"Мы открываем разноцветный мир"
проект по рисованию (старшая группа) на тему

КОНДАКЧЯН ГАЛИНА ЛЮДВИГОВНА

Приобщая детей к искусству, я разработала проект по теме "Мы открываем разноцветный мир" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

   Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста,  было замечено: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников,   был сделан вывод – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я разработала проект по теме «Мы открываем разноцветный мир». Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.

В связи с переходом на ФГОС в своей работе использовала следующие принципы:

1. Формирование художественно – эстетических качеств.

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

3. Формирование познавательных интересов детей через использование нетрадиционного рисования.

4. Сотрудничества ДО с семьей.

Актуальность:

   Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

   Так же творческая личность имеет больше шансов для успешного обучения в школе.  Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

     Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

    Существует множество разнообразных техник нетрадиционного рисования, такие как кляксография с трубочкой , монотипия, набрызг, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном, гравюра, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография, свеча + акварель.

   Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.    Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Основываясь на ФГОС ставила следующие задачи:

  1. Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста с применение различных материалов.
  2. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними путем экспериментирования, побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально.
  3. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; воодушевить на совместное творчество.

   4.  Развивать воображение, восприятие, мелкую моторику рук и                              фантазию при помощи нетрадиционного рисования.

   5.   Помочь детям почувствовать радость творчества.

В  процессе реализации проекта,  обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

 Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций, формирование представлений о свойствах используемого материала в нетрадиционном рисовании.

Речевое развитие :развитие речевого творчества, чтение художественной литературы, стихи и рассказы, загадки, пословицы , беседы и тд.

Социально – коммуникативное развитие : развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и уважительного отношения.

Физическое развитие : развитие координации движения, мелкой моторики рук,  охрана и укрепление физического развития детей- физкультминутки, подвижные игры, пальчиковые игры.

Также, дети знакомятся с нетрадиционными способами рисования, учатся применять их на практике, оценивать свои работы и работы других, делиться впечатлениями. Происходит формирование творческой личности ребенка, развивается мелкая моторика рук, познавательная потребность в поиске нового.

Проблема:

  • Неумение детей использовать многообразие техник и способов для создания художественного образа.
  • Недостаточное  внимание  к проблеме  на раннем  этапе  развития  детей  (в  младшем  дошкольном детстве)  со  стороны родителей.

Тип проекта:

Познавательно-творческий

Вид проекта:

Долгосрочный (1 год)

Участники:

Воспитатель, дети, родители.

Порядок проведения проекта

  1. Подготовительный

- Выработка концепции проекта и определение цели и задач;

-Сбор и изучение информации по вопросу (Работа с методической литературой)

-Создание предметно-развивающей среды;

-Нахождение и установление эффективных связей с родителями.

2. Содержательный

-Реализация поставленной цели и задач с использованием игровых технологий;

-составления перспективного плана работы;

-Планирование совместной деятельности ребенка со взрослыми;

3.Аналитический

-Оформление детских работ;

-Организация выставки для детей и родителей

Ожидаемые результаты проекта :

  1. Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования.
  2. Планирование своей работы и самостоятельный выбор способов ее воплощения.
  3. Выражение своего отношения к окружающему миру через рисунок.
  4. Проявление самостоятельности, инициативы и фантазии.
  5. Сочетание нетрадиционного изображения технологии для создания законченного образа.
  6. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
  7. Выставка творческих работ.

Средства реализации проекта :

- наблюдение.

- знакомство с художественной литературой.

- рассматривание произведений искусства, иллюстраций, картинок.

- использование дидактических игр.

- использование физ. минуток, пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

1. Метод загадывания загадок и сюрпризного момента использую в первой части занятия как организационный момент, который позволяет привлечь внимание детей заинтересовать их.

2.Чтение и заучивание художественной литературы.

3. Беседы, работа с наглядным материалом ,игры.

4.Рассматривание картин, иллюстраций использую и в первой и в основной части. Он помогает заинтересовать детей

5. частично-поисковый метод

6. Использовался прием подражания. С помощью приемов художественного слова и физкультминутки, направленные на смену деятельности дети немного отдохнули.

Формы организации:

- Дидактические игры

- Подвижные игры

- Пальчиковые игры

- Речевые игры

- Экспериментальная деятельность

- Продуктивная деятельность

- Чтение художественной литературы

Также мною было разработано перспективное планирование по нетрадиционному рисованию в старшей группе.

     


п/п


Дата


Тема НОД


Программное содержание


Примечания


1.

СЕНТЯБРЬ


«Лето красное прошло»


(Кляксография)


Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии.

 Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете.

Формировать знание детей о времени года. Развивать речевое дыхание при помощи дыхательной гимнастики.
Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать воображение. Развивать двигательную активность.


Стр.26 ,

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

Чтение стих и рассказов о лете.

Пальчиковая игра «Солнышко»

П.и «В гостях у солнышка»


2.



Полезные фрукты.

«В садах созрели яблоки»

(Рисование тычком.)


Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. Познакомить с новыми словами- золотая осень.


Стр.31
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

Загадывание загадок  о фруктах.

Игры « Лото» (фрукты). Познавательная беседа про витамины. П.и «Овощи и фрукты»


3.

ОКТЯБРЬ


«Осенний лес»

(Отпечатывание сухих листьев)


Продолжать знакомить детей с особенностями осени. Учить узнавать деревья по их стволам и листьям.  Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья.. Развивать активность, творчество.


Стр.42, занятие 12.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл.

Д.и «С какого дерева лист». П.и «Белки в лесу». Пазлы «Собери листок»


4.



«Спасская башня Кремля»

(Шаблонография)

Продолжать знакомить детей со столицей нашей Родины, ее достопримечательностью. . Формировать общественное представление, любви к Родине.  Продолжать знакомить с техникой шаблонографии. Продолжать учить аккуратно обводить заготовленные шаблоны будущего рисунка. Конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска


Стр. 103, зан.94.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл. Чтение произведений о Родине.Беседа о Москве и Спасской башне кремля.


5.

НОЯБРЬ


«Платок для мамы»

(Ниткография)


Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Вызвать у детей радостное настроение в преддверии праздника. Воспитывать любовь и уважение к родным.


Стр.20, зан.6

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.Беседа о семье. Чтение стихов и рассказов о маме. Д.и « Подбери наряд для мамы»,С.р игра « Семья»


6.



«Мой любимый дом»

(Оттиск поролоном)

Вызвать интерес к своей родословной.
Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки.


Стр.87. зан.71

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл . Пальчиковая игра «Строим дом». Беседа « Дом в котором я живу» П. и «Найди свой дом». Д. и «Чей домик». Рассматривание картин с изображением разных домов.


7.

ДЕКАБРЬ


«Зимний сказочный лес»

(Оттиск смятой бумагой)


Учить детей замечать изменения в природе зимой.Закрепить знания детей о лесных зверях и названиях деревьев..Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги; придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение. Использовать элементы пантомимы.(Шум, качание)


Стр19, зан.1

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 95 с. Д.и « Времена года».Загадывание загадок. Рассматривание репродукций. Лото «Лесные жители». П.и «Хитрая лиса». Беседа о зимнем лесе.


8.



«Новогодняя сказка»

(Техника граттаж)


Систематизировать знания детей о Новогоднем празднике. Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования.  Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.


Стр.61, зан.38

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл. Чтение худ. Литературы. П.и «Дед Мороз».Пальчиковая гимнастика «Новый год» Д.и

« Загадки и отгадки о зиме»Беседа о Новогоднем празднике. Рассматривание картин.


9.

ЯНВАРЬ


«Морозные узоры на окне»

(Свеча+акварель)

Систематизировать знания детей о времени года и его особенностях. Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).
Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество. Воспитывать любовь к красоте родной природы.


Стр.33, зан.16

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.Чтение худ. Литературы, загадывание загадок о зиме.П.и «Мороз красный нос». Пальчиковая игра «Ах ты зимушка зима»


10.



«Пурга»

(Рисование «по-мокрому» и «набрызгом»)


Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Уточнить и активизировать словарь по теме. Закрепить умение рисовать «по – мокрому». Учить детей передавать образ ветреной снежной погоды в холодной гамме; закреплять знаний детей о цветообразовании; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.


Стр.23, зан.8

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.Рассматривание иллюстраций на тему «Зима».Чтение худ. литературы. Упражнение «Вьюга». Игра «Какое слово лишнее»Пальчиковая игра «Лыжники».


11.

ФЕВРАЛЬ


«Конфета для друга»

(Монотипия предметная)


Познакомить детей с понятием дружба.Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками Дать почувствовать важность общения и дружбы. Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества.


