Игра как средство педагогического воздействия в образовательной деятельности по изобразительному искусству.
консультация по рисованию на тему

Шаповалова Валентина Петровна

О роли игр в эстетическом формировании личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому   развитию  детей   №24 «Искорки»

 Игра как средство педагогического воздействия в образовательной деятельности по изобразительному искусству.

 

                                                                   Подготовила:

                                                                        Шаповалова Валентина Петровна,

                                                                        воспитатель высшей категории

                                                   г. Зеленогорск

 

С самых древних  начал цивилизации игра  является контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.  Игра как «прообраз» жизни, способна обучать, развивать, воспитывать, социализировать, радовать и т. д.  Для детей игра – продолжение жизни, она несёт удовольствие и радость, через игру ребёнок становится совершеннее.  Английский исследователь Г. Рид утверждал:  «… Игра есть, прежде всего, вид неформальной деятельности, способной превращаться в художественную деятельность и, таким образом, оказывать влияние на органическое развитие ребёнка».    При помощи игр можно обучать маленького человека, давать ему представления о форме, цвете, величине и т. д.  Организация игровой деятельности в процессе освоения изобразительными материалами и техниками может рассматриваться как один из механизмов формирования эстетической и художественной культуры дошкольника.   Организованные игровые ситуации и игры «Мастерская художника»,  «Выставка», «Экскурсия» являются творческими, поскольку  продуктивны. Маленький  рисовальщик не просто берёт на себя роль художника, но и выполняет уникальную работу, решая художественно – творческие задачи: создай, посмотри, вырази отношение, выдели главное и т. д.    Таким образом, игра в художника способствует образному отражению дошкольником действительности, принятию и сохранению им художественного опыта.   Играя, ребёнок постигает азбуку изобразительного искусства; смешивая краски, рисуя, создавая поделки из пластилина, ребёнок преодолевает сопротивление материала и создаёт творческий продукт.  Игра позволяет ребёнку сделать ошибку, продолжить поиск,   достигать результата.   Роль игр в эстетическом формировании личности велика.   Образование через искусство, использование театральных технологий, основ актёрского мастерства, приёмов драматизации, пантомимы, уподобление, эмпатии на занятиях изобразительным искусством являются действенными методами работы с дошкольниками, способствующими самореализации личности ребёнка.

Психологи рассматривают игру не только как средство познания ребёнка, проявления, распознания и раскрытия его потенциальных возможностей, но и как средство коррекции развития психических и нравственных качеств.   Детские игры, нацеленные на психокоррекцию,  носят название арттерапии. Терапия искусством (арттерапия) является средством психокоррекции.  Программа по арттерапии включает  игры по разным  видам изобразительного искусства: живопись, графика, архитектура, декоративно – прикладное искусство.  

Раздел «Живопись» основан на играх с цветом. Игра «Цветные кубики» позволяет воспитателю выявить степень детской тревожности.   Ребёнку предлагается выбрать самый красивый цвет, а затем подобрать к нему друзей (другие цвета).  Для изучения  цветовых оттенков, ребёнку предлагается порисовать мелками, а затем выбрать самый красивый.   Выбрать ему друга и нарисовать красивый цветок.   Сам процесс изображения любимыми цветами вызывает у детей наслаждение и удовольствие, гармонизирует их эмоциональное состояние, избавляет от тревожности.  

Игры в разделе «Скульптура» основываются на моделировании объёма.  Например, перед лепкой птиц детям предлагают поиграть в игру «Лепим скульптуру», где ребёнок, играющий роль скульптора, при помощи пластики  тела другого ребёнка (глина) старается показать  характер птицы.

 Игры, объединённые в раздел «Архитектура», многогранны.   Ребёнок пластикой своего тела,  при помощи выразительных средств пантомимы, обыгрывает образ здания, деталей.   В играх можно использовать предметы – заменители.  

Раздел «Декоративно – прикладное искусство»  основывается на выразительных возможностях декоративной композиции и узора: симметрично и асимметрично, ритмично и неритмично, тяжёлое и лёгкое, красочное и блёклое и т. д.  Игры этого раздела развивают чувство стиля, «насмотренность» и опыт любования, которые так необходимы в практической работе.  

Раздел «Графика» выстраивается на играх, в которых используется выразительный язык графического искусства. Игры с точками, линиями, пятнами, штрихами, а также  изображение ребёнком мира при помощи этих изобразительных средств являются доступными средствами терапевтического воздействия.

Таким образом, через игру, в форме игры и средствами игры формируется интерес к изобразительной деятельности, к созидательному процессу, который приносит ребёнку удовлетворение и успех.

Используемая литература:

  1. Комарова Т.С. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» Москва, 2005;
  2. Копцева Т.А «Природа и художник» Москва, 1994 г.
  3. Флерина Е.А «Эстетическое воспитание дошкольника (под редакцией В.Н.Шацкой  Москва, 1961 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по изобразительному искусству "Пасхальное яичко"

Методическая разработка по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с народными традициями празднования Светлой Пасхи....

Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству в старшей группе."Сказочная гжель"

Материал содержит конспект итогового занятия по изучению гжели в старшей группе....

Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству “Космические фантазии”

Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству “Космические фантазии” Кляксография – это отличный способ поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Ра...

Непосредственно образовательная деятельность по изобразительному искусству

Воспитывать у детей чувство патриотизма через формирование представлений  о Вооруженных силах нашего государства, выполняющих ответственную функцию по охране границ и территории страны.Познакомит...

Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности

Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....

программа дополнительной образовательной деятельности по изобразительному искусству "Радуга"

программа дополнительной образовательной деятельности по изобразительному искусству "Радуга" с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по изобразительному искусству, развитию речи и музыке «Осенняя сказка».

Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности в области изобразительного искусства, ознакомления с окружающим миром,  музыки как средство развития творческих способностей ...