водицей

Водоноска-молодица,

Как лебедушка, плывет,

Ведра красные несет

На коромысле, не спеша.

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса!

Нравится вам эта игрушка? Откуда она? (Из Дымкова.) Приглашаем водоноску остаться с нами на нашем празднике.

Под мелодию «Пошла млада за водой» девочка идет по залу, садится вместе с детьми.

Звучит музыка «Коробейники». Входит мальчик в костюме коробейника, на лотке, под платком, что-то спрятано.

Коробейник. А вот еще игрушка. Неслыханное чудо, невиданное диво! Что за игрушка – отгадайте загадку.

Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка –

Красавица девица,

У нее сестрицы.

Каждая сестрица –

Для маленькой темницы. (Матрешка.)

Коробейник показывает игрушку. Разбирает. Дети определяют, сколько сестриц у красавицы девицы.

Воспитатель. Конечно же, это любимая всеми русская матрешка! Кто впервые изготовил матрешку? (Токарь Звездочкин.) Кто придумал роспись для матрешек? (Художник Малютин.) Почему всех этих кукол зовут матрешками?

Девочки в костюмах матрешек поют песню «Ой, да мы матрешки» (муз. Т.Ломовой) и исполняют танец матрешек.

Воспитатель. Понравилось вам, как пели и танцевали матрешки? Давайте покажем, как вы умеете танцевать?!

Дети исполняют танец «Полька».

Воспитатель.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Дает задание детям: найдите среди предметов декоративно-прикладного искусства изделия хохломских мастеров. Как вы догадались, что это Хохлома? А сейчас исполним частушки о Хохломе.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

Хохлома да Хохлома –

Разукрашу все дома,

А потом всю улицу,

Петуха да курицу!

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать –

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

Надою я молока

И налью котенку,

Разрисую Хохломой

Милую Буренку!

Воспитатель. Вот какие замечательные веселые частушки мы услышали! А теперь прослушайте стихи и скажите, о каком промысле говорится в них?

Читает стихотворение И. Кадухина «Гжель».

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла!

Почему Гжель называют нежно-голубым чудом? Какие элементы есть в гжельской росписи? (Ответы детей.)

Игра «Укрась посуду гжельским узором». Дети украшают силуэты посуды элементами гжельской росписи. Играют, разделившись на небольшие группы. Побеждают те, у кого узор получится быстрее и лучше.

Воспитатель. Наши девочки приготовили красивый танец, который назвали «Гжельские узоры».

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц, светит ясный».

Воспитатель. Ну вот наше удивительное путешествие по стране Рисовандии заканчивается, и нам пора возвращаться в группу.

И в шесть, и в десять лет, и в пять

Все дети любят рисовать,

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует:

Цветы, рисунки, лес и сказки…

Все нарисуют, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

И мир в семье и на Земле!

Исполняют песню «Солнечный круг» (1-й куплет и припев). По окончании песни в зале «появляются» воздушные разноцветные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия:"Путешествие в страну Рисовандию" по изо в подготовительной группе

Конспект итогового занятия по изо, в подготовительной группе с применением нетрадиционных способов рисования.Дети рисуют автопортрет....

Конспект занятия "Путешествие в страну Рисовандию"

Занятия по рисованию для детей старшей группы...

Конспект занятия "Путешествие в страну Рисовандию"

Занятия по рисованию для детей старшей группы...

Конспект занятия по ИЗО деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Рисовандию»

Конспект занятияпо ИЗО деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Рисовандию»...