проект "Нетрадиционные способы рисования для малышей"
проект по рисованию по теме

Кожухова Анастасия Александровна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1111.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Нетрадиционные способы рисования

для малышей"


Паспорт проекта

Наименование проекта

«Нетрадиционные  способы рисования для малышей»

Составитель проекта

Воспитатель Кожухова Анастасия Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида»

Вид проекта

творческий

Цель проекта

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования

Задачи проекта

  • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами:
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Срок и этапы реализации проекта

Сентябрь 2014 – май 2015 года

I этап – подготовительный: сентябрь 2014.

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.
2. Разработка содержания проекта:
«Нетрадиционные  способы рисования для малышей»
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Социологический опрос родителей.

II этап – основной: октябрь2014 – апрель 2015г.

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий: май 2015г.

1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.
2. Презентация проекта на различных уровнях.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Воспитатель Кожухова Анастасия Александровна, педагоги, воспитанники, родители МБДОУ «Детский сад № 10»

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  • формирование у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Целевые группы проекта

Дети раннего возраста,  воспитатели, родители воспитанников.

Предполагаемые источники финансирования

Спонсорская помощь

Критерии оценки результативности проекта

Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С. по двум направлениям:

  • анализ продуктов детской деятельности;
  • выявление уровня творческого развития.

Критерии сформированности умений:

  • Передача формы
  • Строение предмета
  • Передача пропорции предмета в изображении
  • Композиция
  • Передача движения
  • Цвет

Критерии творческого развития:

  • Продуктивность
  • Разработанность образа
  •  Оригинальность
  • Качество

Введение

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения  является  изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования (смешивание  краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы  и  т.д.).
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • Знакомить детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми

Срок реализации проекта: Сентябрь 2014 – Май 2015Проект долгосрочный.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: «Художественное творчество»

Предполагаемые результаты:

  • Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия

Задачи

Подготовительный этап

сентябрь

1неделя

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Повысить компетентность педагогов.

2 неделя

Разработка содержания проекта:
«Нетрадиционные  способы рисования для малышей»

 

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

3 неделя

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Определить объем и содержание работы по проекту.

4 неделя

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

Основной этап

октябрь

1 неделя

Непосредственно образовательная деятельность «Ведерко для Елены Сергеевны».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).    

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком),
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме.
« Дождик, дождик, кап-кап-кап»

закрепляем  технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком),
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

3 неделя

Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Познакомить родителей  с основами изобразительной деятельности.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме
Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Развивать творческое воображение;
память;
мелкую моторику пальцев рук.

Ноябрь

1 неделя

Непосредственно образовательная деятельность «Наше солнышко».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).

Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

2 неделя

Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»

Продолжать знакомить родителей  с основами  рисование нетрадиционными способами

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Составь узор»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

 Мастер – класс для родителей  по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми  дошкольного возраста».

Познакомить родителей  с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования

Декабрь

1 неделя

Непосредственно образовательная деятельность «Ваза с цветами» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).

Знакомить с техникой выдувание;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме «Снеговик»

Закреплять технику нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

3 неделя

Оформление художественной выставки « Зимушка зима»

Познакомить детей с понятием «выставка»;
её назначение;
побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; 
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме «Как красива наша ёлка»

закрепляем  технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком),
активизировать словарь по лексической теме; развивать творческое воображение;
развивать мелкую моторику пальцев рук.

Январь

1 неделя

 Развлечение « Рождественский сапожок»

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме
 «Морозный узор»

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве

3 неделя

Консультация для родителей оформление в папках передвижках

Продолжать знакомить родителей  с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме                       « Разноцветные шары»

Развивать творческое воображение;
память;
мелкую моторику пальцев рук.

Февраль

1 неделя

Непосредственно образовательная деятельность «Галстук для папы»
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).    

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме
«Зимние напевы»

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами;
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Собери гусеницу »

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме «Зимний лес»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Прикладывая ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

Март

1 неделя

Непосредственная образовательная деятельность  по нетрадиционному рисованию
(пластилинография) «Русская березка».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).    

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме
Открытка для мамы
«8 Марта»

Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками;
украшая цветами открытку для мамы.
Развиваем мелкую моторику рук.

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра « Дорисуй предмет»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме
Рисование ватной палочкой
«Мячик для сестренки»

Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительныенавыки и умения.

Апрель

1 неделя

Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Волшебные свойства яблочек»
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).    

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком),
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме «Ранняя весна»

Закрепляем навык складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.
Активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

3 неделя

Оформление художественной выставки «Весна»

Побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; 
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме «Грачи прилетели»

Закреплять навыки у детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц
Развивать творческое воображение, память,
мелкую моторику пальцев рук.

Завершающий этап

май

1 неделя

Развлечение «В гостях у солнышка».

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Участие воспитанников в международном конкурсе рисунка « Мир во всем мире».

Представить опыт детей на международном конкурсе.

 

4 неделя

Оформление художественной выставки « Чудесные краски»

Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»;
её назначение;
побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; 
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
  • представление проекта «Нетрадиционные  способы рисования для малышей» на городском, областном, Всероссийском уровнях.

Мониторинг проектной деятельности

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает

  • формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака;умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм;изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
  • развитие творческого воображения.

Следовательно, диагностику овладения детьмиизобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

  • анализ продуктов детской деятельности;
  • выявление уровня творческого развития.

Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С.

Критерии сформированности умений

Критерии творческого развития

Передача формы

Продуктивность

Строение предмета

Разработанность образа

Передача пропорции предмета в изображении

Оригинальность

Композиция

Качество

Передача движения

Цвет

Результатыдиагностики овладения детьми младшей группы изобразительной деятельностью представлены в Приложении 1.

                                                   Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:

  • Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта  «Нетрадиционные  способы рисования для малышей», ориентированного на воспитанников средней возрастной группы;
  • Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
  • Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
  • Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.

Заключение

    Проект «Нетрадиционные  способы рисования для малышей» направлен на развитие творческого воображения у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварельюи другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в международном конкурсе детского рисунка «Мир во всем мире».

Список литературы.

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Т.И Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А Михайлова и др. – СПб : ООО  Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
  3. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
  4. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
  5. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
  6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер,  Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
  7. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
  8. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
  9. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
  10. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
  11. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

30 СПОСОБОВ С ПОЛЬЗОЙ ЗАНЯТЬ МАЛЫША

Советы, рекомендации......

Проект "Нетрадиционные способы рисования для малышей"

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.Для реализации цели были по...

Консультация для родителей "Малыш и папа: один способ сделать их ближе".

 Мужчины – существа нежные, но грубые, подчас очень занятые. Под внешней мужественной и строгой оболочкой прячется ранимая детская душа. Но так уж заведено, что проявление чувств в мире му...

Проект "Нетрадиционные способы рисования для малышей"

Проект"Нетрадиционные способы рисования для малышей"...

Как улучшить аппетит 2-летнего малыша: 8 простых способов.

В материале даются советы родителям о том, как улучшить аппетит малыша....

Консультация «75 способов подарить малышу счастливое детство»

Что вы можете делать с ребенком, чтобы его воспоминания о детстве были яркими и незабываемыми. Необязательно покупать дорогостоящие пособия, жертвовать своим выходным днем, выбиваться из сил и ра...