Стр.78, зан.32

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

Беседа «Дружба великая сила» Чтение произведений о дружбе. С.Михалков «Хорошие товарищи»,Е. Благинина «Подарок».П.и «Ручеек». С.р и «В гости к другу»Пословицы о дружбе.


12.



« Военные корабли»

(Рисование «по-мокрому», отпечатывание поролоном, рисование ватными палочками. Пластилинография)


Закреплять знания детей о Профессии военного  и военной техники. Уточнить знания о том чем занимаются военные. Формировать представление о смелости. Закреплять навыки рисования при помощи совмещения техник нетрадиционного рисования. Познакомить с техникой «пластилинографии» Показать разные интеграции рисования и лепки. Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.


Стр.174, зан.80

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл. Рассматривание иллюстраций «Военные корабли».Беседа о военной технике. С.р и «На корабле». Д.и «Узнай и назови».Позн.игра «Составь из частей целое». Слайдшоу о военной технике.


13.

МАРТ


«Мимоза»

(Рисование тычком)


Дать детям представление о празднике 8 марта. Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.


Стр.37, зан.6.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.» Беседа о предстоящем празднике. С.р. игра. «Семья». Д.и «Собери маму на работу».Чтение худ. литературы.


14.


«Фруктовая сказка»

(Ниткография)


Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; Продолжать знакомить с полезными продуктами питания. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.


Стр.11, зан.3

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 95 с. Загадывание загадок  о фруктах.

Игры « Лото» (фрукты). Познавательная беседа про витамины. П.и «Овощи и фрукты»


15.

АПРЕЛЬ


«Матрёшка»

(Нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками.)


Ознакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушкой; Развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности.


Стр.40, зан.6

«Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ: Сценарий интеграционных занятий в старших группах» Авт.составитель А.Н.Чусовская. – М.: АРКТИ, 2011. – 72 С. (учимся творчеству).Беседа о рождении русской матрешки. Рассматривание русских матрешек.П.и «Веселая матрешка».Чтение стихов и загадывание загадок про матрешку.Логическая игра «Матрешка».Д.и «Матрешка»


16.



«Весеннее небо»

(Рисование «по-мокрому»)


Закреплять знания детей о весне ее приметах и природных явлениях .Активизация словаря :весна и весенние месяцы. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Воспитывать интерес к природе и окружающему миру. Развивать творческое воображение.


Стр.168, зан.77

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл. Беседа «Весна и весенние месяцы». Словесная игра «Доскажи словечко».Физ.минутка «Весна».П.и «Перелетные птицы».Д.и Когда это бывает»


17.

МАЙ


«Праздничный салют»

(Техника граттаж


Воспитывать уважение к защитникам Родины. Закрепить знания о всенародном празднике Воинов. Продолжать знакомства с пословицами о войне.Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.


Стр.106, зан.100

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл

Беседа о Родине. Заучивание стихов .Рассматривание альбомов, книг, иллюстраций.С.р игра «Мы-солдаты». Физ.минутка «Перетяни канат».


18.



«Здравствуй, лето!»

(Коллективная работа детей, созданная при помощи совмещения техник (фон листа – «рисование по мокрому», тампонирование; деревья – отпечатывание листьев; и т.п.)


Продолжать знакомить детей с временем года и приметами лета. Познакомить с особенностями Летних изменений в природе нашего края. Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать коллективно; учить детей применять знания о смещении цветов, о перспективе и т.д.; учить детей рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранным временем года.


Стр56, зан.34

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.

Рассматривание картин, иллюстраций. Загадывание загадок, чтение стихов, пословиц.Д.и «Когда это бывает».Пальчиковая гимнастика «Лето».Физминутка «Бабочки и лето»

Для получения более высоких результатов в развитии и воспитании детей своей группы, веду работу в тесном контакте с родителями. Так как, считаю, что совместная деятельность родителей и детей благотворно влияет на полноценное развитие ребенка.

 Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным  техникам  рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки , информационные стенды, показ открытых занятий,  семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования , выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети)  и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

ВЫВОД:

Проект « Мы открываем разноцветный мир» направлен на развитие творческого воображения у детей  дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. 

Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками, им очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают  наш детский сад.

