Дополнительная общеобразовательная программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "Разноцветный мир"
методическая разработка по рисованию на тему

Лапина Эльвира Станиславовна

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netrad.risovanie_raznotsv.mir_ispravlennoe.docx47.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     

 

Дополнительная общеобразовательная программа

  по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Разноцветный мир»

Возраст детей: 5-7 лет

 Составитель:

Лапина Э.С .

                                                   

г. Нефтекамск, 2016г.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Условия реализации программ

3. Этапы реализации программы

4. Оценка эффективности освоения программы

5. Перспективное планирование

Список литературы

Приложения

1.Пояснительная записка

 

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Многие педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей.

Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, « встряхивают», и обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность

становится всё более свободной, радостной и успешной!

 

       Новизна настоящей программы заключается в том, что использование

данной техники ещё не получило достаточно широкого распространения и не «укоренилось», данные техники являются скорее экспериментальными.

Педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен  в современных образовательных программах. В способах изображения   нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость.

         Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умений и    способностей ребёнка. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы: карандаши- восковые, масляные; краски- витражные, перламутровые, акриловые.  Очень интересно рисовать на песке, бересте, природном камне угольком, птичьим пёрышком, шишкой, верёвочкой.

       Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами

искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят

такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность,

позволяющие самореализовываться в различных видах и формах

художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность,

скованность.

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственно творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Рабочая программа    составлена на основе обязательного минимума содержания  федерального компонента государственного стандарта, на основе авторской программы И. А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4 – 7 лет «Цветные ладошки».

Цель программы:

Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие

фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного

возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам

изображения с использованием различных материалов;

  • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
  • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • формировать умение оценивать созданные изображения;

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,

иллюстраций: (обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов);

  • развивать творческие способности детей;
  • развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов
  • развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки

сотрудничества.

  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  • воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание;
  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
  • воспитывать нравственные качества, а именно терпимость доброжелательности по отношению к окружающим
  • воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его. 

Работа по программе придерживается общедидактических и частно методических принципов и методов обучения, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

  • Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
  • Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • Принцип сознательности и активности- обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям
  • Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Исходя из возрастных, психолого-педагогических особенностях детей старшего дошкольного возраста программа рассчитана на двухлетний срок обучения.

Занятия  проводятся с октября по апрель включительно один раз в неделю по одному учебному часу, во второй половине дня.  

Отбор детей проводится в соответствии с желанием родителей и индивидуальными особенностями детей.

Диагностические периоды – сентябрь, май. Кроме того, подводятся промежуточные итоги в течение года.

Длительность одного учебного часа: 25- 30 минут.

Материалы и оборудование:

- Наборы  разнофактурной бумаги, ткани.

- Дополнительный  материал  ( природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительный  материал.

- Инструменты для художественного творчества.

Методическое обеспечение программы.

Руководитель кружка использует в своей работе нетрадиционные техники

  • оттиск печатками из овощей;
  • рисование пластилином;
  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография;
  • монотопия;
  • отмывка;
  •  вливание цвета в цвет;
  • выдувание;
  • печать по трафарету.
  • рисование мыльными пузырями;
  • волшебные нитки
  • граттаж.

3. СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Скульптор», «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия.

Приемы и методы, используемые на занятиях изо кружка:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
  • Практические – упражнения, игр методы,
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Формы организации деятельности:

- групповая;

- индивидуальная.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в ДОУ и т.д.

Сотрудничество с родителями:

  • помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка;
  • анкетирование родителей;
  • совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ;
  • оформление фотоальбома кружка « Разноцветный мир»;
  • участие в викторинах и конкурсах.

Работа с педагогами:

  • консультации для педагогов;
  • выступления на педагогических советах, методических объединениях;
  • мастер- класс для педагогов « Нетрадиционные изобразительные технологии»

Ожидаемые результаты:

  • 1.Желание и умения детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
  • 2.Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
  • 3.Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно - двигательной координации.
  • 4.Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.

4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Методы и приёмы диагностики

       Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.

Использовались разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При общении с детьми использовался демократичный стиль общения, который позволял создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применялись мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, учитывалось их настроение, активность, умение пользоваться материалами и инструментами, умение применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Цель проведения диагностики:

  1. Выявить уровень художественного развития детей
  2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Обследование проводилось по следующим направлениям:

  1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
  2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
  3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
  4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

Методика проведения:

  • Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
  • На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
  • Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
  • По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.(см. Приложение 2)

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник:

Низкий (1 балл)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • не достаточно освоены технические навыки и умения.

Средний (2 балла)

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользуется материалами и инструментами
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность.

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • умеет создать яркий нарядный узор
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
  • может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста).

5. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Сентябрь

1

«Весёлая красочка»

«Отмывка» или тонирование одним цветом.

Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью

2

Осенние деревья

Рисунки из ладошек

Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление.

3

Осенний парк

Кляксография. Набрызг

Познакомить техникой рисования «Цветные кляксы» Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

4

Осеннее разноцветье

Печатание листьями

Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья.

Октябрь

5

Дерево

Акварель +соль

Познакомить детей дошкольного возраста с техникой рисования с помощью соли и акварельных красок. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

6

Краски осени

Рисование ватными палочками

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

7

Волшебные кристаллы

акварель + целлофановый пакет.

Формировать умения рисовать с помощью акварели и целлофанового пакета с эффектом кристаллов. Развивать творческую активность и воображение.

8

Расписная тарелочка

Рисование пальчиками

Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Ноябрь

9

Пудель

Скатывание бумажных салфеток

Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Совершенствовать в данной технике умения.

10

Звезды и луна

Торцевание

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

11

Первые снежинки

Рисование манной крупой

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение

12

Мороженое

Рисование мыльными пузырями

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

Декабрь

13

Витражная роспись

Рисование восковыми мелками и акварелью

Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки.

14

Украшаем валенок Деда Мороза

Торцевание

Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

15

Снежинка

Контурное торцевание

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Совершенствовать в данной технике умения.

16

В лесу родилась елочка

Рисование восковыми мелками и акварелью

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Январь

17

Украшаем камешки

Рисование на камнях гуашью

Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать кистью и гуашью, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

18

Подводный мир

Рисование мыльными пузырями

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

19

Веселый жираф

Рисование ладошкой

Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие.

Февраль

20

Зимние пейзажи

Рисование манной крупой

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

21

Подарок для папы

Контурное торцевание

Совершенствовать в данной технике умения.

22

Любимый узор

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка).

23

Незабудки

Рисование ватными палочками

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Март

24

Цветы

Оттиск штампом

Рисование пальчиками

Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет.

25

Кошечка

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

26

Половодье в лесу

Монотипия

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

27

Рисуем планету

Рисование манной крупой и акварельными красками

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Апрель

28

Цветочек Аленький

Витражная роспись

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

29

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

30

Веточка сакуры

Кляксография. Рисование ватными палочками

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

31

Цветы

Монотипия

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью

Май

32

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрад. техниках.

 

Литература:

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2006.

5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

7. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

8. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

9. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2008. – 108с.

11. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 6-7 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2014г.

12. И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет». – Карапуз-Дидактика, Москва-2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Aвторская программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»

Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования....

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...

Программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. «Фантазёры»

Из опыта работы с детьми, считаю, что 4-5 летние дети очень склонны к экспериментированию, в то же время им иногда не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. У них уже есть на...

Программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Ве...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Фантазёры» (5-7 лет)

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координац...

Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Радужный мир»

laquo;Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное...