КОНСПЕКТ (художественно - эстетическое развитие)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Едиханова Рамиля Мансуровна

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ  

ТЕМА: « нежно-голубое чудо - гжель »

образовательная область 

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gzhel_edihanova.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ  

ТЕМА: « НЕЖНО-ГОЛУБОЕ ЧУДО - ГЖЕЛЬ »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

                               Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Организационно-методическая информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной деятельности

Нежно-голубое чудо-Гжель

Согласно ФГОС ДО

2.

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

3.

Виды деятельности детей

Игровая, коммуникативная (беседа), трудовая (организация своего рабочего места), познавательная (знакомство с традициями русского народа, продуктивная (роспись посуды), музыкально-художественная (слушание музыки П. Чайковского «Времена года. Октябрь»), восприятие художественной литературы (рассказ воспитателя «Нежно-голубое чудо – Гжель»), практическая(роспись изделий)

Согласно ФГОС ДО

4.

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

-рассказывание сказки «Нежно-голубое чудо-Гжель»,

-беседа (история возникновения изделий, отличительные особенности росписи, приемы работы)

-рассматривание изделий мастеров

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

-проблемная ситуация ( незавершенная сервировка стола);

-наглядность, обследование ( просмотр презентации, рассматривание изделий, открыток, картинок с изображением росписи)

4.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Практический метод (роспись изделий)

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества: сервировка стола, приготовление своего рабочего места, самостоятельная роспись изделий), познавательное развитие (формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве русского народа: гжельской росписи), речевое развитие (обогащение активного словаря детей: названия элементов узора гжельских мастеров), физическое развитие (формирование полезных привычек: аккуратность в работе).

Согласно ФГОС ДО

4.

Возрастная группа:

Подготовительная к школе группа

5.

Цель:

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

6.

Задачи:

6.1

  • Приобщать ребенка к истокам народного искусства;
  • Формировать эстетический вкус у детей;
  • Развивать умение выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях;

6.2

  • Развивать художественно-творческие способностей у детей, фантазию детей;
  • Расширять знания детей о художественном промысле;
  • Развивать мелкую моторику рук детей;

6.3

  • Воспитывать уважение к народным мастерам
  • Воспитывать интерес к  изучению народных промыслов

7.

Планируемые результаты:              

7.1

Сформирован постоянный интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях народного искусства, ребенок испытывает радость от встречи с ним.

7.2

Способен самостоятельно использовать средства выразительности, навыки, умения для создания выразительного образа

7.3

Испытывает потребность в самостоятельной художественно-творческой деятельности по мотивам изделий гжельских мастеров

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 На полочках расставлены изделия гжельских мастеров (посуда: чайник, чашки, сахарница, молочник);  на мольбертах картинки с изображением изделий народного промысла и росписи; на столах приготовлены материалы для росписи (белые глиняные тарелочки, кисти, синяя гуашь, вода, салфетки); на стульчиках развешаны фартучки, расписанные «под гжель»; презентация на проекторе.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание иллюстраций в книгах «Синие цветы Гжели» Н. Сурьянинова, «Сказочная Гжель» Ю. Дорожина, изделий гжельских мастеров, открыток; знакомство с элементами росписи; дидактические игры по декоративно-прикладному искусству: «Домино», «Лото», «Найди пару»

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

3 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Презентация из слайдов с изображением тумана, города в туманной дымке, городка Гжель, в сопровождении музыки и рассказа воспитателя.

Рассказывание воспитателем сказки «Нежно-голубое чудо-Гжель»

Дети располагаются перед экраном.

1.2

Мотивация деятельности детей

Беседа по сказке                                                                          Воспитатель предлагает детям накрыть стол к чаю гжельской посудой - необычный чайный сервиз: только чайник и чашки украшены гжельским цветком, а блюдца сервиза белые.

Дети подходят к полочкам, на которых стоят изделия гжельских мастеров

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками.

II.

Основная часть:

20 мин.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

-показ демонстрационных изображений элементов Гжели

(широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

Перемещение детей к мольбертам, на которых картинки с изображением изделий народного промысла и росписи

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Рассматривание  изделий – чайный сервиз .

Беседа  

Разбор этапов выполнения работы

• Серединка цветка.

• Лепестки-капельки.

-Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно)

• Бордюр. (волнистая линия с точками)

Уточнение  приёмов рисования :

  1. Особый приём, отличающий гжельскую роспись, «растяжение цвета», от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с внутренней стороны лепестка
  2.  сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок.

Дети готовят свое рабочее место для рисования: берут гуашь, кисти, салфетки и блюдца; надевают фартуки

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Роспись посуды детьми.

Рассматривание результатов самостоятельной деятельности детей, обсуждение разнообразия детских росписей

Размещение детей за столами для росписи посуды.

Индивидуальная помощь детям.

III.

Заключительная часть

2 мин

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Обсуждение  процесса и результатов деятельности по росписи посуды (какие знания помогли расписать блюдца, сравнить элементы росписи детей и росписи на посуде гжельских мастеров,  как этот материал может быть использован каждым ребенком).

Размещение готовых работ на столе, накрытом к чаю; изучение детьми результатов деятельности

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Украшение детьми собственных глиняных поделок

В самостоятельной изобразительной деятельности детей (лепке и рисовании)

4.2

Организация выставки детских работ

Определение места для выставки, предоставление детям возможности расставить работы по своему желанию, дополняя красивыми салфетками, скатертью, посудой гжельских мастеров, (например сервировка стола к празднику)

Обеспечивается участие каждого ребенка в дизайнерской деятельности.

                                                                                Литература:

1.

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. /под ред. Неменского Б.М. – Издательство «Просвещение», 2011. – 208с.

2.

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013. – 152с.

3.

Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. / под ред.Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.


                                                                                Приложение

               Сказка «Нежно-голубое чудо - Гжель»

«В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Думали –думали какой краской расписать свою посуду. Помог им в этом туман. Утром встали мастера и увидели, как прекрасен их городок, окутанный синим туманом. Так и стали мастера расписывать посуду синей краской. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо». По сей день стоит городок Гжель. И до сих пор мастера изготовляют посуду.»

Беседа по сказке.

 -Понравилась вам сине-голубая сказка?

-О каком промысле эта сказка?

-Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

(из глины)

-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)

- Каким узором украшают мастера свои изделия?

-Какие изделия делали мастера из глины?

(посуда, различные фигурки)

Беседа при рассматривании чайного сервиза.

 -Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком, а блюдца сервиза белые. Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками.

(дети выбирают посуду и садятся за столы)

-Узор на всех предметах должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике

-Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)

-Где расположен цветок? (в середине, на одной стороне посуды)

-Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)

-На что похожи лепестки цветка? (на капельку)

-Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.

-Капелька – один из любимых элементов Гжели.


                                                                                   

                                                                                

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Художественно-эстетическое развитие" ( с элементами аппликации)

рисование  нетрадиционным  методом-смятая  бумага  с  элементами  аппликации....

План - конспект художественно - эстетическое развитие "Элементы хохломской росписи" в подготовительной к школе группе

Художественно  - эстетическое развитие "Элементы хохломской росписи" в подготовительной к школе группе...

Конспект Художественно-эстетическое развитие«Уточка»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностив области «Художественно-эстетическое развитие»с детьми второй младшей группыПо теме : «Уточка»...

«Кулинарное путешествие по странам мира» Конспект художественно-эстетического развития

Цель:Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию.Задачи:Образовательные задачи:Познакомить детей с кулинарными традициями народов мира;Формиров...

Конспект "Художественно -эстетическое развитие"

Программное содержание:воспитывать интерес к творчеству мастеров родного края;способствовать развитию коррекции пальцев рук и сенсорных способностей;закреплять знание детей о Владимирской росписи;Демо...

Конспект художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительной к школе группе. Тема: «Новогодние игрушки»

Конспект художественно-эстетическому развитию  с детьми подготовительной к школе группе.Тема: «Новогодние игрушки»...