Приложение 1

Конспект   занятия    

Тема: "Морозные узоры на окне"  

Цель:  Развитие навыков нетрадиционного  рисования свечой "проступающий рисунок".  

Задачи :                                                                                                                                    

-научить преобразовывать реальную форму в сказочную.

  Выражать свои  чувства, изображать красоту окружающего мира;
- знакомство с техникой изображения  воском  и акварелью;

- создание морозного узора;

- развивать воображение, фантазию.

 Используемые материалы:

  • Фото  Деда Мороза;  
  • на столе: кисти со средним ворсом, разведенные синяя и белая гуашь, маленькая палитра,   альбомный лист, блеск - карандаши, стаканчики с водой;
  • мольберт, кисть, альбомный лист с нанесенным свечой невидимым рисунком, стакан с водой, маленькая палитра с одним отверстием;
  • нарядно оформленная рама для окна (из белого картона, украшенная снежинками, блеском).

 Ход занятия.  

 Здравствуйте, ребята,  гости. Садитесь ребята.  

Для начала мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня.    (выбираем кружок  с различным цветом)

Настроение у вас сегодня  …….

Я очень рада, ребята, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит что настроение ваше радостное, хорошее светлое, а все мрачные кружки остались в нашей корзинке.

К нам пришел еще один гость  это дед Мороз (на слайде Дед Мороз)

-  Ребята, а как вы думаете, Д.М. волшебник?    А почему вы так думаете?

-     А на окнах, что Д.М. нарисовал? (добиваться полных ответов).
 - Правильно, гуляет Мороз только ночью, стучит в наши окна, а мы спим, ничего не слышим. Правильно, я Дедушка говорю? А утром просыпаемся, на окнах расписные узоры! Окно красивое! Просто загляденье! Это Д.М. нарисовал. А что он на окне нарисовал?

Давайте посмотрим на экран (показ презентации)

 - А как вы думаете, чем Д.М. рисует узоры?   (ответы )    Дед мороз волшебник.

Вот и вы сейчас, ребята, из обыкновенных   девчонок  и мальчишек превратились в настоящих волшебников.   К чему мы прикоснёмся, всё станет волшебным. Ну что же, придётся проверить наши способности волшебные. Давайте, мы с вами порисуем.

Воспитатель открывает заранее приготовленную магнитную доску с изображением многоэтажного дома, где вместо  окон  белые поля размером с альбомный лист. На каждое белое поле прикреплен магнит для удерживания будущего рисунка  окна.

                                             Дом стоит. Ну, дом, как дом.

Только грустно что – то в нем.

Без единого узора окна в каждом этаже.

Разрисуем окна смело,

Для волшебников есть дело,

                                                   Зима, зимушка, зима

Краски в руки нам дала,

Чтобы радовали взоры

Чудо дивное – узоры.


 -  Скажи, мне, пожалуйста, что находится в баночках? (Правильно, в баночках находится гуашь).

-А какого цвета гуашь? (ответы).  

-Ребята, а скажите мне, если мы смешаем синюю и белую гуашь вместе, то какой получится новый цвет? Кто знает? (  ответы детей).

Вот так Д.М., дети знают, как можно получить голубой цвет, сейчас я попробую так сделать.
 - А чтобы получить небесный голубой цвет, нам нужно больше взять белой или синей гуаши?
 
Правильно, ребята, белой гуаши нужно взять больше, а синей гуаши желательно, только на кончике кисти. Вот так я и сделаю ребята, спасибо, что мне напомнили, как нужно правильно смешивать два цвета, чтобы получить третий цвет. Ребята, а воды нужно добавлять? (Ответы).
 
- Смешивать я буду краску вот в этой штучке, не помню, как она называется. Ой, и правда, ведь она называется - палитра. Так, вот у меня получился голубой цвет.

 А теперь, я буду разукрашивать получившейся голубой краской, вот этот обычный белый листочек. Нужно аккуратно работать, и стараться красить весь лист, чтобы ни одного свободного местечка не осталось без краски. Ребята, не забывайте о том, что рука ведёт кисточку, куда повернёт рука, туда и кисточка движется.
 
- Ой, ребята, посмотрите, у меня появляются узоры, значит, я :волшебница! Вот так красота!
 Снежинки, завиточки, листочки! Дедушка Мороз, спасибо тебе за такой волшебный дар!
 Я свой рисунок вставлю в    первое окно нашего дома.

