Средства педагогического воздействия на занятиях по изобразительному искусству.
консультация по рисованию на тему

Шаповалова Валентина Петровна

 Выразительность детского рисунка во многом зависит от эмоциональной атмосферы на занятии, от создания творческой среды. В статье представлены  приёмы работы, применяемые в процессе организации художественного восприятия произведений изобразительного искусства, нацелены на то, чтобы создать ситуацию переживания    образного смысла, дать представления о выразительности произведения в единстве его формы и содержания.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно- оздоровительного  развития воспитанников  №24 «Искорки»

Средства педагогического воздействия на занятиях по изобразительному искусству.

                                                                   Подготовила:

                                                                        Шаповалова Валентина Петровна,

                                                                        воспитатель высшей категории

                                                   г. Зеленогорск

 

   Средства педагогического воздействия на занятиях по изобразительному искусству.

 Способность  детей  отражать в своих рисунках видимый ими  мир находится в прямой зависимости от развития их  представлений об окружающей действительности.   Большую роль в процессе художественного  воспитания  детей играет  художественное восприятие.  Педагогически организованные процессы наблюдения, созерцания и восприятия должны способствовать накоплению у детей целостных представлений о мире. Создавая своё художественное произведение – сюжетно – композиционную канву занятия по изобразительному искусству,  педагог   незаметно формирует общность впечатлений. Меняя интонацию голоса, используя приёмы драматизации, педагог – актёр умело «погружает» воспитанников  в ситуацию, помогающую им прочувствовать ключевую идею занятия.  Вовлекая детей в творческий процесс (созерцание, сопереживание, созидание, общение и т.д.) в интересных для каждого возраста формах, воспитатель приобщает воспитанников к художественному наследию, обогащает их опыт культурой, «насыщает» искусством.   Воспитатель играет ведущую роль в деле художественного воспитания. Образная  и выразительная речь  педагога, умелое использование элементов театрализации, «задушевное общение» - всё это  способствует созданию той особой эмоциональной атмосферы, которая создаёт благодатные условия для зарождения у детей первичных представлений о своей будущей работе.  Педагог, преподающий искусство, должен владеть словом.   Справедливо заметила по этому поводу Н.П.Сакулина:  «слово, сказанное воспитателем – наставником, для детей является «пусковым сигналом» и призывом к изобразительному творчеству; слово вызывает веер ассоциаций, организует эмоции, помогает осознать характер и тончайшие оттенки явлений».   Создавая условия для рассматривания явлений и объектов действительности, педагогу следует  активизировать процесс восприятия  новой зрительной информации.   Внимание ребёнка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектами. Если процесс смотрения не доставляет ему удовольствия или наслаждения, то и предмет, попавший в поле его внимания, перестаёт быть для него интересным.   Удивление, возникающее у малыша во время рассматривания, стимулирует активность восприятия.    Для активизации процесса  восприятия, используем метод сравнений и сопоставлений реального объекта с нереальным,  сравнение объектов природы с их изображением,  ситуацию «мнимого присутствия»(например, представьте, что вы оказались в этом месте, что бы  вы увидели),  поездки, экскурсии,  занятия на природе,  посещение музеев,  использование музыкальных произведений, диалоговую форму общения, подбор зрительного ряда (комплект наглядных пособий),  образную  речь, художественное слово, загадки, эвристические игры, привлечение сказочных героев, соревнования(«Кто больше увидит и назовёт цветовых оттенков», «Кто больше придумает загадок к  произведению», «Кто придумает самое интересное название к произведению»).

Выразительность детского рисунка во многом зависит от эмоциональной атмосферы на занятии, от создания творческой среды. Современное образование предполагает использование ИКТ. ИКТ позволяет организовать путешествия по художественным музеям, рассмотреть фрагменты произведений.  Воспитатель имеет возможность создать подборку презентаций по основным разделам изобразительного искусства,  привлекать на занятия музыкальные и литературные образы, возможности мультикации и кино. Современные технологии позволяют создать виртуальные выставки детского рисунка, вводить сочинённые детьми литературные образы и рисунки в презентации, виртуальные журналы и газеты.  Фактором,  организующим и стимулирующим  детское внимание и деятельность, является применение кукол.  Применение кукол – это «путь к душе ребёнка», одно из средств доверительного общения. Применение кукол помогает ребёнку вступить в контакт,  заинтересоваться  происходящим,  настроить  свою  деятельность на продуктивные виды творчества. Для дошкольного возраста наиболее благоприятна сказочно – игровая форма общения.  Приёмы работы, применяемые в процессе организации художественного восприятия произведений изобразительного искусства, нацелены на то, чтобы создать ситуацию переживания    образного смысла, дать представления о выразительности произведения в единстве его формы и содержания. Неформальное (неравнодушное) восприятие и анализ произведения стимулируют детей на создание оригинального выразительного творческого продукта. Чувственная реакция в процессе восприятия произведения -  эстетическое отношение – это показатель  неравнодушного созерцания ребёнком произведения, первый шаг к формированию адекватного суждения о выразительных средствах искусства.  Приобретённый опыт  эстетического переживания и эстетического отношения – опыт «насмотренности» - окажет благотворное влияние на становление и развитие в ребёнке авторской позиции творца: зрителя, ценителя и критика искусства, художника.

Используемая литература:

  1. Копцева Т.А. «Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России» - Москва. Альтекс, 2006 г.
  2. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» - Москва, Просвещение, 1982 г.
  3. Флерина Е.А. «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» - Москва, 1999 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по изобразительному искусству и окружающему миру в средней группе.

Занятие проводится в игровой форме, что так актуально в настоящее время, когда введена новая программа в рамках ФГТ...

Консультация для воспитателей ДОУ "Использование проектного метода на занятиях по изобразительному искусству"

В консультации раскрываются особенности использования проектного метода на занятиях по изобразительному искусству....

"Использование опыта семейного воспитания как средства педагогического воздействия на родителей воспитанников"

1«Использование опыта семейного воспитания как средства педагогического воздействия на родителей воспитанников» В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность....

Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности

Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....

педагогический проект по нетрадиционной технике изобразительного искусства "Пластилинка"

 Пластилинография — это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальн...