"Воспитание у дошкольников патриотизма через ознакомление с народными промыслами. Роспись юбки для барыни дымковским узором"
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему
Предлагаю вашему внриманию конспект занятия во второй младшей группе по росписи юбки барыни дымковским узором. Занятие в игровой форме помогает закрепить знания и умения детей о дымковской росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
во второй младшей группе.
Тема:
«Воспитание у дошкольников патриотизма через ознакомление с народными промыслами.
Роспись юбки для барыни дымковским узором.»
Составила:
Воспитатель 22 группы
ГБОУ Школа № 967
Калита В.А.
Москва , 2016 год
Цели и задачи:
- Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
- Продолжать развивать умение рисовать кистью и красками.
- Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
- Развивать художественный вкус.
- Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
- Учить детей выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (прямые линии, точки-горошины).
- Учить различать и называть элементы дымковской росписи: круг, кольцо, точки-горошины, прямые линии, волнистые линии.
- Повторить названия основных цветов (синий, жёлтый, красный, зелёный).
Оборудование: выставка детских работ; иллюстрации села Дымково в дымке; дымковские игрушки (подлинники): индюк, барыни, водоноска, лошадки, олень; иллюстрации с элементами росписи дымковских орнаментов; иллюстрации с дымковскими игрушками; альбом с рассказами о Дымково; гуашь; кисточки; подставки под кисточки; салфетки; клеёнки; тычок (ватные палочки – 2 шт.); ½ альбомного листа; трафареты юбок для барыни; баночки с водой.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек (подлинников) и беседы о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; рисование элементов дымковского узора; чтение стихотворений воспитателем; заучивание стихов и потешек о дымковской игрушке; создание «Мини-музея Дымковской игрушки»; рассматривание дымковских игрушек, напоминание о технике рисования, музыкальные вечера, индивидуальные объяснения и показы.
Словарь: дымковская игрушка, барыня, полоска, сверху вниз, мастера-умельцы.
Ход занятия:
- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в интересное путешествие в чудо – город. Это не город, а сказка. А что это за игрушки нас встречают? (Ответы детей.)
- Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.
Откуда же такое удивительное название?
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.
- Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и всё село было в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. (Показ картинки).
- Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
«Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубей дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось, бы узор,
Но отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят, о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
- Дымковская барыня очень нарядна. На голове – кудри, шляпки. На плечах – пышные рукава. По низу юбочки – оборки, воланы. В руках – сумочка, собачка, зонтик, коромысло … По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Посмотри, как хороша
Эта девица – душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Индюк.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона короля.
Индюк, сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная – индюк.
Водоноска.
За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Олень. Лошадки.
Через горные отроги, Кони глиняные мчатся
Через крыши деревень На подставках, что есть сил.
Краснорогий, желторогий И за хвост не удержаться,
Мчится глиняный олень. Если гриву упустил…
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
- Жила-была Барыня. Вот решила, раз Барыня поехать в гости, стала наряды свои из сундука доставать, примерять. Решила погладить юбку утюгом. Ой! (Слышится плачь Барыни.)
- И прожгла её. Вот какая дыра получилась.
(Показ иллюстрации Барыни с прожженной юбкой).
- Вот беда, так беда! Что делать? (Ответы детей).
- Отправилась Барыня на базар, новую ткань на юбку себе купить.
Пришла на базар, а там разные ткани висят на прилавке, да такие разные, что не знает Барыня, какую выбрать. (Воспитатель приглашает детей на базар, дети рассматривают ткани).
- Ребята, помогите выбрать нашей Барыне ткань на юбку. (Дети выбирают ткань на юбку Барыне).
- Все ткани хороши. Но Барыня не хочет покупать их, не те. Наша Барыня живёт в деревне Дымково, а там юбки яркие, разноцветные, с особыми узорами.
Посмотрите на эти ткани. Какие цвета красок в дымковском узоре? Назовите.
- Эта ткань украшена полосками, а эта – кружочками и кольцами, а вот эта – в клеточку (полоски рисуются сверху - вниз, слева –направо). А какие юбки из этих тканей можно сшить! Посмотрите! А наше Барыне они все не нравятся, она мечтает о полосатой юбке, расписанной сказочной радугой, да ещё с горошинками.
- Ребята, а давайте поможем Барыне расписать ткань для её юбки.
Мне хочется, чтобы вы нарисовали такую сказочную радугу, которая понравилась бы нашей Барыне, а я вам помогу.
Как вы думаете, с чего нам начать работу? (Ответы детей.)
- Правильно, мы должны нарисовать вертикальные лини-полоски. Как мы их будем рисовать? Правильно, сверху - вниз.
Показ движения в воздухе.
- А наша кисточка, ребята, любит танцевать. Она может нарисовать кружок, закружиться вместе с вьюгой, а ещё, кисточка очень любит танцевать вальс.
- Напоили кисточку водой. Лишнюю водичку удалили. Теперь кисточку окунем в баночку с краской (до начала занятия, каждый ребенок выбрал себе две баночки с желаемой краской (красную, жёлтую, зеленую или синею). Рисуем линию – полоску сверху вниз, без остановки, от верхнего края листа до нижнего. Вот и появилась первая полоска. А теперь давайте наберём краску для следующей линии. Только от первой линии нужно немного отступить, чтобы был просвет между линиями. А теперь продолжим рисовать полоски.
- Молодцы! А теперь пора немного отдохнуть.
Физкультминутка (под песню «Барыня»)
- Если ещё нарисовать полоски слева направо без остановки, от левого края листа до правого, получится другой элемент дымковской росписи – клеточка.
- Какие яркие полоски получились у вас. Давайте на полосках мы поместим горошинки. Вам помогут ватные палочки. Набираем краску и печатаем круги сверху вниз на каждой полоске.
- Молодцы! Раскладываем работы для просмотра и анализа. Накладываем на детские рисунки трафареты юбок. Барыня выбирает ткань, украшенную полосками с горошинками. Ей нравятся все юбочки, но она обращает внимание на самые аккуратные. Радуется, что теперь она может наряжаться в новую юбку каждый день.
Дымка – это чудо света.
С Дымкой можно поиграть.
С Дымкой можно поболтать.
Мы о Дымке много знаем,
Но не знаем мы того,
Что у Дымково народа,
Не игрушки – волшебство.
И олени, и лошадки,
Петухи и индюки,
Барышни и няньки,
Кавалеры – молодцы.
Все они пришли к нам в гости
Посмотреть какие мы!
Список литературы:
- И.Я.Богуславская. Дымковская игрушка. Издательство «Художник РСФСР». 1988год.
- Г.А.Величкина, Т.Я.Шпикалова. Дымковская игрушка. Издательство «Мозаика- Синтез». 2009 год.
- Н.В.Дубровская. Дымковская игрушка. Издательство «Карапуз». 2002год.
- Л.В.Дьяконов. Дымковские глиняные расписные игрушки. Издательство «Художник РСФСР». 1965 год.
- В.Крупин. В Дымковской слободе. Издательство « Малыш». 1989год.
- И.А.Лыкова. Дымковская игрушка. Издательство «Карапуз». 2010 год.
- В.В.Малова. Конспекты занятий по художественному воспитанию дошкольников.
- О.С.Попова, Н.И.Каплан. Русская народная игрушка. Издательство «Мозаика-синтез». 2007 год.
- П.Синявский. Стихотворения о дымковских игрушках. Издательство «Просвещение». 2002 год.
- О.А.Скоролупова. Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народным декоративно-прикладным искусством. Издательство « М.Скрипторий, 2000». 2003 год.
- В.Фофанов. Народное творчество. Потешки. Издательство «Просвещение». 2000 год.
- Н.Б.Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Издательство «Просвещение». 1984 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»
Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...
Дидактическая игра с использованием интерактивного оборудования «Приобщение старших дошкольников к труду через ознакомление с народными промыслами родного края»
Цель: Способствовать формированию представлений старших дошкольников о народных промыслах родного края....
План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России».
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России – гончарным ремеслом.
Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою ст...
Презентация проекта «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России"
laquo;Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами РоссииАктуальность проекта: Обусловлена большой значимостью воспитания духовно -нравственных...
план по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами"
план по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами"...