Физ.минутка 

Творческая работа детей.

В завершении работы  дети клеят окна в наш дом.  Посмотрите, какие узоры вы нарисовали.

Настроение  у вас радостное, значит все, удалось. Спасибо за работу.

Приложение 2

  Консультация для родителей старшей группы

 «Чем можно рисовать».

 Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд , но это - и большая радость .

Рисуют дети на стекле. Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, - Такого нет еще на карте.

В руках мелки, карандаши... Детишки - маленькие маги

Но столько вложено души . В их мир прекрасный на бумаге!

Татьяна Щербакова.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Нам взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой - богатой или бедной - будет его духовная жизнь.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно! 

Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!

Один из любимых способов нетрадиционного рисования:

ϖ Рисование ладошкой - ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

ϖ Оттиск печатками из картофеля - ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

ϖ Оттиск смятой бумагой - ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

ϖ Монотипия предметная - ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.

ϖ Кляксография с трубочкой - ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовать.

ϖ Отпечатки листьев - ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.

ϖ Монотипия пейзажная - ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Любят дети рисовать и ... мыльными пузырями, и зубной щеткой, и ватой, и ступнями, и пластилином, и ... чем только можно, всем, что вам попадется в руки.

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет - радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

Желаю вам творческих успехов!

Приложение 3

1. Физминутка

 «Держим кисточку»

Держим кисточку вот так:        Рука на локте. Кисточку держат тремя                                                                        

Это трудно? Нет, пустяк!        пальцами выше ее металлической части.

Вправо – влево, вверх и вниз        Движения кистью руки по тексту.

Побежала наша кисть.

А потом, а потом        Кисточку держат вертикально.

Кисточка бежит кругом.        Выполняют тычки без краски на листе.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

2. Пальчиковая гимнастика

   «Пальчики»

Мы сегодня рисовали,        Сгибание и разгибание пальцев.

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут,        Встряхнуть руками перед собой.

Снова рисовать начнут.

Дружно локти отведем,         Энергично отвести локти назад.

Снова рисовать начнем.

3.Физминутка (использовать в момент усталости детей)

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

4. Физминутка

Раз, два, три, четыре. пять -

Мы идем гулять (дети шагают на месте)

Мы в окошко поглядели, (повороты головы влево – вправо)

Мы на солнце посмотрели

И панамочки надели (поднять руки вверх и положить кисти на голову)

Зашагали по дорожке -

Влево ножка, вправо ножка, (дети шагают на месте)

Носом – вдох и выдох – ртом,

Воздух нам помощник в том (дети дышат носом)

Приложение 4

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ   ПО РИСОВАНИЮ

1.Держим кисточку вот так,
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо, влево ,вверх и вниз
Побежала наша кисть
Закружилась как волчок
За тычком идет тычок.

2. Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу

3.Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Затем руки я помою…
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу!

4 Чтоб красиво рисовать
Надо с пальцами играть
Вот- большой ,вот этот –средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик-малышок.

5 Мы сегодня маляры,
Будем красить потолки.
Вверх и вниз скользит рука,
Стала кисточкой она

Приложение 5

План работы с педагогами.

Группа

Форма

Тема

Старшая группа

Практикум для воспитателей

« Волшебные картинки»

Открытое занятие

« Зимний сказочный лес»

Открытое занятие

« Морское царство»

Открытое занятие

« Разноцветные бабочки»

Краткий план работы с родителями.

Группа

Форма

Тема

Старшая группа

Выставка работ

для родителей

«Удивительные превращения»

Консультация

«Чем можно рисовать?»

Беседа с родителями

«Нетрадиционное рисование»

Выставка работ

 родителей с

детьми

« Волшебные картинки» (граттаж)

Приложение 6

Беседа с родителями. « Нетрадиционное рисование »

Старшая группа.

ПЛАН.

Вопросы для беседы.

1.   Как часто вы занимаетесь с детьми рисованием.

2.   В какое время в течение дня вы занимаетесь с детьми.

3.  Какие материалы вы используете для рисования с детьми.

4.   Какие темы для рисования вы выбираете.

5.   Как изменились ваши взгляды на тему нетрадиционного рисования с детьми в домашних условиях.

6.  Как вы считаете есть ли у вашего ребенка творческие способности. В чем это проявляется.

7.   Что непосредственно вы предпринимаете для их развития.

8.  Какие способы нетрадиционного рисования используют ваши дети дома.

9.  Вызывает ли это у вас чувства (восхищения, раздражения, гордости, радости за то, что хоть чем-то занят, гнева за испачканную одежду и др.)

Практическая часть.

1.   Показ детских работ, выполненных в нетрадиционной технике. Монотипия .

Кляксография,

Рисование по мокрому.

Коллаж.

Рисование пластилином.

Рисование свечей.

2.  Показ приемов нетрадиционного рисования, используемых в работе с детьми 4-5 лет.

3.  Краткая консультация о работе с детьми в нетрадиционной технике рисования.

1.  Какие материалы можно использовать в работе с детьми дома.

2.   Развитие фантазии и творчества в работе с детьми.

3.   Хранение и использование детских работ.

4. Выставка детских работ выполненных в технике граттажа «Золотая осень»

Приложение 7

Педагогический практикум для воспитателей.

«Волшебные картинки»

Цель:

Обогатить знания воспитателей о нетрадиционных способах рисования в процессе работы с детьми. Практически помочь овладеть новыми технологиями нетрадиционного рисования. Материал:

Наборы различных красок, пластилин, тычки, перья, трубочки, печатки, бумага и ткань различного качества, заточенные палочки, парафин. Готовые детские работы.

Теоретическая часть:

1.Бесседа:

•    Нужны ли, по вашему мнению, занятия нетрадиционным рисованием в МБДОУ

•    В какой форме они должны проходить.

•    Какие виды нетрадиционного рисования вы знаете.

•    Какие виды нетрадиционного рисования вы используете в своей работе.

•    Какие материалы вы используете на занятиях по изодеятельности кроме традиционных..

•    Какие физические и психические процессы развиваются у детей во время нетрадиционного рисования.

•    Где еще, кроме занятий по изодеятельности можно использовать приемы нетрадиционного рисования.

2. Представление новинок литературы по данной теме:

«Цветные ладошки» И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность» Н.Ф. Штейнм «Обруч» периодическое издание №6 1999г. «Рисунки спрятаны в пальчиках» Н.В. Дубровская «Воспитатель ДОУ» периодическое издание №1 2009г. «Коллекция идей» подборка журнальных изданий за 2009г.

3, Представление выставки детских работ « Золотая осень» выполненных в нетрадиционной форме рисования.

Практические задания:

1. Выполнение педагогами работ нетрадиционного рисования по жребию

•    Кляксографии

•    Оттиск пробкой

•    Монотипии

•    Рисование пластилином

•    Коллаж

•    Граттаж

•    Рисование красками без кисти, используя подручный материал

•    Тычкование

•    Рисование на мокрой бумаге

•  Набрызг

•  Рисование руками

•  Рисование на ткани

2. Представление воспитателями своих работ, рекламирование своего способа рисования ( в чем преимущество ).

Приложение 8

Список литературы

  •  «Рисую штрихом» Грек В. А. 1992г.
  •   «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» Утробина К. К. 2007г.
  • «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» Лебедева Е. Н. 2004г. М.
  • «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» Утробина К.К., Утробин Г.Ф.
  • «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева .
  • «Волшебные ладошки», «Волшебные краски» О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко. «Увлекательное рисование методом тычка»
  •  К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин .
  • «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности» А. М. Страунинг.
  • Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа «Праздник разноцветных бантиков» Сценарий проведения игровой программы "Праздник разноцветных бантиков".

Предлагаю игровую программу для детей старшего дошкольного возраста "Праздник разноцветных бантиков"...

Презентация "Мы открываем разноцветный мир"

В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, соверше...

Буклет для родителей «Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир.»

quot;Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир."Семейное чтение - это атмосфра, которую вы создаетедля своего ребенка.  А книга подобраная согласно возрасту поможет  вам вме...

Открывая книгу-открываем мир!

Формирование читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ в условиях ГКН....

Сценарий мероприятия для детей «Открывая книгу - открываю мир»

Сегодняшние дети самые счастливые.  В библиотеках каких только книг нет. Нужно лишь иметь желание читать. Чтение помогает нам лучше познать окружающий мир и себя. Потому что книга учит ...

«Открывая книгу – открываем мир».

Тема: «Читаем сказку Курочка Ряба»...